ДЕМОКРАТИЯ – ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ ИЛИ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ? РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА.

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Правовое воспитание является делом государственной важности и государственной безопасности, так как оно играет важнейшую роль в предотвращении всех видов правонарушений, в том числе политического, национального и религиозного экстремизма.

Наиболее важная роль в деятельности государства проявляется в решении национального вопроса, который является главным в любом многонациональном государстве. В России одни национальные проблемы возникли еще в начале XX века, другие – в советское время, третьи – в годы «перестройки», четвёртые – в начале XXI века. Проводившаяся во многом антигосударственная деятельность лево – радикальных партий, а затем искусственное создание большевиками многих национально – территориальных образований, курс на пробуждение национального самосознания в годы «перестройки», форсированное вхождение в мировое сообщество в XXI веке способствовали осложнению межнациональных отношений, экономической, политической, правовой, этической и религиозной жизни в стране.

Эффективность государственной власти находится в прямо пропорциональной зависимости и от правовой культуры граждан, в первую очередь государственных служащих. Некультурное поведение с точки зрения права – это негативное нигилистическое отношение индивидов, их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства. Всякое противоправное поведение есть поведение некультурное. После 1991 г. в России обострились противоречия между находящейся у власти элитой и подавляющей массой населения, центром и провинцией, проявилась многоаспектность ментальности. Российская Федерация – это совершенно другое государство, чем СССР не только по территории, но и по экономической, политической, правовой и духовной системам. Это государство, в котором государственная власть приняла западные ценности и образ жизни. Но повысился ли после этого имидж России? В России смертность превышает рождаемость, нет уверенности в завтрашнем дне, растут инфляция и преступность.

 

Имидж государства зависит от многих факторов: от личности главы государства, обширности территории, мощи вооруженных сил, уровня развития культуры, но и от того, насколько последовательно она готова защищать интересы своих соотечественников, оказавшихся за рубежом. А это могут быть люди разной национальности, социального и имущественного положения. Экономический рост так же не является единственным и решающим фактором успеха.

 

Государственная власть эффективна тогда, когда происходит взаимовлияние государственной власти и общества друг на друга. Причем показатель эффективности государственной власти — это не только ее влияние на общество, но и полезность обществу, обеспечение уровня и качества жизни населения. При оценке правовой политики российской государственной власти можно отметить, что многие законы не продиктованы интересами народа. Бедное население провинции в центральной России испытывает чувство вопиющего протеста нарушением норм социальной справедливости. Здесь нужна свобода. Те, кто не имеет возможности выразить своё мнение и активно участвовать в легальной политике, подталкиваются к экстремизму. Исламский терроризм и правый экстремизм являются главной угрозой для внутренней безопасности России. Одного силового метода борьбы с исламским экстремизмом недостаточно. Необходимо вести интенсивную работу по правовому воспитанию мусульманского населения.

 

Причиной нестабильности в России является обострившийся нерешенный и вездесущий национальный вопрос, экономическая зависимость территорий и, конечно, религиозный фактор в его радикальной форме – религиозном экстремизме.

 

В многонациональных государствах правовая и политическая культура общества очень сложная. Она включает в себя общегосударственную и национальные политические и правовые культуры. Обычаи, традиции и устои жизни той или иной местности накладывают отпечаток на нравственное состояние постоянно проживающих там людей, их психологию. Люди, привыкшие к вековой вере, форме правления и традициям своих предков, не желают без видимых причин от них отказываться. Их нарушение кем-либо вызывает в российской провинции общественное осуждение, молчаливое или гласное, снижающее рейтинг субъекта-нарушителя. Моральная ответственность пронизывает отношения между людьми здесь очень глубоко и способствует формированию законопослушных граждан, у которых хорошо развито чувство долга. Здесь более обострена моральная ответственность перед окружающими и стыд за негативную оценку своих действий с их стороны; это заставляет индивидов придерживаться в своем поведении принятых в данной местности обычаев и традиций. Это хорошо усвоили враги России. Её многонациональный состав населения, низкая политическая и правовая культура населения были использованы спецслужбами США при развале СССР.

 

В стране при проведении государственной кадровой политики нет справедливости и государственного подхода. России еще далеко до достижения идеала в организации и проведении государственной кадровой политики, в изменении принципов подготовки и расстановки кадров. В процессе воспитания кадров государственных служащих должны стоять интересы российского государства и права граждан России.

 

В постсоветской России, как правило, на руководящие и ответственные должности до сих пор выдвигают не талантливых и достойных, а по принципу личной преданности, землячества и родства, по иным критериям. При этом государственные служащие не должны быть бременем для тех, кто производит материальные и духовные блага, трудиться в сфере обслуживания населения. Так, по данным Росстата на 1 января 1999 года в Российской Федерации чиновников насчитывалось 1 млн. 148 тыс. 758 человек, то в октябре 2008 года их было уже 2 млн. 60 тыс. 234 человека. За эти годы население уменьшилось на 4 млн. 427 тыс. 163 человека: один чиновник – 68 человек. На сегодняшний день эта диспропорция увеличилась в 1, 57 раза. Для примера, в брежневские времена, с которыми так любят сравнивать сегодняшнюю «суровую российскую действительность» различного рода обозреватели и политологи, один чиновник был на 253 жителя СССР, то есть пропорция: чиновник-население в сегодняшней России составляет – один чиновник на 44 человека.

 

Особо остро эта проблема стоит в Южном Федеральном округе (ЮФЮ). В республиках ЮФО с вооруженным народом, ограниченными ресурсами, разрушенным хозяйством, перманентной кровной местью не может быстро улучшиться уровень и качество жизни. В республиках ЮФО как ни в каких других субъектах ЮФО должна вестись кропотливая работа по правовому воспитанию. Состояние с правовой культурой населения в Ингушетии очень тяжелое. По словам ингушского правозащитника М. Хазбиева сами ингушские чиновники считают, что в их республике «нет никаких законов». Не лучше, если не хуже, ситуация в Дагестане, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Следует отметить, что в любом субъекте Российской Федерации будут нарушаться законы до тех пор, пока их будут возглавлять лица, нарушающие Конституцию РФ и иные законы страны. В некоторых субъектах Федерации высокопоставленные должности занимают родственники главы субъекта Федерации.

 

Главные причины нестабильности в России – это рост социального неравенства и несправедливости, религиозный экстремизм, национализм и низкая правовая культура. Участившиеся весной, в последнее время террористические акта в Южном Федеральном округе продемонстрировали неспособность государства защитить общество и своих чиновников.

 

Для многих неславянских народов характерен низкий уровень толерантности, а также зачастую отношение к людям не своей национальности как к людям второго сорта. При этом необходимо отметить, что большая часть населения национальных республик в целом хорошо относится к русским.

 

Самая активная часть общества – молодёжь. В силу этого необходимо обновить кадровую государственную политику подбора и расстановки кадров, продвигать на государственные должности законопослушные, честные, совестливые (не строящие карьеру используя людей как средство) молодые кадры.

 

После перестройки и гайдаровских реформ Россия понесла катастрофические потери. «Реформы» и вся модернизация политической и правовой систем России были антирусскими по своему содержанию. Разорение колхозов в России привело к развалу сельского хозяйства, обезземеливанию и обнищанию крестьян, падению нравов, росту преступности. В Российской Федерации много несправедливых законов и в первую очередь Конституция. При несправедливых законах общество долго жить в мире не может.

 

Раньше возникали стихийные бунты, революции. Левый экстремизм исходил от молодёжи увлекавшейся анархистскими идеями. В наши дни популярен исламский и политический экстремизм, при этом интенсивность религиозного противостояния растет и «только слепой» не видит катастрофичности ситуации. Во многих республиках Южного Федерального округа совершаются террористические акты в отношении сотрудников МВД, ФСБ, других государственных служащих, более того, и в отношении религиозных деятелей, исповедующих традиционный (не хочу говорить «истинный» Ислам, так как проповеди многих муфтиев, иманов, эфенди и других представителей этой религии считают себя проповедниками чуть ли ни самого Пророка, преследуя корыстные, личные цели, зачастую сугубо земные – власть, обогащение, вседозволенность).

 

В этих условиях легко распространять антироссийские идеи, предлагать пути выхода из кризиса путём развала Российской Федерации на отдельные государства. Политический экстремизм и террор еще можно предотвратить. Для этого необходимо сделать справедливыми законы страны. Практика показывает, что с помощью безнравственных и несправедливых законов можно разрушить любое общество и государство, а при справедливых, наоборот, сделать государство более прочным, а общество гуманным и динамично развивающимся. Создавая гуманные законы нужно одновременно противодействовать идеологии экстремизма и терроризма, лечить психику многих граждан России. Для того чтобы построить гуманное государство с легитимной государственной властью, законы должны не только закреплять социальную справедливость, равенство граждан перед законом, но и реализовываться на практике.

 

При разработках проектов новых законов (а сейчас это реальная возможность сплотить общество в новых условиях после двух выборных кампаний) следует руководствоваться принципом социальной справедливости. В противном случае правотворчество будет приводить к воплощению в жизнь несправедливых и негуманных законов, выражающих интересы богатых индивидов, кланов и т.д., что будет подрывать авторитет правосудия, государственной власти и вести к росту оправданного правового нигилизма.

 

Политически мотивированные преступления могут совершать и иностранными спецслужбами. И в наши дни спецслужбы США, ряда стран НАТО (Великобритания, Турция и другие), стран Большого Ближнего Востока считают Россию страной, от которой исходит угроза.

 

Что же мы видим сегодня? В то время, когда в Европе начали ужесточать режим допуска на свои территории мигрантов, в России, наоборот, происходит либерализация миграционного законодательства. Фактически миграционные процессы пущены на самотек, что грозит потерей государственного суверенитета. Необходимо бояться роста активности иностранцев из исламских государств. Заселение территорий, на которых с древнейших времен проживают русские, происходит интенсивно. В сфере предпринимательской деятельности мигранты руководствуются неписаными правилами и договоренностями, которые позволяют им проводить выгодную им ценовую политику, вытеснять местных предпринимателей. Под вывеской «национально-культурная автономия» реально действуют политические организации, отстаивающие права своих диаспор. Многие из них не отличаются законопослушностью. При сокращении численности коренного населения России грозит в будущем миграционно-этнический передел её территории. Не надо быть «глубоким» аналитиком, достаточно посмотреть перечень самых богатых (в экономической сфере) и самых влиятельных ( в общественно-политической и информационной сфере) людей и мы увидим их транснациональные интересы, которые, мягко говоря не соответствуют интересам России, но их деятельность на территории России, практически не ограничена, более того в высших эшелонах государственной власти действуют (открыто) их ангажированные представители (Госдума, Совет Федерации и т.д.).

Эффективность государственной власти находится в прямо пропорциональной зависимости и от правовой культуры граждан, в первую очередь государственных служащих. Некультурное поведение с точки зрения права – это негативное нигилистическое отношение индивидов, их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства. Всякое противоправное поведение есть поведение некультурное.

 

Необходимо воспитывать население страны, и особенно молодёжь, в духе господствующих веками нравов, традиций, поднять уровень их общей культуры и правовой культуры в частности повысить уровень правосознания граждан. Необходимо активизировать воспитание среди молодёжи законопослушности, гуманности, уважения культуры и традиций, истории.

Но правовое воспитание должно начинаться с нравственного, которое закладывается в семье, детском саду, школе. В отличие от многих народов России, русские во многом не знают своей национальной этики. В силу этого отношение к старшим, между родителями и детьми во многом строятся стихийно. В семьях, где у детей не воспитали уважение к старшим, стремление помочь попавшим в беду, могут вырасти эгоисты и аморальные субъекты.

 

Главная цель цивилизованной государственной власти заключается в обеспечении прав и свобод человека, достижении всеобщего блага, в правовом и политическом воспитании граждан. Граждане должны требовать от государства обеспечения нормальных условий для своего экономического и духовного существования. И тогда возможен подлинный патриотизм всех граждан, особенно молодёжи, как ответное чувство за заботу о них со стороны государства. Социальная справедливость является основой, началом, точкой отсчета для построения демократического и гуманного государства.

Виктор Рядовой, студент, под общей редакцией Иванникова И.А.

Обновлено ( 26.03.2012 15:51 )