Началом становления мировой компьютерной сети принято считать 1986 год. С тех пор её популярность постоянно растёт, а количество пользователей в мире растет в геометрической прогрессии. Интернет стал средой общения, совместной работы и отдыха людей. Нетрудоспособные и инвалиды теперь имеют «весь мир под рукой», у них появилась возможность совершить кругосветное путешествие, посетив известнейшие музеи, соборы, картинные галереи мира.
Кроме того, Интернет способен полностью заменить собой походы по магазинам, развивающим курсам и проч. Нажатием всего пары клавиш на компьютерной клавиатуре, несколькими движениями мышки с лёгкостью можно заказать доставку на дом продуктов, обуви, мебели, бытовой техники или медикаментов, можно купить одежду в интернет-магазине. Билл Гейтс хорошо сравнил Интернет с «электронной нервной системой, обладающей способностью мгновенно реагировать на любые изменения в окружающем мире и анализировать ситуацию, помогая людям принимать быстрые и правильные решения». Действительно, это окно в новый мир – мир познания, мир новых информационных технологий. Кроме того, Интернет является совершенно новой средой для занятия бизнесом.
Он позволяет фирмам работать быстро, без посредников, без использования дорогостоящих информационных каналов, а также обеспечивает для всех равные возможности по всему миру, устанавливает свои экономические границы, обеспечивает безопасный обмен информацией как между отделениями одного предприятия, так и между различными фирмами и организациями, географически удалёнными друг от друга. Расширение круга потребителей и мобильность, которые даёт сеть, позволяют по-иному взглянуть на предоставляемые виды услуг и товаров. Современный человек уже не мыслит себя без Интернета.
Технологические особенности Интернет-коммуникации создают новую основу для самовыражения личности, открывают новые коммуникативные возможности. Технические характеристики Интернет-коммуникации, такие как анонимность, отсутствие социальных ограничений, свобода действий и относительная безнаказанность, неограниченная доступность контактов, моментальная смена позиции, собеседника, взглядов и социальных характеристик (пола, возраста, профессии и пр.), отсутствие иной информации о собеседнике, кроме сообщений в письменной форме и графических символов, безусловно оказывают влияние на развитие личности, особенно при условии недостаточно сформированной идентичности и неосознанности первичной мотивации к использованию Интернет-среды.
Сегодня уже совершенно очевидно, что Интернет всё в большей степени влияет на личность людей. И безусловно, главные негативные последствия его развития проявляются в феномене интернет-зависимости, которая, как отмечают многие эксперты, становится всё более распространённым недугом современного общества. Современные исследователи выявили множественность форм данного феномена: это и чрезмерная увлечённость познанием в сфере программирования и телекоммуникаций (как крайний вариант – хакерство) или увлечённость компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета (как крайний вариант -игровая наркомания) или, наконец, просто бесцельное времяпрепровождение в сети.
Цель данной работы – провести сравнительный анализ экспертных мнений относительно феномена интернет-зависимости и, на основании полученных данных, обозначить возможности Интернета как площадки для развития данного вида зависимости.
С возникновением Интернета появилась новая, пока ещё недостаточно исследованная серьёзная проблема – интернет - зависимость, использование сети как одного из инструментов информационно-психологического воздействия на личность и на человеческое общество. В поведении людей интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь вне его, и неспособность выйти из Интернета, будучи в сети».
Отечественные исследователи так же активно исследуют данную проблематику. Итоги социологического исследования, в котором приняли участие молодые люди 16-35 лет студенты московских вузов, а также молодые люди, работающие в творческой сфере интернет-услуг, показали интересные результаты. Молодые люди в большинстве возраста 20-30 лет, 70% из которых совмещают работу и учёбу в вузе, почти все находятся в интернете круглосуточно, используя для доступа в интернет не только компьютер, но и планшеты, нетбуки и телефоны. 80% опрошенных не считают себя интернет-зависимыми, несмотря на то, что 70% пренебрегали домашними делами, чтобы только провести больше времени в интернете и 70% же страдали приступами забывчивости из-за интернета – забывая про поставленный на плиту чайник или опаздывая на встречу. Подобные ситуации происходят, когда человек говорит себе «сейчас, ещё 5 минут» и уходит с головой в Интернет, забывая о времени и делах. Половина опрошенных на первое место ставят полезность интернета, но, тем не менее, включая компьютер по делу, первое, что они сделают – это проверят сообщения в почте, социальных сетях и пр., и только 40% сначала займутся необходимым делом. Также 80% опрошенных сами замечают, что имеют склонность проводить время в интернете бесцельно.
По итогам исследования можно сделать вывод, что, несмотря на постоянное реальное общение и большую занятость при совместительстве работы и учёбы, большинство молодых людей являются интернет-зависимыми, заменяя реальное общение виртуальным и находясь в Интернете круглые сутки. Молодые люди, постоянно проводящие время в Интернете по работе, тем не менее не перестают пользоваться им даже без надобности в любое свободное время, а свободное время на работе забивают сёрфингом или виртуальным общением.
В современном мире Интернет стал одним из самых быстро распространяющихся каналов коммуникации. Благодаря Интернету межличностная и социально значимая коммуникации пополнились новыми жанрами общения, такими как электронная переписка, профессиональные, деловые, научные, политические, тематические телеконференции и форумы, различные формы дистанционного обучения, непринуждённое общение в режиме реального времени (чат) и другие. В то же время сетевая среда — это огромное поле творческой речевой деятельности, в котором каждый участник общения имеет возможность реализовать свой личностный языковой и коммуникативный потенциал, поскольку здесь его речевое поведение в большинстве случаев не ограничено теми статусно-ролевыми рамками, которые налагает на него несетевая среда. Данная проблематика в н.в. также в центре внимания отечественных исследователей.
Например, интересны итоги исследования виртуальной реальности, проведенные Хамидуллиной Л. А. в 2013, в ходе которой проверялась гипотеза о том, что интернет влияет на самооценку подростков и повышает уровень их застенчивости. В процессе исследования было обнаружено, что у подростков, не имеющих Интернет-зависимость уровень самооценки выше в отличие от их сверстников с Интернет-зависимостью, о чём говорит наибольшее значение – это (40%), а у Интернет зависимых лишь (20%) высокий уровень. То есть высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. А у Интернет-зависимых напротив преобладает низкий уровень самооценки (43%), низкая внутренняя оценка человека своих качеств, возможностей и достоинств. У интернет-зависимых подростков уровень застенчивости выше, чем у интернет-независимых.
Проведя статистическую обработку данных с помощью критерия математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона, исследователь сделала вывод, что Интернет не влияет на самооценку младших подростков, однако под воздействием Интернета повышается уровень застенчивости. Следовательно, активируя коммуникативную активность в виртуальной среде, современные подростки ограничены в развитии навыков социального взаимодействия в социальной реальности, менее приспособлены для выстраивания эффективного социального взаимодействия в реальной жизни. А отсюда – повышенная конфликтность, агрессивность данной категории молодежи.
Проведя статистическую обработку данных с помощью критерия математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона, исследователь сделала вывод, что Интернет не влияет на самооценку младших подростков, однако под воздействием Интернета повышается уровень застенчивости. Следовательно, активируя коммуникативную активность в виртуальной среде, современные подростки ограничены в развитии навыков социального взаимодействия в социальной реальности, менее приспособлены для выстраивания эффективного социального взаимодействия в реальной жизни. А отсюда – повышенная конфликтность, агрессивность данной категории молодежи.
Ещё одно интересное исследование, посвящённое влиянию интернета на личность, было проведено международной антивирусной компанией ESET. Опрос проводился весной 2014 года, в нём участвовали более 2000 респондентов из Великобритании и США. Участникам опроса было предложено продолжить фразу «Интернет сделал меня более…», выбрав один из двух вариантов ответа. С тем фактом, что сеть является крупнейшим в истории источником информации, согласилось большинство опрошенных – 77% респондентов признали, что интернет сделал их более осведомлёнными. Но у обилия информации есть и негативные последствия – примерно четверть пользователей (23%) пожаловались, что стали забывчивыми и рассеянными. Характеризуя другие «побочные эффекты» Интернета, респонденты не пришли к единому мнению. Так, 58% пользователей считают, что сеть сделала их более ленивыми, а 42% – наоборот, помогла активизироваться. Интересно, что женщины немного чаще, чем мужчины, называют интернет причиной своей лени – 59 против 56%. Ещё больше разделились мнения респондентов в ответе на вопрос о влиянии интернета на их социализацию. 53% опрошенных считают, что сеть снизила их социальную адекватность, а 47% – напротив, стали более популярными. В этом вопросе мнения мужчин и женщин почти полностью совпадают: 52 и 53% говорят о социальной неадекватности, а 48 и 47% соответственно – о росте популярности.
Результаты этого исследования показали, что люди способны осознавать, какое влияние оказывает на них Интернет. Большинство осознают, что Интернет – это новая социальная среда, оставляющая свой след на формировании мировоззрения личности. Это среда, где свои ценности, устои, особенности общения. Молодёжь старается адаптироваться в этой среде, подстроиться под сложившуюся систему, тем самым меняя собственную личность.
Таким образом, многочисленные и разрозненные исследовательские данные, которые есть на данный момент, позволяют сделать вывод о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого Интернетом на личность, в том числе на личность подростка.
При этом, говоря об Интернете как о площадке развития зависимости, исследователи его как существующую объективную реальность, которая имеет свои особенности существования, свои способы влияния на аудиторию, свои ценностно-нормативные измерения. Проведенный анализ дает основания полагать, что Интернет оказывает различное влияние на развитие личности. Однако большинство людей считает,что Интернет не столько для развития, сколько для работы и развлечений.
Интернет – всего лишь инструмент, технология, и каждый из нас самостоятельно решает, как и для чего её использовать, сколько времени проводить онлайн и оффлайн, как разделять живое и сетевое общение. Необходимо понимать, что все наши действия имеют последствия, а проявиться они могут не сегодня, не завтра, а через поколения. И то, какими вырастут наши дети, зависит только от нас самих! У человека всегда есть выбор, даже если кажется, что его нет.
Некрасова Д.А., студент, МГТУ им. Н.Э. Баумана
(печатается с сокращением)


Автор: Чейд, сисадмин , 15 Ноябрь, 2021

Автор: Александр Петров , 16 Декабрь, 2019
Так что необходимо винить не только государство, как это делали некоторые комментаторы, а начать с себя и начать проявлять заботу по отношению к своим близким, чтобы они почувствовали, что нужны в реальном мире, а не пытались реализоваться и реализовать востребованность в виртуальном.

Автор: Царь_Павел_и_Царица_Александра , 04 Июль, 2019
1. Что касается зависимости, то это действительно серьезная проблема, которую, увы, очень сложно решить. В данном моменте мы хотели бы пояснить, что почти все мы зависимы, поэтому в данном контексте под зависимостью подразумевается использование интернета во вред реальной жизни. Наверное, все зависит от социума, в котором находится человек. Насколько виртуальное общение или персонажи игры важнее реальной жизни? Вероятнее всего, что люди бегут в World Wide Web, потому что у них что-то не удалось в жизни, где-то стало им скучно, а виртуальный мир предлагает огромное количество возможностей за короткое время. Люди перестают бороться и уходят от проблем. Только кто-то уходит от проблем и вовремя вспоминает о том, что надо с ними справиться, а кто-то остается там надолго. Ведь тем, кто полюбил стадо, свобода не нужна, даже если за пределами стада будет лучше. Все же стоит задуматься - где же эта грань между зависимостью и адекватным пользованием? Нужно просто понять то, что Ты можешь "создать мир, который другим даже не снится, а ведь это жестче ста лайков!"
Нам всем стоит задать себе вопрос: "Вдруг ты по пол часа в день, в качестве передышки в сумме годами тупо крутишь колесико мышки"(с) ????
Все же стоит задуматься - где же эта грань между зависимостью и адекватным пользованием?
2. Что касается влияния на сознание человека, то оно естественно очень велико. Особенно если этим увлечена несформировавшаяся личность. Однако, не стоит кричать, что надо все запретить, мы же не хотим сделать шаг назад в развитии. Взгляните под другим углом на это. Чем больше человеку мы запрещаем, тем больше ему хочется это познать. Вот он шанс! Надо объяснять, наглядно показать, что это действительно ужасно, что это несет только вред. Нельзя действовать как в древние времена: бояться и накладывать вето. Мы не имеем право отвергнуть библиотеку, выбрав одну из книг!
Что касается формирования личности, Вы все считаете себя уникальными(естественно это так), но если смотреть не с биологической точки зрения, а с психологической, ведь мы все просто копируем и используем все, мы думаем, что мы уникальны, а если взглянуть, то мы просто заимствуем все. Тут возникает очень важный момент, насколько Вы это Вы, а не кто-то другой? Ведь если все мы копии чего-либо или кого-либо, значит где-то существует оригинал, кто задает моду? Кто решает, что это плохо, а это хорошо? Естественно, все Мы пользуемся моральными нормами, которые давно установлены, законами. Поэтому и надо чтобы люди так сказать копировали "нужные файлы".

Автор: Инна Сегеевна, старый (35 лет) учитель, Хабаровский край , 31 Январь, 2019
Я не понимаю политику ВЛАСТИ, которая тиражирует программы ТВ типа ДОМ-2, тест на ДНК, звезды в борделе и т.д. и т.п. Это ли не "манипуляция сознанием"? Кого МЫ хотим воспитать? Мару Багдасарян или Романа Филипова, Олегф Пешковф, Маратф Ахметшинф, Ряфагать Хабибуллинф, Александрф Прохоренко? Уверенна, что половину из перечисленных Героев России, погибших в Сирии наша молодежь не знает, зато в подробностях расскажет о "подвигах" футболистов Кокорина и второго (не помню).
Мне не то, что сложно понять информационную политику государства, я ее, просто, не воспринимаю, как ГОСУДАРСТВЕННУЮ.

Автор: Татьяна Сапрыкина, аспирант, МГУ, Москва , 30 Январь, 2019

Автор: Админ , 29 Январь, 2019

Автор: Иван Антонюк , 29 Январь, 2019

Автор: Илья, учитель, Обнинск , 28 Январь, 2019
Мы уже не замечаем, как Интернет влияет на нас. На кого-то "вплотную", на кого-то "опосредовано", но во всех случаях - Интернет часть нашей жизни. Мне, как и моим коллегам это известно больше, чем кому-либо. Да, и другим тоже, особенно, кто умеет анализировать факты, сопоставлять события, видеть причинно-следственную связь от появления в Сети "абсурдной" идеи, до ее воплощения в жизнь. Наиболее "ущербна" в этом отношении молодежная среда. Отсюда и взрывоопасное поведение подростков, зарождающееся в "безобидных" лайках и заканчивающихся в садистских разборках в "прямом эфире".
Выход очевиден - необходим контроль распространения информации в Сети, блокирование вредоносных сайтов, блогов и т.д. на этапе их "раскрутки", другие методы государственного контроля. Беда в том, что это деликатное дело нельзя поручить кому попало. Такие структуры необходимо готовить, готовить и готовить.

Автор: Рустам Шафиков, студент, Салават Юлаев, Башкирия , 27 Январь, 2019
ЦТВ - смотреть противно. Или сплошные "разборки" попзвезд (от кого родила, с кем спал, сколько бабла нагреб, на каком острове кутил и т.д.), или откровенные русофобы-либералы пытаются меня (нас) учить как жить, кому поклоняться, какому идолу молиться, реклама, вообще, задолбала и т.д., один негатив.
Да, мой (наш) мир стал Интернет (надолго ли?), но и он превратился в орудие манипуляций.
Остается одно - или учеба, или работа, или глухая деревня без чванливой власти, лицемерия и лжи.
Как в том анекдоте про студента ... а сам на чердак и чертю, чертю, чертю...
В обще, куда "бедному крестьянину податься"?

Автор: Руслан Атамбаев, учитель, Астана , 25 Январь, 2019
Я, исходя из личного опыта, все-таки за цензуру Интернета, особенно его сегмента - социальных сетей. Сегодня, практически каждый школьник "обвешан" смартфонами и разного рода "буками", его время нахождения в сети, практически, никто не контролирует, какие "посты-мосты" он просматривает и выставляет и т.д. Отсюда вывод - такой сегмент на "самотек" пускать нельзя, его необходимо контролировать.

Автор: Опеся, студентка, Брест, Беларусь , 24 Январь, 2019
Считаю статью не столько своевременной (об этом надо было КРИЧАТЬ лет 10-15 тому назад), сколько ВАЖНОЙ, с точки зрения обращения, хотя бы внимания, к проблеме!

Автор: Русскому немцу из Германии. , 22 Январь, 2019
Ваши студы в сети на порнухе сидят, а наши - на "battl tank".
Разницу уловил???

Автор: Юрген (русский немец), Гессен , 21 Январь, 2019
"... почти все находятся в интернете круглосуточно, используя для доступа в интернет не только компьютер, но и планшеты, нетбуки и телефоны...", то приезжайте в гости к нам и Вы увидите чем отличается поведение местной молодежи (германских немцев) от уже во втором поколении русских немцев, приехавших на "историческую родину" в 90-х.