ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Печать

В Государственном документе: «Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» четко и однозначно говорится о целях развития поликультурного образования в России. Так,  цели развития поликультурного образования неотделимы от общей генеральной  стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан.

В едином поликультурном образовательном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности должны гармонично сочетаться с общественными и государственными интересами. Здесь же цели поликультурного образования определяются, как «…формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России; формирование российской гражданской идентичности; создание условий для сохранения и развития комплементарного сотрудничества всех этнокультурных групп; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации; развитие образовательного и профессионального потенциала России».


Таким образом, в генеральном образовательном документе провозглашается поликультурная направленность современного образования. Составной частью поликультурного образования является этнокультурная компетентность учащихся. Именно этот аспект современного поликультурного образования призван формировать у учащихся разного возраста современный учитель. И начинать это нужно с начальной школы.

Базовыми направлениями формирования этнокультурной компетентности учащихся начальной школы являются:

1) развитие у них принятия и понимания других народов, признания ценности этнокультурного многообразия;

2) воспитание их в духе мира, гуманного межэтнического общения, развитие толерантных качеств личности;

3) приобретение ими знаний, представлений об истории, географии, культуре, обычаях, получение  в начальной школе учащимися знаний о традициях, образе жизни, ценностях разных народов;

4) формирование у школьников осознания и признания приоритета общечеловеческих ценностей над- классовыми и групповыми, понимания необходимости гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, а также поиск общих культурных элементов, интересов, потребностей;

5) развитие у младших школьников конструктивных коммуникативных умений и поведенческих моделей во взаимодействии с представителями других этносов и национальностей.

Формирование этнокультурной компетентности неразрывно связано с воспитанием этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия. Этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность учащимся младшей школы понять другие народы, сформировать начальный  этнический опыт и знания.

Создание законодательной основы, позволяющей народам России самостоятельно решать вопросы развития культуры и образования, актуализировало обновление содержания образования с учетом культурного своеобразия.

В  содержании образования можно выделить следующие компоненты: федеральный, национально-региональный и школьный. Это сочетание, как указывает П.И. Пидкасистый, позволяет перейти от «безнациональной унитарной школы, работающей по единым нормативным документам, – к этнической дифференциации содержания образования в системе общего образовательного пространства России». Мы считаем, что давно пришла пора ввести в содержания образования  этнокультурный компонент. Связующим звеном, которое бы помогло человеку осознать себя одним из составляющих целостного множества, по нашему мнению, становится полиэтническое образование, которое в содержании общего образования может быть представлено этнокультурным компонентом. Вследствие этого нами были рассмотрены модели введения национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание начального образования.

Далее для подтверждения высказанного мнения, мы приводим типологию, предложенную Л. Л. Супруновой о пяти моделях образовательных систем, цитированные Т.В. Поштаревой: межпредметная (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам); модульная (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов); монопредметная (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметах); комплексная (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлены в единстве и взаимосвязи); дополняющая (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассных и внешкольных мероприятий).

Мы считаем, что данные модели необходимо обогатить специальной (коррекционной) направленностью, что представляет реализацию национально-регионального и полиэтнического компонентов в ходе специальных (коррекционная направленность), индивидуальных, групповых, факультативных и обязательных занятий (курсов) по выбору, которые могут не входить в учебный план. Она направлена на воспитание толерантности, просвещение детей младших классов в области этнокультур, подготовку их к эффективному межэтническому взаимодействию. Занятия могут проходить в виде курсов,  специально организованных занятий, тренингов, игр, усилены активными формами и методами работы с детьми, позволяющими сформировать у них необходимые умения и навыки для конструктивного общения.

Мировой опыт показывает, что одной из особенностей современной социализации является стратегия аккультурации через  интеграцию с одной стороны, и  сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов с другой стороны. Отсюда возникает необходимость подготовки высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других народов, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях полиэтнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности.

Данная проблема не нова, и она раскрывалась в трудах многих отечественных и зарубежных педагогов. Социально-педагогические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой раскрыты в исследованиях В.Г. Бочаровой. Проблемы адаптации человека к новой социокультурной действительности получили свое освещение в трудах зарубежных ученых Дж. Бери и др. Интерес представляют труды, раскрывающие роль образовательной среды в становлении личности и социализации. Важную роль в раскрытии понятия этнокультурной компетентности сыграли концепции этнической толерантности, отраженные в трудах А.Г. Асмолова,. Особый интерес представляют этнопедагогические аспекты в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах А.Н. Яковлевой и др. Для понимания сущности феномена этнокультурной компетентности значимыми  являются работы С.Н. Федоровой.

Вместе с тем в исследованиях отечественных и зарубежных ученых существует разрозненность теоретических идей, связанных с природой и содержанием полиэтнического образования, в ходе которого формируется этнокультурная компетентность учащихся.

В современном образовательном пространстве выдвигаются противоречия между: богатством национальных культур, в том числе народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации детей и внедрением его в систему образования; имеющимся в поликультурной среде образовательным потенциалом и его недостаточным использованием в деятельности образовательных учреждений в контексте формирования этнокультурной компетентности учащихся; общей теорией содержания образования и слабой разработанностью механизмов реализации содержания полиэтнического образования, в частности отсутствием этнокультурного компонента в содержании образования; необходимостью формирования этнокультурной компетентности учащихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения этой проблемы.

Для разработки этих вопросов необходимо опираться на теоретические изыскания и идеи современных ученых, которые исследовали этот вопрос, а именно: на идеи формирования современной личности в поликультурной (полиэтнической) среде, освещенные в трудах Е.В. Бондаревской; исследования,  рассматривающие проблему формирования этнокультурной компетентности,  на работы, посвященные построению полиэтнической среды в учебных заведениях; на идеи народной педагогики в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах Г.Н. Волкова и др.; на положения о национально-региональном, краеведческом аспекте содержания образования Ю.В. Лазарев и др.

Проанализировав в работах Поштаревой Т. В., которая ссылается на исследования  Б.Т.Лихачева этнокультурную компетентность как педагогическую категорию, мы обратили внимание, что автор охарактеризовал ее по следующим пяти главным структурным блокам-позициям. Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия. Знания и умения учащегося в этой области позволяют ему принять своеобразие образа жизни этнических общностей, правильно оценивать специфику и условия взаимодействия с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности. Цель формирования этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель формирования этнокультурной компетентности как общественного явления состоит в стабилизации межнациональных отношений, учете этнических особенностей и интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность заключается не только в том, что ученик должен не только владеть знаниями в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и активно их использовать.

В целом этнокультурная компетентность предполагает наличие такого объема знаний и умений, который необходим не только для того, чтобы приспособиться к реалиям полиэтнической среды, но и достаточного для того, чтобы быть готовым и способным активно действовать в ней. Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление имеет своим содержанием следующую совокупность:

а) готовность и способность учащегося придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифическими умениями своего народа;

б) готовность и способность ученика изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур;

в) готовность и способность учащегося искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных, дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия;

г) готовность и способность учащегося осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы, путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);

д) готовность и способность учащегося включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества.

 

Бережицкая М.В., студент, Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова

Обновлено ( 11.12.2021 15:16 )