Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

TruNet

Независимый Сайт Молодежного объединения студентов и молодых ученых России и Ближнего Зарубежья.
Единая Родина, Молодость, Патриотизм, Духовность, Любовь, Семья, Образование, Наука, Культура, Прогресс, Единство наших народов - будущее нашего Величия.
Мы за ВЕЛИКУЮ РОССИЮ!
Все авторские права защищены

«НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ ПРОТИВ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА, НАЦИОНАЛИЗМА, РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА»

Защитникам отечества посвящается

Регистрация / Вход

ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И РЕШЕНИЯ

E-mail Печать PDF

Началом становления мировой компьютерной сети принято считать 1986 год. С тех пор её популярность постоянно растёт, а количество пользователей в мире растет в геометрической прогрессии.  Интернет стал средой общения, совместной работы и отдыха людей. Нетрудоспособные и инвалиды теперь имеют «весь мир под рукой», у них появилась возможность совершить кругосветное путешествие, посетив известнейшие музеи, соборы, картинные галереи мира.

 

Кроме того, Интернет способен полностью заменить собой походы по магазинам, развивающим курсам и проч. Нажатием всего пары клавиш на компьютерной клавиатуре, несколькими движениями мышки с лёгкостью можно заказать доставку на дом продуктов, обуви, мебели, бытовой техники или медикаментов, можно купить одежду в интернет-магазине. Билл Гейтс хорошо сравнил Интернет с «электронной нервной системой, обладающей способностью мгновенно реагировать на любые изменения в окружающем мире и анализировать ситуацию, помогая людям принимать быстрые и правильные решения».  Действительно, это окно в новый мир – мир познания, мир новых информационных технологий. Кроме того, Интернет является совершенно новой средой для занятия бизнесом.

Он позволяет фирмам работать быстро, без посредников, без использования дорогостоящих информационных каналов, а также обеспечивает для всех равные возможности по всему миру, устанавливает свои экономические границы, обеспечивает безопасный обмен информацией как между отделениями одного предприятия, так и между различными фирмами и организациями, географически удалёнными друг от друга. Расширение круга потребителей и мобильность, которые даёт сеть, позволяют по-иному взглянуть на предоставляемые виды услуг и товаров. Современный человек уже не мыслит себя без Интернета.

Технологические особенности Интернет-коммуникации создают новую основу для самовыражения личности, открывают новые коммуникативные возможности. Технические характеристики Интернет-коммуникации, такие как анонимность, отсутствие социальных ограничений, свобода действий и относительная безнаказанность, неограниченная доступность контактов, моментальная смена позиции, собеседника, взглядов и социальных характеристик (пола, возраста, профессии и пр.), отсутствие иной информации о собеседнике, кроме сообщений в письменной форме и графических символов, безусловно оказывают влияние на развитие личности, особенно при условии недостаточно сформированной идентичности и неосознанности первичной мотивации к использованию Интернет-среды.

Сегодня уже совершенно очевидно, что Интернет всё в большей степени влияет на личность людей. И безусловно, главные негативные последствия его развития проявляются в феномене интернет-зависимости, которая, как отмечают многие эксперты, становится всё более распространённым недугом современного общества. Современные исследователи выявили множественность форм данного феномена: это и чрезмерная увлечённость познанием в сфере программирования и телекоммуникаций (как крайний вариант – хакерство) или увлечённость компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета (как крайний вариант -игровая наркомания) или, наконец, просто бесцельное времяпрепровождение в сети.

Цель данной работы – провести сравнительный анализ экспертных мнений относительно   феномена интернет-зависимости и, на основании полученных данных, обозначить возможности Интернета как площадки для развития данного вида зависимости.

С возникновением Интернета появилась новая, пока ещё недостаточно исследованная серьёзная проблема – интернет - зависимость, использование сети как одного из инструментов информационно-психологического воздействия на личность и на человеческое общество.  В поведении людей интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь вне его, и неспособность выйти из Интернета, будучи в сети».

Отечественные исследователи так же активно исследуют данную проблематику. Итоги социологического исследования, в котором приняли участие молодые люди 16-35 лет студенты московских вузов, а также молодые люди, работающие в творческой сфере интернет-услуг, показали интересные результаты. Молодые люди в большинстве возраста 20-30 лет, 70% из которых совмещают работу и учёбу в вузе, почти все находятся в интернете круглосуточно, используя для доступа в интернет не только компьютер, но и планшеты, нетбуки и телефоны. 80% опрошенных не считают себя интернет-зависимыми, несмотря на то, что 70% пренебрегали домашними делами, чтобы только провести больше времени в интернете и 70% же страдали приступами забывчивости из-за интернета – забывая про поставленный на плиту чайник или опаздывая на встречу. Подобные ситуации происходят, когда человек говорит себе «сейчас, ещё 5 минут» и уходит с головой в Интернет, забывая о времени и делах. Половина опрошенных на первое место ставят полезность интернета, но, тем не менее, включая компьютер по делу, первое, что они сделают – это проверят сообщения в почте, социальных сетях и пр., и только 40% сначала займутся необходимым делом. Также 80% опрошенных сами замечают, что имеют склонность проводить время в интернете бесцельно.

По итогам исследования можно сделать вывод, что, несмотря на постоянное реальное общение и большую занятость при совместительстве работы и учёбы, большинство молодых людей являются интернет-зависимыми, заменяя реальное общение виртуальным и находясь в Интернете круглые сутки. Молодые люди, постоянно проводящие время в Интернете по работе, тем не менее не перестают пользоваться им даже без надобности в любое свободное время, а свободное время на работе забивают сёрфингом или виртуальным общением.

В современном мире Интернет стал одним из самых быстро распространяющихся каналов коммуникации. Благодаря Интернету межличностная и социально значимая коммуникации пополнились новыми жанрами общения, такими как электронная переписка, профессиональные, деловые, научные, политические, тематические телеконференции и форумы, различные формы дистанционного обучения, непринуждённое общение в режиме реального времени (чат) и другие. В то же время сетевая среда — это огромное поле творческой речевой деятельности, в котором каждый участник общения имеет возможность реализовать свой личностный языковой и коммуникативный потенциал, поскольку здесь его речевое поведение в большинстве случаев не ограничено теми статусно-ролевыми рамками, которые налагает на него несетевая среда. Данная проблематика в н.в. также в центре внимания отечественных исследователей.

Например, интересны итоги исследования виртуальной реальности, проведенные Хамидуллиной Л. А. в 2013, в ходе которой проверялась гипотеза о том, что интернет влияет на самооценку подростков и повышает уровень их застенчивости. В процессе исследования было обнаружено, что у подростков, не имеющих Интернет-зависимость уровень самооценки выше в отличие от их сверстников с Интернет-зависимостью, о чём говорит наибольшее значение – это (40%), а у Интернет зависимых лишь (20%) высокий уровень. То есть высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. А у Интернет-зависимых напротив преобладает низкий уровень самооценки (43%), низкая внутренняя оценка человека своих качеств, возможностей и достоинств. У интернет-зависимых подростков уровень застенчивости выше, чем у интернет-независимых.

Проведя статистическую обработку данных с помощью критерия математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона, исследователь сделала вывод, что Интернет не влияет на самооценку младших подростков, однако под воздействием Интернета повышается уровень застенчивости.  Следовательно, активируя коммуникативную активность в виртуальной среде, современные подростки ограничены в развитии навыков социального взаимодействия в социальной реальности, менее приспособлены для выстраивания эффективного социального взаимодействия в реальной жизни.  А отсюда – повышенная конфликтность, агрессивность данной категории молодежи.

Проведя статистическую обработку данных с помощью критерия математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона, исследователь сделала вывод, что Интернет не влияет на самооценку младших подростков, однако под воздействием Интернета повышается уровень застенчивости.  Следовательно, активируя коммуникативную активность в виртуальной среде, современные подростки ограничены в развитии навыков социального взаимодействия в социальной реальности, менее приспособлены для выстраивания эффективного социального взаимодействия в реальной жизни.  А отсюда – повышенная конфликтность, агрессивность данной категории молодежи.

Ещё одно интересное исследование, посвящённое влиянию интернета на личность, было проведено международной антивирусной компанией ESET. Опрос проводился весной 2014 года, в нём участвовали более 2000 респондентов из Великобритании и США. Участникам опроса было предложено продолжить фразу «Интернет сделал меня более…», выбрав один из двух вариантов ответа. С тем фактом, что сеть является крупнейшим в истории источником информации, согласилось большинство опрошенных – 77% респондентов признали, что интернет сделал их более осведомлёнными. Но у обилия информации есть и негативные последствия – примерно четверть пользователей (23%) пожаловались, что стали забывчивыми и рассеянными. Характеризуя другие «побочные эффекты» Интернета, респонденты не пришли к единому мнению. Так, 58% пользователей считают, что сеть сделала их более ленивыми, а 42% – наоборот, помогла активизироваться. Интересно, что женщины немного чаще, чем мужчины, называют интернет причиной своей лени – 59 против 56%. Ещё больше разделились мнения респондентов в ответе на вопрос о влиянии интернета на их социализацию. 53% опрошенных считают, что сеть снизила их социальную адекватность, а 47% – напротив, стали более популярными. В этом вопросе мнения мужчин и женщин почти полностью совпадают: 52 и 53% говорят о социальной неадекватности, а 48 и 47% соответственно – о росте популярности.

Результаты этого исследования показали, что люди способны осознавать, какое влияние оказывает на них Интернет. Большинство осознают, что Интернет – это новая социальная среда, оставляющая свой след на формировании мировоззрения личности. Это среда, где свои ценности, устои, особенности общения. Молодёжь старается адаптироваться в этой среде, подстроиться под сложившуюся систему, тем самым меняя собственную личность.

Таким образом, многочисленные и разрозненные исследовательские данные, которые есть на данный момент, позволяют сделать вывод о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого Интернетом на личность, в том числе на личность подростка.

При этом, говоря об Интернете как о площадке развития зависимости, исследователи его как существующую объективную реальность, которая имеет свои особенности существования, свои способы влияния на аудиторию, свои ценностно-нормативные измерения. Проведенный анализ дает основания полагать, что Интернет оказывает различное влияние на развитие личности. Однако большинство людей считает,что Интернет не столько для развития, сколько для работы и развлечений.

Интернет – всего лишь инструмент, технология, и каждый из нас самостоятельно решает, как и для чего её использовать, сколько времени проводить онлайн и оффлайн, как разделять живое и сетевое общение. Необходимо понимать, что все наши действия имеют последствия, а проявиться они могут не сегодня, не завтра, а через поколения. И то, какими вырастут наши дети, зависит только от нас самих! У человека всегда есть выбор, даже если кажется, что его нет.

 

Некрасова Д.А., студент, МГТУ им. Н.Э. Баумана

(печатается с сокращением)

Комментарии (10)Add Comment
0
"... Интернет – всего лишь инструмент, технология..."
Автор: Инна Сегеевна, старый (35 лет) учитель, Хабаровский край , 31 Январь, 2019
Согласна! Сегодня через Интернет идет информационное воздействие, манипуляция ценностями, воспитание 5-й колонны (не в смысле предательства, а в смысле воспитания инфальтивности, потребительства, иждевенчества, "человека мира без гражданства" и т.д.).
Я не понимаю политику ВЛАСТИ, которая тиражирует программы ТВ типа ДОМ-2, тест на ДНК, звезды в борделе и т.д. и т.п. Это ли не "манипуляция сознанием"? Кого МЫ хотим воспитать? Мару Багдасарян или Романа Филипова, Олегф Пешковф, Маратф Ахметшинф, Ряфагать Хабибуллинф, Александрф Прохоренко? Уверенна, что половину из перечисленных Героев России, погибших в Сирии наша молодежь не знает, зато в подробностях расскажет о "подвигах" футболистов Кокорина и второго (не помню).
Мне не то, что сложно понять информационную политику государства, я ее, просто, не воспринимаю, как ГОСУДАРСТВЕННУЮ.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +25
0
Знай наших (индивидуально для Ивана Антонюка).
Автор: Татьяна Сапрыкина, аспирант, МГУ, Москва , 30 Январь, 2019
Статья действительно полезная и действительно запоздалая.Запоздалая в том смысле, что Интер-зависимость уже прочно вошла в нашу жизнь и психологам работы хватает с лихвой. Но почему-то на это обращает внимание студенческая молодежь, учителя и медики, а где наши министры, депутаты, омбудсмены, "прогрессивная общественность" из "Эхо Москвы"? Может они получили "установку" от главных манипуляторов - "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало", а может и того хуже - "смотри на меня, делай как я" (это для последователей волочковых, багдасарян и пр. "знаменитостей" и мажоров)? Это было бы смешно, если бы не так грустно.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +28
0
Ивану Антонюку
Автор: Админ , 29 Январь, 2019
Что, завидуешь?
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
...
Автор: Иван Антонюк , 29 Январь, 2019
Статья понравилась, а автор - нет, потому что в Саранск не хочет ехать.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
Большинство осознают, что Интернет – это новая социальная среда, оставляющая свой след на формировании мировоззрения личности.
Автор: Илья, учитель, Обнинск , 28 Январь, 2019
Это так и от этого никуда не уйти.
Мы уже не замечаем, как Интернет влияет на нас. На кого-то "вплотную", на кого-то "опосредовано", но во всех случаях - Интернет часть нашей жизни. Мне, как и моим коллегам это известно больше, чем кому-либо. Да, и другим тоже, особенно, кто умеет анализировать факты, сопоставлять события, видеть причинно-следственную связь от появления в Сети "абсурдной" идеи, до ее воплощения в жизнь. Наиболее "ущербна" в этом отношении молодежная среда. Отсюда и взрывоопасное поведение подростков, зарождающееся в "безобидных" лайках и заканчивающихся в садистских разборках в "прямом эфире".
Выход очевиден - необходим контроль распространения информации в Сети, блокирование вредоносных сайтов, блогов и т.д. на этапе их "раскрутки", другие методы государственного контроля. Беда в том, что это деликатное дело нельзя поручить кому попало. Такие структуры необходимо готовить, готовить и готовить.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +31
0
"... У человека всегда есть выбор, даже если кажется, что его нет..."
Автор: Рустам Шафиков, студент, Салават Юлаев, Башкирия , 27 Январь, 2019
Конечно, выбор есть. Только выбор-то ограничен!
ЦТВ - смотреть противно. Или сплошные "разборки" попзвезд (от кого родила, с кем спал, сколько бабла нагреб, на каком острове кутил и т.д.), или откровенные русофобы-либералы пытаются меня (нас) учить как жить, кому поклоняться, какому идолу молиться, реклама, вообще, задолбала и т.д., один негатив.
Да, мой (наш) мир стал Интернет (надолго ли?), но и он превратился в орудие манипуляций.
Остается одно - или учеба, или работа, или глухая деревня без чванливой власти, лицемерия и лжи.
Как в том анекдоте про студента ... а сам на чердак и чертю, чертю, чертю...
В обще, куда "бедному крестьянину податься"?
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +35
0
"...Интернет – это новая социальная среда, оставляющая свой след на формировании мировоззрения личности..."
Автор: Руслан Атамбаев, учитель, Астана , 25 Январь, 2019
Абсолютно верно! Более того, это та среда, которая управляет формированием нашего мировоззрения. Отсюда вопрос: кто управляет этой средой, какие морально-этические нормы "вдалбливают" пользователям, как государство регулирует поток информации в Интернете, где тот "ключик", а точнее у кого, находится "ключик" к формированию нашего сознания независимо от нас?
Я, исходя из личного опыта, все-таки за цензуру Интернета, особенно его сегмента - социальных сетей. Сегодня, практически каждый школьник "обвешан" смартфонами и разного рода "буками", его время нахождения в сети, практически, никто не контролирует, какие "посты-мосты" он просматривает и выставляет и т.д. Отсюда вывод - такой сегмент на "самотек" пускать нельзя, его необходимо контролировать.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +47
0
У человека всегда есть выбор, даже если кажется, что его нет.
Автор: Опеся, студентка, Брест, Беларусь , 24 Январь, 2019
Конечно выбор есть. Но, что бы сделать правильный выбор - надо быть к этому готовым. А какая "готовность" у подростка? Может ли он самостоятельно отделить ЗЛО от БЛАГА? Может, если у него нормальные родители, воспитатели, учителя, преподаватели, наставники и т.д. А, если нет? Вот тогда ИНТЕРНЕТ - ЭТО ОПАСНОСТЬ, это ЗЛО, это путь к ДЕГРАДАЦИИ.
Считаю статью не столько своевременной (об этом надо было КРИЧАТЬ лет 10-15 тому назад), сколько ВАЖНОЙ, с точки зрения обращения, хотя бы внимания, к проблеме!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +52
0
Стас, студент МГПИ, Москва
Автор: Русскому немцу из Германии. , 22 Январь, 2019
Что русскому забава, то немцу - смерть.
Ваши студы в сети на порнухе сидят, а наши - на "battl tank".
Разницу уловил???
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +59
0
Необходимо понимать, что все наши действия имеют последствия, а проявиться они могут не сегодня, не завтра, а через поколения.
Автор: Юрген (русский немец), Гессен , 21 Январь, 2019
Они уже проявляются. Я это наблюдаю каждый день, здесь в Германии. У нас (у русских немцев) еще остался иммунитет, привитый советской системой образования и воспитания в том числе. Но его нет у немцев германских. Если Вы хотите увидеть последствия
"... почти все находятся в интернете круглосуточно, используя для доступа в интернет не только компьютер, но и планшеты, нетбуки и телефоны...", то приезжайте в гости к нам и Вы увидите чем отличается поведение местной молодежи (германских немцев) от уже во втором поколении русских немцев, приехавших на "историческую родину" в 90-х.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +64

Написать комментарий
меньше | больше

busy
 
Ты здесь: Главная