Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Тарков Николай Валериевич, студент, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, г. Тюмень за работу «Терроризм как идеологическое оружие»

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Номинация  «Оригинальная  работа»

Тарков Николай Валериевич, студент, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, г. Тюмень за работу «Терроризм  как  идеологическое  оружие»

 

Терроризм как идеологическое оружие

 

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Данное определение терроризма закреплено в Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Указанный закон выражает официальное понимание такого явления современности как террор.[ст. 3, Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О противодействии терроризму» // СПС Консультант Плюс]

В данный момент противодействие терроризму в Российской Федерации находится на достаточном уровне для того, чтобы он не приобретал тех масштабов, которые имели место в предшествующие годы. Тем не менее, такое противодействие терроризму не сокращает риск совершения террористических актов (в данный момент террор и государство находятся в состоянии скрытой конфронтации) и не ликвидирует это явление. Тот факт, что в последние годы количественная сторона террористических актов сократилась, не свидетельствует о том, что качественная сторона данных общественно опасных проявлений претерпевает такие же изменения. По нашему мнению, устранение качественной стороны терроризма возможно только с исчезновением последнего.

Если существующие методы противодействия терроризму достигли своего апогея, то каким образом теперь общество и государство должно противостоять терроризму?

Думается, что ответ на поставленный вопрос кроется в определении терроризма, которое закреплено в Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Данное определение указывает, что терроризм – это идеология насилия, следовательно, если административный ресурс более не эффективен в противодействии данной идеологии, то можно сделать вывод о том, что необходимо искать альтернативные пути пресечения террористической деятельности. На наш взгляд, существование идеологии насилия вызвано тем, что Конституцией РФ в пункте 2 статьи 13 указано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной[п.2, ст. 13 Конституции РФ от 12. 12. 1993 г. // Российская газета,  N 7, 21.01.2009], таким образом, складывается следующая ситуация – существует довольно мощная и развитая идеология терроризма (идеология насилия), которая многообразна, но цель её едина – уничтожение идеологического врага как физически, так и морально и отсутствует государственная идеология у России в связи с чем государство не имеет в своём арсенале противодействия терроризму идеологического оружия против террора и лиц, оказывающих ему всяческую поддержку.

Проблема отсутствия государственной идеологии является предпосылкой не только для существования терроризма, но и других застойных общественных явлений, поскольку в данный момент, ни один отдельно взятый человек, ни общество в целом, ни государство не имеют осознанного представления о тех целях, к которым они стремятся и о тех задачах, которые необходимо решить в рамках развития России. Законодательные акты Российской Федерации закрепляют определенные цели и задачи, но их достижение не носит эффективного характера. Решить данную проблему, призвана государственная идеология, так как она закрепляет наиболее приоритетные цели и задачи и потому один отдельно взятый человек, общество в целом и государство, как публично-правовое образование, которое действует во исполнение воли народа, осознают, к чему необходимо стремится.

Большинство развитых государств имеет государственную идеологию. Например, Конституция Федеративной Республики Германия определяет в статье 23*(22). (1) государственную идеологию Германии, где говорится: «Для осуществления идеи Объединенной Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского союза, в обязанность которого входит гарантировать соблюдение принципов демократического, правового, социального и федеративного государства, а также соблюдение принципа субсидиарности, который гарантирует защиту основных прав, по существу совпадающих с основными правами»[Конституция Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003]. Идеи Объединенной Европы подвержены влиянию их союзника по военному блоку НАТО – Соединенных штатов Америки. У США, страны с подчеркнуто мессианским самоощущением, есть четкая и даже агрессивная внешнеполитическая идеология, которую они несут другим народам: где-то через тонкую политику незримого «управления хаосом», а где-то буквально и грубо – «огнем и мечом». Есть у них и внутренняя идеология, включающая не только набор догм политкорректности и двойных стандартов, но и доктрину развития и экспансии.[Аверьянова В.В. Новая русская доктрина. Пора расправить крылья. С. 27 // М.: Яуза; Эксмо, 2009]

Рассмотрим также конституцию Китайской Народной Республики. Это государство четко обозначает свою идеологию в своей Конституции от 4 декабря 1982 г. В основном законе КНР, в преамбуле закреплено, что Китай последовательно противостоит империализму, гегемонизму и колониализму.[Конституция КНР // http://www.asia-business.ru/yurid/?p=37]

В статье 24 Конституции КНР указано: «Государство способствует построению социалистического общество с передовой культурой и идеологией, поддерживая обучение высоким идеалам, этике, общим знаниям, дисциплине и законопослушности и стимулируя создание и соблюдение правил поведения и общепринятых норм различными слоями населения в городских и сельских районах».[ст. 24, Конституция КНР // http://www.asia-business.ru/yurid/?p=37]

Чья идеология является истиной – Объединенной Европы, США или Китая? Вопрос не в этом, а в том, что деидеологизация России во всяком случае неистинна и основана на самоотрицании.

Возвращение идеологии как волевой мысли о собственной стратегии развития, о собственных ценностях, и собственной цивилизационной модели – неумолимое требование русской истории[Аверьянова В.В. Новая русская доктрина. Пора расправить крылья. С. 27 // М.: Яуза; Эксмо, 2009], поскольку ещё в 40-е гг. XIXв. впервые в истории России была сформулирована официальная идеология. Её автором и проводником стал министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Теория официальной народности основывалась на трёх принципах – самодержавие, православие и народность.

Второй идеологией стала идеология Советского союза, которую можно подразделить на такие идеологии как «военный коммунизм», НЭП и т.д. Идеология СССР была то жесткой, то мягкой.

Появление у России на определенных вехах исторического пути идеологии было вызвано, как правило, способом сглаживания негативных последствий каких-либо событий.

В России в настоящее время разрабатывались различные идеологические модели: национальные проекты, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации». Принятие данных документов свидетельствует о желании государства вернутся к прежним историческим традициям, вернуть идеологию.

Необходимость определения государственной стратегии развития вызвана тем, что у общества и государства отсутствует направление развития, что неминуемо приводит к общественному и государственному застою. Данная позиция подтверждается в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, где в качестве основных внутренних факторов, обуславливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются:

а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;

б) наличие условий для деятельности экстремистки настроенных лиц и объединений;

в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;

г) ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации;

д) недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.[п.1, гл. I, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Российская газета, N 198, 20.10.2009]

Также идеологическая неопределенность влияет на разрешение вопроса смертной казни. Государство не решило достойны ли смерти террористы. Террористическая угроза не позволяет Госдуме ратифицировать протокол об отмене смертной казни. Об этом сообщил спикер российского парламента Борис Грызлов гостям из Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) – Андреасу Гроссу и Георги Фрунде, членам комиссии ассамблеи по мониторингу. «Известные обстоятельства не позволяют нам это сделать – вопрос связан с террористической активностью в России», – признался Грызлов. Действительно, добавил он, «мы не ратифицировали шестой протокол, однако вопрос решается, по-другому, но решается».

Впрочем, как отметил Геннадий Гудков («Справедливая Россия»), зампред комитета ГД по безопасности, и для Европы более важна фактическая сторона вопроса. «В ПАСЕ прекрасно понимают, что де-факто смертная казнь у нас не применяется на протяжении более 15 лет. Вопрос де-юре не столь важен для них. Есть страны, которые делали гораздо больший разрыв между де-юре и де-факто – 20−30 лет», – пояснил он «Эксперту Online».

Зампред думского комитета по безопасности уверен, что с терроризмом у нас не так плохо, чтобы апеллировать к нему, отказываясь от ратификации протокола №6. «Несмотря на критику, которую мы допускаем в адрес спецслужб, в деле борьбы с терроризмом сделаны значительные шаги. Нет такого мощного, как было раньше, подполья, нет таких масштабных операций. Хотя есть другие причины на Кавказе, которые провоцируют конфликт, но они не связаны с глубоко эшелонированным, хорошо оснащенным террористическим подпольем, – уверен парламентарий. – В этом смысле роста террористической угрозы нет. Не надо пугать население».

Согласно опросам ВЦИОМ, проведенным около полугода назад, 79% россиян выступают за смертную казнь для педофилов, 65% – для террористов, 61% – для наркоторговцев и 60% – для убийц.

Ирина Яровая(«Единая Россия»), заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, напротив, убеждена в том, что аргументы, изложенные европарламентариям спикером Госдумы, отражают думы и чаяния всего российского народа. «Сейчас действительно есть целый комплекс причин, который позволяет делать однозначный вывод о преждевременности, невозможности полной отмены смертной казни, – заявила Яровая. – Я сама являюсь сторонником смертной казни. Я считаю, что те, кто совершает жесточайшие преступления, являются просто нелюдями, и по отношению к ним должна быть применена самая суровая мера наказания».[Смертельные пожелания народа. 25.03.2010 // http://www.expert.ru/articles/2010/03/24/smertn_pogelanie/]

В качестве ещё одного обоснования позиции в пользу применения смертной казни приведем следующий фрагмент из Декларации о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора: «Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретет».[Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора // http://www.mospat.ru/archive/30728.htm]

Можно сделать следующий вывод: ценность лиц, совершающих террористические акты отрицать невозможно, а их достоинство – нужно, так как идеология терроризма – это идеология насилия и те лица, которые способствует реализации указанной идеологии, отказываются от своего человеческого достоинства, поскольку в их поступках нет благих намерений. По нашему мнению, уничтожение человеком человека недопустимо, а особенно при реализации целевых установок террора, и потому должно наказываться смертной казнью.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что России необходимо определение идеологии, поскольку существующей запрет на наличие государственной идеологии следует рассматривать как инструмент разоружения России, ослабления её позиций как в реализации внешней политики, так и в проведении внутренней политики. Существование как внешней, так и внутренней слабости России является предпосылкой для формирования и развития идеологии терроризма, идеологии насилия, поскольку отсутствует более сильная государственная идеология, которая бы являлась столпом развития страны и тем сводом правил, на которые необходимо ориентироваться при принятии решений и инструментом подавления агрессивных идеологий. Наличие идеологического ориентира особенно важно для решения проблемы терроризма, так как наличие идеологических установок должно быть гарантом защиты прав и законных интересов человека и гражданина в РФ. Поскольку терроризм подобен истерии, и опасен не только уничтожением людей и всяческим умалением их прав и свобод, но и тем, что, распространяясь в информационном поле, он ослабляет убежденность людей в том, что государство способно их защитить от террора.

Как способ формулирования государственной идеологии можно использовать Форум народов России, на котором представитель от каждой народности смог бы заявить о тех ценностях, которые важные для его этноса, что позволило бы создать представление о интересах, ценностях и традициях большинства народов, составляющих единый народ России.

В современной России уже осуществлялись попытки формулирования и закрепления различных ценностей по средствам проведения форумов. Одним из таких форумов является Народное собрание России. На данном мероприятии, собравшем представителей более чем 50 регионов Российской Федерации, принято решение провести в День национального единства, 4 ноября 2010 года, очередное заседание Народного Собрания России, на котором намечено принять Основы Национальной Стратегии России (Проект «Наша Россия»). Анализирую текст Основ Национальной Стратегии России, которые планирует принять указанное Народное собрание, можно выделить следующие примечательные мысли по поводу определения различных угроз для России и формулирования ценностных установок.

В пункте 26 главы VПроекта «Наша Россия» как одним из вызовов и угроз жизнеспособности России определяется следующее:  «Основные вызовы национальной безопасности России извне заключаются в нарастание межгосударственного антагонизма, который является следствием агрессивной и силовой экспансии ценностей Западной цивилизации. При этом явно обозначилось неприятие миром западного диктата, формирование новых полей цивилизационных противоречий и таких новых форм борьбы цивилизационного плана как международный терроризм, а так же нарастание борьбы не западных цивилизаций за сохранение своей идентичности».[п. 26, гл. V, Основы Национальной Стратегии России // http://www.rodon.org/society-100803134438]

Следующим примечательным моментом является глава VIданного проекта, где говорится про ценности нации и, что эти ценности определяют систему внутреннего устроения национального бытия, существо внутренних отношений власти и народа, формулу государственной власти и существо государственности России. Далее приводится список указанных ценностей: человек, народ, государство, природа, культура, духовность, миропонимание, жизнеустроение.

В главе VIIПроекта «Наша Россия», которая именуется как «Основные положения национальной стратегии России», приводятся своеобразные пути для решения существующих проблем. В частности, в сфере национальной безопасности и обороны России предлагается сделать следующее: противодействовать развращению Нации, продвижению чуждых Русской цивилизации навязываемых извне ценностей и идеалов, разложению устоев государства путем формирования единого информационного пространства, построенного на фундаментальных смыслах, цивилизационных ценностях, исторических и религиозных традициях России; организовать пропаганду национальных достижений, поддержку отечественных телерадиовещания и кинематографии, организовать национальный кинопрокат, информационное сопровождение деятельности органов власти. В пунктах 93, 94, 95 данной главы также говорится об обеспечение полной защищенности личности, общества и государства за счет качества и мощи Вооруженных Сил, восстановление боеспособности вооруженных сил Министерства обороны РФ и роли Генерального штаба; не допущение отставания от уровня развития военно-промышленных комплексов и вооружений ведущих мировых держав; Полноценное и полномасштабное восстановление системы государственной безопасности России, создание Министерства национальной безопасности РФ на основе собственных традиций и опыта спецслужб с переводом в его подчинение всех сил специального назначения.[гл. VII, Основы Национальной Стратегии России // http://www.rodon.org/society-100803134438]

Таким образом, Основы Национальной Стратегии России представляют собой попытку создания примерного образца идеологии России. По нашему мнению, данный проект носит неоднозначный характер. Тем не менее, первый шаг к формулированию идеологии России сделан, и насколько проект «Наша Россия» отражает действительные ценности русского народа, во-первых,  покажет время, а, во-вторых, сам народ либо согласится с положениями указанных Основ, либо что-то покажется ему неверным и он исключит это, как следствие этого, идеология будет отвечать интересам российской нации и не будет содержать ничего лишнего.

 

Тарков Николай Валериевич, студент, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, г. Тюмень

 

Список литературы

 

1. Аверьянова В.В. Новая русская доктрина. Пора расправить крылья. // М.: Яуза; Эксмо, 2009

2. Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора // http://www.mospat.ru/archive/30728.htm

3. Конституция КНР // http://www.asia-business.ru/yurid/?p=37

4. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г. // Российская газета,  N 7, 21.01.2009

5. Конституция Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003

6. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Российская газета, N 198, 20.10.2009

7. Основы Национальной Стратегии России // http://www.rodon.org/society-100803134438

8. Смертельные пожелания народа. 25.03.2010 // http://www.expert.ru/articles/2010/03/24/smertn_pogelanie/

9. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О противодействии терроризму» // СПС Консультант Плюс

 
Ты здесь: Главная