Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Сейфетдинова Элина Рамильевна, студентка, Астраханский государственный университет, г. Астрахань за работу «Исламистский терроризм: история, современность, религиозный фактор»

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

«Исламистский терроризм: история, современность, религиозный фактор»

Современный терроризм непосредственно связывают с исламом. Исламские террористы совершают террористические акты, ведут войну со странами Запада. Но люди движимые исламом, как они сами себя позиционируют, средства массовой информации, приписывающие исламу террористов, не имеют никакого отношения к исламу. Правильнее было бы назвать не «исламский терроризм», а «исламистский терроризм». Клеймо терроризма ложиться на весь мусульманский мир и на всех мусульман, но разве может весь народ отвечать за те ужасные действия, которые совершают террористы. Террористы, экстремисты находятся вне религии и вне времени. Это болезнь, с которой необходимо бороться. Религия, за которой прячутся террористы, не имеет отношения к истинному исламу. Необходимо понять и разобраться в вопросе «исламистского терроризма», необходимо понять суть проблемы и выяснить корни «исламистского терроризма», религиозный фактор и современную обстановку, чтобы было возможно найти пути решения возникшей проблемы.

История «исламистского терроризма»

Чтобы понять корни современного «исламистского терроризма», необходимо обратиться к истокам его появления. Необходимо понять причины появления «исламистского» терроризма. На раннем этапе распространения ислама примерно в VIIIв. н.э., это религиозное учение разделилось на два направления – шиизм и суннизм.

Шиизм – вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата). По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.).

Сунниты – читают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.

Шииты, находившиеся в меньшинстве, подвергались гонениям со стороны суннитского правящего большинства, поэтому, обычно, они находились вне закона и уходили в подполье (нередко это было связано не только с принадлежностью определённого количества людей к шиизму, но и с множеством сектантских ответвлений в шиизме). Шииты были вынуждены уходить в подполье. Также внутри существовали раздоры, из-за которых эти общины не контактировали, порой до такой степени, что некоторые общины не знали о своём соседстве с единоверцами. Шииты скрывали свою истинную религиозную принадлежность, выдавая себя за правоверных суннитов.

Шииты были имаматами, считавшими, что рано или поздно мир возглавит прямой потомок четвёртого халифа – Али. Главное направление в шиизме основывалось на вере в то, что в качестве воскресшего имама выступит двенадцатый имам – Мухаммед абуль Касым, появившийся в Богдате в IXвеке и исчезнувший в двенадцатилетнем возрасте. Шииты верили, что именно этот имам станет спасителем.

Исмаилиты постепенно набирали силу и влияние. В Xв. ими был основан Фатимитский  халифат. Со временем Фатимитский халифат окреп на столько, что в 969 году армия халифата, который располагался в Тунисе, вторглась в Египет и основала город Каир. Именно к этому периоду относится распространение исмаилитского влияния на земле Северной Африки, Палестины, Сирии, Йемена и священных для мусульман Мекки и Медины.  Однако в остальном исламском мире исмаилитов считали опаснейшими еретиками и жестоко преследовали.

Именно в этот период из среды воинствующих исмаилитов выделились ещё более радикальные и непримиримые низарины, больше известные как секта «ассасины».

Фатимитский халиф Египта Мустансир лишил своего старшего сына Низара права наследования престола в пользу его младшего брата Мустали. Для обезопасивания себя и своего младшего сына, Мустансир поместил старшего сына в тюрьму, а потом и казнил его. Это привело к крупным возмущениям внутри Фатимитского халифата. Имя Низара и память о нём стал символом для оппозиции. Движение Низаринов набирало силу.

Низаритские возмущения и восстания постоянно сотрясали Арабский халифат. Власти были вынуждены применять жестокие меры по отношению к низаритам.

Жестокое преследование исмаилитов-низаритов привели к развёртыванию широкомасштабной войны сопротивления. Перейдя на нелегальное положение, исмаилиты-низариты ответили террором на террор. Появился создатель ассасинов  и основатель исмаилитско-низаритского государства в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана – шейх Хасан ибн- Саббах (1051-1124) – первый «исламский» террорист. Когда Хасан ибн-Саббах родился, власть фатимитских халифов уже пошатнулась – она была уже в прошлом. Однако исмаилиты верили, что только они хранители идей Пророка.

Какова же была международная обстановка в тот период? В Каире правил исмаилитский халиф, в Багдаде  - суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточённую борьбу. В Персии проживали шииты, которые не хотели подчиняться ни Каиру, ни Багдаду. С востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь сунниты стали брать вверх своей численностью в мусульманском мире.[1. С. 186]

Хасан ибн-Саббах решил сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Именно отсюда его сторонники поведут борьбу с неверными – шиитами, суннитами, сельджуками. Нужно было найти «точку отсчёта» - место, откуда начнётся наступление в войне за веру. Его выбор пал на непреступную крепость, возведённую на высокой скале Аламут в горах Эльбруса на южном побережье Каспийского моря. Сама скала (в переводе с местного наречья означает «Гнездо орла»), казалась естественной природной крепостью. Нельзя было представить наиболее выгодное место расположения – столицу-символ тайного ордена. Но гора была занята, однако это не было серьёзным препятствием на пути достижения цели. Вскоре после захвата крепости Аламут, умер сельджукский султан Мелик-шах, что послужило началом долгих междоусобных  распрей за обладание троном и незаинтересованность сепаратистами, захватившими крепость Аламут. Это сыграло на руку Хасан ибн-Саббаху. В то время, объединив горные районы Персии, Сирии, Ливана и Ирака, он создал могущественное исмаилитское государство Аламут, просуществовавшее почти два века 1090-1256 гг. [1. С. 187]

Хасан установил на территории своего государства суровый образ жизни. Объявив о создании государства, он отменил все налоги сельджуков. Чтобы выжить, исмаилиты создали самую страшную по тем временам спецслужбу. Никому из халифов, князей или султанов не могло придти в голову пойти на открытую войну против исмаилитского государства Аламут. Сидя в своей непреступной крепости (он пробыл там 34 года и не разу не вышел из крепости), Хасан ибн-Саббах отправлял убийц смертников по всему государству сельджуков. Но к тактике террористов-самоубийц Хасан ибн-Саббаз пришёл не сразу. [3. С. 151]

Держава Хасана росла. Под его властью находилось уже около 60.000 человек. Но этого было мало. Он рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Савве, к югу от современного Тегерана, впервые совершилось убийство. Его никто не замышлял, возможно, оно просто было вызвано отчаянием. Власти Персии не любили исмаилитов; за ними зорко следили; за малейшую провинность жестоко карали. В Савве сторонники Хасана пытались переманить на свою сторону муэдзина. Тот отказался и пригрозил пожаловаться властям. Тогда его убили. В ответ был казнен главарь этой группировки, которая совершила такое преступление, его тело протащили по базарной площади в Савве. Так приказал сам Низам аль-Мульк, визирь сельджукского султана. Это событие и всколыхнуло сторонников Хасана ибн-Саббаха и развязало настоящий террор. Убийства врагов тщательно планировались и были превосходно организованы. Первой жертвой стал тот самый визирь.

«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», - объявил Хасан ибн-Саббах своим правоверным. Человек по имени Бу Тахир Аррани объявил готовность в борьбе этого «шайтана». Убийство случилось 10 октября 1092 г. Когда Низам аль-Мульк покинул комнату, где принимал гостей, и шёл по коридору, ворвался Аррани и убил визиря кинжалом. Стража бросилась к Арани, убила его, но было поздно, сановник уже был мёртв. Весь арабский мир вздрогнул. Больше всех негодовали сунниты. В Аламуте народ ликовал. Хасан велел вывесить памятную табличку и на ней выгравировать имя «героя» - святого товарища мести и имя его жертвы. Впоследствии, имена на этой таблице прибавлялись. По мнению Хасана ибн-Саббаха они заслужили смерть. Они покинули путь начертанный Пророком, и перестали следовать Божественным законам. «А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это – неверный», - сказано в Коране (5, 48)».[1. С. 187]

Ассасины отбирали в свои боевые группы физически сильных молодых людей. Предпочтение отдавалось сиротам, поскольку ассасину приходилось навечно порывать с семьёй. Теперь его жизнь всецело принадлежала Старцу горы, как называл себя сам Хасан ибн-Саббах. Правда в секте ассасинов они не находили решения проблем социальной несправедливости, зато Старец гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни.

Он придумал простую, но очень эффективную методику подготовки террористов-смертников. Точно неизвестно как это происходило, но существует легенда. Старец объявил свой дом храмом – первой ступенью на пути в рай. Молодого человека звали в дом Хасана, где он принимал гашиш (сторонников Хасана ибн-Саббаха называли «haschischi» - «вкушающие гашиш», это слово перешло в европейский язык, превратившись в  «Ассасины»). Затем, погружённого в глубокий наркотический сон, переносили в искусственно созданный сад, где его ожидали привлекательные женщины и обильное угощение. Во всей этой обстановке, которая давала незабываемые – райские ощущения, смертнику давалась установка, что совершив борьбу с неверными и погибнув, он попадёт сюда снова. Перенеся наркотик и придя в себя, человек мыслил о возвращении в «рай», и готов был совершить любое действие, только бы попасть и ощутить это снова.

Старец был, по мнению ассасинов, глашатаем священной воли Аллаха на земле. Он убеждал людей в том, что смерть за идеи истинного ислама – прямой путь в рай. [1. С.188]

В горах западной Персии, была налажена настоящая индустрия по подготовке идеальных убийц. Организация Хасана ибн-Саббаха имела строгое иерархическое устройство.

После 1099 г., нашествие крестоносцев и захвата ими Иерусалима, положение Аламутского государства несколько осложнилось. Теперь ассасинам приходилось вести борьбу не только с мусульманскими правителями, но и европейскими завоевателями.

В 1124 г. Хасан ибн-Саббах внезапно заболел и умер в возрасте 74-х лет. После себя он оставил богатое наследие, тесно сплетённую сеть прекрасно укреплённых горных крепостей, управляемых фанатичными адептами. Его государству было суждено просуществовать ещё сто тридцать два года.

Преемники Хасана продолжили его дело. Им удалось расширить своё влияние на Сирию и Палестину. Но в это время там происходили значительные перемены. На Ближний Восток вторглись крестоносцы из Европы; они захватили Иерусалим и основали своё королевство. Век спустя курд Саладин сверг власть халифа в Каире  и, собрав все силы, пошёл войной на крестоносцев. В этой борьбе ещё раз отличились ассасины.

Их сирийский вождь Синан ибн Салман, посылал убийц в оба лагеря. Жертвами убийц стали и арабские князья, и Конрад Монферратский, король Иерусалима. Люди Синана посеяли такой страх и ужас на два противоборствующие лагеря, что и арабы и европейцы – покорно платили ему дань.

Некоторые враги всё же осмелели. Например, ордена тамплиеров и ионитов, которые не страшили ассасины. Они быстро заменяли убитых помощников на новых.

Напряжённая борьба кончилась поражением ассасинов. Их силы постепенно таили. Убийства прекратились. Когда в XIIIв. в Персию вторглись монголы, вожди ассасинов  покорились им без боя. В 1256 г. последний правитель Аламута, Рукн аль-Дин, сам привёл монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землёй. После этого монголы расправились с самим правителем и его свитой.[3. С. 152]

Но современные террористы не шииты, а сунниты, они сторонники ваххабизма – религиозно-политического движения в исламе, оформившееся в XVIIIвеке. Ваххабизм назван  в честь Муххамада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792), он полагал, что настоящий ислам практиковался только поколениями последователей Пророка Мухаммеда, и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесённой извне ересью. Главный догмат ваххабизма – вера в единого Бога – всесильного Аллаха.

 

«Исламистский терроризм» на современном этапе

Исмаилиты понимают, что одними призывами и пропагандой нельзя мобилизовать мусульманское общество. Они создали сеть организаций социального ислама. Исламистские группы занимаются благотворительной деятельностью, медицинским обслуживанием населения, создают школы, обеспечивают работой для хоть небольшого заработка. Во многих частных мечетях организуют школы, для воспитания и обучения детей мусульман.

Наиболее известной организацией такого рода всегда была «Братья-мусульмане» (организация «Братья-мусульмане» создана в 1928 году в городе Исмаилия (Египет) школьным учителем Хасан аль-Банна. В начале своей их деятельность имела чисто религиозный характер и занималась «проповедованием хорошего и осуждением греховного», осуществляла миссионерскую деятельность, выступала против вестернизации египетского общества, призывала к строительству мечетей и религиозных школ для противостояния моральному разложению молодёжи.  В основе учения Аль-Банны лежит идея панисламизма (исламского пути развития и исламской демократии),  возникшая первоначально в Египте, но затем распространившая свою деятельность и на другие арабские страны. Главный тезис братьев: «Аллах – наша цель, пророк – наш вождь, Коран – наша конституция, джихад – наш путь, смерть на пути, предназначенном Аллахом, - наше высшее желание» [6. С. 41]. В России решением Верховного Суда от 14 февраля 2003 г. организация «Братья-мусульмане» признана террористической и деятельность её на территории Российской Федерации запрещена.

Посчитав программу «Братьев-мусульман» недостаточно хорошей, от них отделились и образовались новые организации – «Ат-Такфир уаль-Хиджра», «Джихад» (террористическая исламистская группировка, ставящая своей целью свержение в Египте светского режима и создание на его территории исламского государства, а также борьбы против интересов США и Израиля в Египте и соседних странах. Создана в конце 1970-х гг.), «Аль-Джамаат аль-исламийа» и др. Боевики группировки «Джихад» в 1981 г. расстреляли во время парада президента Египта Анвара Садата, обвинённого ими в капитулянтской сделке с Израилем и в предательстве интересов палестинцев.

Однако самая могущественная из террористических организаций – «Аль-Каида», которую создал ( в 1988 году) Усам Бен Ладен.

«Аль-Каида» – это террористическая организация ваххабитского толка. В настоящее время ваххабизм основа официальной идеологии, поддерживающая и оправдывающая существование автократической власти Саудовской династии, оказался перед лицом вызова со стороны неофициального радикального ваххабизма Бен Ладена и его сторонников, считающих именно эту династию злейшим врагом подлинного ислама, олицетворением зла, отступничества, предательства, коррупции, соглашательства с «Большим Шайтаном» - Америкой. Получается, что ваххабиты противостоят ваххабитам.

Суть концепции «Аль-Каиды» состоит в том, что главной обязанностью любого мусульманина является непосредственное участие в джихаде, понимаемом ими только как -  вооружённая борьба с неверными (коммунисты, христиане, иудеи и все мусульмане не согласные с идеями ваххабизма). Ваххабиты утверждают, что любое малейшее отступление от единобожия превращает мусульманина в неверного, вероотступника, а это карается смертью.

В 1997 году бен Ладен сказал: «Быть убитым за дело Аллаха – это великая честь, которой удостаиваются только те, кто принадлежит к элите нации. Мы счастливы, умереть такой смертью за дело Аллаха так же, как вы счастливы, что живёте. Нам нечего бояться, мы желаем этого!»[6. С. 45]

Джихадское движение изменяет традиционное исламское общество. В первую очередь оно, разрушает традиционные исламские авторитетные структуры, вместо привычных, «должностных» мусульманских духовных лиц выдвигается на передний план новое поколение – боевые исламисты, часто даже не имеющие настоящего религиозного образования и ранее никому неизвестные. Они уверенно, но без должного образования и опыта, берут дело ислама в свои руки. Во вторую очередь, так называемое – «новое поколение», делает упор не столько на локальные и региональные  проблемы, сколько на создание глобального фронта, вовлекая в это мусульман, живущих в западных странах, для которых дела на их Родине не имеют для них особого значения.

Оторванные от родной земли и живущие в неисламских странах мусульмане, особенно молодое поколение, как ни странно, оказывается не менее, а чаще ещё более исламистско настроенными, чем их единоверцы, проживающие на родине. Отдалённые и отвлечённые от проблем мусульманских стран, вынужденные приспосабливаться к культурно чуждому обществу и часто противостоять ему. Зачастую они живут обособленно и не желают принимать устои и правила того общества, в котором живут. Они придерживаются своих моральных и этических ценностей и не хотят принимать иное.

Типичной для джихадистской  пропаганды можно считать такое, например, заявление организации «Бригады Абу Хафса аль-Масри» на одном из исламистских веб-сайтов: «Сегодня мы объявляем вам кровавую войну. Мы не прекратим наши атаки до тех пор, пока вы не образумитесь и не вернётесь на праведный путь…Мы разрушим европейские города, сравняем их с землёй. Мы устроим водопады крови».[10]

Как же обстоит ситуация с финансированием? Финансирование  террористической деятельности налажено прекрасно, значительную роль здесь играют исламские фонды. В исламскую банковскую систему вложено не менее 200 млрд. долларов.

Сеть террористов и терроризма вообще ассоциируется с брендом «Аль-Каиды», но некоторыми исследователями этой проблемы уже называется «Джихад без лидера», то есть терроризм без главаря.

Фактическая сеть – не монолитная организация, а конгломерат движений и организаций, придерживающихся общего стратегического видения ситуации и методов борьбы. Правда вокруг бен Ладена существует «твёрдое ядро» его последователей. Оно выстраивает общую стратегию, разрабатывает формы финансирования, решает вопросы внутренней безопасности. Но даже это ядро многонационально  и не однородно в политическом плане. Сила бен Ладена в том, что он смог уловить и сплавить энергию исламских брожений, искреннее стремление к очищению и обновлению ислама в агрессивную политическую идеологию, глобальную по масштабам притязаний и антизападную по содержанию. Эта идеология оказалась понятной и лёгкой для усвоения.[8. С. 77]

На современном этапе эксперты, как правило, выделяют три основных мегастратегии террора:

  1. Террор может выступать как средство принуждения. Этот метод позволяет более слабым субъектам влиять на действия более сильного противника.
  2. Террор как способ ведения войны. В этом случае идёт о рациональном и осознанном выборе тактики террора со стороны более слабого государственного или  квазигосударственного образования (а теперь ещё и экстерриториальной сети) в борьбе с более сильным противником.
  3. Террор может выступать и как средство революционного преобразования. До последнего времени данная стратегия состояла на вооружении сходящих с арены организаций, ставящих перед собой социально-политические цели.

В реальности перечисленные стратегии не существуют в чистом виде. Давно и повсеместно наблюдается их взаимное переплетение.[8. С. 78]

Экстремисты, и, конечно, террористы составляют ничтожное меньшинство мусульманского населения планеты. Но меньшинство активное, энергичное, целеустремлённое и беспощадное. Меньшинство, сознательно идущее на провокацию Запада, чтобы западные страны нанесли удары по мусульманским странам, чтобы реакция на эти удары была яростная, возник бы взрыв негодования, а итогом бы стало поднятие народа на защиту себя и своей веры.

Всё новые и новые теракты в различных частях мира могли бы, во-первых, привести к массовой паранойе, к возникновению сложной психологической ситуации, когда люди в самых разных странах живут в постоянном страхе быть в любой момент и не известно по каким причинам разорванными на куски. Во-вторых, расширение террора может подтолкнуть правительства к принятию мер, ограничивающих и ущемляющих права и свободы личности вплоть до полицейского произвола. В-третьих, некоторые правительства могут использовать угрозу терроризма как предлог для репрессий против политических противников, борьбы с оппозицией и т.д., не задумываясь об угрозе, которую они могут причинить всему миру. В-четвёртых, неминуемый рост антимусульманских настроений, в конечном счёте, может катастрофически ухудшить взаимоотношения между этническими и конфессиональными группами, прежде всего в Западной Европе, где неуклонно растёт число эмигрантов-мусульман.[6. С.58]

Что террористы с их глобальными планами и главным врагом в лице Запада и США имеют против России? А ответ очень прост. Они обосновывают это тем, что русские солдаты убивают в Чечне тех, кто провозглашает «Аллах Акбар», а это общий мусульманский клич. «Таким образом, чем русские лучше американцев и сионистов?»

Эксперты сейчас говорят о существовании двух террористических кругов: первый – широкий, глобальный, это транснациональная террористическая сеть, использующая «бренд» «Аль-Каиды». И второй – малый, или кавказский круг, возникновение которого связано с чеченской войной. Оба круга, конечно, связаны между собой: большой поставляет малому идеологию, деньги, различные новшества и порою людей.[5. С 186]

Судя по заявлению официальных лиц, Россия готова далеко идти в плане согласованных двусторонних и многосторонних действий в сфере антитеррористической борьбы – вплоть до расширения оперативного обмена информации и даже проведения совместных контртеррористических операций. Россия готова и способна бороться против терроризма.

 

Религиозный фактор «исламистского терроризма»

Национальный и религиозный факторы всегда являются мотивацией человеческого поведения. Что же является мотивацией для террористов? Как они объясняют своё поведение и свои действия, опираясь на религиозный фактор? Чем прикрываются террористы?

Конечно, первым и самым важным является «джихад». Необходимо разобраться, что из себя на самом деле представляет это понятие, неправильно понятое и неправильно трактуемое террористами.

Джихад, или священная война, о которой говорит Пророк Мухаммед, имеет смысл, совершенно отличный от того, как он часто понимается. Слово «джихад» происходит от корневого слова в арабском языке, означающего «стремиться, прилагать усилие».

По мусульманскому закону, мусульмане вправе вести войну против четырёх врагов: неверных, отступников, мятежников и разбойников. Только первые две категории попадают под понятие джихад. Древние мусульманские правоведы считали, что существует джихад сердца, джихад языка, джихад рук и джихад меча.

Джихад считается религиозным долгом мусульманина. Верующий должен бороться против зла и дьявольщины в самом себе, путём самодисциплины, стремиться следовать воле Аллаха, идти по указанному им прямому пути, быть добродетельным, совершенным мусульманином. Это «большой джихад», а «малый джихад» - это борьба за распространение и защиту ислама. В Сунне говорится о том, что применение силы в сражении есть малый джихад, а усилия, направленные на мирное личное исполнение требований ислама (самосовершенствование) – большой, или высший джихад.[6. С. 32]

Исламисты делают упор на «малый джихад». В Коране написано: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами…И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас…И убивайте их, пока не закончится смута и вера вся будет принадлежать Аллаху»[4. 2:109]. Можно, конечно, понять и объяснить это с историческим контекстом, указать на то, что речь идёт о многобожниках, а не о христианах, к тому же наряду с призывом убивать их есть и ограничение: во второй суре сказано: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте пределов дозволенного»[4. 2:109]. Но при желании можно истолковать слова Корана, как призыв  убивать всех не мусульман и отступников. Что и делают экстремисты. Силовое и воинственное истолкование джихада стало идейным инструментом для радикальных, экстремистских исламистских организаций.

Джихад может потребовать борьбу на пути Аллаха как форму самопожертвования. Но его сущность включает в себя: 1) Истинную и искреннюю веру, которая также фиксирует внимание на Боге так, что все эгоистичные или мирские мотивы мелкими, незначительными и исчезают; 2) Искреннюю и убеждённую деятельность, предполагающую пожертвование (если необходимо) жизнью, личностью или собственностью в служении Богу. Грубая борьба противоположна духу Джихада, тогда как искренние строки, написанные пером учёного, или голос проповедника, или содействие состоятельного человека могут быть самыми ценными формами Джихада.[7. С. 33]

Особенностью ислама состоит в том, что ислам децентрализован. Нет единого центра и нет религиозного лидера, главного сановника которому подчинялись бы все мусульманские религиозные деятели. Но между тем, ислам – это не просто религия, а образ жизни и мировоззрения, основа целой цивилизации. Вера, которая есть, объединяет их так, что недостаток единого религиозного центра и религиозного лидера не настолько сильно наносит урон мусульманам. Придерживающиеся разных бытовых традиций и живущие в неодинаковых условиях, ощущают свою принадлежность к некой избранной общности. Это и есть мусульманская солидарность.

Как уже говорилось ранее, к власти в религиозных учреждениях сейчас приходят люди, которые не знают законов ислама, они не правильно истолковывают понятия мусульманской религии. Они заблуждаются сами и вводят в заблуждение весь исламский мир. Джихад никогда не был воинственным понятием. Никогда Коран не призывал беспощадно относиться к людям. Террористы – исламисты не понимают того, чем они оппонируют, выбирают определённые понятия и слова, не вдумываясь в суть. Религиозный фактор – мотивация для народа, а террористы пользуются этой мотивацией, но поступают подло, они не верующие и не сторонники веры. Религия не должна быть фактором и силой для жестокости, для убийства и бесчинства. Люди, которые бездумно пользуются своей религией для жестоких действий, от которых страдают безвинные люди, не достойны, относится к этой религии.

Элита террористических сетей мыслит локально, а действует глобально, навязывая международному сообществу собственные правила игры. Чрезвычайно важно, чтобы элита государств мира оказались на уровне нужного момента, и нашли способ объединить свои ресурсы для борьбы с транснациональной опасностью. Способы такой борьбы должны быть более адекватны. Террористические организации – это не армии, а транснациональные движения. И борьба с ними требует высочайшей интеллектуальной сосредоточенности, концентрации ресурсов и углубления взаимопонимания между руководителями ведущих государств мира. Можно много говорить о том, что необходимо не давать повод для возможного подъёма недовольства населения мусульманских стран против Запада, необходимо помогать странам третьего мира, искоренять безработицу и бедность, закрывать пути финансирования террористических организаций, всё это направления борьбы с терроризмом, но необходимо не просто говорить, а предпринимать меры, начинать активно бороться с «Чумой XXIвека».

Сейфетдинова Элина Рамильевна, студентка, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

 

Библиографический список

  1. Величайшие загадки истории. М., 2005 г.
  2. Джувейни А. М. Чингисхан. История завоевателя мира. М., 2004 г.
  3. История Ирана с Древнейших времён до конца XVIIIв. Л., 1958 г.
  4. Коран. Перевод Крачковского И.Ю. М., 1998 г.
  5. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006 г.
  6. Мирский Г.И. Исламизм, транс национальный терроризм и ближневосточные конфликты. М., 2008 г.
  7. Сайд, Муджтаба Мусави Лари Основные положения Ислама. Баку., 1999 г.
  8. Соловьёв Э. Г. Сетевые организации транснационального терроризма// Международные процессы 2004 г., Т.2 №2.
  9. Терроризма. М., 2003 г.
  10. Шестернина Е. Террористы обещают Европе «водопады крови»//www.izvestia.ru., 2004 г., 30 июля.
 
Ты здесь: Главная