УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Понятие угроза понимается как риск, т.е. предполагаемое событие (вероятность) способное нанести ущерб здоровью и жизни человека. С позиции предмета нашего исследования, это вероятность нежелательных событий в социальной среде по отношению к школьникам, способных нанести ущерб его психическому здоровью. Дети наиболее подвержены опасностям в виду того, что их психика еще не до конца сформирована и процесс социализации не прошел, а еще только в стадии бурного течения. Стоит подчеркнуть, что не да конца сформировался и ряд качеств их личности, например волевые, что еще более усугубляет ситуацию и требует должного внимания со стороны взрослых и педагогов.

К угрозам социально-психологического характера в социальной среде, в том числе в образовательном учреждении относятся:
рост психологической напряженности вследствие увеличения стрессовых ситуаций в обществе, в коллективах образовательных учреждений, в семьях; повышение психологической напряженности вследствие усиления ощущения социальной незащищенности: от невозможности понимания происходящего в мире; необеспеченных слоев населения – от отсутствия материальной обеспеченности.

Можно выделить следующие факторы способствующие возникновению психологических угроз:
индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;
межличностные отношения детей в группе и враждебность окружающей среды (в данном случае социальной);
интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;
неправильная организация общения;
невнимательность со стороны родителей;
открытый доступ к нежелательной информации. Большинство ребят имеет доступ к интернету, а это источник как полезной,так и опасной, деструктивной информации.Контроль же со стороны взрослых либо не осуществляется совсем, либо осуществляется, но частично;
потеря интереса к деятельности кружков и секций.

На этом фоне усугубляются:

противопоставление поколений на базе различия в условиях целей и мотиваций;
информационное навязывание «западных» стереотипов воспитания, мышления, поведения, внедряемых в сознание молодежи без учета особенностей российского менталитета и реальных возможностей людей;
«зомбирование» сознания подрастающего поколения через СМИ, например, рекламой и психотропными методами воздействия;
изменение жизненных ценностей учащихся в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;
рост числа психических заболеваний подростков, родителей и педагогов;
рост потребления алкоголя, распространение наркомании;
формирование в СМИ культа богатства и потребления (за счет его приобретения любыми средствами), агрессии и насилия, как наиболее современных жизненных ценностей, и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.

Реализация угроз психологического характера в современном социуме может привести: к нарушению психического здоровья; к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.

Все эти негативные явления оказывают существенное влияние на формирование личности школьника, а соответственно и ее безопасности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что только при должном внимании со стороны взрослых и оптимальных – с точки зрения эффективности совместной жизни и деятельности отношениях в семье, школе, обществе мы можем рассчитывать на здоровое будущее поколение, обеспечение его безопасности, а соответственно и будущее нашей Родины.

Козлов О.С., Шуйский государственный педагогический университет