Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Еремина Светлана Сергеевна, Мордовский государственный педагогический институт, г. Саранск 3-е место в категории «Преподаватели» - «Международный молодежный форум «Мир без экстремизма»

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Международный молодежный форум  «Мир без экстремизма»

Одним из приоритетных направлений социально-политического и культурно-правового развития современной России является формирование гражданского общества. В 1990-е – начале 2000-х гг. реализация этой задачи столкнулась с рядом вызовов, главным из которых стала угроза распространения в российском социуме многочисленных течений радикального, экстремистского и террористического толка (лево- и праворадикальных, салафитских, иных). События на Северном Кавказе и недавние взрывы в московском метро свидетельствуют о реальных масштабах этой угрозы для национальной безопасности страны.

Наряду с силовым подавлением экстремизма необходима профилактика этого опасного явления, прежде всего – в среде молодежи как наиболее восприимчивой к радикальным идеологиям части общества. В основе данной профилактики лежит формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия. Эти ценностные установки имеют для России, страны полиэтничной и многоконфессиональной, особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма.

Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости ускоренного развития нормативной правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих формирование толерантности и использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи.

Система образования всегда была и остается неотъемлемой частью российского общества, а значит, все наиболее острые проблемы и важные явления современности не могут не затрагивать образовательные учреждения. В настоящее время одной из ведущих задач современного образования становится воспитание детей и молодежи в духе толерантности, ненасилия, мир и уважения к другим людям.

Специфика педагогического труда заключается в том, что учитель в своей деятельности  не может не обладать навыками толерантного взаимодействия, ведь в своей повседневной работе он сталкивается с представителями различных профессий, социальных групп, религиозных воззрений. И наряду с другими важными целями обучения выступают такие цели, как формирование у подрастающего поколения установки на адекватное поведение, включающее в себя все черты толерантности (возрастная, расовая, национально-этническая, языковая, социальная, имущественная, религиозная, индивидуально-личностная). При этом нельзя забывать, что толерантность – не пассивное покорение мнению, взглядам и поведению других людей, но активная нравственная позиция и психологическая готовность к позитивному взаимодействию между людьми, основанная на действующей морали и в рамках закона.

Готовить учителя к этой роли, воспитывать в нем соответствующие принципы и взгляды необходимо на стадии обучения – в вузе, колледже, училище. Особый смысл деятельности педагога заключается в формировании условий для конструктивного диалога между учениками, преодоление негативизма в общении между школьниками, создании атмосферы доверительности и открытости между представителями различных поколений. Только в случае создания благоприятной среды можно надеяться на успешную реализацию стратегических планов и проектов.

Педагогическая общественность не может оставаться в стороне от  решения этой задачи. В связи с этим необходимо регулярно проводить в образовательных учреждениях воспитательные мероприятия различного уровня и содержания, направленные на профилактику национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов, ориентированные на выявление сущности негативных тенденций, связанных с экстремизмом и ксенофобией, тормозящих устойчивое социальное и культурное развитие общества. Необходимо также направить усилия педагогического сообщества на разработку комплексов учебно-методического обеспечения воспитания толерантности в образовательных учреждениях.

Одним из таких мероприятий может стать Международный молодежный форум «Мир без экстремизма».

Цель Форума: координация деятельности молодежных общественных организации, учащихся и студентов  образовательных заведений по формированию политической и правовой культуры молодежи;

Задачи Форума:

1) обмен опытом между представителями различных стран по эффективности профилактических мер, направленных на снижение ксенофобных и экстремистских явлений в молодежной среде;

2) привлечение студенческой и учащейся молодежи к решению приоритетных социально-экономических, политических, правовых и культурных проблем, стоящих перед Российским государством;

3) выработка согласованных методик по воспитанию активной гражданской позиции, толерантного восприятия окружающего  мира.

Целевая аудитория: учащиеся старших классов средней школы и студенты высших учебных заведений (от 15 до 23 лет)

Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения на Форуме:

  • Роль молодёжи в современном обществе и современной политике.
  • Экстремизм – глобальный вызов мировому сообществу?
  • Ксенофобия:  основные причины и пути решения данной проблемы.
  • Деятельность общественных молодежных объединений по формированию толерантного общества.

Участники форума:

преподаватели и студенты вузов, педагоги и  учащиеся средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации, а также стран Ближнего и Дальнего Зарубежья; представители молодежных  общественных организаций; представители православного и мусульманского духовенства; сотрудники силовых структур Российской Федерации.

 

Символика конкурса:

Символом конкурса станет глобус в женских ладонях на оранжевом фоне, что отражает характер проводимого мероприятия – современный мир находится в призрачной ситуации спокойствия, но все может измениться в любой момент. И одним из главных тревожных факторов является экстремизм. Символика отражает главную задачу молодого поколения – сохранить мир на планете Земля. Девиз форума также представлен на данной символике: «Все в твоих руках», отражая перспективы развития Человечества – мы сами можем мир сохранить и мы же можем его погубить. (Приложение 1.)

Режим работы форума

1 день

09.00 -  регистрация участников конференции

10.00 – Открытие Форума

12.00 – Интернет-конференция с представителями молодежных общественных организаций и студенчества России, государств Дальнего и Ближнего Зарубежья

14.00 – обед

15.00 - секционные заседания Круглого стола

1. Психолого-педагогические аспекты противодействия экстремизму в системе российского образования

2. Историко-правовые аспекты профилактики экстремизма и  ксенофобии в молодежной среде

 

17.00 – культурная программа для участников Форума

2 день

07.00. размещение участников форума на базе отдыха

11.00  Командообразование

12.00  Психологические тренинги. Работа в группах

14.00   «Мир и безопасность» (комплекс мероприятий, проводимых под эгидой МЧС РМ)

19.00  Культурно-развлекательная программа для молодежи

3 день

10.00  Презентации проектов и награждение участников Форума дипломами

13.00 Принятие резолюции. Закрытие форума

ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОГО МОЛОДЕЖНОГО ФОРУМА

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Первый день проходит в обстановке демократичного общения участников, обсуждения важных вопросов, дискуссии.

Основные мероприятия:

1. Открытие Форума (Ведущие форума приветствуют участников и обосновывают причины проведения данного мероприятия)

2.     Презентации участников(каждый участник или группа участников представляют город, вуз или государство, которое их делегировало на данный форум). Регистрация, проводимая перед началом церемонии Открытия Форума, позволяет провести мониторинг возраста и статуса участников

3. Презентация «Мир без экстремизма: все в твоих руках!»проходит с применением информационно-коммуникативных технологий. Студентами подготовлен видео-ролик на заявленную тему, в финале презентации высвечивается надпись на большом экране: ВСЕ В ТОИХ РУКАХ!

4. Интернет-конференция с представителями молодежных организаций из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья  (Украина, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Молдова, Франция, Финляндия, США и др.) проходит при помощи программы скайп, посредством которой на большом экране участники видят своих сверстников из других стран, с которыми они общаются по наиболее важным вопросам. Участники, находящиеся по другую сторону экрана, также могут видеть все, что происходит в зале, где проходит форум, это позволяет им находиться в русле диалога, участвовать в нем на равных условиях.

5. Секционные заседания круглого стола «Историко-правовые и психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования»пройдут по двум основным направлениям – «Исторические и правовые аспекты проблемы» и «Психолого-педагогические аспекты проблемы». Участники форума обсудят исторические корни и предпосылки ксенофобных и экстремистских явлений в обществе; проанализируют состояние современного законодательства в области преступлений, связанных с экстремизмом; предложат свое видение решения проблемы, в том числе посредством психолого-педагогического воздействия, через систему воспитательных мероприятий, направленных на формирование толерантного мышления среди молодежи.

6. Культурная программа для участников Форума предполагает знакомство с достопримечательностями города, в котором проходит мероприятие. Для примера мы берем г.Саранск – столицу Республики Мордовия, многонациональной и разноликой, но при этом имеющей многовековой позитивный опыт совместного проживания представителей многих национальностей, религий, культур. Население Мордовии на 40 % состоит из мордвы, на 25 % - из татар, на 35 % - из русского населения.

Во время экскурсии по городу, участникам Форума будет предложено поближе познакомиться с культурой православия (посещение Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова (рис.1 прил.2), храма Иоанна Богослова, построенного в XVIIвеке (рис.2), мусульманства (мечети города (рис.3)) и традиционной мордовской (этнокультурный комплекс «Теризморга», расположенный недалеко от города, где представлена стилизация мордовской деревни XVIIIвека (рис.4.)). Такой вояж позволяет не только увидеть всю красоту и индивидуальность каждой из культур, но и проникнуться уважением к традициям разных народов.

Такой маршрут предопределен результатами научного исследованиями, которые мы проводили в 2009 году на базе Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. В итоге опроса, проведенного среди студентов и школьников более чем в 10 образовательных учреждениях Российской Федерации, большинство респондентов сошлись во мнении, что ксенофобия рождается там, где есть недоверие, истоки которого в свою очередь лежат в незнании и непонимании представителей другой, малознакомой культуры.

Более подробные результаты проведенного исследования представлены в приложении 3.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Второй день Форума проходит в менее официальной обстановке. Участники размещаются на базе отдыха в одном из живописнейших уголков Республики Мордовия на территории детского оздоровительного лагеря «Орленок» Кочкуровского района.

Мероприятия, запланированные на второй день:

Командообразование предполагает собой разделение участников на отдельные микро-группы, задача которых на ближайшие сутки – выработка собственного проекта по профилактике экстремизма и ксенофобии в российской молодежной среде, его презентация и защита.

Психологические тренинги. Первоначально для решения поставленной участникам задачи необходимо наладить общение внутри каждой микро-группы, чему будут способствовать различные «тренинги общения», проводимые с участниками специально подготовленным отрядом вожатых из числа студентов – психологов. Примеры тренингов приведены в приложении 4. В итоге каждая группа должна представлять собой коллектив, объединенный общей задачей, способный к ее решению.

«Мир и безопасность» комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками МЧС. В числе данного комплекса мероприятий отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях, в частности, взрыва, пожара, водной стихии и т.п. Подобные тренинги также проходят в условиях микро-групп.

Культурно-развлекательная программа.Для участников  Форума разработан ряд мероприятий, направленных на привлечения внимания молодежи к проблеме экстремизма посредством творческого таланта молодежи. Кульминацией культурной программы станет «Фестиваль Доброй Песни». Желающим будет предоставлена возможность раскрыть свои вокальные таланты, вспомнить наиболее известные песни, представить на суд зрителей новые, авторские.  Главное условие – каждая представленная песня должна носить позитивный характер и отражать идею Форума.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Последний  день Форума проходит в русле подведения итогов работы.

Презентации проектов. Участники представляют свои презентации, которые проходят обсуждение, своего рода защиту проекта профилактических мероприятий, направленных на снижение агрессивности среди молодежи и устранение ксенофобных явлений в обществе.

Награждение победителей.Победители конкурса проектов, выявленные по итогам работы жюри, награждаются ценными призами. Все участники Форума получают памятные сувениры с символикой Форума.

Принятие резолюции. Итоговым аккордом мероприятия является принятие резолюции Форума, составленной на основе идей, выработанных за время работы. Здесь же содержится ряд предложений по решению проблемы экстремизма в молодежной среде, которые будут переданы в общественные организации, структуры власти, законодательные органы.

Приложение 4.

Тренинг толерантности

(возрастная группа 15-18 лет)

Пояснительная записка. Современный мир весьма многообразен по своему социальному, этническому, религиозному составу. Подчас это многообразие становится источником  конфликта. На сегодняшний день ученые выделяют более 6 000 языков, а значит, немногим меньше – народов, этносов, этнических групп. В России на сегодняшний день насчитывается более 150 народностей. Среди  такого огромного количества этнических групп есть народы малочисленные, многие из которых страдают от различных форм проявления нетерпимости и нарушения их прав. Изучение прав людей, принадлежавших к национальным, языковым, этническим и религиозным меньшинствам, должно помочь осознать  проблему прав человека вообще.

Каждый человек временами оказывается в меньшинстве. Это может быть связано с происхождением, вероисповеданием, взглядами. Но не следует представлять меньшинство только лишь в роли жертвы. Гораздо важнее осознавать, что существуют различные способы сопротивления давлению со стороны большинства. Кроме того, не следует забывать и о том, что «свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Выражая солидарность с теми, чьи права находятся под угрозой, мы работаем над созданием общества, справедливого для всех.

Школьник старших классов должны хорошо ориентироваться в современной ситуации в стране и мире, знать свои права, но не забывать и об обязанностях. Воспитательное мероприятие, посвященное проблеме  толерантности, можно начать с цитаты пастор Нимола, жертвы нацизма. Эта цитата относится к 30-40-м годам XXвека, когда и евреи, и коммунисты, и члены профсоюзов были меньшинствами в Германии: «Сначала они пришли за евреями, и я не стал заступаться за них, так как я не был евреем. Потом они пришли за коммунистами. И я не заступился за них, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за членами профсоюзов, и я не заступился за них, т.к. не был членом профсоюза. Потом они пришли за мной. Но не осталось никого, чтобы заступиться за меня».

Ученикам могут быть заданы следующие вопросы: О чем говорит послание Нимола? Что может защитить права меньшинств? Кто должен это делать?

Прежде чем приступить к изучению любой конкретной группы, относящейся к категории меньшинства, будет полезно, если школьники определят свое личное отношение к этой группе людей. Однако, учитель должен быть готов к тому, что его личное мнение и отношение не будет разделено всеми учениками. Важно научиться вести дискуссию так, чтобы она решала проблему, а не усугубляла ее.

Сам термин «меньшинство» должен быть использован очень осторожно. Оно предполагает, что большинство членов той или иной группы обладают набором определенных характеристик, отличных от большинства (внешний вид, язык, культура, традиции, религия, политические пристрастия и т.д.)

Предлагая дискуссию на подобную тему учитель должен четко понимать – что нужно сделать и чего делать нельзя.

Нужно:- уважать данную группу людей;

- использовать любую возможность пообщаться с членами этой группы и любую информацию от них;

- уделять равное внимание мужчинам и женщинам;

- рассматривать группу в историческом контексте;

- уделить особое внимание положительным аспектам культуры изучаемой группы;

- найти связи между культурой меньшинства и мировой культурой;

- подчеркивать значимость любой группы, прекрасность многообразия мира.

Нельзя: - рассматривать группу изолированно от общества;

- представлять группу как некую проблему, экзотику или нонсенс;

- поощрять чувство культурного превосходства, снисходительное отношение;

- обращаться к старым стереотипам или создавать новые;

- бояться признаться в том, что вы чего-то не знаете или не понимаете.

Упражнение

Предложите ученикам поразмыслить над вышеперечисленными правилами. Потом задайте вопросы:

1.     Можете ли вы сказать, что всегда действуете согласно этим правила?

2.     Встречаете ли вы подтверждение данным правилам в окружающем мире? В средствах массовой информации? В современных произведениях искусства?

3.     Чем нужно руководствоваться при обсуждении проблем меньшинств? Готовы ли вы сами к этому?

Обсудите ответы школьников. Вернись еще раз к началу разговора (цитате Нимола). Закончите мероприятие дискуссией о том, как можно изменить к лучшему наш мир, и какое место в нем занимает толерантность?

Еремина  Светлана  Сергеевна, доцент, кандидат юридических наук, Мордовский государственный педагогический институт, г. Саранск

 
Ты здесь: Главная