Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Манапова Виолетта Эльдаровна, старший преподаватель, кандидат философских наук, Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан, г. Махачкала

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Номинация  «Оригинальная  работа»

Манапова Виолетта Эльдаровна, старший преподаватель, кандидат философских наук, Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан, г. Махачкала за работу «Социально – экономические  и  политические  факторы  возникновения этнического  и  религиозного  экстремизма  в  условиях  глобализации»

 

Социально – экономические и политические факторы возникновенияэтнического и религиозного экстремизма в условиях глобализации

 

Мир стремительно меняется на наших глазах. Человечество стоит на грани трансформации мира, происходит становление постиндустриального общества. На этом фоне протекают два взаимосвязанных и противоборствующих процесса: процесс глобализации, универсализации, с одной стороны, и процесс этнокультурного разнообразия, этнической дифференциации, с другой стороны.

У народов возрастает интерес к своей этнической идентичности. Как показывает история, любая локальная, самобытная цивилизация может существовать как самостоятельное целое только до тех пор, пока она не интегрирована в мировой общественный процесс. Как только локальная культура вовлекается в этот процесс, она становится частью единой мировой цивилизации, что влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. В частности, стремительные изменения, охватившие весь мир благодаря развитию информационных систем, привели к ломке устоявшихся ценностей и изменению социальных ролей целых групп и отдельных индивидуумов.

В этническом самосознании, реализующемся в религиозном типе мышления, на первый план выходит нетерпимость к инакомыслию и «иноверцам». В рамках данной логики «своя» система представлений, «свой» образ жизни  рассматривается как единственно возможный и правильный, который следует навязать и «другим» народам любой ценой. При этом, «другие» народы часто воспринимаются не просто как обладающие иной верой, а как неверующие. Именно в религиозной форме этнического самосознания нередко ведущими становятся идея мессианства, выражающаяся в претензии этноса на свою исключительность, на особую историческую миссию, и идея этнического фанатизма.

Экстремизм возникает в условиях социально - политической нестабильности. Дестабилизация обстановки на Северном Кавказе выгодна многим внутренним и внешним силам.  Но, следует отметить, что ситуация на Кавказе является отражением общемировой тенденции. По мнению политологов, экстремизм возникает как ответная реакция на процессы модернизации.

В последнее время Россию захлестнула волна террористических актов, жертвами которых становятся как мирные жители, среди которых старики и дети, так и работники силовых ведомств. И самое страшное в этой ситуации, что эти преступления совершают наши соотечественники, уверовавшие в свою исключительную миссию. При этом, в ряды бандподполья вовлекается молодежь. Безусловно, оперативно-розыскные мероприятия, связанные с пресечением каналов поставки оружия, наркотических средств и денежного обеспечения, являются эффективным противодействием международному терроризму. Но все эти меры не достаточны для ликвидации основных причин этно-религиозного экстремизма. Необходима комплексная государственная политика, в том числе и в сфере образования.

Именно поэтому, духовно-нравственное воспитание молодежи должно стать приоритетным направлением в системе образования. Главной задачей на данном этапе развития  является привитие толерантного отношения к «другому».

С целью профилактики экстремистских настроений в молодежной среде необходимо учитывать индивидуально – психологические особенности каждого отдельного ребенка. Процесс гумманизации общеобязательного образования должен способствовать максимальному развитию гармоничной личности.

Смена цивилизационной парадигмы и ее влияние на общественный прогресс в условиях глобализации.

 

Человечество вступает на новый этап своего развития. На сегодняшний день очевиден тот факт, что происходит ломка прежней, устоявшейся системы отношений общества и природы, да и отношения внутри самого общества также претерпевают серьёзные изменения. Процессы модернизации и глобализации привели к интенсификации ряда сложных противоречий. Как никогда остро стоят проблемы, носящие антропный характер: всемирное потепление, «столкновение цивилизаций», вызванное, с одной стороны, непродуманной политикой Запада в арабо-мусульманской регионе, а с другой, миграционными потоками, хлынувшими из стран третьего мира, проблема терроризма, этнического экстремизма, глобальный финансовый кризис, смена ценностных ориентиров. Все эти  и другие проблемы порождают неуверенность в будущем, которая перерастает в алармизм.

И поэтому, перед историками, философами, социологами стоит задача анализа сложившейся ситуации и прогнозирования будущего всей человеческой цивилизации.

В последнее время все чаще говорят о кризисе исторической науки в нашей стране. С конца 80-х гг. началась критика марксистской методологии, как в нашей стране, так и за рубежом. Ещё несколько лет назад американский политолог Ф.Фукуяма в своей известной работе «Конец истории?» провозглашал: «Триумф Запада, западной идеи очевиден, прежде всего, потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив»[9]. В том же ключе рассуждал З. Бжезинский, утверждая, что у США нет и не может быть в ближайшей перспективе конкурентов, а, следовательно, мир останется однополярным.

Вслед за западными аналитиками многие отечественные историки предлагают вообще отказаться от понятия «формация», подчеркивая однолинейность и утопизм марксистского подхода[1]. По мнению некоторых историков, формационный подход не может больше удовлетворять современных историков. Идея социального прогресса, которая лежит в основе марксистской теории общественно-экономических формаций превращает исторический процесс в жесткую схему, где прошлое предопределено будущим. Но при этом отмечается, что неприятие общественно-экономических формаций не означает полного отрицания прогресса как такового. Прогресс человечества налицо [7].

Представление об истории как о некоем процессе имеющим свой конец появилось в XIXв. в воззрениях Гегеля и Маркса.  Маркс рассматривал развитие общества как некий естественно-исторический процесс, реализующий диалектическое противоречие между природой и обществом и между классами внутри общества. Для Гегеля противоречия, движущие историей, осуществляются, прежде всего, в сфере сознания, т.е. на уровне идей, что, по мнению Ф. Фукуямы, равносильно идеологии.

Согласно классикам марксизма, общественное бытие определяет общественное сознание, а, следовательно, развитие общества определяется сменой способа производства материальных благ, т.е. экономикой. Распад Советского Союза и последовавшие за этим события заставили усомниться в жизнеспособности этой идеи многих ученых. Смена жесткой иерархии советской плановой экономики на капиталистические отношения, где каждый субъект остается  свободным участником рынка, не могла не приветствоваться большинством населения России.

Но в результате глобального финансового кризиса 2008 года стало очевидно, что прежняя система отношений больше не может существовать. Капитал победил, выполнил свою программу и, по мнению ряда философов и социологов, вошел в состояние кризиса. Одна эпоха сменяет другую, за умирающим капитализмом лежит новая эпоха и нам еще предстоит пройти через кризис переходного периода.

Возникают перемены бифуркационного характера. Ф. Фукуяма говорил о том, что после конца истории будет скучно, так как идеологическая борьба сменится простым экономическим расчетом, заботой об экологии и удовлетворением запросов потребителей. Но, как показывает практика, реальный мировой процесс многовариантен и индивидуален. Безусловно, никакая, даже самая логически выверенная теория, не в состояние его предсказать в точности.

В настоящее время, среди наиболее очевидных, рассматриваются два сценария дальнейшего развития общества [10]:

1. Прогрессивный сценарий: Коммунизм как третья антропная эпоха.

Согласно Гегелевской триаде новая эпоха повторяет предпрошедшую на новом, более качественном уровне. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» отмечал: «Вместе с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность. С падением Константинополя неразрывно связан конец средневековья. Новое время начинается с возвращения к грекам. – Отрицание отрицания!»[11]. И что касается  этого сценария, то, как утверждал Маркс либеральному обществу присуще главное фундаментальное противоречие между трудом и капиталом. Неравенство между бедными и богатыми в последние годы значительно увеличилось, но элиты  постараются не допустить этого, так как понимают, что им нет места в таком будущем.

По Ф. Фукуяме, в уходящем столетии либерализму были брошены два главных вызова – фашизм и коммунизм [9]. Согласно первому, политическая слабость Запада, его материализм, моральное разложение, утеря единства суть фундаментальные противоречия либеральных обществ; разрешить их могли бы, с его точки зрения, только сильное государство и «новый человек», опирающийся на идею национальной исключительности. Как идея фашизм был сокрушен  второй мировой войной. По мнению Ф. Фукуямы, это было как материальное поражение, так и поражение идеи. Гораздо более серьезным идеологическим вызовом, брошенным либерализму, второй великой альтернативой, стал коммунизм. Коммунистическая идеология в глазах миллионов людей ассоциировалась с верой в светлое будущее, в более справедливый и безопасный мир.

2. Регрессивный сценарий: «Новое Средневековье», означающий сброс цивилизационных достижений.

По мнению политологов, XXIвек может стать эпохой столкновения цивилизаций именно на основе межконфессиональных противоречий, и поэтому хотелось бы подробнее остановиться на сценарии «Новое Средневековье».

 

Социально-экономические и политические причины этно-религиозного экстремизма и проблема его профилактики.

 

В последнее время, мы все чаще становимся свидетелями того, как европейские государства пытаются интегрировать растущее мусульманское население. В частности, Франция столкнулась с волной погромов, в Германии в сентябре прошлого года прошли массовые столкновения между сторонниками и противниками строительства новой мечети в г. Кельн. Проблемы интеграции усугубляются и тем, что иммигранты зачастую селятся компактно, при этом, не желая адаптироваться к местным традициям. Они несут свою речь, свои обычаи и религиозные убеждения, свою культуру, что в свою очередь вызывает недовольство европейцев.

По данным журнала «Эксперт» сегодня в странах ЕС проживает около 16  миллионов мусульман [3]. Если бы все европейские мусульмане проживали в отдельной стране, она была бы девятой по численности в ЕС, сопоставимой с Нидерландами. Также авторы статьи приводят следующую статистику. В Лондоне живет 650 тыс. мусульман (8% населения), в Париже – около миллиона (12 %), в Брюсселе, столице ЕС, мусульмане составляют 20 % населения.

Хотя на сегодняшний день мусульман примерно 3,4 %, по некоторым предположениям уже к 2025 году в Нидерландах, Франции, Германии и Британии они будут составлять 10-15%, а к середине века -20-25%.  Европейцы не скрывают своих страхов, связанных с увеличением количества иммигрантов из мусульманских стран. Прежде всего, это связано с тем, что мусульман, и особенно мусульманок видно на улице, и впечатление усиливается от того, что по всей Европе стали появляться мечети. Заметно активизировалась социально-политическая активность мусульманского населения Европы. И как показатель этого – увеличение числа мусульманских организаций, расширение географии и сферы их деятельности. На сегодняшний день исламские организации охватывают значительное социальное пространство: от мечетей, исламских центров, национальных и религиозных организаций до образовательных учреждений, профессиональных и общественных организаций, студенческих союзов. По данным одного сайта в Европе насчитывается более 7 тыс. мечетей, центров и учреждений, принадлежащих мусульманской общине[4].

Исламофобия в разных формах становится реакцией европейских обществ на возвращение ислама. Похожие взгляды существуют и в России, во взглядах писателей-фантастов, предрекающих в своих произведениях Европе ту же участь, что и Константинополю.

Следует также отметить, что и в России возрастает количество мусульманского населения, как за счет естественного прироста населения, так и за счет миграционных потоков из стран СНГ, что приводит к росту числа мусульманских организаций. К примеру, по некоторым данным только в Дагестане на 1 марта 2008 года действовало 2240 исламских организаций (из них 2220 суннитских: 1122 джума –мечетей, 699- квартальных мечетей, 178 молитвенных домов, 16 вузов, 15 филиалов, 116 медресе, 94 мактаба и 20 шиитских объединений). Наиболее значимой исламской организацией в Дагестане является Духовное управление мусульман Дагестана. Служителей мусульманских объединений – более 2005[2]. Выпускаются четыре газеты, выходят передачи на нескольких телеканалах и радиостанциях. По некоторым данным на территории республики Дагестан издаются и завозятся из вне более 700 наименований исламской литературы. Подобная активная пропаганда религии ведет к увеличению числа приверженцев ислама, особенно среди молодежи.

Все же следует оговориться, несмотря на то, что ислам становится доминирующей религией в европейской регионе, мусульманская община разобщена, прежде всего, по национальному признаку. А основная масса мусульман Европы старается сохранить культурные традиции своей страны.

Европа сегодня стала местом интенсивного соприкосновения Запада и исламского Востока. Интернет, широкий доступ к новостям, возможность свободно передвигаться – все это вместе создает напряжение в отношениях с мусульманами. Если, при этом учесть то, что религиозное самосознание растет не только среди мусульманского населения, но и среди христиан, в частности в Латинской Америке, то можно предположить, что в дальнейшем ислам и неохристианство станут главенствующими идеологиями.

Как известно, самые кровавые и жестокие конфликты происходят на основе религиозных и этнических противоречий. Именно поэтому данное развитие цивилизации является наиболее деструктивным и может привести к потере большей части населения.

Система национальной самоидентификации формируется и развивается через взаимосвязь и взаимопротивопоставление «мы»-«они»  как соотнесение национальных моделей одних другим. На основе этой дихотомии возникают этнические стереотипы, которые в ходе глобализации подменяются, сменяются, наполняются новым содержанием. За этим может последовать и пересмотр этностатусных представлений, что зачастую ведет к возникновению чувств национальной неудовлетворенности, ущемленности, обиженности и другим всякого рода фрустрациям. Череда этих изменений в конечном итоге деформирует национальное самосознание. В условиях перехода из одних состояний в другие – из «высоких» в «низкие» - наблюдается всплеск национального самосознания, сопровождающийся усилением интереса ко всему национальному. А при условии движения вверх актуализируются проблемы вхождения, приятия и адаптации, что также чревато опять же, волнениями национальной сферы. И то, и другое не происходит без соответствующей реакции этнического самосознания, чувств, поведения.

Национальное самосознание в условиях глобализации испытывает на себе мощное воздействие сложного комплекса разнородных связей, отношений, пластов – культурных, цивилизационных, идеологических, - находящихся в постоянном движении. Именно это движение и таит в себе  серьезный заряд внутренней конфликтогенности: процесс наслаивания на традиционное, архаичное (национальное) модернизационного, замещение первых вторым (частичное или полное), проходя в течение длительного времени незаметно, латентно, может вызвать внутриглобализационный «бунт». Формы его проявления, последствия и пути разрешения различны. Но общеизвестно, что в таких ситуациях получает развитие явление этноцентризма (предпочтение «своего» перед «чужим» или общим), одного и самых архаичных черт самосознания индивида, группы, народа. При этом, чем ниже этностатус, тем выше этноцентризм.

Внимание к Кавказу – давняя традиция в мировой науке. Нарастающий интерес к нему с конца 80-х  гг. вызван тем фактом, что актуализация проблем Кавказа связана с происходящими здесь сложными и противоречивыми процессами. В отечественной и мировой социальной науке нет концепции, анализирующей эти процессы и раскрывающей проблемы и перспективы перехода кавказского региона к устойчивому развитию. Зачастую, исследования носят описательный характер, что, несомненно, необходимо, но не раскрывает сущности целого, не позволяет увидеть всю картину.

Как отмечает Юсупова Г.И. [12], возрождение исламских и этноцентристских настроений на Юге России совпадают по времени и эти процессы проходили в три этапа: 1) начало 90-х гг.- стремительный рост этнического самосознания народов Северного Кавказа, созревание и начало наиболее крупных межэтнических конфликтов в регионе. В то же время, растет религиозное самосознание населения и количество религиозных организаций и культовых зданий; 2) середина 90-х гг. – эскалация межэтнических конфликтов и начало политизации Ислама, усиление влияния религиозных организаций и их лидеров на общественно-политическую жизнь в регионе; 3) конец 90-х гг. –начало ХХIв. – стагнация межэтнических противоречий на фоне активной радикализации Ислама, рост религиозно-политического экстремизма и терроризма.

Подобную активность религиозных организаций можно объяснить несколькими факторами: во-первых, с целью устранения сепаратистских настроений в обществе национальные движения были официально упразднены; во-вторых, Ислам, как и другие мировые религии, имеет эгалитарный характер, приравнивая всех людей независимо от материального положения и национальной принадлежности. В условиях социально-экономической нестабильности, коррупции, безработицы, религия становится наиболее  мощным социальным «лифтом», способствующим продвижению молодых, амбициозных людей.

Общественно-политическая ситуация на Северном Кавказе по-прежнему остается напряженной. Этому способствуют как внешние силы, к примеру, активное тюркское влияние, всевозможные общественные фонды и организации, так и внутренние противоречия. Клановость, распространение коррупции, отставание по многим экономическим показателям приводят к оттоку наиболее образованной части населения.

С целью противодействия религиозному и национальному экстремизму осуществляются мероприятия, направленные на улучшение межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Регулярно проводятся всероссийские и региональные конференции, молодежные форумы, социологические исследования. Вся эта работа, безусловно, необходима, но, к сожалению, профилактические мероприятия носят нерегулярный характер. На наш взгляд, следует больше внимания уделять работе с молодежью. В частности, в Дагестанском государственном институте народного хозяйства с целью профилактики экстремистских настроений была разработана программа работы со студенческой молодежью, в рамках которой проводится показ документальных фильмов о наиболее громких террористических актах (Беслан, Каспийск, Москва), с целью профилактики вовлечения молодежи в бандподполье. Помимо этого, руководство института привлекает к разъяснительной работе представителей Духовного управления р. Дагестан, представителей комитета по молодежной политике и работников министерства внутренних дел, также проводятся круглые столы, на заседаниях которых обсуждаются наиболее злободневные проблемы. Кроме того, ежегодно проводится социологический опрос среди студентов, и как показывает мониторинг, данная работа  приносит свои плоды и за те годы, что работает молодежная программа, значительно снизился рост экстремистских настроений.

Но, кроме разъяснительной работы, необходима целевая молодежная политика, направленная на помощь в получении достойного образования, трудоустройстве и социальной поддержки молодых семей. До тех пор пока не будут устранены социально-экономические проблемы, останется почва для экстремистской пропаганды.

Всплеск интереса к религиозной тематике на фоне глобализации и интеграции культур, породил немало диспутов о возможности «столкновения цивилизаций». С. Хантингтон утверждает, что с окончанием холодной войны цивилизации как субъекты мировой политики приходят на смену нациям-государствам. Цивилизации определяются им как культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, но более всего религией. По его мнению, цивилизации стремятся к приобретению власти. Так, через международные экономические институты «Запад защищает свои экономические интересы и навязывает другим нациям ту экономическую политику, которая кажется ему правильной» [13]. Столкновение цивилизаций происходит на двух, макро- и микроуровнях. Макроуровень подразумевает международный уровень борьбы цивилизаций; столкновение цивилизаций на микроуровне означает угрозу внутренней стабильности государств в тех случаях, когда линия цивилизационных разломов проходит по их территории.

Столкновение цивилизаций – угроза международной стабильности. Поскольку цивилизации принципиально непримиримы и готовы вступить на защиту своих ценностей, их столкновение представляет угрозу международной стабильности. С.Хантингтон делает основной упор на религиозные конфликты: конфликты в Европе между западным христианством, с одной стороны, и православием, с другой; конфликты западной и исламской цивилизаций, православных и мусульман в Европе и Евразии, мусульман и индуистов в Азии и т.д. Взаимодействие цивилизаций несет потенциальную угрозу для международной стабильности и потому, что экономическая конкуренция преобладает только в отношениях между американской и европейской субцивилизациями, а также  в отношениях  этих субцивилизаций с Японией. Взаимодействие остальных цивилизаций нередко принимает насильственные формы, иногда доходящие до «этнических чисток».

Столкновение цивилизаций рассматривается как угроза внутренней стабильности. На уровне внутренней политики, столкновение цивилизаций может вести к ослаблению государственного единства. Выделяются три наиболее вероятных кандидата на осуществление сценария дезинтеграции в будущем – Турция, Мексика, Россия -  поскольку все три страны представляют особенно высокий уровень культурной гетерогенности. Турция разделена между западной и ближневосточной мусульманской идентичностью; Мексика – между идентичностью латиноамериканской и североамериканской страны; Россия борется за выбор европейской и евразийской ориентации.

Н. Моисеев признавая справедливость выводов С. Хантингтона о роли границ цивилизационных разломов в современной истории, как о возможных линиях будущих фронтов, все же считает его аргументацию недостаточно убедительной [5]. Одной из важнейших причин современных цивилизационных противостояний, по мнению Н. Моисеева, являются процессы модернизации, создание и распространение некоторых общепланетарных  стандартов, отвечающих потребностям возникающей технологической основы цивилизации. В том же ключе рассуждает и В. С. Степин, выдвигая идею о том, что обострение глобальных кризисов, порожденных техногенной цивилизацией, приведет к смене системы ценностей, а преодоление глобальных кризисов потребует изменения целей человеческой деятельности  и ее ценностных регулятивов [8].

Процессы модернизации, т.е. непрерывного совершенствования технологической и технической основы цивилизации и подстройки к ней общественных организационных структур, принято  связывать с последними двумя веками нашей истории. В действительности же процесс модернизации – составляющая общего процесса развития человечества, поскольку он связан и с преобразованием экологической ниши человека, и с изменением самого человека.

Кризис капиталистической системы – это кризис биосферный и возможным выходом из кризиса как его преодоление и выход на новые рубежи развития, так и деградация человека. Становится очевиден тот факт, что человечество должно изменить свое отношение к природе. Научно-технический и общественный прогресс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во много раз улучшилось качество жизни и ее продолжительность, но все возрастающий уровень потребления показал, что есть определенный предел, достигнув которого, человечество окажется на грани самоуничтожения. Стратегия человечества должна иметь две составляющие: технико-технологическое перевооружение и утверждение в сознание людей новой нравственности. Чисто гипотетически новое общество должно быть другим. Предстоит новая модернизация и, вероятнее всего, разные цивилизации будут по-разному воспринимать  новую реальность.

Мир будущего представляется более многоцветным. В разных частях планеты будут функционировать разные организации. По мнению ряда аналитиков,  вертикальное расслоение мира на мировой Север и мировой Юг только усилится, что приведет к формированию мировой элиты и стратификация стран на очень богатые и очень бедные. Решающую роль в определении характера дальнейшего развития мировой экономики по-прежнему будут играть ТНК [6], которые как любой другой мощный инструмент могут служить различным целям. В этих условиях, вероятнее всего, продолжится борьба за ресурсы. Кроме того, страны, которые принято относить к традиционным, будут модернизировать систему культурных ценностей, а также продолжат наращивать свою экономическую и военную мощь. Мир изменился и США больше не является единственной супердержавой, а поэтому Западу придется изменить своё отношение к остальному миру и сменить авторитарный тон на межкультурный диалог с целью выработки единой стратегии устойчивого развития.

Как известно, кризис означает не только ломку старой системы, но и гарант будущего благополучия. Новый автор будущего – это наука как идеология, теория, которая будет все объяснять. Идеи новой этики и новые ценностные установки выступают предпосылками новых стратегий деятельности и нового понимания природы.

Безусловно, необходимо говорить о нравственности, ее уровне, а также формировании новой этической системы. Но стоит ли изобретать что-то новое? Основные, базовые ценности были провозглашены еще в «осевую эпоху». Современная цивилизация находится сегодня в определенной точке бифуркации и от того, какой путь она предпочтет, будет зависеть, в конечном итоге, будущее как каждого отдельного человека, так и всего человечества в целом.

 

Манапова Виолетта Эльдаровна, старший преподаватель, кандидат философских наук, Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан, г. Махачкала

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

См.: Актуальные проблемы теории истории (Материалы «круглого стола» (12 января 1994г.))// ВИ 1994 №6

Добаев И.П. Расколотая умма Северного Кавказа// Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Мах-ла,2008.- С. 410

Кокшаров А., Сумленный С. Теперь здесь ислам//Эксперт, 29 сентября, 2008

Исламские организации Европы//http: www.IslamNews.ru (26.11.2008)

Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и  цивилизационные  разломы // Вопросы философии. 1995г. №1. - С. 10

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М., 1998г., С. 115

Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций //Вопросы философии. 2003г. №6. С.13

Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006 №2 . - С. 22

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990, №3, C. 134-148.

Фурсов. А.И.  Прощальный поклон капитализма//http: www.zlev.ru(5.01.2009)

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.//Диалектика природы. – М., 1975г. С.163

Юсупова Г.И. Роль идеологического фактора в противодействии религиозно-политическому и этническому экстремизму// Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Мах-ла,2008.- C. 445

Huntington S. Clash of Civilizations. - N.Y. 1993. - P. 39

 
Ты здесь: Главная