“ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ”

Печать

Современная система образования в России, начиная с 1992 г., когда был издан первый «Закон об образовании», регулярно претерпевает изменения, которые отражены в огромном количестве дополнений и поправок к законодательству об образовании. Реформирование закона в 2012 г. не привело к созданию эффективной системы, которая могла бы просуществовать без изменений даже несколько лет подряд, позволив преподавателям школ и учащимся адаптироваться к системе образования, использовать свои права и обязанности в области образования и получить возможность составлять свою личную образовательную стратегию в соответствии с планами получения высшего образования или других специальностей.


Проблема законодательства в области образования заключается в том, что оно перегружено дополнениями и отсылками к сопутствующим документам и в нем трудно разобраться не только школьникам и их родителям, но и специалистам! для того, чтобы знать свои права. Также закон не имеет адаптации на понятном для подростковой целевой аудитории русском языке. Законодательство часто меняется и дополняется, и не представляет собой единой простой и внутренне непротиворечивой системы, на которую можно было бы опереться учащимся, стремящимся к знанию и защите своих прав на образование. Это приводит к появлению у значительного числа подростков к чувству незащищенности применительно к возможности реализации своего конституционного права на образование.

Следует заметить, что интерес подростковой аудитории к законодательству в области образования сильно недооценивается. А проблемы подростков, связанные с тем, что законодательство в области образования нестабильно и не эффективно, остаются нерешенными.

Однозначен факт того, что школьникам небезразлична тема закона об образовании, применение своих прав на образование и собственно эффективность организации школьной системы.

Постоянное изменение законодательства в области образования приводит к тому, что:

Донесение до лиц принимающих решения информации о заинтересованности современных подростков законодательством в области образования поможет реформировать законодательство об образовании с учетом интересов современных учащихся. Донесение информации об отношении учащихся к частым изменениям в области системы образования поможет сформировать более стабильную систему образования, в рамках которой учащиеся могли бы направить свое внимание непосредственно на учебный процесс, а не на адаптацию к постоянным изменениям. Создание стабильной и эффективной системы образования и итоговой аттестации поможет учащимся планировать свою долгосрочную образовательную стратегию в области получения образования при подготовке к поступлению в вузы или для получения каких-либо профильных специальностей.

Право на образование рассматривается как основное, естественное и конституционное право. Таковым оно признано, гарантировано и защищено государством. Но несмотря на это современная система образования имеет достаточное количество проблем. Которые пытается решить за счет постоянного реформирования и внесений изменений в закон об образовании.

Анализ изменений закона об образовании с 1992 года по настоящее время.

Рассмотрим историю закона об образования в современной России и те сложности, с которыми имеет дело система образования.

«Закон об образовании» в новой постсоветской России вышел в июле 1992 г. и в 1996 г. был дополнен законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По мнению ряда исследователей эти законы были прогрессивными для своего времени в связи с тем, что образовательные учреждения получили свободу и избавились от «штампованных советских программ». Но за последующие 20 лет в закон об образовании было внесено более 200 правок, по объёму текста превышающих текст исходного документа.

- Федеральный закон от 22.08.2004г. №122 ФЗ о монетизации,

- Федеральный закон от 01.12.2007г. №309 ФЗ об исключении содержания образования из федерального государственного образовательного стандарта. С этого момента закон об образовании и образовательный стандарт перестали заниматься программой обучения,

Федеральный закон от 09.02.2007г. №17 об обязательном едином госэкзамене (ЕГЭ) и другие.

По мере принятия все новых и новых законов, имеющих отношение к системе образования, увеличивалось количество отсылочных норм права, создающих запутанность. «В подобном «море» нормативных документов не всегда успевают разобраться даже юристы, не говоря уж о простых гражданах». Также важно отметить то, что нормативные документы были написаны очень сложным и недоступным для понимания большинству населения языком. В связи с этим уменьшение социальных гарантий в сфере образования, отраженных в дополнениях к закону, осознавалось не всеми учащимися.

Когда накопилась критическая масса поправок и дополнений, в целях создания эффективной системы образования в декабре 2012 г. был принят новый закон об образовании, устанавливающий правовые, организационные и экономические основы образования в России, который вступил  в силу 1 сентября 2013г.

В результате внедрения нового закона об образовании 1 сентября 2013 г. школьники, их родители и преподаватели школ столкнулись с новыми стандартами обучения. На основании этого закона была введена государственная итоговая аттестация (ГИА) для выпускников 9 классов. И срок действия результатов единого госэкзамена (ЕГЭ) ограничивался 5 годами. Закон упразднил 2 и 3 смены обучения, ввел создание электронных учебников, проведение онлайн-уроков и дистанционное получение доступа к домашним заданиям.

Расширены социальные гарантии образования для инвалидов с детства. Для них введено внеконкурсное поступление в вузы и социальная стипендия.

Фиксируются меры социальной поддержки учащихся - право на бесплатное обеспечение учебниками и учебной литературой и питанием.

Однако, несмотря на эти очевидные конструктивные изменения, этот закон можно считать контрреформой российского образования.

Первое, на что необходимо обратить внимание перевод образования в сферу услуг. Образование начинают называть государственной или муниципальной услугой. И тем самым приравнивают в другие отрасли сферы услуг. Снижается важность образовательного процесса, происходит «отождествление государственных услуг в нормативно правовых актах, с публичными услугами приводит к приравниванию деятельности государственных органов к деятельности организаций, предоставляющих населению услуги массового характера».

Во-вторых, новый закон снижает конституционные гарантии. В Конституции указано, что бесплатность образования гарантируется в образовательных учреждениях. А в новом законе об образовании понятие «учреждение» заменено на образовательные «организации». Таким образом они перестают попадать под конституционные гарантии бесплатного образования.

В-третьих, согласно новому закону, произошла отмена надбавок и выплат педагогическим работникам на учебно-методическую литературу. И несмотря на гарантию заработной платы учителям не ниже средней по региону, в законе не было указано, что эта оплата труда должна быть за одну ставку, а не за полторы или две.

В-четвертых, происходит снижение гарантий образования для детей сирот. Они лишаются льгот при поступлении в вузы.

В целом, можно отметить, что таким образом новый закон об образовании направлен на экономическую оптимизацию сферы образования.

Параллельно с этим новый закон демонстрирует отступление от принципов светского образования. Переводит курсы духовно-нравственной (религиозной) культуры из факультативных (необязательных) в элективные (избираемые в обязательном порядке.

Также закон сохраняет в современном виде единый госэкзамен (ЕГЭ) и переносит его механизм на аттестацию 9 классов в виде ГИА - государственной итоговой аттестации. Несмотря на то, что эта система оценки не находит отклика у учащихся и не демонстрирует высокую эффективность.

Но на этом изменения в системе образования не завершились. В последующие годы были изданы многочисленные федеральные законы «О внесении изменений в закон об образовании».

А также более мелкие дополнения, касающиеся изменений одного или нескольких слов в тексте закона об образовании.

В числе положительных моментов дополнений к закону об образовании, принятых в последние годы можно назвать то, что:

Среди недостатков закона об образовании 2012 г. можно назвать неготовность системы образования к дистанционному формату, выявленную в 2020 г.

Таким образом, предпринимаемые государством шаги в рамках реформирования образовательной сферы требуют особой продуманности не только с точки зрения экономического эффекта, но и с точки зрения будущего социального результата, социального эффекта - удовлетворения на необходимом уровне и в достаточном качестве образовательных потребностей граждан. Любое, даже минимальное снижение качества удовлетворенности данных потребностей негативно сказывается на общем настроении в обществе, ведет к появлению социальных конфликтов, усложняет демографическую ситуацию. Законодательство как основной инструмент государственной политики, безусловно, не может не учитывать данные факторы.».

Выводы на основе результатов анализа изменений и дополнений к законодательству в области образования.

Закон об образовании не системен и не стратегичен. Изменения и дополнения к нему вводятся как вынужденная неподготовленная реакция на изменение реалий современной России (в частности, в связи с переходом на дистанционное образование в период ограничительных мер в связи с COVID -19), а также как реакция на изменения в смежных областях законодательства.

Закон об образовании несмотря на то, что право на образование является естественным и конституционным, изменяется по вторичному принципу в связи с оптимизацией экономической составляющей системы образования. Перевод образования в область «сферы услуг» понижает приоритет системы образования относительно его должного места без учета важности роли образования в современной России.

Данные анализа изменений современного законодательства в области образования показали то, что закон об образовании не соответствует критериям системности и стратегичности, а также то, что в современном законотворчестве приоритет законодательства в области образования не высок и зачастую является реактивным по отношению к изменению законодательства в других областях или к текущим реалиям.

Все это создает хаотичность в системе образования и ведет к частым изменениям и дополнениям, к которым подросткам приходится адаптироваться, что приводит к чувству незащищенности в реализации подростками своего права на образование и снижает эффективность учебного процесса и возможность разработки учащимися своей личной учебной стратегии и подготовки к поступлению в вузы.

На основании выявленных тенденций в области изменения законодательства и отношения учащихся к системе образования можно предложить повышение приоритета сферы образования и исключение ее из области «сферы услуг».

Также было бы оптимально разработать внутренне непротиворечивый системный закон об образовании и дать системе образования время на внедрение этого закона без правок и дополнений так, чтобы система образования смогла сформироваться в стабильной работоспособной эффективной форме и учащиеся были бы уверены в ее стабильности.

В том числе в области форм проведения итоговой аттестации, чтобы учащиеся могли разработать для себя личный план получения образования и подготовки к поступлению в вузы. А также следовать этому плану без стресса, связанного с необходимостью адаптации к частым изменениям.

Помимо этого, рекомендуется создать адаптированный для подростков вариант документации об образовании и ознакомить с ним учащихся старших классов, чтобы они могли уверенно знать свои права и принципы работы системы образования.

Бережная Инга, ученица 10 класса «Школа на Яузе»