КАК СМИ ВЛИЯЮТ НА РЕЛИГИОЗНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ

Печать

Однажды в одной из воинских частей я завела разговор с бойцом-срочником.

Паренёк проходил службу киномехаником в гарнизонном клубе. Там же мы и познакомились. Сидели в читальном зале библиотеки, листали газеты.  И вот на страницах одного издания мелькнуло сообщение: в Москве повесился солдат из Дагестана. Подробностей было мало: неизвестно, то ли бедолага  сам ушел из жизни, то ли ему в этом «помогли».

Прочитав заметку, мой собеседник оживился, и с его уст сорвалась страшная по своей сути фраза:

– Так им и надо, этим кавказцам! Жаль, что только одним стало меньше!

–  Откуда у тебя столько ненависти к этим людям?– спрашиваю. –  Был неприятный опыт общения?

–  Да я их вообще никогда не видел,  –  невозмутимо ответил русоволосый паренёк.

… Случай очень показательный. У молодого человека из Центральной России, который знания о мире получает в основном с экрана телевизора и из Интернета, при слове «Кавказ» возникает чуть ли не аллергическая реакция. То же самое, но уже в отношении русских, зачастую происходит и в молодёжной среде южных республик. А всё потому, что многие средства массовой информации настойчиво навязывают аудитории представление о том, что все конфликтные ситуации, которые то и дело возникают в российских городах и весях, имеют национальную или религиозную почву, а ценность личности зависит от национальной принадлежности.

Религиозное и национальное противостояние в обществе накаляется день ото дня. Видимо, забывая, что Российская Федерация – многонациональная и многоконфессиональная страна,  одни радикалы начинают тиражировать провокационные лозунги типа «Россия для русских» и «Хватит кормить Кавказ», другие – объявляют о своём стремлении создать исламское государство «Имарат Кавказ», управляемое по законам шариата.

Естественно, такое положение дел на руку недружественным нам странам, точнее деструктивным политическим силам «мирового правительства», не упускающим возможность внести свой вклад в дестабилизацию обстановки в нашей страны. Я могу озвучить их, но стоит ли уподобляться тем, кто пытается «расшатать» национальное единство России. Превратить нашу страну в «поляну терминаторов-националистов», хороших и плохих, «верных» и «неверных»?

Давно известно, что бандиты, которые скрываются в кавказских или около кавказских лесах (в районе Садового или около Садового кольца)  и провозглашают лозунги войны против «неверных», стабильно финансируются из-за рубежа. Об этом свидетельствуют письменные отчёты боевиков перед своими заграничными спонсорами о расходовании получаемых денег. Такие записи представители силовых структур периодически находят на базах и в блиндажах бандитских формирований.

Когда имам Шамиль, четверть века потративший на бессмысленную Кавказскую войну, принял наконец условия мира, сложил оружие и отправился в Петербург на аудиенцию к императору, в пути он заметил: «Если бы я знал, что Россия такая огромная, я бы никогда не стал с ней воевать».

Солдат-срочник из российской провинции, ненавидящий всех жителей Кавказа, тоже не знает, что такое  Кавказ. Он там никогда не был и людей, которые там живут, никогда не видел, но уже испытывает к ним неприязнь и не скрывает её. И виноваты в этом во многом журналисты. Вместо того, чтобы рассказывать о традициях и достижениях народов России, объединяя тем самым многонациональный народ, укрепляя дружбу, сотрудничество и взаимопонимание, современные СМИ, которые зачастую являются марионетками в руках влиятельных политических сил, делают всё возможное, чтобы народ разобщить, заразить людей агрессией и нетерпимостью по отношению  друг к другу.

Я не приемлю термин «толерантность». Это чуждо российскому восприятию. Я – за ДРУЖБУ НАРОДОВ, за ЕДИНУЮ РОССИЮ, за ЕЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ К САМОУВАЖЕНИЮ ВСЕХ РЕЛИГИЙ!

Нельзя сказать, что российское руководство всерьёз не обеспокоено распространением радикальных взглядов среди молодёжи. Представители ВЛАСТИ признают ключевую роль средств массовой информации как в формировании экстремистских настроений, так и в нейтрализации их влияния на молодые умы.

Чтобы привлечь к обсуждению этой актуальной проблемы ведущих учёных-политологов, преподавателей ВУЗов, представителей органов власти, религиозных и общественных организаций, руководство страны организовало летом этого года научно-практическую конференцию. Она проходила в Пятигорском государственном лингвистическом университете. Это один из немногих  ВУЗов страны, где углублённо изучают этнографию и этнопсихологию народов юга России, их национальные языки и особенности этнополитической системы в регионе. Кроме того, здесь вместе с русскими учатся студенты из всех республик Северного Кавказа.

Участники конференции обсуждали, как скорректировать деятельность СМИ, чтобы с помощью печати, радио, телевидения и Интернета заставить молодых людей отказаться от агрессивного поведения и направить их активность в созидательное русло.

Мы не приветствуем толерантность, – заявил с высокой трибуны ректор Пятигорского государственного лингвистического университета Александр Горбунов. – Толерантность означает терпимость, а это самый непродуктивный уровень человеческого взаимодействия. Мы за любовь, за дружбу и за сотрудничество. В нашем вузе система обучения и воспитания поставлена так, что никаких этнических группировок и землячеств - просто не может быть. Самое главное звание для каждого молодого человека – студент, и оценивают его исключительно по личным качествам, способностям и успехам. Национальность не имеет при этом  ни малейшего  значения.

Образование и возможность реализовать свой интеллектуальный, творческий и физический потенциал, занятия спортом, участие молодых людей разных национальностей в совместных культурных проектах – всё это ограждает их от влияния экстремистов. Если человек учится или работает,если он видит свои перспективы, если у него есть друзья из различных регионов страны, то доводы и обещания пропагандистов радикальных группировок, будь то ваххабиты, черносотенцы, скинхеды или неоязычники, покажутся ему попросту неинтересными. Радикализм находит благодатную почву там, где есть пустота и нереализованность.

Пресс-секретарь религиозной организации «Духовное управление мусульман Ставропольского края» Рузана Данилова установила свою психологическую классификацию тех, кто обычно пополняет ряды экстремистских организаций. Это «агрессоры-заводилы», становящиеся лидерами, «фанатики», легко поддающиеся внушению, «спасённые», считающие своё участие в деятельности радикальных группировок единственным выходом из бедственного материального положения, и «романтики», стремящиеся изменить несправедливый, по их убеждению, мир. Именно среди «романтиков» часто встречаются дети очень богатых и влиятельных родителей.

К сожалению – это не «от большого ума отпрысков власть имущих», это – общероссийская трагедия. Нет НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ, нет критерия ДОБРА и ЗЛА, СМИ «оккупировали» безнравственные молодежные проекты, так называемые «молодежные». На самом деле – это информационная атака на молодежное сознание, «ущемление» разума подрастающего поколения, воспитание в душах молодежи нигилизма, вседозволенности, ханжества, распутства и презрения к своей ИСТОРИИ.

Опасные тенденции, дестабилизирующие сегодня обстановку в российском обществе, выделила в своём докладе профессор Пятигорского лингвистического университета, видный эксперт по вопросам межнациональных отношений Майя Аствацатурова:

–  В настоящее время в молодёжнойсреде очень явственно проявляются две крайние идеи: среди русских  - «хорошо бы иметь Кавказ с его природой и ресурсами, но без кавказцев», а среди населения северокавказских республик – «хорошо бы пользоваться всеми благами российского гражданства, но без русских». Столкновение этих идей часто становится источником серьёзных  конфликтов.

Стоит отметить, что трансляторами этих радикальных идей становятся не только региональные, но и центральные СМИ. Анализ их содержания, регулярно проводимый социологами и политологами, показывает, что средства массовой информации настойчиво формируют негативный образ Кавказа. Особенно преуспел в этом за последний год  телеканал «Россия 1», нагнетая страсти вокруг «нашествия горцев» и притеснения русских в Ставропольском крае. Интересно, что главным «экспертом» по вопросам Кавказа в телепрограмме, активно продвигавшей эту тему, был назначен корреспондент Евгений Попов, который последние 10 лет жил и работал в США.

Целая информационная кампания развернулась в СМИ по поводу спора о ношении хиджабов в одной из школ Ставропольского края. Видимо, у столичных журналистов более существенных тем для обсуждения на тот момент не нашлось.  – Такие вопросы нужно урегулировать на местном уровне и не выносить обсуждение заурядной темы на федеральные каналы, тем самым придавая ей невероятную значимость,– справедливо заметил президент Международной исламской миссии Россиимуфтий ШафигПшихачев.– Зачем лишний раз будоражить людей и рекламировать эти самые хиджабы, которые являются исконно арабским предметом одежды, защищавшим женщин от знойного аравийского солнца и песка. На Кавказе, как и на территории остальной России, в старину носили платки и никогда не закутывались в хиджабы.

Увы, погоня за рейтингом и раскрутка «экзотической» хиджабной темы оказались для отечественных  СМИ важнее, чем укрепление согласия и стабильности на Кавказе и разъяснение важных для понимания этой проблемы вещей.

Ещё один любопытный факт. Когда министерство иностранных дел одной европейской страны внесло республики Северного Кавказа в список территорий, нежелательных для посещения своими гражданами, российские средства массовой информации не выдали по этому поводу ни единого комментария.

Конечно, в большинстве случаев молчание СМИ отражает бездействие тех структур, которые по своему прямому предназначению обязаны заниматься информированием общественности, убеждён приглашенный на конференцию журналист ВГТРК, автор программы «Совбез» Алексей Штейнбух. В своем выступлении он подчеркнул, что пресс-службы органов власти и силовых структур сами должны быть заинтересованы в объективном и всестороннем информировании общественности, а их сотрудникам не мешало бы  не только инициировать освещение той или иной проблемы или события, но и заниматься активной информационной работой в Интернете, ставшем неотъемлемым элементом современной жизни.

В настоящее время глобальная сеть – это благодатная среда для пропагандистов экстремизма, потому что пока они не встречают там практически никакого противодействия.

И, правда, если лидеры радикальных группировок, участники бандформирований, приверженцы ваххабизма и прочие постоянно контактируют с колоссальной аудиторией путём обновления своих блогов и обсуждения продвигаемых идей, то пресс-службы органов власти и силовых структур в этом деле, мягко говоря, отстают, так же как и религиозные центры традиционных вероучений.

Например, сторонники одного из радикальных течений в исламе  - ваххабизма - неустанно совершенствуют методы своей пропаганды, ищут новые способы убеждения людей, работают тонко и профессионально. Ответной реакции на радикализацию религиозных установок в обществе со стороны идеологов традиционного ислама почти не видно. А если спросить обывателя, чем традиционный ислам отличается от нетрадиционного, то он вообще вряд ли ответит, опять же, потому что широкой аудитории никто этого не разъясняет. Участники конференции из числа духовных лиц, наконец, решились и попытаются восполнить этот пробел и, систематизировав основные признаки нетрадиционного ислама, озвучили их на форуме.

Итак, нетрадиционный ислам отличается от традиционного следующими позициями.

Во-первых, он исповедует принцип такфира, то есть обвинения в неверии тех, кто не поддерживает идеи радикалов. Неверными для ваххабита могут быть  не только христиане или  буддисты, но и мусульмане, не разделяющие его взгляды.

Во-вторых, нетрадиционный ислам распространяет идею необходимости насилия по отношению к неверным. Его проповедники воспринимают жестокость как черту истинного борца за веру. Ключевое понятие ислама «джихад», которое переводится с арабского как «усердие»  и обозначает преодоление трудностей на пути к Аллаху, у ваххабитов сводится к примитивному уничтожению оппонентов, в то время как в традиционном исламе существует понятия «малый джихад» («джихад меча») – борьба мусульман за свои права в том случае, если им запрещают исповедовать их веру, чего в России никогда не было,  и «большой джихад» («джихад сердца»), означающий борьбу человека с собственными дурными наклонностями и пороками, целью, которой является  нравственное самосовершенствование.

И, наконец, третий признак радикальных течений ислама этополное отрицание всего современного, агрессивное неприятие прав и свобод человека.

Важно отметить, что традиционный ислам складывается не только из религиозных догматов, но также из  уклада жизни и обычаев, веками существовавших в том или ином регионе и сросшихся с мусульманской верой. Именно эта особенность вызывает крайнее неприятие у ваххабитов.

–При распространении идей ислама нужно делать акцент не на особенностях богослужений, не на обрядовой стороне религии, а на исламской этике, диктующей нормы поведения по отношению к членам семьи, учителям, согражданам, иноверцам. Ислам – это ведь религия мира и добра,–напомнил муфтий Шафиг Пшихачев.

– В последнее время духовность почему-то стали тесно связывать с религией. И это при том, что у нас светское государство! В республиках Северного Кавказа религиозная принадлежность зачастую воспринимается как социально-политический аргумент. Это недопустимо! Давайте не будем противопоставлять светскость и духовность,–призвала профессор Майя Аствацатурова.Будучи доктором политических наук, Майя Арташесовна, прекрасно понимает, что религия (и не только ислам) всегда была, есть и будет инструментом достижения политических целей, и в этом её опасность.

Но в средствах массовой информации религиозная тематика зачастую является просто модным трендом. Телевидение тиражирует зрелищную видеокартинку богослужений, намазов и других ритуальных действий, не разъясняя зрителю никаких базовых категорий данной религии.

Переходя от теории к практике, участники конференции обсудили  методы работы в информационной сфере, которые успешно применяются  в некоторых регионах.

Позитивным опытом работы с журналистами поделился начальник управления по взаимодействию со СМИ  администрации главы Республики Ингушетия Тимур Боков.

В Ингушетии уже три года успешно работает  адаптационная комиссия, которая возвращает к нормальной жизни тех молодых людей, которые в силу разных обстоятельств, примкнули к бандподполью (их могли похитить и силой принудить к участию в деятельности незаконных вооруженных формирований), но ещё не совершили тяжких преступлений и изъявили желание сдаться властям. По словам Тимура Сулеймановича, в процессе возвращения к нормальной жизни таких «боевиков поневоле» задействованы все республиканские СМИ. В Ингушетии создаются телевизионные и радиопрограммы с участием их родственников.  Обращения отцов, матерей, жен, призывающих молодых людей вернуться домой, передают в эфире постоянно. Благодаря этому, за 3 года активной работы комиссии к мирной жизни возвратились более пятидесяти человек.

Другой пример эффективной работы в медиапространстве продемонстрировал ведущий специалист по молодёжной политике администрации Гунибского района Республики Дагестан Муртазали Магомедов. Вместе со своим отцом, бывшим главным редактором местной газеты, а ныне имамом Гунибского района, Муртазали создал домашнее телевидение, подняв тем самым на качественно новый уровень разъяснительную работу с земляками по вопросам религии, политики и общественной жизни. Магомедовы купили пару видеокамер, перестроили под студию сарай, приобрели, а потом своими руками усовершенствовали телевизионный передатчик. В итоге домашний телеканал «Калам» (в переводе с аварского – «обращение») уже 8 лет вещает на 14 сел Гунибского района, охватывая 50% населения. В его эфире – интервью с учёными-богословами, новости сельской жизни, познавательные программы для детей и молодёжи, трансляции спортивных игр с местных стадионов.

Как видим, производство медиапродукта, будь то статья, фотоотчёт или телесюжет, становится доступным не только профессиональным журналистам, но и простым людям. В наши дни любой человек может стать распространителем массовой информации. Роль СМИ растёт день ото дня. Они охватывают всё большую аудиторию.

Появился даже специальный термин «медиаобразование». У него три значения:

использование СМИ для обучения и просвещения аудитории;

знакомство широкого круга лиц независимо овозраста  и профессии со спецификой создания журналистских материалов для печати, радио, телевидения и Интернета. Если человек будет знать, как пишется статья и как монтируется телепрограмма, он сможет отличить правдивую информацию от лживой и обезопасить своё сознание от манипулирования; по вопросам медиаобразования издаётся много литературы, обсуждается даже вопрос введения спецкурсов по данной теме в школьную программу;

активное участие граждан в медиапроцессе – создание собственных сайтов, электронных дневников, форумов, распространение видеоконтента.

Медиаобразованный обыватель начинает самостоятельно мыслить, он старается постичь суть событий и явлений, он сомневается и ничего не принимает на веру, он перестаёт быть восприимчивым к какой бы то ни было пропаганде, более того, он может дать аргументированный ответ пропагандистамрадикальных идей в столь популярном ныне интернет-пространстве.

Думаю, медиаобразование было бы полезным и тем, кто служит во внутренних войсках. Конечно, никто не призывает бойцов создавать собственные сайты в Интернете и ежедневно обновлять их, но постоянный интерес к тому, что происходит в мире и в стране, которой ты служишь, должен стать таким же необходимым, как еда и сон. Читать, смотреть, следить за новостями, задавать вопросы, думать!

А себе и своим коллегам я хотела бы пожелать, чтобы на страницах войсковых изданий  появлялись не только материалы о войсковых частях, солдатах  и офицерах, учениях и боевых заданиях, но и о народах России, их истории, традициях, вере,  укладе жизни и интересных людях, которыми можно гордиться и восхищаться. Такая информация поможет военнослужащим лучше понимать друг друга, ведь из представителей всех этих народов и состоят войска. А ещё очень важно показать мирную жизнь сегодняшнего Кавказа и достойных представителей этого региона, чтобы солдат правопорядка в жителяхсеверо-кавказских республик видел в первую очередь не бандитов, которых нужно найти и уничтожить, а граждан своей большой многонациональной страны, мир и безопасность которыхи есть дело внутренних войск.

Юлия АФАНАСЬЕВА, военный корреспондент

Обновлено ( 11.09.2013 14:49 )