Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Хакимова Гульнара Ахметхабибовна за работу «Формирование знаний о терроризме, как реальной угрозе безопасности в современном обществе, и правилах поведения для заложников у учащихся образовательных учреждений»

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Номинация «Оригинальная работа»

Хакимова Гульнара Ахметхабибовна, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск за работу «Формирование знаний о терроризме, как реальной угрозе безопасности в современном обществе, и правилах поведения для заложников у учащихся образовательных учреждений».

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методические разработки по формированию знаний о терроризме, как реальной угрозе безопасности в современном обществе, и правилах поведения для заложников у учащихся образовательных учреждений.
Объект исследования: образовательный процесс МОСШ № 5, 13, 14, 17, 25, МОУ лицей г. Нижневартовска.
Предмет исследования: формирование знаний о терроризме, как ре-альной угрозе безопасности в современном обществе, и правилах поведения для заложников у учащихся образовательных учреждений.
В связи с поставленными целью, объектом и предметом исследования был определен ряд задач:
1. Проанализировать научную и научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать теоретико-понятийный аппарат проблемы исследования.
3. Изучить проблему исследования методом анкетирования у уча-щихся МОСШ № 5, 13, 14, 17, 25, МОУ лицей г. Нижневартовска (констатирующий этап).
4. Изучить учебно-методическое обеспечение (учебники) курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для определения места темы исследования.
5. Разработать и апробировать методические разработки по теме исследования.
6. Изучить проблему исследования методом анкетирования у уча-щихся МОСШ № 5, 13, 14, 17, 25, МОУ лицей г. Нижневартовска (контрольный этап).


Методы исследования: теоретические (анализ, синтез), практические (анкетирование, апробация методических разработок).


Практическая значимость заключается в возможности использова-ния результатов исследования учителями «Основы безопасности жизнедеятельности», а так же преподавателями при проведении занятий по дисциплинам «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности», «Особенности формирования личности безопасного типа» и др.


Апробация и внедрение результатов: результаты исследования были изложены на педагогических советах МОСШ № 5, 13, 14, 17, 25, МОУ лицей г. Нижневартовска, апробированы в образовательных процессах указанных учреждений.


Результатом выполненной работы стали следующие выводы и утверждения:
1. Терроризм – это «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» (Уголовный кодекс Российской Федерации). Терроризм как проявление насилия принимает форму преступных актов, ведущих к бессмысленной гибели людей и имущества и устрашению населения, имеющих цель получить максимально возможный международный, региональный отклик и (или) крупные денежные суммы и не обусловленных виной непосредственно тех лиц, на которых террористы посягают.


Терроризм порождают следующие причины:

 

  • Нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем, но не любых, а только тех, которые имеют для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой и самовосприятием, представлением о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями.
  • Война и военные конфликты, в рамках которых террористические акты становятся частью военных действий. В качестве примера можно при-вести набеги чеченских боевиков на российские города, расположенные за пределами Чечни, во время войны в 1995-1996 гг.
  • Наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также, в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам. Первые вызывают зависть и ненависть, они наделяются чертами опаснейшего и вероломного врага, которому, если нельзя его победить в открытом столкновении, можно скрыто нанести отдельные болезненные удары.
  • Существование тайных или полутайных обществ и организаций, в частности, религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают «единственно верное» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни или создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т. д.
  • В России – давние традиции применения террористических методов борьбы для решения в первую очередь политических задач.
  • Нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности и в то же время слабая защищенность коммерсантов и финансистов со стороны правоохранительных органов. Из-за этого стали повседневностью теракты в отношении названных лиц с целью устрашения и одновременно устранения конкурентов.

Участие в терроре требует от террориста внутреннего самооправ-дания. Используя «возвышенные» мотивы (религиозные, националистические и др.), обычно вовлекают молодежь, которая в силу умственной и моральной незрелости легко поддается такому влиянию. Вовлекают молодежь чаще всего через тоталитарные, религиозные или идеологические секты типа «Аум-Сенрикё» или «Красных бригад».


Длительное пребывание членов террористических групп в конспира-тивной обстановке, сопровождающееся интенсивной террористической тренировкой, включающей и специальные технологии психологической обработки, приводит к появлению специфической среды, которую можно назвать терроросредой. Людям, составляющим эту среду, присущ особый тип сознания. Мировосприятие террористов религиозно-фанатическое, им не свойственно анализировать конечные цели и результаты террора. Вместе с тем для террористов характерно ощущение своего превосходства над «простыми смертными», что позволяет не задумываться о средствах террора. И наконец, они обладают малой чувствительностью к своим и чужим страданиям при высокой готовности убивать и умирать.


В отличие от уголовного мира, терроросреда провозглашает себя лидером защиты возвышенных идеалов или интересов. Идеологическая платформа организации тщательно разрабатывается группой «теоретиков-интеллектуалов», составляющих идеологический центр, вокруг которого и организуются боевые террористические формирования. Одновременно в сознание населения из оппозиционных групп внедряется мысль, что достижение данных возвышенных целей возможно только при поддержке террористов.


Так возникают благоприятные условия, позволяющие лидерам террористов требовать снабжения, финансирования, укрытия и т. д. В террор втягиваются более широкие слои населения, составляющие его социальную базу и затрудняющие выражение протеста прогрессивными группами населения. Терроросреда, состоящая из идеологического цен-тра, боевых формирований и социальной базы, является довольно эффективным инструментом в руках тех, кто ее контролирует.


Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. Любые формы проявления терроризма все больше угрожают безопасности многих стран и их населения, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывая сильное психологическое давление на людей и унося все больше жизней ни в чем не повинных граждан.


Террористические организации в современных условиях характеризуются широким размахом действий, тем, что государственные границы не являются для них препятствием, развитой сетью связи и взаи-модействия. Для них характерна жесткая структура, состоящая из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрраз-ведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия. Жесткая конспирация и тщательный отбор кадров, наличие агентуры в правоохранительных и государственных органах, отличное техническое оснащение, разветвленная сеть конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов способствуют высокой боеспособности и эффективности про-водимых террористических акций.


Важной особенностью современного терроризма является его между-народный характер. Террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, планирующие подразделения. Регулярно проводятся совещания, встречи руководителей наиболее крупных группировок, где координируется деятельность организаций раз-личной национальной принадлежности.


Террористические организации приобретают экономическую самостоятельность, во-первых, за счет финансовой поддержки своих сторонников, во-вторых, путем самофинансирования (криминальная деятельность). Главный источник финансирования терроризма – контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т. д. Например, основной источник финансирования перуанского движения «Сендеро луминосо» и ливанской «Хез-боллах» – наркобизнес, а цейлонских «Тигров освобождения Тамил Илама» – наркотики и торговля оружием и драгоценными камнями.


Такой «экономически оформившийся» терроризм способен к серьезной самостоятельной деятельности не только в масштабах своей страны, но и в других государствах. Для развертывания криминальной деятельности необходимо наличие структур для «отмывания» денег (кон-тролируемые банки, фирмы, предприятия). Терроросреда и создает новый экономический сектор, именуемый «серой экономикой».
Терроризм стал эффективным и эффектным средством устрашения и уничтожения в непримиримом споре разных миров, кардинально различных по своим нравственным нормам, культуре, миропониманию. Межгосударственные масштабы современного терроризма проявляются в том, что принятие решений о проведении терактов и их подготовка происходит в одних странах, а сами они совершаются в других. Немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных и политических деятелей.


Угроза международного терроризма вынуждает различные государства сотрудничать в борьбе с ним. Акты терроризма, являющиеся международными преступлениями, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку. Вот почему необходима консолидация усилий ряда государств в масштабах региона и всего мира. Этому способствуют международные органы и организации: ООН, Интерпол, Международная организация экспертов.


Современное международное право выработало ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые регламентируют взаимное сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом. Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок; оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм; в полной мере использовать все силы и средства, в том числе и военные, для наказания террористов, предоставления помощи другим государствам.


В России терроризм отнесен к государственным преступлениям, наносящим ущерб национальной безопасности. Систему национальной безопасности России определяют Концепция национальной безопасности РФ, принятая в 1997 г. Согласно ст. 6 закона «О борьбе с терроризмом» (1998 г.), непосредственно борются с терроризмом следующие структуры: Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны РФ, Министерство обороны РФ и Федеральная пограничная служба РФ. В ряде случаев, по решению Президента РФ, могут быть созданы антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях.


За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и в России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных и подготовка антитеррористических сил, усиление охраны особо опасных, в частности ядерных, объектов, выработка механизма переговорного процесса об освобождении заложников и др.).


Одним из видов террористического акта является захват заложников с последующим выдвижением каких-либо требований (материальных, политических и т. п.). Людям, оказавшимся заложниками, следует придерживаться определенных правил поведения, зависящих от особенностей конкретной ситуации и способных уменьшить опасность.
Если заложников захватил один человек, то можно попытаться войти к нему в доверие, если террористов группа, то найти с ними общий язык практически невозможно. Женщины-террористки обычно более жестоки, фанатичны, чем мужчины, на преступления они идут осмысленно, с ними труднее договориться.


Вот некоторые общие правила поведения, которых стоит придерживаться, если вас захватили террористы:

 

  • выполняйте команды террористов, не пытайтесь встать, покинуть свое место;
  • не делайте резких движений, не шарьте в карманах, в сумке и т. д.;
  • не впадайте в панику, не кричите, не плачьте, соблюдайте спокойствие;
  • следите за поведением других заложников – может, у них есть план спасения;
  • помогайте другим заложникам, не давайте им вести себя неправильно (злить террористов, впадать в истерику и т. п.);
  • постарайтесь запомнить, сколько террористов, кто главный, какое у них оружие и т. д. (может, вас выпустят первым, и эти сведения будут необходимы для спасения других);
  • верьте, что вас спасут.


2. С целью выявления уровня знаний о терроризме, как реальной угрозе безопасности в современном обществе, и правилах поведения для заложников у учащихся образовательного учреждения, на констатирующем этапе нами было проведено анкетирование. В анкетировании принимало участие 292 ученика старшего звена МОСШ № 5, 13, 14, 17, 25, МОУ лицей г. Нижневартовска. В ходе исследования было выявлено, что 37 % респондентов демонстрировали достаточные представления по следующим вопросам: «Как Вы считаете, что такое терроризм?», «Какие причины, с Вашей точки зрения, порождают терроризм?», «Какие формы терроризма Вам известны?» (46 %, 52 %, 53 % соответственно). Имеют недостаточные представления по теме ис-следования 63 % учащихся. Значительные затруднения вызвали такие вопросы, как: «Какие способы борьбы с терроризмом Вам известны?» (26 %), «Какие правила поведения заложников Вам известны?» (13 %).


Таким образом, изучение проблемы исследования методом анкетиро-вания на констатирующем этапе выявило недостаточные представления учащихся по проблеме исследования и актуальность более углубленного изучения данной темы не вызывает сомнения.


3. Анализ учебно-методического обеспечения (учебники) выявил от-сутствие темы исследования в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», т.е. курс «Основы безопасности жизнедеятельности», не предполагает формирование у учащихся знаний по рассматриваемой проблеме. Но, в то же время, анализ научной и научно-методической литературы, а также ситуация, сложившаяся в современном мире, обосновывает актуальность и необходимость темы исследования в на-стоящее время.


4. В связи с этим нами разработаны и апробированы методические разработки, включающие элективный курс «Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе» и планы-конспекты уроков для учащихся общеобразовательных учреждений: «Терроризм – угроза безопасности в современном обществе», «Формы современного терроризма», «Социально-психологическая характеристика террористов», «Россия против терроризма, способы борьбы», «Правила поведения для заложников» и др.


5. С целью выявления уровня знаний о терроризме, как реальной угрозе безопасности в современном обществе, и правилах поведения для заложников у учащихся образовательного учреждения, на контрольном этапе нами было проведено повторное тестирование. Анализ результатов анкетирования выявил достаточный уровень представлений по всем вопросам: «Как Вы считаете, что такое терроризм?» (76 %), «Какие причины, с Вашей точки зрения, порождают терроризм?» (74 %), «Какие формы терроризма Вам известны?» (86 %), «Какие способы борьбы с терроризмом Вам известны?» (94 %), «Какие правила поведения за-ложников Вам известны?» (100 %).


Сравнительный анализ результатов анкетирования по проблеме исследования выявил положительную динамику в уровне знаний учащихся общеобразовательных учреждений (количество правильных ответов на контрольном этапе составило 83,5%, тогда как на констатирующем этапе оно составило 37%), что свидетельствует об эффективности и состоятельности разработанного методического материала.


Таким образом, методические материалы могут быть рекомендованы к использованию при проведении занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».


Хакимова Гульнара Ахметхабибовна, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

Список литературы и источников
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2006.
2. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. – М.: Щит-М, 1998.
3. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Э.А. Арустамов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 456 с.
4. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Терроризм международный. Правовые волпросы. – М.: Щит-М, 1989.
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов сред-них проф. учеб. заведений / [Арустамов Э.А. и др.]. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / [Белов С.В. и др.]. — М.: Высшая школа, 2002.
6. Виктимное поведение и правонарушения в молодежной среде // Официальный информационно-справочный сервер города-героя Вол-гограда [Электр. Ресурс.]. — http://www.volgadmin.ru/istoki/progr1.htm
7. Воспитание личности безопасного типа // Окно в безопасный мир [Электр. ресурс]. — http://www.oksion.ru/security/upbringing/
8. Гафнер В. Бежать от опасностей или создавать безопасность? // Издательство «Русский журнал» [Электр. ресурс]. — http://www.russmag.ru/product.php?id=114
9. Гафнер В. Как достигнуть состояние безопасности (О концепции БЖД В.А. Денислова) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005. — № 8. — С. 31—35.
10. Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / А.С. Гринин, В.Н. Новиков. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
11. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
12. Заплаткин А. Психологическая подготовка на уроках ОБЖ // ОБЖ. основы безопасности жизни. — 2001. — № 10. — С. 52—56.
13. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам: Учеб. пособие / В.И. Казаренков. — Ростов-на-Дону: Изд. Ростов. гос. пед. унив., 1994.
14. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
15. Коженёвски Л. Безопасность, свободы и права человека и народа // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005. — № 5. — С. 59—63.
16. Культура безопасности // МЧС России [Электр. ресурс]. — http://www.mchs.gov.ru/6844/
17. Личность безопасного типа, психологический и социальный ас-пекты // Сахалинский государственный университет [Электр. ресурс]. — http://www.sakhgu.ru/doc/university/structure/institute/technological/books/1/part1/1,3.htm
18. Ляхов Е.Г. Терроризм: национальный, ергиональный и международный контроль: Монография. – М.; Ростов-н/Д: Международные отношения, 1999.
19. Мазуркевич Е. Факторы психологического воздействия на человека // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005. — № 11. — С. 8—13.
20. Маклаков А. Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. — СПб.: Питер, 2003.
21. Михайлов Л., Шатровой О., Маликова Т. Психологическая безопасность // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005. — № 3. — С. 27—32.
22. Михайлов Л., Шатровой О., Маликова Т. Психологическая безопасность (Человеческий фактор) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005. — № 4. — С. 44—48.
23. Михайлов Л., Шатровой О., Маликова Т. Психологическая безопасность. Микросоциальная среда // ОБЖ. Основы безопасности жиз-ни. — 2005. — № 6. — С. 31—35.
24. Михайлов Л., Шатровой О., Маликова Т. Психологическая безопасность. Микросоциальная среда // ОБЖ. Основы безопасности жиз-ни. — 2005. — № 8. — С. 26—30.
25. Михайлов Л., Шатровой О., Маликова Т. Психологическая безопасность. Микросоциальная среда. Средства защиты личности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005. — № 9. — С. 14—17.
26. Михайлов Л., Шатровой О., Маликова Т. Психологическая безопасность. Средства защиты личности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005. — № 10. — С. 25—28.
27. Михайлов Л., Шатровой О., Маликова Т. Психологическая безопасность // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005. — № 11. — С. 17—20.
28. Морально–психологическая подготовка личности // Окно в безопасный мир [Электр. ресурс]. — http://www.oksion.ru/security/moral/
29. Мошкин В. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2001. — № 2. — С. 14—20.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — М.: Изда-тельский центр «Академия», 2000.
31. Новиков В. Правовые основы личной физической безопасности. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2003. — № 3. — С. 54—58.
32. Педагогика: Учебное пособие для студентов / Гл. ред. П.И. Пидкасистый. — М.: Роспедагенство, 1995.
33. Петров В., Петров С. Бездуховность делает человека опасным // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2007. — № 2. — С. 52—56.
34. Петров С. Освоение навыков безопасного поведения // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2006. — № 10. — С. 40—43.
35. Петровский А.В. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
36. Психологическая безопасность: учеб. пособие / [Л.А. Михайлов и др.]. — М.: Дрофа, 2008.
37. Саблин В.С. Психология человека: Учебное пособие для студентов / В.С.Саблин, С.П. Слаква. — М.: Издательство «Экзамен», 2004.
38. Сапронов В.О. личности безопасного типа и компетентности в области ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2002. — № 3. — С. 6—12.
39. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Изда-тельский центр «Академия», 2004.
40. Смагин В. Законы по обеспечению безопасности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2001. — № 10. — С. 15—18.
41. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И. Смирнов. — М.: Логос, 2003.
42. Социальная педагогика / [М.А.Галагузова и др.]. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
43. Уголовный кодекс Российской Федерации.
44. Федеральный закон РФ от 25 июня 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».
45. Феномен подросткового возраста // Московская негосударственная школа «Лотос» [Электр. ресурс]. — http://www.slotos.ru/mo_shul_02.html
46. Холмогорова А., Валикова С., Полкунова Е. Семейные факторы депрессии // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. — С. 63—70.
47. Цели воспитания культуры безопасности // Международный научный педагогический Интернет-журнал: Образование: исследовано в мире [Электр. ресурс]. — http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=430
48. Шершнев Л. Формирование личности безопасного типа как от-ражение потребности общества и времени // Информационный сборник «Безопасность». — 1994. — № 7. — С. 12—17.

 
Ты здесь: Главная