Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Абдуллаева Залина Мусаевна, Хасбулатов Хасбулат Магомедович, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан», 2-е место в ка

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Толерантность как средство борьбы с экстремизмом и терроризмом

Утвержденная Указом президента РФ 12 мая 2009 года  «Стратегия национальной  безопасности Российской  Федерации до 2020 года» исходила из  того, что в ближайшие годы на  обеспечение национальных интересов  Российской   Федерации негативное влияние будут  оказывать вероятность рецидивов  односторонних  силовых подходов в международных отношениях, противоречия  между основными участниками мировой политики, угроза распространения  оружия массового  уничтожения и его попадания в руки  террористов, а также совершенствования форм противоправной деятельности  в кибернетических и  биологической  областях, в среде высоких технологий. Усилится глобальное  информационное противоборство, возрастут  угрозы стабильности индустриальных и развивающих стран мира, их социально экономическому развитию и демократическим институтам, получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм, в том числе  под лозунгами  религиозного радикализма [1].

В настоящее время в мире насчитывается около 500 террористических организаций. География  экстремизма расширяется, он начал распространяться на территории, которые  ранее отличались внутриполитической стабильностью. За многие годы своего существования экстремизм и терроризм сильно эволюционировали, разворачиваясь в условиях глобализации информационной революции, он гораздо более гибко, нежели государственные  структуры, принимают сегодня приспособления к новым организационным формам деятельности.

Согласно экспертным оценкам в 2008 году в мире произошло около 12 тысяч террористических актов, в результате которых пострадало 56 тысяч граждан, в том числе 15 тысяч погибло. При этом большинство из жертв мирные жители в основном женщины и дети [2].

Возникают  террористические организации нового типа, построенной по принципу сетевой структуры, обладающей наибольшей  потенциалом  современных  информационно-коммуникативные каналы, автономный способ существования  входящих в сообщество  периферийных  преступных  группировок, взаимодействующих как с центром, так и между собой [3].

Экстремизм и один из его  самых опасных  форм – терроризм - быстро изменяется, мутирует, осваивает все более  опасные и разрушительные методы. По мнению политологов,   ХХIвек будет  эпохой  этнических, этноконфессиональных и межцивилизационных  конфликтов.

Не случайно целый ряд авторов характеризовали нашу эпоху как «Новое средневековье». А в начале каждого глобального  идеологического размежевания, как показывает  исторический опыт, неизбежен определенный экстремизм, что мы и наблюдаем сегодня в  мире.

При этом  экстремизм всегда проявляется в претензии той или иной идеологии  на исключительность ее проекта  общественно политического  устройства.

Особенно остро проблема  современного политического экстремизма  и терроризма стоит перед современной Россией, историческая  особенность  которой заключается в  проживании  на ее территории,  разного по этническому  и религиозному составу населения.

В 2003г. было  зарегистрировано 157 преступлении экстремисткой направленности; в 2004.- 130,в 2005г.-152;в 2006 263; за 6 месяцев 2007г.- уже 115 таких преступлений [4].

Осознание опасности  террористической деятельности с применением новейших технологией явилось важнейшим мотивом  формирования в России антитеррористической  комиссии, в задачи которой включено реагирование на террористические угрозы с использованием научного прогресса.

Не менее опасно применение современных информационных технологий для пропаганды терроризма. Благодаря  развитию новейших технологий, имеющих свое предназначение, деятельность средств массовой информации, глобальных компьютерных сетей (интернет), крайней коммерциализации  в среде, т.е. массовую культуру, где культивируется насилие и жестокость, у все большего  числа людей  появляется возможность использовать информацию в самых  изощренных средствах  и способах их применения.

Согласно  социологическим  исследованиям  центра Ю. Левады, ксенофобия  особенно характерна для тех социальных слоев, положение которого ухудшилось в последнее  время. Она сильно выражена не только у учащихся ПТУ, рабочей молодежи и школьников, проживающих в малых  кризисных  городах, но также и в мегаполисах. Ее культивируют  экстремистские ультронационалистские  группы, организации скинхедов и.т.п. причем за спонтанным молодежным экстремизмом чаще стоят отдельные политические силы.

По данным  замглавы МВД РФ В.Чекалина до 80 % участников  экстремистских  организации составляют молодые люди в возрасте от 20до 30 лет.

Правительство РФ в полной мере осознало тяжесть положении в этой сфере: «В числе первостепенных задач, указывает в этой связи  Президент РФ Д. А. Медведев, - остается  жесткое противодействие  национализму и экстремизму. Любая пропаганда сепаратизма, национализма, религиозной нетерпимости - это, безусловно, вызов стабильности и единству нашего многонационального государства» [5].

Самое общее и «тощее» определение  экстремизма содержится  в обычно энциклопедических словарях, где экстремизм (от латинского  exstremus- крайний ) к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)» [6].

В свою очередь  приверженец, согласно словарю С.И. Ожегова - это «…убежденный сторонник, последователь какой-нибудь, чего-нибудь [7]. Таким образом, с самой  общей точки зрения  экстремист - это  убежденный сторонник крайних взглядов и мер, обычно в сфере  политической деятельности.

Дагестан – это регион России, где политический экстремизм сегодня наиболее активен. Наш анализ, развития этого негативного социального феномена в данном регионе позволяет  сформировать следующие основные выводы относительно причин его возникновения, форм  развития и основных направлении противодействия этому негативному  социальному феномену.

Во - первых, идеологией политического экстремизма в республике  является радикальный исламский фундаментализм.

Во - вторых, практикой  религиозно - политического  экстремизма в Дагестане является терроризм. Террористический  характер политического экстремизма в республике обусловлен   рядом причин. Бескомпромиссность  идеологического противостояния, особенно характерно для конфликтов на религиозно – этнической почве, в условиях уполномоченной  в прошлом легитимности политической власти в республике принимает формы вооруженного противостояния различных группировок.

В- третьих объектами  политического террора в Дагестане оказались государственные, прежде всего правоохранительные структуры. Обычно терроризм  избирает в качестве  объекта гражданское население. Ведь цель терроризма - запугать население, деморализовать, внести хаос, сея тем самым сомнения в возможностях политической власти обеспечить их безопасность. Ситуация в республике в этом плане в последние годы  радикально  изменилась. По сути, идет война правоохранительных  органов и террористического подполья. А гражданское население достаточно  равнодушно наблюдает за этим.

В- четвертых, важным признаком политического экстремизма и его  террористического подполья в Дагестане является его молодежный характер.Свою роль здесь играют и обычный максимализм  присущий молодежной среде, и массовая маргинализация  населения, являвшегося следствием резко  усилившихся в последнее время  миграционных потоков с горных районов на равнину, в результате чего  происходит конфликт не только ценностей, но и норм поведения сформировавшихся в разных культурных средах и отсутствие в обществе нормальной  религиозной культуры, деформированной за десятилетия  атеистического прошлого, и социальной безысходности, не позволяющей многим молодым людям, обладающим хорошими профессиональными знаниями, определяться со своим социальным статусом, и глубоко  ущемленное чувство социальной справедливости.

В- пятых,  характер политического  экстремизма в Дагестане определяется тем, что в республике очень  живучи догосударственные формы общественной жизни, которые выливаются, прежде всего, в неуважении закону.

В- шестых,   политический  экстремизм в республике во многом  подпитывается характером политического режима, сформировавшегося в республике и мало изменившегося за годы президентства.

Современный политический  режим  Дагестана  по своему  содержанию является собой образец управляемой плебисцитарной демократии или патронального президентства [8].

Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных  групп нашего общества в современных условиях является  молодежь. В настоящее время на территории России  насчитывается  около 150  молодежных экстремистских организаций с иерархией, дисциплиной, с различной идеологией, со своими вождями и лидерами. По разным данным, суммарная численность таких молодежных экстремистских организаций  составляет 10 тыс. человек. По данным МВД  России, в среднем до 80% учащихся составляют лица в возрасте до 30 лет.

Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных  молодежных объединений противоправного характера.

Особенно остро сегодня стоят молодежные проблемы на Северном Кавказе. В Дагестане, например, более половина населения (62%)- это молодежь в возрасте 16-30 лет. Молодые  люди составляют более 40% всех занятых  в народном  хозяйстве,  достаточно высоко представлена молодежь в науке и культуре. При этом в среде молодых людей  Дагестана отмечается достаточно высокий уровень религиозности.

Доля молодежи среди неработающей части трудоспособного населения Дагестана колеблется от 50 до 80 %.практически каждый десятый молодой человек не заняли  в сфере  общественного труда.Число выпускников общеобразовательных школ, которые после окончания  школы не находят себе применение, т.е. не работают, и не продолжают учебу, постоянно растет. Все больше  в молодежной среде встречается аномальных явлений: помолодевший алкоголизм, наркомания, суицид, проституция. Количество молодых  людей, употребляющих наркотические  средства, неуклонно растет в вузах республики и  на сегодня  составляют  20-30%.

На этой почве подростки совершают 50% всех правонарушении. Растет количество детей и подростков, склонных к побегам и правонарушениям. За последние 10 лет выросло количество сердечнососудистых заболеваний у молодежи, очень высок процент нервно-психических заболеваний, около 40% студентов и призывной молодежи республики страдают хроническими заболеваниями. Весьма остро для молодежи стоят и неимущественная проблема. И если общество не осознает в полной мере опасности этого положения, если не будет восстановлена система профессионального образования и трудоустройства выпускников школ, программы доступного спорта для молодежи, то негативные явления в молодежной среде  будут устойчиво пополнять ряды различных экстремистских группировок. В сфере образования молодежи необходимо разработать долгосрочную многоуровневую образовательно-воспитательную программу по внедрению в сознание молодых людей норм этической и религиозной толерантности, критического отношения к современным экстремистским идеологиям. Необходимо также с самых начальных классов, школ воспитывать у российских детей гордость лучшими отечественными традициями и прививать им не узкоэтническую и конфессиональную, а общенациональную просвещенную российскую идентичность.

В России действует Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Он был учрежден Советом муфтиев  России и рядом  исламских религиозных организаций при содействии администрации Президента и Правительства РФ. Интеллигенция как наиболее  образовательная часть  этноса способна наиболее полно  отразить уровень общественного  сознание собственного этноса, формировать и доводить до общества его действительные интересы. Что, в общем- то большая часть  дагестанской интеллигенции давно и успешно делает.  В  то же время есть в каждом этносе и определенная прослойка интеллигенции, которая отражает иллюзии  общественного сознания  этноса и его лишенные интересы. Особую роль в борьбе с экстремизмом  и терроризмом  играют общеобразовательные институты, которые  наиболее  эффективно могут  проводить воспитательную работу по формированию благоприятных  межэтнических отношений.     Особенно результативно при осуществлении такой  работы обращение к народно – педагогическому наследию.

Школа как социальный институт общества, использующая основу учебно-воспитательной  работы может внести существенный вклад в воспитания толерантных межэтнических отношений. И если у взрослых людей, стреляющих в  друг друга из-за националистических установок может быть уже поздно, то детям просто необходимы примеры  и образцы  эталонного толерантного поведения и миросознания. С младших классов необходимо развивать у  школьников такие   нравственные чувства как уважение и любовь не только к своей Родины и своему народу, но и к другим странам и народам.

Ученые,  среди основных средств  воспитания толерантности, называют:  включение  учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений; передачу социального, этического опыта новому поколению, внесшие в его сознание мировоззренческих идей; знания  о моральных принципах  и нормах; формирование ценностных ориентаций; знакомств с историей родного края, историко-культурными и народными памятниками в русле диалога культур и цивилизаций [8].

В начальной  школе в силу специфики возраста (ярко выражена необходимость в нравственном и поведенческом идеале, эмоциональность, восприимчивость, непосредственность в  восприятии фольклорной образности и.т.д.) и развитие  соответствующих моральных и поведенческих установок, осознание себя  гражданином не только малой родины, республики, но и всей страны происходит  наиболее гармонично.

Обобщение современного опыта педагогической работы  по формированию в структуре личности школьников этнической толерантности показывает, что наиболее эффективен этот процесс, если;

- будет выявлен нравственный потенциал и система гуманитарных ценностей содержание этнокультурных традиции того или  иного народа в связи с мировой  культурой;

- этнический компонент  содержания воспитания, реализации в учебно-воспитательном процессе школы,  стимулирует развития и становления представлений и своей  принадлежности к этнокультуре и  ее месте  этой культуре в ряду других этнических культур;

- целенаправленное осуществление приобщения учащихся к этнокультурным  традициям в сочетании с обеспечением исторической грамотности учащихся, их широкого историко - этического  просвещения, развитием способности понимать себя и другого человека в  качестве  субъекта определенной  этнической культуры;

-  учащиеся включены в активные и разнообразные  виды  учебной и    внешкольной деятельности, ориентированной на формирование не только национального самосознания, но и общегражданского  сознания.

Задачи школы. В демократическом  государстве светская школа не вправе культивировать какую - нибудь одну религию или  атеизм. Но школа также  не может отойти от решения мировоззренческих проблем. Молодежь должна ясно понимать место и значение религии в современном обществе, разницу между положительной  религией, функционирующей в рамках демократической парадигмы, и религиозным экстремизмом. На наш взгляд, основные задачи школы  по мировоззренческой подготовки молодежи должно было бы обозначать следующим образом:

1. Просвещение студентов по основным направлениям философской  мысли и по основным мировым религиям.

2.Воспитание школьников в духе мировоззренческого плюрализма и нетерпимости к религиозному или атеистическому экстремизму.

3. Формирование у детей  и молодежи прочной гуманистической основы мировоззрения, содержание которой составляют общечеловеческие ценности [9].

Светское  образование – непременное условие  обеспечения свободы  совести молодежи в демократическом обществе, то есть это учебное заведение должно быть толерантным, как к религии, так и атеизму. В светском учебном заведении недопустимо навязывание религиозного мировоззрения или атеистического миропонимания религиозных догм и культурной практики. Учащиеся и студентам дается право и возможность свободы мировоззренческого самоопределения, столь важного для гармоничного развития личности. Светское образование должно равным образом гарантировать защиту молодежи от  давления и принуждения, как со стороны религии, так со стоны и атеизма.

Министр  образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: «мы  должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму социальному инфантилизму и другим будут эффективны  только тогда, когда будут опираться на духовные ценности».

Причиной роста экстремизма в XXIвеке стал духовный и нравственный вакуум, образовавшиеся в жизни  народов. Для  его устранения сегодня необходимо, чтобы духовно нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации.

Работники образования РД проводят различные мероприятия по противодействию экстремизму: встречи с  участниками боевых действии, митинги  у Вечного огня и обелисках, концерты, фестивали, конкурсы литературно-музыкальные, тематические вечера и композиции, обращенные к историческому прошлому народов, населяющих нашу республику, выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Формирование у молодежи духовно – нравственных ценностей, представлении о добре и зле, о красоте привитие эстетического вкуса происходит благодаря этике и эстетике. Самое важное, когда мы говорим о ценностях, мы должны понимать, о каких ценностях идет речь. Потому что  есть ценности общечеловеческие – это уважение  себя и  другого, желание понять другого, семья, дружба и.т.д. Естественно, эти  ценности надо поддерживать, беречь и учить молодежь ценить их. Есть еще ценности человеческого общежития: способность выслушать другого человека, быть терпимым к мнению партнера, собеседника. Эти ценности формируются в процессе обучения, обсуждения на занятиях этики и эстетики.

Важную роль в воспитании у детей и молодежи толерантности играет образовательный процесс – школа, вуз. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным  потенциалом. Например, предметы  филологического, обществоведческого культурно-эстетического, философского  цикла  и др. Большую роль могут  сыграть идеи  народной педагогики: единство, дружба народов Дагестана, миротворческое  разрешение всех возникающих спорных проблем, взаимопомощь и сотрудничество людей разных  национальностей, уважительное  добрососедское отношение к другим народам, религиозная терпимость и открытость  к восприятию достижений мировой цивилизаций общечеловеческих нравственных ценностей. В учебные планы всех общеобразовательных  учреждений  республики включены   курсы: «Культура и традиции   народов Дагестана», «История религий». А.В. Брушлинский отмечает: « В воспитании  нет мелочей. Человек воспитывается  в окружающей его  культурной среде незаметно для себя. Воспитывают улицы, площади, парки, напоминают  прошлое, входят в душу. Любить свою семью, дом, школу, село, культуру и язык, весь  земной шар, необходимо для «оседлости человека» [10], а, следовательно, для формировании толерантности. Главной задачей в этих условиях становится создание социально защищенной адаптированной к новым условиям толерантной личности.

Проблема формирования  терпимого и уважительного отношения к школе среди детей и молодежи не легкая задача. Им нужно  терпеливо, шаг за шагом раскрывать общечеловеческие ценности, формируя устойчивые навыки к ним. С 2005 года  Детским  Фондом ООН (ЮНИСЕФ) при поддержке министерств четырех республик Северного Кавказа (Дагестан, Чеченская республика, Ингушетия и Северная Осетия – Алания) действует Программа «Миротворческое  образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа». На сравнительно небольшой  территории Дагестана  издавна  проживает более 60 наций, которые подразделяются  на  30 коренных народностей и небольшие этнические группы с самостоятельными языками и диалектами. Но  важно  отметить, что почти  все  народы, проживающие  на территории  Дагестана, имеющие различие в языках, сохраняют во многом национальный уклад  жизни, культуру,  обычаи, особенности быта, архитектуры, самобытные духовно – нравственные идеалы. В результате многовековой совместной жизнедеятельности, исторической и духовно-нравственной общности у дагестанских народов сложилось немало сходных признаков  в культуре, традициях и в образе жизни.

Из всех направлений  дагестанской  этнопедагогики воспитанию толерантности более способствует нравственное воспитание, так как именно нравственность является фундаментом и для трудового, и для эстетического, и для этического, и для  физического воспитания. Нравственная ценность человека определяется местом его в обществе, отношением  его к окружающим и окружающих   к нему. У дагестанских народов есть  такое понятие как   «намус». Понятие « намус» существует у дагестанских горцев  испокон веков. Часто его переводят на русский язык, словом честь. Но это не совсем  точное определение. Здесь – «и честь, и порядочность,  и гордость, и, пожалуй, больше все всего – чувство собственного достоинства».

Так, например, намус не позволяет молодому человеку выпить воду, не предложив стакан  стоящему рядом. Намус не позволяет перебивать  говорящего, перечить старшему, неодобрительно  отнестись  к женщине.

Люди считают за честь, или им  поручали ответственные виды работ, например, очистить родник или водопой, отремонтировать дороги и мосты, принять  участие в уборке урожая, сенокосе, помочь при  строительстве  дома.

Девочками и мальчиками соблюдались правила  благородного и благопристойного  поведений, внушалась мысль об ответственности за продолжение рода.

В Дагестане всегда  глубоко  почитали старость, что естественно само по себе, потому что старики являются  хранителями моральных  ценностей, созданных  предками, за их речами - большой жизненный опыт. Их мудрому совету всегда прислушивались и прислушиваются  по сей день. В свое время К.Д. Ушинский писал, что чувство народности очень сильно в каждом человеке «…что воспитание, созданное самым  народом и основанное на народных началах имеет  ту воспитательную силу, которой имеет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [11]. Несмотря на никакие трудности, народ не теряет веру в лучшее будущее и находит в себе силы противостоять любым сложностям. Наше общество обязано сохранить и претворить в жизнь народные традиции в жизни новых поколений, защитить язык как один из важнейших элементов культуры, формировать национальное самосознание молодежи через национальную среду, проявлять терпимость к национальной принадлежности каждого человека, к его этнокультурным запросам, воспитывать уважительное отношение ко всем народам на земле.

Вооруженное вторжение  бандформирований на территорию Дагестана в августе 1999 года имели очень тяжелые последствия для республики. Погибло 108 человек гражданского населения, разрушено и повреждено 108  хозяйств жилищно-коммунального фонда, 178 объектов  социальной сферы,11 мечетей, 45  административных зданий, 156 км автодорог, 333 км линий электропередач, 210 км линий связи, 7168 домовладений, из которых 3684 не подлежат восстановлению. Погибло значительное количество крупного рогатого скота, из  оборота были выведены  их значительные площади сельскохозяйственных культур и пастбищ. Наиболее тяжелые  человеческие жертвы от террористических актов в городе  Буйнакске. В связи с боевыми действиями и террористическими акциями объемы  только  прямого ущерба республике  превысили 2,5 млрд. рублей. Более 40 тысяч человек  вынуждены  были покинуть места  самостоятельного жительства, к ним добавились еще 6 тысяч вынужденных переселенцев  из Чеченской республики.

Дагестан с честью перенес тяжелые испытание войны осени 1999 года и  «….продемонстрировал   огромную жизнеспособность, волю и силу духа народа», однако во имя будущего необходимо вывести  исторические уроки из пережитой трагедии. Дагестанский народ не дрогнул, а, осознав опасность оказаться  отброшенным назад в средневековье, в результате нашествия  бандитов собрали воедино, сплотился. Самым главным  и ценным было то, что дагестанцы удержались от конфликта между собой по национальному признаку, и, опираясь на помощь 50 субъектов РФ, сумели противостоять религиозному политическому экстремизму. За героизм и отвагу  немало дагестанцев были удостоены звания  героя России, ряд жителей  республики получили ордена Мужества и «За  заслуги  перед  Отечеством» [12].

Ученые пришли к выводу, что религиозная нетерпимость в России не является феноменом религиозным, она не зависит от степени вовлечения в практику   соответствующих исповеданий. Среди основных факторов порождения  нетерпимости исследователи называют авторитарность политического устройства, этнические предрассудки и религиозный  этноцентризм. Именно эти факторы, по мнению социологов, являются основным препятствием к религиозному диалогу в России.

Основываясь на свободе вероисповедания как одной из фундаментальных свобод человека, исследователи называют религиозной нетерпимостью «нежелание предоставить представителям многих религий право свободно их исповедовать».

Исследователи отмечают, что только религиозное просвещение подрастающего поколения, построенное на предоставлении им знаний об основных религиях мира, не исключая и новых религиозных движений, может способствовать воспитанию установок толерантного сознания, формированию образованного человека, а, следовательно, и консолидации общества.  Учитывая сложное этноконфессиональное состояние российского общества, Министерству  образования РФ следовало бы обеспечить  введению государственных высших учебных заведениях курсов  религиоведения и этнологии, ибо  их выпускникам придется  жить  и работать в политетичном, многоконфессиональном и все более усложняющемся обществе.

Ислам не приемлет достижения целей любым путем.   «Экстремизм во всех ее проявлениях, - чужд исламу, основывающегося на толерантности и умеренности. Ни один человек, чье  сердце  наполнено  светом ислама, не может быть злодеем и экстремистом. В тоже время мы не приемлем  злобной компании шельмования, когда  ислам изображают  религией, поощряющей насилие и порождающей терроризм.

Абдуллаева Залина Мусаевна, проректор, кандидат экономических наук, Хасбулатов Хасбулат Магомедович, Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан, г. Махачкала.

Список литературы

1.        Стратегия национальной безопасности  Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

2.        Соболев В. Противодействовать идеологии  терроризма. ИТАР –ТАСС .24.06. 2009г.

3.        Муронок С.Г. Информационно – коммуникационная революция и новый  спектр военно-политических конфликтов. - Полис. 2003. - №1. - с. 33.

4.        Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материал  Всероссийской  научно – практической конференции. В 2-х т. Под ред. Дибирова М.А. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Хайбабаева. - Махачкала: Издательство « Лотос», 2008.

5.        Медведев Д.А. Выступление на расширенном  заседании коллегии Федеральной службы безопасности.29 января 2009года. Официальный сайт президента РФ

6.        Большой энциклопедический словарь. М.- СПб.,1997.

7.        Д.А. Эфендиева. События в Чечне и Дагестане: Последствия и исторические уроки. Северный Кавказ и Дагестан: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации// Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию РЦЭН ДНЦ РАН. (1-3 октября 2002 г.).

8.        Ожегов С.М. Словарь русского языка - М.1991.

9.        Хейг  Президентский режим, революция, демократия. ProektContra.2008 №1.

10.    З.Б. Цаллагова. Этнопедагогические традиции как фактор противодействия этническому экстремизму. Там же ,С.515.

11.    З.Я. Якобов. Ислам гуманистический и ваххабизм. Там же С.525.

12.    Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Изд- во « Институт практической психологии». Воронеж: НПО, МОДЭК»,1996.С. 392.

13.    Ушинский К.Д. Собрание соч. Т.2.С.161.

 
Ты здесь: Главная