Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Федоров Владислав Иванович, студент, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов, 2-е место в категории «Студенты-аспиранты» - «Феномен использования международными террористическими организациями этнорелигиозного факто

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ВОЗМОЖЕН ЛИ СЕГОДНЯШНИЙ МИР БЕЗ ТЕРРОРИЗМА?

В данной работе акцентирую свое внимание на рассмотрение терроризма сквозь призму религиозных и моральных  аспектов, показываю разрыв между европейской и восточной цивилизациями, сознательно ухожу от политического анализа феномена «Терроризм».

Сегодня в начале XXIвека мир погрузился в конфликт цивилизаций запада и востока, где на смену идеологическому противостоянию пришли не менее острые столкновения на почве религии, силой оружия и силой идеологий современные террористы подрывают общественные устои и прочность государств.

Со во времен крестовых походов и Ордена святой Инквизиции религия прочно заняла место одного из инструментов манипуляции в руках политиков. В средние века на кострах инквизиции было сожжено более 9 миллионов невинных жертв, крестовые походы принесли неисчислимые бедствия народам Ближнего Востока и сопровождались уничтожением материальных и культурных ценностей, но одновременно они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во Франции и Англии.По словам Ж. Ле Гоффа, крестовые походы оказались «вершиной экспансионизма средневекового христианского мира». Сегодня многие лидеры стран Востока в публичных выступлениях вспоминают об этом времени.

В 1993 году в журнале   Foreign Affairs была опубликована статья С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», этой работе была уготована особенная судьба, она стала причиной для скрещивания полемических копий историков, специалистов международников, политологов и философов. Хантингтон пишет, что «конец двадцатого века стал свидетелем повсеместного возрождения религий (la Revanche de Dieu). Это возрождение заключалось в усилении религиозного сознания и подъеме фундаменталистских движений. Таким образом, различия между религиями усилились. Западное христианство охватывало 26,9% мирового населения в 1900 году и 30 процентов в 1980 г. Мусульмане увеличили свой удельный вес более заметно– с 12,4% в 1900 году до 16,5% (по некоторым оценкам – 18%) в 1980 г. За последние несколько десятилетий двадцатого века ислам и христианство значительно увеличили число своих сторонников в Африке, а основной сдвиг в сторону христианства произошел в Южной Корее. Центральным и наиболее опасным аспектом зарождающейся глобальной политики станет конфликт между группами различных цивилизаций на почве религиозных расколов.» [Самюэль Хантингтон// Столкновение цивилизаций. - М.:«АСТ», 2007г.- стр. 35 ]

И, к сожалению, сделанные прогнозы стали очень быстро сбываться, с распадом мировой социалистической системы начали  распадаться государства восточной Европы и одной из первых стала Югославия, где до предела обострились национальные проблемы. Страшные формы приняло противостояние христиан и мусульман: сербы, хорваты – с одной стороны и боснийцы с албанцами – с другой. В результате этнических чисток десятки тысяч сербовхорватов,боснийских мусульман и албанцев были изгнаны из родных мест. Разгорались межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Грузии, Таджикистане.

У представителей разных цивилизаций сильно отличается представления о морали, на востоке никто не осквернит свой дом кровью, даже кровью врага - это считается страшным грехом, но, как только враг выйдет за порог и уйдет туда, откуда пришел, его можно убить и это уже не будет грехом. Для представителей западной цивилизации это дико, в тоже самое время в европейской газете можно спокойно опубликовать карикатуру на Иисуса или на пророкаМухаммеда и европеец даже не нахмурит брови. Карикатуры в датской газете Jyllands Posten спровоцировали всплеск воинственных настроений во всем исламском мире по отношению к Дании и всей Европе. По всему миру прокатилась волна акций протеста и силовых действий, так:  03.02.2006боевики напали на здание датского посольства в Джакарте;05.02.2006 мусульманские экстремисты подожгли датское посольство в Бейруте; 07.02.2006в Афганистане атакован лагерь норвежских военных;15.02.2006 в Пакистане протестующие против карикатур на пророка напали на кинотеатры;11.02.2006 Дания эвакуировала своих послов из Ирана и Индонезии;19.02.2006 возмущенные мусульмане в Нигерии убили 15 христиан и сожгли церкви.

В этом примере в полной мере проявился нарастающий антагонизм между востоком и западом, религиозная и светская этика обнаружила непримиримый конфликт и ярко показала несостоятельность построения этики универсальной. Если считать страны ЕС воплощением идеала светского государства, а данные публикации достижением либерализма и проявлением свободы слова в светском государстве, то этот спор превращается в вопрос простора свободы и морального выбора карикатуриста и редактора газеты, находящихся в условиях свободного выбора…

11-12 февраля 2006 года ФОМ провел опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России, целью исследования было выявить отношения россиян к карикатурному скандалу и религии.  По результатам опроса стало ясно, чтов российском массовом сознании доминирует почтительное отношение к религиозным ценностям. Лишь 6% населения полагают, что богов, пророков, святых можно изображать в смешном, карикатурном виде. По мнению подавляющего большинства (85%), это недопустимо. О своем осуждении карикатур с изображениями пророка заявили 63% опрошенных, причем чаще других – люди пожилые (71%), высокообразованные и жители больших городов (по 70%). Лишь 13% респондентов не видят в этих публикациях ничего предосудительного. Четвертая часть опрошенных не смогли сформулировать свою точку зрения по данному вопросу. [База данных ФОМ [электронный ресурс] http://bd.fom.ru/report/cat/inter_pol/dd060725]

Российское общество остается традиционным, и, оценивая ситуацию, россияне настроены скорее осуждать публикацию карикатур, нежели протестные действия со стороны мусульман. Жители России почтительно относятся к религии, но отделяют религиозные моральные принципы от моральных норм принятых в обществе.

В христианстве, в исламе, индуизме и в других религиях есть набор общеобязательных для всех людей принципов. Эти принципы, безусловно, разделяют те, кто верует, но тому, кто не считает себя религиозным человеком, они чужды и он считает должным их соблюдать, ни в коей мере, обычно такие люди считают себя свободными личностями и создают для себя собственную мораль иногда не приемлемую для других.С точки зрения философии христианское нравственное богословие как опирающееся на авторитет Писания и предания не может дать научного обоснования религиозной этики и доказать ее общеобязательность, разумно ее оправдать.Христианство следует рассматривать как одну из религий, а не религию как таковую. Представители христианской теологии считают светскую этику более низкой и определяют ее  как набор различных этик, взаимонепримиримых между собою, а значит имеющих лишь относительное значение.Если  под светской этикой понимается научно обоснованные в классической и современной философии формализированные принципы общечеловеческого морального закона, очевидные для совести и разума каждого человека, то под религиозной этикой понимается один из вариантов комплекса конкретных моральных навыков личности, формируемых традицией.

Вполне ясно определяю, чтонравственность это не раз и навсегда установленные правила должного поведения человека, ее нельзя воспринимать статически, это динамическое, постоянно изменяющееся явление духовного мира. Динамическое состояние нравственности предстает в двух ипостасях, во-первых, это развитие в движении от самых низких безнравственных проявлений человека к нравственности, с недостижимым ориентиром вдали в виде идеального образа благочестия, запечатленного сознанием человека в образах мифических героев, святых мучеников и Бога, а во-вторых, это изменения представлений человека о нравственности под влиянием изменений качественных характеристик общества, таких как, богатство, внутренняя и внешняя конфликтность, путь развития общества: эволюционный или революционный.

Террористы в массе исполнителей и рядовых членов не являются знатоками Ислама, что не удивительно, их вера подпитывается через специальные книги и брошюры, созданные для них богословами-фундаменталистами. Все действия против «неверных» разумно обосновываются их греховностью, а приверженцы Ислама освобождают мир от неверных.

Представления о нравственности, запечатленные в мыслях человека имеют не меньший вес, чем его поступки в реальном мире. Сколько благого и злого обдумывается человеком, жестокий наемник хорошо планирует свои убийства и вовлекает в свою «работу» десятки людей, стимулами выступают как деньги, так и религиозная нетерпимость, они просыпается и засыпают с мыслями об одном, долгие годы Шамиль Басаев, Мовлади Удугов, наемник Хаттаб и другие лидеры террористов  вели страшную охоту на мирных граждан, на тех же чеченцев, они спланировали и реализовали десятки терактов. К великому горю их мысли стали эмпирической реальностью. Ведущим началом в процессе формирования мировоззрения личности является жизненный опыт человека. Именно через этот опыт он смотрит на мир и получает о нем новые знания, для них извращенное представление религии, оправдывающее убийство было догмой.  Сколько бы трагедий удалось избежать, обладай человек моралью, малой, не требующей от него самопожертвования и закланья.

 

Под эти лозунгом постмодерна живут сегодня миллионы, я возвращался домой и заметил на автобусной остановке людей, сосредоточено смотрящих себе под ноги на что то лежащее внизу, я остановился, подошел ближе, и увидел на остановке лежащего мужчину, он был без сознания.  Он был восточной внешности, его лицо было смуглым и он был брюнетом. Люди смотрели на него и осуждающе перешептывались между собой, коротая время до прибытия автобуса. Приглядевшись, я понял, что люди на остановке- это в основной массе женщины пожилого возраста, которые дожидались автобуса после вечерней службы в храме. Я набрал 03 и стал дожидаться приезда скорой. К моему удивлению, карета скорой помощи приехала через 20 минут. Вышел врач и медсестра они посмотрели на лежащего человека и потом удалились в машину для какого-то обсуждения. Я не выдержал и постучался в окно, врач вышел и спросил у меня:

– Вы вызвали?

– Да, я.

– Он ваш родственник, знакомый, кто он?

– Нет…

– А зачем тогда вызывали? Что мы с эти черным возиться должны?

Ответить мне было нечего. Справедливости ради он выразил общий вопрос всей остановки (да и не только остановки), а зачем что-то делать, если лежащий на асфальте человек для тебя чужой и к тому же другой национальности? Врач не хотя занялся осмотром, мужчина не был пьян, он обыскал его куртку и достал его паспорт и какие-то бумаги, нащупал пульс, побил его по щекам, сделал укол и человек минуты через три открыл глаза. Скорая помощь уехала.

Я подошел к нему и мы разговорились.  Как выяснилось позднее, этими бумагами были свидетельства о смерти жены и сына, он узнал в тот день о трагедии и у него не выдержали нервы, врач сделал заключение, что потеря сознания это последствия нервного шока, и самое главное, он был гражданином РФ не один и не два года, его родители родились в России и были по национальности армянами.

Кого сегодня можно считать интеллигентом? Если мимо вас пройдет бомж, от которого плохо пахнет, а он остановится и извиниться: простите, что я доставил вам неудобство, у меня нет возможности помыться и от меня дурно пахнет, то он интеллигент.

Актер Виктор Сухоруков

За две тысячи лет «помоги ближнему своему» очень редко когда исполнялась. Люди живут своими проблемами в своем мире и не хотят видеть чужих проблем, каждый же мог позвонить. Вот странно и показательно! Какие сегодня у нас прихожане,  то ли из-за осознания ошибок жизни, то ли из-за страха скорой смерти ранее неверующие люди приходят в церковь. Пожилые люди, а именно они составляют основную массу прихожан храма, прожили большую часть своей жизни в тоталитарном государстве. Они не питались с детства религией, она была где-то спрятана в воспоминаниях их старых родителей, религия была для них была архаикой, но в самые тяжелые моменты жизни, когда достижения современной науки и прежде всего медицинской науки оказывались бессильны, многие из убежденных коммунистов упоминали имя божье и обращались к нему с надеждой на чудо. Советское государство заменяло Бога, вместо десяти заповедей создали кодекс строителя коммунизма, за человека уже подумали, после учебы приготовили рабочее место, обеспечили минимум его потребностей, подумали о его идеологически выверенном воспитании, конечно далеко не всем нравилась такая навязчиваязабота. Но с крушением Советского союза никакой заботы не стало. Человек оказался один на один со своими проблемами, социальная система была разрушена, экономика страны рухнула, начались перемены, сделавшие еще беднее и без этого не самое богатое население. В такой ситуации, когда один Бог недавно умер, нужно было срочно найти ему достойную замену в другом Боге. Начали открываться церкви, появились гадалки, колдуны и экстрасенсы, они вместе взятые призваны выполнить одну задачу - помочь миллионам людей, оказавшемся у разбитого корыта успокоиться, обрести надежду и былую уверенность. Поэтому, нет ничего удивительного, что рассказанный мною случай имел место быть, не их вина, но сегодня верующие в большинстве своем верят в Бога в своих узких корыстных целях, их веры и благочестия хватает на несколько часов службы в храме, как только они выходят из него, то превращаются в бездушных эгоистов какими и были прежде.

О нашей национальной идее и терроризме…

Главной болезнью поразившей Россию начала XXI века стала национальная идея безответственности. Когда пытаются отыскать национальную идею, то выбирают только позитивные созидающие идеи, при этом закрывают глаза на действительность. А между тем российское общество живет сегодня в русле поведенческой направляющей «От меня ничего не зависит».

Отличительными поведенческими особенностями российского общества начала XXI века  являются:
1) Боязнь выделиться. Стремление быть «как все».
2) Правовая безграмотность.
3) Желание казаться несправедливо обделенным.
4) Априорное недоверие к власти.
5) Безынициативность и пассивность.
6) Стремление уйти от общественной жизни

7) Подозрительность и неприятие других национальностей

Но как заменить ее  национальной идеей ответственности?  Это быстро и легко выглядит на бумаге, нужно всего лишь убрать приставку «без» и как же долго и тяжело это в реальности, ведь нужно вывести из летаргического сна целый народ, который заснул и не хочет просыпаться, а его никто и не будит.

Позитивные лозунги созидания, должны стать направляющими движения жизни человека. Но станут ли? Рассматривая саму нравственность, как путь преодоления безнравственности и несправедливости, прежде всего, говорю о том, что безнравственность каждый должен преодолеть в себе сам.

Настоящая цель воспитания не в том, чтобы приспособить личность к обществу и сделать ее пассивно согласнойс ним, а в том, чтобы побуждать его думать и поступать, самостоятельно развивая в себе тот высший разум, который останавливает свой выбор на самом главном.Каждый свой поступок на протяжении всей жизни человек должен пропускать через главный моральный принцип  – Любя свою жизнь, не забывай о жизни другого, скажите разве этот нравственный закон не может стать нашей национальной идеей, которая уничтожит терроризм в пределах России раз и навсегда?

Нравственность без религии возможна, а религия без нравственности нет. Сказать нравственность невозможна без религии означает расписаться в своей беспомощности. Сказать нравственность возможна и без религии, значит взвалить на себя тяжелый груз ответственности, прежде всего за себя самого.

Федоров Владислав Иванович, студент,  Тамбовский  государственный  университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов

 
Ты здесь: Главная