ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ОПАСНОСТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Анализ статистики опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что в России социальные проблемы безопасности многократно масштабнее и сложнее, чем техногенные и природные.

От опасных ситуаций социального характера ежегодно в России погибает почти около 200 тыс. человек, больше чем от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (около 2 тыс. человек) с превышением в 100 РАЗ (для примера, в Афганистане за 10 лет погибло и пропало без вести менее 16 тыс. военнослужащих, при этом каждый куст, каждый духан, каждая «зеленка» - несла смерть).

Что это? Наша судьба? Бездействие власти? Бесшабашность русского характера (и так, сойдет)? Или, все-таки, недостаток образовательной системы в вопросах обеспечения безопасности КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА.

В этих условиях, существенно возросло значение знаний о медицине и приемах оказания первой медицинской помощи, о борьбе с экстремизмом, терроризмом, преступностью, наркоманией, пьянством и иными социальными пороками.

После принятия Указом Президента РФ Концепции национальной безопасности РФ методические и теоретические противоречия между содержанием программ и учебников БЖД, ОБЖ и социально-правовой действительностью в сфере безопасности стали еще нагляднее. Это неоднократно становилось предметом публичных обсуждений и публикаций в специальной литературе и привело к осознанию необходимости усиления социальных акцентов в предметном поле безопасности жизнедеятельности (Л.А. Михайлов, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, В.В. Гафнер, В. Сапронов и др.).

Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей.

Совокупность экстремальных и чрезвычайных ситуаций и есть опасная ситуация. В основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности че¬ловека.

Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей, отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. Например, к ним относятся все противоправные незаконные   формы насилия (законными  могут быть по существу лишь те, когда насилие ПРИМЕНЯЮТ В ОТНОШЕНИИ ПРЕСТУПНИКОВ, АККРЕДИТИРОВАННЫЕ НА ЭТО ДЕЙСТВИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ), употребление веществ, нарушающих психическое и физиологическое равновесие человека (алкоголь, наркотики, стимулирующие напитки, курение, суициды, мошенничество, шарлатанство, экстремизм и массовые беспорядки, терроризм и его проявления и д.р.), то есть, ситуации и опасности способные нанести ущерб здоровью людей.

Для детей и молодежи в наше время наибольший вред приносят такие социальные опасности как: наркомания, алкоголизм, курение, венерические болезни,  суицид, насилие, опасность вовлечения в экстремистские организации. В меньшей мере социальные опасности криминального характера, терроризм, военные действия, но они являются более разрушительными.

Социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе. Несовершенство человеческой природы – главная предпосылка появления социальных опасностей. Наличие адекватной правовой системы может явиться основным условием предупреждения и защиты от социальных опасностей.

Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка детей и молодежи позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Необходима система юридической, психологической, информационной и силовой подготовки в СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. В процессе обучения необходимо осваивать поведенческие модели, учитывающие конкретные ситуации опасные для жизни и здоровья человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает такую подготовку школьников в рамках предмета ОБЖ. Так, в число предметных результатов изучения школьниками курса Основы безопасности жизнедеятельности» входят: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;  формирование  убеждения  в необходимости безопасного и  здорового образа  жизни;  понимание роли государства  и  действующего законодательства  в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных  ситуаций природного, техногенного и  социального характера, в  том  числе  от  экстремизма  и  терроризма; понимание  необходимости  подготовки  граждан  к  защите  Отечества;  формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление  алкоголя,  наркотиков,  курение  и  нанесение  иного  вреда здоровью; формирование  антиэкстремистской  и  антитеррористической личностной  позиции;  знание  основных опасных и  чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их  последствий  для  личности,  общества  и  государства;  знание  и  умение  применять  меры  безопасности  и  правила поведения  в  условиях  опасных  и  чрезвычайных  ситуаций.

Но этого явно не достаточно. Кроме того, многие методики уже устарели или требуют совершенствования. Подготовка к безопасному поведению в опасных ситуациях должна осуществляться как по школьной программе ОБЖ, так и во внеклассных мероприятиях. Необходимо обучать детей и молодежь не подвергаться провокациям, проводить семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и.т.д. Нужно вырабатывать у детей способность противодействовать различным видам опасности. Детям необходимо знать правила безопасного поведения в толпе, не поддаваться панике, страху, стрессу.

Также желательно подготовить детей к таким опасностям как терроризм и военные действия, рассказать им о правилах поведения при захвате в заложники, а также о том, как себя вести при угрозе теракта и при военных действиях. Важно сформировать представление о единстве учебной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека для сохранения здоровья и жизни человека.

Действительно, сегодня мы наблюдаем какой-то нонсенс. С одной стороны, вроде бы безопасность всех граждан государством обеспечена, а безопасность отдельного его гражданина – находится под вопросом.

Полагаю это «неравновесие» необходимо срочно менять. Задача состоит в том, что бы выработать единую методику обеспечения безопасности отдельного гражданина и государства. И ответственность на этом лежит, прежде всего, на ГОСУДАРСТВЕ.

Ступенков А.Н., Шуйский государственный педагогический университет

 

Обновлено ( 07.06.2012 10:59 )