Очевидно, что ключевой персоной террористического акта является личность террориста. По мнению психологов, «идейной основой терроризма являются его внутренняя убежденность в служении абсолютной, высшей, единственной истине, и, как следствие, вытекающий из неё фанатизм и готовность утверждать её любыми средствами».
На протяжении многих десятилетий полагалось, что только психически нездоровые люди были способны на жестокие террористические акты. Однако если в прошлом террористы – это психически нездоровые люди, и говорили «о психической неадекватности террористов», то в последние годы психологами «были обнаружены более объективные психологические механизмы, объясняющие поведение террористов».
В частности, установлено, что формирование личности террориста неизбежно происходит под влиянием и контролем террористической организации, которая предъявляет к своим членам ряд требований, а именно:
- Безграничная преданность делу организации, доходящая до готовности пожертвовать своей жизнью в любой момент.
- Выдержка, дисциплинированность, и способность соблюдать конспиративность.
- Безусловное повиновение решениям вышестоящих распорядителей.
- Участие в оценивании новых привлекаемых в группу членов и готовность быть самому оцениваемым членами группы».
Указанные требования террористической организации (особенно, дисциплинированность, строгое соблюдение конспирации) показывают, что едва ли такая организация может состоять в большинстве из психически нездоровых лиц.
Вхождение индивида в террористическую группу и принятие её идеологии неизбежно требует от него существенного изменения смысловых ориентиров собственной жизни. При этом в качестве факторов, которые способствуют формированию индивида как террориста и восприятию им террористической идеологии, выделяют
- раннюю социализацию;
- нарушения нарциссического типа;
- конфликтные ситуации;
- личные связи с членами террористических организаций.
Но этого мало. Чтобы у конкретного индивида сформировалась мотивация террориста, определяющая его экстремистское поведение, необходимо наличие двух специфических личностных составляющих, которыми являются агрессивность (в основе которой лежит фрустрация, т.е. «психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности,… (и которое) зависит от особенностей личности») и склонность к экстернализации (т.е. возложению ответственности за неудачи на внешние обстоятельства и поиск внешних факторов для объяснения неадекватности своего поведения).
Терроризм за последние два-три десятилетия стал распространенным явлением потому, что для определенной категории лиц он является привлекательным видом деятельности: «террористические организации дают своим членам социальный статус, самоуважение, власть, влияние, чего они, как правило, лишены, живя в обычных условиях».
Действительно, проводя прямые опросы задержанных террористов, исследователи установили, что в основе принятия личного решения о вступлении на путь терроризма «лежат такие мотивы как обретение (переживание):
- Силы, мощи.
- Высокого статуса.
- Чувства товарищества и надежной самоидентификации.
- Наслаждения, почти наркотического «кайфа», сопровождающего радостное возбуждение от принятой новой роли и новой жизни.
- Субъективного упрощения: бинарное расчленение мира на врагов, не заслуживающих сочувствия, и соратников, которым приписываются идеализированные свойства, придающие человеку чувство уверенности и правильности выбора жизненных целей.
- Обожания и благоговения (инфантильного всемогущества) более широкого, чем до вступления в движение поддерживающего сообщества.
- Прекращение забот о личном финансовом благополучии».
Ученые отмечают, что «анализируя мотивы, которые заставляют людей присоединяться к террористическому движению, следует иметь в виду … психологические возможности религии. … Они получают достаточно целостную картину мира, которую предлагает им ислам, с целостной же системой ценностей, выстроенных в строгую иерархию. Пускай компенсация за тяготы жизни, за понесенные страдания (свои и своего народа), которую предлагает ислам, состоит лишь в обещании райского блаженства в качестве награды за подвиг шахида, – однако очевидно, что вне ислама, вне ваххабизма жизнь не предложила им более значимой компенсации. … Для индивида, пережившего глубокую фрустрацию… религия, разом разрубающая гордиев узел его проблем, становится сверх ценностью. Отсюда уже прямой путь к фанатизму, тем более фанатизм даёт легитимизацию для выхода агрессии».
Вместе с тем было бы неправильно полагать, что все террористы руководствуются религиозными мотивами.
Среди террористов «есть носители и другой мотивации: это несостоявшиеся политики, рвущиеся к власти и страдающие комплексом неполноценности; профессиональные наёмники, сделавшие террор своим ремеслом и идущие на службу туда, где больше платят; бандиты, «набившие руку» в кровопролитии и прикипевшие к своей профессии; бывшие спортсмены, не нашедшие себя в жизни после окончания спортивной карьеры; некрофильные типы, движимые «интересом убивать», «почувствовать власть над людьми», «показать своё превосходство над другими»; разного рода маргиналы, отщепенцы и отбросы общества».
Следует отметить, что «сильнейшим катализирующим моментом процесса социализации в террористической организации и стимулом ко всё более экстремистскому поведению являются для начинающего террориста чувство одобрения этого поведения и соответствующей личностной позиции со стороны … значимых для него людей, не связанных напрямую с деятельностью террористической организации – родственники, соседи, знатные соплеменники. … (Однако) тенденция гуманистически настроенной общественности объяснить вовлечение в терроризм индивидуальными драмами и масштабными трагическими событиями затеняет, мешает видеть эту важнейшую психологическую характеристику процесса».
Говоря о необходимости разработки стратегии борьбы с терроризмом и обращая внимание на социально-психологические корни, подпитывающие его, специалисты призывают «понять, что терроризм сам по себе из бедности и нищеты не вырастает. В мире немало бедных и нищих, немало эксплуатируемых, оскорбленных и униженных. Террористы выходят из тех, кому объяснили, что он и беден, и нищ, и эксплуатируется, что постоянно оскорбляется его национальное или религиозное самолюбие…
Важнейшей причиной терроризма является не просто наличие экономических и социальных условий, а, прежде всего, объяснение и доказательство этих условий, показ виновников».
Так, кто же террорист? Борец за идею или бандит? Скорее всего – бандит.
Маруф Чубаров, политолог
Автор: Дервиш , 27 Июль, 2013
Иначе и должно быть!!!!
ТЕРРРОРИСТ - БАНАЛЬНЫЙ БАНДИТ. Идеология (если она присутствует) - вторична и, скорее всего связана с "больным воображением" террориста или его умственной несостоятельность, ущербностью, психической отсталостью, неустойчивостью сознания - КОРОЧЕ - ЭТО ДЕБИЛ.
Автор: Бунтарь, Самара, студент , 08 Ноябрь, 2011
Да, я, как и Кадыров тоже придерживаюсь этого мнения.
Нечего из них делать "борцов за идею". Это "шайтаны".
Кадырова надо ставить министром МВД или национальностей.
Автор: Саид , 04 Февраль, 2010
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Это, по последним данным геннетиков - отклонения, если хотите, "тяжелое наследие родителей, влияние (негативное) окружающей среды (в чем повинно государство и промышленный бизнес, общество, которое не может адаптировать их сознание существующим реалиям жизни).
Давайте все-таки оценивать террориста, как бандита, асоиальную личность, преступника!!!