Современная система образования в России, начиная с 1992 г., когда был издан первый «Закон об образовании», регулярно претерпевает изменения, которые отражены в огромном количестве дополнений и поправок к законодательству об образовании. Реформирование закона в 2012 г. не привело к созданию эффективной системы, которая могла бы просуществовать без изменений даже несколько лет подряд, позволив преподавателям школ и учащимся адаптироваться к системе образования, использовать свои права и обязанности в области образования и получить возможность составлять свою личную образовательную стратегию в соответствии с планами получения высшего образования или других специальностей.
Проблема законодательства в области образования заключается в том, что оно перегружено дополнениями и отсылками к сопутствующим документам и в нем трудно разобраться не только школьникам и их родителям, но и специалистам! для того, чтобы знать свои права. Также закон не имеет адаптации на понятном для подростковой целевой аудитории русском языке. Законодательство часто меняется и дополняется, и не представляет собой единой простой и внутренне непротиворечивой системы, на которую можно было бы опереться учащимся, стремящимся к знанию и защите своих прав на образование. Это приводит к появлению у значительного числа подростков к чувству незащищенности применительно к возможности реализации своего конституционного права на образование.
Следует заметить, что интерес подростковой аудитории к законодательству в области образования сильно недооценивается. А проблемы подростков, связанные с тем, что законодательство в области образования нестабильно и не эффективно, остаются нерешенными.
Однозначен факт того, что школьникам небезразлична тема закона об образовании, применение своих прав на образование и собственно эффективность организации школьной системы.
Постоянное изменение законодательства в области образования приводит к тому, что:
- Учащиеся не успевают разобраться в своих правах и требованиях к учебному процессу.
- Не могут полноценно сформировать свою образовательную стратегию в старших классах для поступления в вузы или получения какой-либо профильной специальности.
- Чувствуют себя незащищенными с точки зрения получения своего права на образования.
- При высоком интересе к законодательству в области образования испытывают трудности при попытке разобраться с текстом закона об образовании.
- Вынуждены подстраиваться под неэффективную систему оценки знаний с использованием ОГЭ и ЕГЭ.
- Не чувствуют стабильности законодательства в области образования и не могут на нее опереться.
Донесение до лиц принимающих решения информации о заинтересованности современных подростков законодательством в области образования поможет реформировать законодательство об образовании с учетом интересов современных учащихся. Донесение информации об отношении учащихся к частым изменениям в области системы образования поможет сформировать более стабильную систему образования, в рамках которой учащиеся могли бы направить свое внимание непосредственно на учебный процесс, а не на адаптацию к постоянным изменениям. Создание стабильной и эффективной системы образования и итоговой аттестации поможет учащимся планировать свою долгосрочную образовательную стратегию в области получения образования при подготовке к поступлению в вузы или для получения каких-либо профильных специальностей.
Право на образование рассматривается как основное, естественное и конституционное право. Таковым оно признано, гарантировано и защищено государством. Но несмотря на это современная система образования имеет достаточное количество проблем. Которые пытается решить за счет постоянного реформирования и внесений изменений в закон об образовании.
Анализ изменений закона об образовании с 1992 года по настоящее время.
Рассмотрим историю закона об образования в современной России и те сложности, с которыми имеет дело система образования.
«Закон об образовании» в новой постсоветской России вышел в июле 1992 г. и в 1996 г. был дополнен законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
По мнению ряда исследователей эти законы были прогрессивными для своего времени в связи с тем, что образовательные учреждения получили свободу и избавились от «штампованных советских программ». Но за последующие 20 лет в закон об образовании было внесено более 200 правок, по объёму текста превышающих текст исходного документа.
- Федеральный закон от 22.08.2004г. №122 ФЗ о монетизации,
- Федеральный закон от 01.12.2007г. №309 ФЗ об исключении содержания образования из федерального государственного образовательного стандарта. С этого момента закон об образовании и образовательный стандарт перестали заниматься программой обучения,
Федеральный закон от 09.02.2007г. №17 об обязательном едином госэкзамене (ЕГЭ) и другие.
По мере принятия все новых и новых законов, имеющих отношение к системе образования, увеличивалось количество отсылочных норм права, создающих запутанность. «В подобном «море» нормативных документов не всегда успевают разобраться даже юристы, не говоря уж о простых гражданах». Также важно отметить то, что нормативные документы были написаны очень сложным и недоступным для понимания большинству населения языком. В связи с этим уменьшение социальных гарантий в сфере образования, отраженных в дополнениях к закону, осознавалось не всеми учащимися.
Когда накопилась критическая масса поправок и дополнений, в целях создания эффективной системы образования в декабре 2012 г. был принят новый закон об образовании, устанавливающий правовые, организационные и экономические основы образования в России, который вступил в силу 1 сентября 2013г.
В результате внедрения нового закона об образовании 1 сентября 2013 г. школьники, их родители и преподаватели школ столкнулись с новыми стандартами обучения. На основании этого закона была введена государственная итоговая аттестация (ГИА) для выпускников 9 классов. И срок действия результатов единого госэкзамена (ЕГЭ) ограничивался 5 годами. Закон упразднил 2 и 3 смены обучения, ввел создание электронных учебников, проведение онлайн-уроков и дистанционное получение доступа к домашним заданиям.
Расширены социальные гарантии образования для инвалидов с детства. Для них введено внеконкурсное поступление в вузы и социальная стипендия.
Фиксируются меры социальной поддержки учащихся - право на бесплатное обеспечение учебниками и учебной литературой и питанием.
Однако, несмотря на эти очевидные конструктивные изменения, этот закон можно считать контрреформой российского образования.
Первое, на что необходимо обратить внимание перевод образования в сферу услуг. Образование начинают называть государственной или муниципальной услугой. И тем самым приравнивают в другие отрасли сферы услуг. Снижается важность образовательного процесса, происходит «отождествление государственных услуг в нормативно правовых актах, с публичными услугами приводит к приравниванию деятельности государственных органов к деятельности организаций, предоставляющих населению услуги массового характера».
Во-вторых, новый закон снижает конституционные гарантии. В Конституции указано, что бесплатность образования гарантируется в образовательных учреждениях. А в новом законе об образовании понятие «учреждение» заменено на образовательные «организации». Таким образом они перестают попадать под конституционные гарантии бесплатного образования.
В-третьих, согласно новому закону, произошла отмена надбавок и выплат педагогическим работникам на учебно-методическую литературу. И несмотря на гарантию заработной платы учителям не ниже средней по региону, в законе не было указано, что эта оплата труда должна быть за одну ставку, а не за полторы или две.
В-четвертых, происходит снижение гарантий образования для детей сирот. Они лишаются льгот при поступлении в вузы.
В целом, можно отметить, что таким образом новый закон об образовании направлен на экономическую оптимизацию сферы образования.
Параллельно с этим новый закон демонстрирует отступление от принципов светского образования. Переводит курсы духовно-нравственной (религиозной) культуры из факультативных (необязательных) в элективные (избираемые в обязательном порядке.
Также закон сохраняет в современном виде единый госэкзамен (ЕГЭ) и переносит его механизм на аттестацию 9 классов в виде ГИА - государственной итоговой аттестации. Несмотря на то, что эта система оценки не находит отклика у учащихся и не демонстрирует высокую эффективность.
Но на этом изменения в системе образования не завершились. В последующие годы были изданы многочисленные федеральные законы «О внесении изменений в закон об образовании».
- Федеральный закон от 03.02.2014 N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации». Возвращающий право приема на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.";
- Федеральный закон от 27.05.2014 N 135-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации». О вручении медалей "За особые успехи в учении», образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
- Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» - о требованиях к одежде обучающихся.
- Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» - о правилах проведения независимой оценки качества образования.
- Федеральный закон от 02.06.2016 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» - о порядке проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ.
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» - об организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.
- Федеральный закон "О внесении изменения в статью 59 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации" от 19.02.2018 N 25-ФЗ (последняя редакция) - о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» - о внедрении стандарта дошкольного, начального общего и основного общего образования, обеспечивающего возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.»;
- Федеральный закон от 17.06.2019 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» - о лицензии на осуществление образовательной деятельности.
А также более мелкие дополнения, касающиеся изменений одного или нескольких слов в тексте закона об образовании.
В числе положительных моментов дополнений к закону об образовании, принятых в последние годы можно назвать то, что:
- гимназии и лицеи теперь приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
- определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
- в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
- оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Среди недостатков закона об образовании 2012 г. можно назвать неготовность системы образования к дистанционному формату, выявленную в 2020 г.
Таким образом, предпринимаемые государством шаги в рамках реформирования образовательной сферы требуют особой продуманности не только с точки зрения экономического эффекта, но и с точки зрения будущего социального результата, социального эффекта - удовлетворения на необходимом уровне и в достаточном качестве образовательных потребностей граждан. Любое, даже минимальное снижение качества удовлетворенности данных потребностей негативно сказывается на общем настроении в обществе, ведет к появлению социальных конфликтов, усложняет демографическую ситуацию. Законодательство как основной инструмент государственной политики, безусловно, не может не учитывать данные факторы.».
Выводы на основе результатов анализа изменений и дополнений к законодательству в области образования.
Закон об образовании не системен и не стратегичен. Изменения и дополнения к нему вводятся как вынужденная неподготовленная реакция на изменение реалий современной России (в частности, в связи с переходом на дистанционное образование в период ограничительных мер в связи с COVID -19), а также как реакция на изменения в смежных областях законодательства.
Закон об образовании несмотря на то, что право на образование является естественным и конституционным, изменяется по вторичному принципу в связи с оптимизацией экономической составляющей системы образования. Перевод образования в область «сферы услуг» понижает приоритет системы образования относительно его должного места без учета важности роли образования в современной России.
Данные анализа изменений современного законодательства в области образования показали то, что закон об образовании не соответствует критериям системности и стратегичности, а также то, что в современном законотворчестве приоритет законодательства в области образования не высок и зачастую является реактивным по отношению к изменению законодательства в других областях или к текущим реалиям.
Все это создает хаотичность в системе образования и ведет к частым изменениям и дополнениям, к которым подросткам приходится адаптироваться, что приводит к чувству незащищенности в реализации подростками своего права на образование и снижает эффективность учебного процесса и возможность разработки учащимися своей личной учебной стратегии и подготовки к поступлению в вузы.
На основании выявленных тенденций в области изменения законодательства и отношения учащихся к системе образования можно предложить повышение приоритета сферы образования и исключение ее из области «сферы услуг».
Также было бы оптимально разработать внутренне непротиворечивый системный закон об образовании и дать системе образования время на внедрение этого закона без правок и дополнений так, чтобы система образования смогла сформироваться в стабильной работоспособной эффективной форме и учащиеся были бы уверены в ее стабильности.
В том числе в области форм проведения итоговой аттестации, чтобы учащиеся могли разработать для себя личный план получения образования и подготовки к поступлению в вузы. А также следовать этому плану без стресса, связанного с необходимостью адаптации к частым изменениям.
Помимо этого, рекомендуется создать адаптированный для подростков вариант документации об образовании и ознакомить с ним учащихся старших классов, чтобы они могли уверенно знать свои права и принципы работы системы образования.
Бережная Инга, ученица 10 класса «Школа на Яузе»


Автор: Дарья Ухтомская, аспирант, Москва , 15 Август, 2022

Автор: Назаренко Егор ИУ10-125 , 16 Май, 2022
Я не зря подчеркиваю именно эти строки - именно во взаимоотношениях студента/школьника и преподавателя/учителя кроется главная задача всех этих документов. А тут уже все напрямую зависит от людей. Прогрессировать данные взаимоотношения, и в частности образование молодого поколения, будут исходя из социальных и общественных норм, закон в данном случае на мой субъективный взгляд второстепенен.

Автор: Сергей Васильевич, просто учитель, Екатертнбург , 29 Апрель, 2022

Автор: Атамбаев, доцент, Самара , 29 Апрель, 2022

Автор: Эльдар, студент , 28 Апрель, 2022

Автор: Карина Мицкевич, учитель, Орел , 28 Апрель, 2022
А автор молодец!

Автор: Марат Шафиков, БГУ им. М. Акмуллы , 28 Апрель, 2022
А вот школьница обратила внимание на разность понятий "УСЛУГА" и "ОБРАЗОВАНИЕ, как государственная служба".
Это хорошо, значит есть надежда, что еще не все потеряно!!!!!!!!
А Инге успехов во всех начинаниях.

Автор: Дарья Донская, доцент МПГУ , 28 Апрель, 2022
Надо эту работу "подбросить" нашим депутатам и чиновникам от образования. Может быть тогда закончится чехарда в этом процессе и государство все-таки займется образованием не с точки зрения извлечения прибыли, а с точки зрения ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ молодого поколения.
Из новостей узнала, что в Ульяновской области хотят "утилизировать" несколько деревенских школ, в том числе одну из старейших (БОЛЕЕ 100 ЛЕТ!!!), из стен которой выпустились два Героя Советского Союза!
Отсюда вывод:
Как и прежде, система образования - ахиллесова пята государства!!!!!!!!