Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Об особенностях религиозного сознания молодежи современного Дагестана

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

(В рамках целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» ГК №П864)
Тагирбекова О.А., г. Махачкала

В настоящее время религиозное сознание находит широкое распространение среди молодежи Дагестана. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования проведенного кафедрой философии Дагестанского государственного университета в мае-июне 2009г. В опросе участвовало около 700 человек в возрасте от 15 до 30 лет, которые были разделены на три группы: 15-20, 21-25 и 26-30 лет. В основном это молодежь, она глубже всех других возрастных групп улавливает "дух времени", её духовный мир находится в состоянии становления. Молодежь – это наше будущее, стабильность и процветание нашей страны во многом зависит от молодежи.


Дагестан представляет собой микромодель многонациональной общины. После утверждения ислама на состояние и динамику межнациональных отношений в Дагестане существенное влияние оказывает религиозный фактор. На сегодняшний день мы наблюдаем ренессанс религиозного мировоззрения и сознания молодежи республики.

Что же представляет собой религиозность? Согласно трактовке И.Н. Яблокова, «религиозность — качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений» [2]. А по мнению Р.А. Лопаткина, «под религиозностью понимается определённое состояние индивидов и человеческих общностей различного масштаба, отличительной чертой которого является вера в Бога (и сверхъестественное) и поклонение ему, их приверженность к религии и принятие её вероучения и предписаний» [1].

Среди опрошенных нами респондентов 55,5% женщин и 44,5% мужчин. Большинство из них (92%) не состоят в браке, 82% опрошенных являются учащимися высших учебных заведений или уже имеющие высшее образование.

По данным социологического опроса верующими считают себя подавляющее большинство респондентов (92,3%), из них на вопрос – «Считаете ли вы себя верующим человеком?» конкретно - «Да» ответили 78,2% (в основном это группа от 15 до 20 лет), остальные-14,1% ответили – «Скорее да, чем нет». На вопрос – «Регулярно ли вы совершаете намаз (молитву)?» из общего числа респондентов - «Да» ответили 38%, а в возрастной группе от 15 до 20 лет, количество которых составляло 247 человек, на данный вопрос положительно ответили больше половины (60,8%), преимущественно это лица мужского пола. Это говорит о том, что подрастающая молодежь более привержена религиозному сознанию. Она более религиозна.

Отсюда можно сделать вывод, что молодежь в возрастной группе от 15 до 20 лет почти 100% верит в Бога, больше половины из них поклоняются ему (совершают пятикратный намаз), соблюдают соответствующие ритуалы, так 61,2% из возрастной группы 15-20 лет соблюдают пост (уразу), тогда как из общего числа респондентов только 32% соблюдают его.

Причинами «расцвета» религиозного сознания молодежи и возрастания его роли в общественной жизни являются нестабильность в социально-экономической и политической сферах, распад прежней системы ценностей, а также остро выраженная проблема массовой безработицы, в частности среди молодежи и, как следствие, низкий уровень жизни населения республики.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и складывания новых социальных отношений. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно- идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Молодежь ищет выход из сложившейся ситуации и, зачастую, находит его в религии, не имея полного представления о правильном толковании ислама.

Такое религиозное возрождение, национальные партии и движения пытаются использовать для достижения своих политических целей. Молодежь, сознание которых полностью не «созрело» и которая, в силу своих возрастных особенностей, подвержена различного рода психологическим давлениям, становится орудием в руках лиц, заинтересованных в конфликтах межнационального и межконфессионального характера. В последнее время распространились течения, которые под лозунгом ислама, играя на различных человеческих факторах, как, например, религиозном невежестве и бедноте населения, призывают к крайностям и к кровопролитию, молодежь вербуется в различные группировки, в том числе и экстремистского толка. Сподвижники экстремизма проповедуют обычно новые идеи, придуманные для оправдания насилия. Многие экстремистские проявления имеют религиозную окраску.

Религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Его целью является насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти. Он способствует обострению межнациональных отношений.

В связи с этим возрождение ислама вызывает опасение у части населения республики Дагестан. В ходе социологического исследования на вопрос: «Должен ли ислам в нашей стране иметь приоритет над другими религиями?» только 23,8% молодежи ответили - «Нет» (и это, в основном, возрастная группа от 26 до 30 лет), 40%- затруднились с ответом (однако они не ответили «нет») и 36,2% - ответили «Да, должен», и по большей части это снова молодежь в возрасте от 15 до 20 лет. Отсюда ясно, что религиозные ценности правильно не доносятся до молодого поколения, они сильно подвержены мнению окружающих их людей, об этом свидетельствуют данные, полученные при ответе на вопрос – «Кто обучал вас основам религии?», где большинство респондентов из группы молодежи в возрасте от 15 до 20 лет (51,2%) ответили – друзья, сосед, брат.

Без духовности, которую несет с собой религия нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Но проблема в том, что у широко круга людей, а именно у молодого поколения наблюдается недостаток религиозных знаний

В связи с этим, просвещение в вопросах религии подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Множество людей придерживаются неправильного подхода к религии и религиозным чувствам людей. Отсюда и актуальность правильного понимания этих вопросов для современного человека. Большие беды и проблемы общества, в частности республики Дагестан – в существовании неверных представлений об исламе.

Нужно приобрести необходимые познания в религиозной области - это лучший способ противодействия религиозному экстремизму и сохранению целостности нации, межнациональных и межконфессиональных отношений.

На сегодняшний день особо важным является проведение политики, направленной на укрепление межнационального и межрелигиозного диалога и формирование единой российской нации, становление единого и сплоченного народа России. Необходимо укреплять общие для всех наций и конфессий нравственные, духовные и религиозные ценности, воспитывать их начиная с дошкольных учреждений. Необходимо внедрить в жизнь школы и вузов учебные программы об основах мировых религий и нравственности. Реализация такой программы могла бы принести огромный вклад в формировании правильного целостного понимания религии, основ нравственности и освободить сознание учащихся от многих ошибочных стереотипов, связанных с расовыми, национальными, межконфессиональными предрассудками.

С точки зрения профилактики возникновения и развития религиозного экстремизма огромное значение имеет решение экономических проблем страны и в частности республики. Необходимо принять меры по повышению занятости, трудовой активности населения, особенно молодежи.

 

Литература

1. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. ред. Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. - М., 1996. С. 194.
2. Яблоков И.Н. Религиоведение: учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению. - М., 1999. - С. 460.

www.antiterror.sfedu.ru

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 09.02.2010 15:33 )  
Ты здесь: Главная