Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Волосков Сергей Алексеевич, преподаватель, Замиралов Антон Алексеевич, студент, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, г. Ишим (Тюменская обл.) за работу «Военно-патриотические организации и объединения молодежи и их р

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Военно-патриотические организации и объединения молодежи и их роль в противодействии экстремизму и терроризму

В современной Россииэкстремизм и терроризм представляют серьезную угрозу национальной безопасности. Всестороннее изучение проблемы противодействия терроризму показывает, что результаты в этой работе могут быть достигнуты только при консолидации усилий всех ветвей законодательной и исполнительной власти, силовых структур и ведомств, местных органов самоуправления, руководителей всех уровней.

В связи с изменениями, произошедшими в обществе, сломом старой идеологической системы, работающей на воспитание советского человека, отсутствием вообще какой-либо воспитательно-патриотической системы в переходный период, можно предположить, что работа по привитию патриотических чувств и долга у молодого поколения россиян была ослаблена в значительной мере. Но в законах развития общества нет места вакууму. В результате стали появляться наряду с традиционными религиозными культурами разного рода псевдорелигии и течения, навязывающие свою субкультуру, зачастую не вписывающуюся в существующие каноны общества и даже  противоречащую им. Все это дало толчок к зарождению и развитию экстремистских настроений в молодежной среде, отрицанию духовной нравственности к служению отечеству. А с течением времени породило условия для развития терроризма. В этих условиях здоровая часть общества стала инициировать создание военно-патриотических клубов, как основы для формирования методов и методик работы с подрастающим поколением в новых социально-экономических и политических условиях. Однако следует констатировать, что нет единого подхода и соответствующей методической базы для военно-патриотических клубов и кадетских классов,  призванных формировать духовно-нравственный иммунитет к экстремизму и терроризму.

К основным проблемам военно-патриотического воспитания молодежи в современной России следует отнести:

- отсутствие единой научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма, других важнейших ценностей и качеств у подрастающего поколения, которая могла бы стать основой новой системы воспитания различных категорий молодежи, формирования у нее готовности к полноценной жизни в обществе и к самореализации в разных сферах деятельности на благо Отечества, особенно связанных с обеспечением безопасности российских граждан;

- сложность и масштабность данной проблемы, которая обуславливается необходимостью  решения задач по осуществлению постоянной координации и тесному взаимодействию целого ряда социальных и государственных институтов, организаций, объединений, органов местного самоуправления, имеющих отношение к воспитанию подрастающего поколения, обеспечению военной безопасности РФ;

- ориентацией на новые подходы и проблемы военно-патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных, социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах обеспечения военной безопасности РФ, развития и укрепления Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

В настоящее время актуальность и востребованность именно военно-патриотического воспитания,как специфического направления патриотического воспитания предопределена:

- во-первых, сложной военно-политической обстановки в мире и вокруг России, появления новых угроз ее национальной и военной безопасности, возможности возникновения вооруженных конфликтов с ее участием. В качестве примеров можно привести события 2008 года, когда грузинская армия спровоцировала вооруженный конфликт по дестабилизации обстановки на южных границах Российской Федерации, а с 1994 года украинская националистическая партия УНА-УНСО готовила наемников в Чечню, эмиссаров для пропаганды ультранационалистических взглядов на территории России;

- во-вторых, значительное ослабление после развала СССР уровня военной безопасности, дееспособности Вооруженных Сил, их статуса и престижа в российском обществе, морально-психологического состояния военнослужащих, их готовности к защите Отечества;

- в-третьих, значительное возрастание роли и значения заблаговременной подготовки к военной службе молодежи допризывного возраста, вызванное резким сокращением ее продолжительности (до одного года);

в-четвертых, безуспешность и бесперспективность попыток найти в течение длительного времени альтернативное военно-патриотическому воспитанию направление в патриотическом воспитании в условиях так называемой «модернизации» воспитания, образования и других институтов, формирующих современную молодежь.

В современных условиях некоторые политические партии, общественные организации и объединения ставят перед собой весьма различающиеся цели, в соответствии с которыми они определяют и ориентиры воспитания подрастающих поколений. Нередко эти цели вступают в противоречие с целями государственной системы образования, культуры, информационной, молодежной  политики и др. Характеризуясь политическими и идеологическими пристрастиями, чрезмерной корпоративностью и региональностью интересов, эти партии, движения, организации стремятся задать молодежи такие ценности и ориентиры, которые соответствуют их задачам, рассматривают молодых людей как средство их достижения, забывая при этом о судьбе подрастающего поколения России в целом. На территории Тюменской области, и в Ишимском районе в молодежной среде нашли поддержку религиозные организации и партии. Готы, эмо, скинхеды, которые поддерживают идеологию движения, при этом открыто не проявляют себя (прекрасный материал для подготовки террористов). В последнее время происходит мусульманизация (в основном русскоязычного) населения и направление их на учебу в Египет, Пакистан и Саудовскую Аравию, туда, где сильно влияние радикального ислама. Активизируют свою деятельность  Таблиг-Джамат, Хизбудтахри Аль Ислами, структуры Аль-Каиды.

В этих условиях, несомненно, возрастает роль воспитания молодежи на общепринятых традициях и ценностях.Государственная стратегия Российской державы должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие своего народа. Вся героическая и драматическая история Руси, России, ее величайшая культура, традиции, лучшие нравственные силы нашего народа представляют собой многовековые корни духовных ценностей, являющихся стержнем общественного бытия, воинской деятельности и боевого духа армии и флота.

В условиях преобразований, осуществляемых в нашем обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по воспитанию у молодежи высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите и профилактике идеологии терроризма.

За последнее время вследствие больших изменений в различных сферах общественной жизни произошел значительный спад в работе по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, от которого во многом зависит будущее России. Деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, участвующих в решении воспитательных задач, но не имеющих научно-обоснованных, соответствующих современным реалиям подходов и установок к проблеме формирования патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи, характеризуется низкой эффективностью. Одна из причин такого положения - отсутствие концептуальных установок, общей стратегии в осуществлении воспитательной работы, ослабление управления ее важнейшими звеньями и механизмами со стороны соответствующих органов и структур.

В связи с этим, остро встает проблема создания военно-патриотических организаций и объединений молодежи с целью профилактики и противодействия терроризму.

 

 

 

Цель и задачи

 

Цель– создание военно-патриотических организаций и объединений молодежи с целью профилактики и противодействия терроризму.

 

Задачи:

  1. Развитие у подрастающего поколения патриотизма и готовности активно участвовать в укреплении нашего общества и его важнейших государственных институтов.
  2. Воспитание у молодежи способности к успешному выполнению определенных функций по обеспечению защищенности и безопасности общества в условиях воинской, правоохранительной и иной деятельности.
  3. Разработка и реализация основных форм, способов и программы военно-патриотического воспитания в системе противодействия экстремизму и терроризму.

 

В Ишимском государственном педагогическом институте им. П.П.Ершова сложился определенный опыт организации гражданско-патриотического воспитания студентов. К одной из важных форм организации гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях ВУЗа можно отнести организацию и функционирование военно-патриотического клуба, который решает задачи не только организации работы военно-патриотического воспитания, но и получения будущими педагогами конкретной военно-учетной специальности.На базе этого же военно-патриотического клуба возможно проведение региональных соревнований специализированных классов, учебно-методических сборов с преподавателями-воспитателями, проведение полевых выходов, в том числе со школьниками (в рамках обязательной подготовки по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования), а также подготовка по военной специальности допризывников, предписанных для прохождения службы в ВДВ (частях морской пехоты и специального назначения). Такая практика позволит создать систему военно-патриотического воспитания, которая не только охватит подавляющее большинство студентов ВУЗа и учащихся общеобразовательных школ города, но и повысит качество подготовки, как педагогов-организаторов, так и самих учащихся.

В г. Ишиме, Тюменской области, по инициативе студенческой группы военно-патриотического клуба при содействии администрации ВУЗа, с участием воинской части, военного комиссариата, действующих офицеров и офицеров запаса, разработана программа подготовки к военной службе. Данная программа является новым опытом подготовки будущих призывников, учитывающим  современные государственные требования, предъявляемые к призывникам.

Предлагаемая программа дает возможность при создании единого реестра военно-патриотических клубов, с учетом расквартирования частей и соединений, давать учащимся достаточные навыки конкретных воинских специальностей. Так, например, при содействии расположенной в г. Ишиме, Тюменской области, учебной части ВДВ, возможна подготовка по военным специальностям разведчика, специалистов наземной артиллерии ВДВ, механика-водителя БТР-Д, что позволит на более высоком уровне решить проблему комплектования Воздушно-десантных войск военнослужащими по призыву.

Предлагается также проводить обучение студентов в два этапа – общевойсковая первоначальная подготовка и подготовка по воинской специальности. Планируется, что в течение первого года обучения студент получает морально-психологическую подготовку к службе в армии, приобретает первоначальные военно-прикладные навыки и умения, специальные и физические навыки, необходимые будущему защитнику Родины, приобретает навыки офицера и командира.

Новизнапредлагаемой программы заключается в том, что по окончании курса обучения юноша получает практические навыки одной из выбранных воинских специальностей. Принимая во внимание, что срок службы по призыву составляет 1 год, созданы условия, позволяющие в период подготовки к военной службе дать не только общие понятия и первоначальные навыки прохождения службы, но и подготовить молодых людей по выбранной им военной специальности, выявить и развить личностные качества командира, подготовить методистов-преподавателей для проведения занятий по НВП в общеобразовательных школах, кадетских классах и военно-патриотических клубах.

Предлагаемая структура военно-патриотического клуба позволяет вести работу в следующих направлениях и решать поставленные задачи.

 

Структура военно-патриотического клуба

ГОУ ВПО «ИГПИ им. П. П. Ершова»

 

 

Военно-патриотический клуб

Направления работы

Добровольная подготовка к военной службе

Военно-патриотическое воспитание обучающихся

Учебно-методическая работа и подготовка руководителей специализированных классов

 

Специализированные классы (группы) добровольной подготовки к военной службе на базе ИГПИ им. П.П. Ершова и общеобразовательных школ г. Ишима

 

Департамент по образованию, культуре, молодежи и спорту

г. Ишима

 

Специализированные классы ДПВС

Ишимского района, юга Тюменской области

 

 

В/ч 22184

(242 УЦ ВДВ)

 

 

АСК ДОСААФ

(г. Ишим)

 

Военный комиссариат

г. Ишима

 

Школы, лицеи, ПТУ,

техникумы

г. Ишима

 

Администрация г. Ишима

 

 

I. Добровольная подготовка к военной службе

 

Цели и задачи:

- подготовка по военной специальности, лиц, предписанных для прохождения службы в ВДВ и войсках специальной подготовки из числа студентов ИГПИ им П.П. Ершова, школьников старших классов общеобразовательных школ,  учащихся ПТУ, студентов техникумов;

- подготовка и проведение военно-профессиональной ориентации учащихся на овладение военно-учетной специальности;

- совершенствование системы добровольной подготовки к военной службе в образовательных учреждениях;

- формирование морально-психологических и физических качеств, совершенствование практических навыков, углубленных знаний военного дела, необходимых для службы в армии;

- обучение действиям  в любых экстремальных ситуациях, как в период прохождения службы, так и в обычной жизни;

- обучение методам и приемам организации разрозненных групп в боевые мобильные подразделения, способные вступить в борьбу с противником.

 

Способы решения:

  • Разработка единой программы и методики обучения в рамках добровольной подготовки к службе в армии.
  • Разработка единой программы и методики обучения в рамках обязательной подготовки к службе в армии.
  • Проведение обучения в рамках добровольной подготовки к военной службе (ДПВС), в  соответствии с программой.
  • Проведение обучения в рамках обязательной подготовки к службе в армии, в  соответствии с программой.
  • Проведение подготовки призывников к военной службе во взаимодействии с военным комиссариатом.
  • Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
  • Проведение психологического тестирования обучающихся готовности службы в армии.
  • Проведение информационного обеспечения учебного процесса.
  • Организация и проведение оборонно-спортивных мероприятий (соревнования, оборонно-спортивные лагеря и т.д.).
  • Проведение тренинговых мероприятий по организационной работе с незнакомой группой лиц.

 

Социальные партнеры:

РУ ФСБ России Тюменской области  по г. Ишиму

Военный комиссариат Ишимского и Абатского районов;

Ишимский АСК ДОСААФ;

Войсковая часть 22184;

Школы, лицеи, ПТУ, техникумы г. Ишима, ИГПИ.

 

II. Военно-патриотическое воспитание обучающихся

Цели и задачи:

  • Формировать у подростков высокую социальную активность, гражданскую ответственность, нравственность. Оказать помощь становлению подростков.
  • Утверждать в обществе патриотические взгляды, убеждения и ценности. Воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому, к традициям России. Повысить престиж государственной и особенно военной службы.
  • Создать и обеспечить реализацию возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых и других проблем.
  • Воспитывать уважающих законы РФ граждан, свято признающих Конституцию Российской Федерации,  законы и нормы общественной жизни. Способствовать созданию условий для реализации конституционных прав и обязанностей человека, гражданского, профессионального и воинского долга.
  • Прививать подросткам чувство гордости и уважения к символам Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой государственной символики и исторических святынь Отечества.
  • Формировать неприятие пагубных привычек и наклонностей.
  • Активно противодействовать лжепатриотизму, пропаганде образцов массовой культуры, основанной на культе насилия, искажения истории Отечества. Формировать расовую, национальную, религиозную терпимость.
  • Привлекать традиционные для России религиозные концессии для формирования у подростков потребности служения Родине, её защиты как высшего духовного долга.
  • Совершенствование процесса патриотического воспитания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к военнослужащим по призыву.
  • Повысить степень согласованности деятельности общественных организаций в регионах в интересах военно-патриотического воспитания.
  • Создание единого информационного поля в интересах военно-патриотического воспитания в рамках добровольной подготовки к службе в армии.
  • Ведение работы по патриотическому воспитанию молодежи и школьников для подготовки их к защите Отечества и службе в Вооруженных Силах РФ.
  • Содействие в реализации государственных, социальных, научных, управленческих, культурных, образовательных, духовно-нравственных, благотворительных и иных проектов и программ.

 

Способы решения:

  • организовывать и проводить мероприятия, посвященные памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;
  • организовывать и проводить творческие мероприятия с детьми и молодежью, способствующие воспитанию гражданственности и патриотизма;
  • проводить мероприятия с детским и молодежным активом общественных организаций по обмену опытом;
  • организовать архивную и поисковую работу по розыску и увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества;
  • разрабатывать и проводить мероприятия военно-патриотической направленности.

 

Социальные партнеры:

- Центральный архив Министерства обороны РФ и пр.;

- Гражданско-патриотические общественные организации;

- Юридические и физические лица, оказывающие поддержку молодежи;

 

III. Учебно-методическая работа и подготовка

руководителей специализированных классов

 

Цели и задачи:

  • Развивать научно-теоретические и методические основы патриотического воспитания.
  • Совершенствование системы добровольной подготовки к военной службе в образовательных учреждениях;
  • Организовывать и проводить подготовку (ИМЗ, аттестацию) и обучение организаторов добровольной подготовки к военной службе в соответствии с требованиями.
  • Разрабатывать единую программу и методику обучения в рамках добровольной подготовки к службе в армии.

 

Способы решения:

  • Разработка программ обучения добровольной подготовки к военной службе ДПВС;
  • Разработка программ подготовки (аттестации) руководителей классов;
  • Проведение конференций (семинаров) с руководителями (инструкторами) классов (клубов).

 

 

Социальные партнеры:

- Специализированные классы ДПВС;

- Союз десантных клубов;

- Союз Десантников России.

 

В комплексе мероприятий, проводимых военно-патриотическим клубом ГОУ ВПО «ИГПИ им. П. П. Ершова», удачно реализуются принципы военно-патриотического воспитания по следующим направлениям:

- духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов  и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;

- историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;

- политико-правовое – формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.

При этом главный акцент делается на практическую организацию работы в образовательных учреждениях как  интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

На протяжении двух лет военно-патриотический клуб ГОУ ВПО «ИГПИ им.П.П. Ершова» ведет работу по патриотическому воспитанию молодежи города Ишима. Клуб активно взаимодействует со специализированной факультативной группой им. Героя Советского Союза генерала В. Ф. Маргелова (МОУ СОШ №1 г. Ишима), специализированным  классом «Десантник» (с. Володино Юргинского района Тюменской обл.), Южно-Тобольским отдельским казачьим войском, штабом Воздушно-десантных войск, Союзом Десантников России, командованием 242 учебного центра ВДВ, АСК ДОСААФ г. Ишима.  За это время проведено четыре полевых выхода на полигон в/ч 22184, практически отработаны вопросы  тактической, огневой, специальной подготовки, и др., проведены контрольно-комплексные занятия. Практически подтверждена возможность обучение курсантов по специальностям: разведчик-дальномерщик, старший разведчик, вычислитель, механик-водитель БТР-Д. Восемь выпускников специализированных классов прошли службу в ВДВ, двое стали офицерами.

Учебно-материальная база военно-патриотического клуба позволяет проводить обучение по всем предметам, но требует совершенствования. Необходимы новое программное обеспечение с виртуальными практическими работами, учебные и наглядные пособия, возможности использования реального боевого оружия и техники.

В сегодняшних условиях члены военно-патриотического клуба  могут организовывать и проводить занятия в специализированных классах добровольной подготовки к военной службе, получая при этом практические навыки управления подразделениями. Во взаимодействии с гражданско-патриотическими общественными организациями и политическими партиями влиять на процесс патриотического воспитания молодежи в целом, не допустить привлечения их в различные радикальные движения и структуры.

 

Практическое значение работы

  • разработка научно-методических рекомендаций по реализации программы военно-патриотического воспитания молодежи с целью противодействия экстремизму и терроризму;
  • обеспечение влияния на сознание молодежи с целью позитивного изменения их деятельности и поведения  в направлении самореализации в качестве гражданина – патриота и защитника Отечества в какой-либо сфере общественно и государственной жизни;
  • формирование системы взглядов, убеждений, принципов, основанных на осознании важнейших проблем, ценностей, приоритетов, интересов общества и государства, позволяющих уяснить роль, место и значение личности, группы в развитии патриотизма, усилении его позитивного воздействия на все стороны жизни и деятельности, связанной со служением Отечеству.

 

Комплекс мероприятий по реализации программы военно-патриотического воспитания молодежи и противодействия экстремизму и терроризму и уже имеющийся опыт организации военно-патриотической работы в стенах ВУЗа позволяет не только сохранить традиции, заложенные в военно-патриотических клубах, но и формировать научно-методическую основу организации работы в данном направлении.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  1. Программа подготовки к военной службе военно-патриотического клуба ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова»

 

  1. Использование денежной премии (таблица)

 

Предположительное распределение денежной премии

 

Наименование

Расчетная стоимость, тыс. руб.

Объем привлекаемого финансирования из средств субъекта РФ, тыс. руб.

1

2

4

Лицензирование

программы

 

15 000

 

20 000

Итого:

15 000

20 000

 

Волосков Сергей Алексеевич, преподаватель;

ЗамираловАнтон Алексеевич, студент,  Ишимский  государственный  педагогический  институт им. П.П. Ершова, г. Ишим (Тюменская обл.)

 
Ты здесь: Главная