РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ (заметки к вопросу взаимоотношений шиитов и суннитов, кто прав, что является истиной, почему Ислам не может объединиться, где истоки разногласия)?

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

«Добросовестных и умных
Уважай и посещай –
И подальше без оглядки
От невежды убегай!
Если яд мудрец предложит,
Не смущайся, смело пей!
Даст глупец противоядье,
Вылей на землю скорей!»

Омар Хайям

Последние события в арабском мире свидетельствует об обострении противоречий в мусульманском обществе, главным образом это обусловлено глубинным противостоянием между суннитами и шиитами.
Почему сегодня этот вопрос стал так интересен? Потому, что «новостная лента ТВ» постоянно обращает внимание зрителей на разногласия между суннитами и шиитами в арабском мире. А в чем же они проявляются?

И, так. Ислам является одной из религий единобожия или еще как ее называют Третьей религией, проповедуемой приблизительно с 610 года нашей эры.Пока был жив Пророк Мухаммад, попыток у духовников внести какие-либо исправления и новшества в правоверие не делалось. При жизни Пророка разрозненные племена Аравийского полуострова жили объединено, под единой властью Пророка, которая потом перешла в руки его сподвижников, так называемых «халифов» (его наместников).

Но сразу, же после смерти Пророка Мухаммада появились первые признаки раскола, которые и привели к возникновению двух направлений: СУННИЗМА и ШИИЗМА.

Раскол среди мусульман произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

Основными причинами разногласий между суннитами и шиитами являются:
- склонность к пророчеству, свойственная семитам (древнееврейские пророки, халифы, предшественники Мухаммада, лжепророки, появившиеся после него);
- разногласия по поводу сущности верховной власти (кто будет преемником пророка) – это основная причина разногласия;
- разногласия, связанные с представлениями о Боге (рационалисты и мистики).

В наше время, в так называемый день Ашуры (по мусульманскому календарю - в 10-й день месяца Махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

После смерти Пророка, те, кто придерживался принципов выборности его наместников, стали суннитами - сторонниками традиций и обычаев. Сунниты - это те мусульмане, которые признают первых четырех халифов: Абу Бакра, Османа, Омара и Али, а также соблюдают предписания шариата (мусульманское право).

Сунниты разделились на четыре направления (школы):
Ханафитская школа (самое распространенное течение в Исламе). Она очень распространена в Пакистане, Турции, Средней и Центральной Азии, Китае, Египте и Индонезии. Ее основателем считается Абу Ханифа (умер в 767 г.).
Шафиитская школа. Она распространена в Индонезии, Нижнем Египте, Хиджазе, Южной Аравии, Восточной и Южной Африке, Палестине. Основателем школы считается Шифии (умер в 820 г.).
Малакитская школа (в свое время была господствующей в Испании). Распространена в Северной и Западной Африке, Верхнем Египте, Судане. Основателем ее является Малик ибн Анас (умер в 795 г.).
Ханбалитская школа. Это направление в Исламе в наши дни распространено в Саудовской Аравии. На почве ханбализма появился ВАХХАБИЗМ.
Суннизм - доминирующая ветвь ислама. Сунниты - в буквальном смысле этого слова - мусульмане, которые руководствуются "сунной" - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни Пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками.
"Сунна" объясняет священную книгу мусульман - Коран - и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование "сунне" главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями "сунны".

Шииты – это часть верующих, которые считают, что должность наместника пророка должна принадлежать человеку из семьи пророка, а таковым считался именно Али, то есть четвертый правоверный халиф (наместник), зять и двоюродный брат Пророка. Это направление в Исламе появилось после гибели Али и его сына Хусейна. Как утверждают шииты, в то время, пока Али и его окружение были заняты похоронами Пророка, их противники избрали наместником Абу Бакра.

Шииты действительно являются сторонниками семьи Пророка и не признают других авторитетов. Шиитов называют еще  «двенадцатью-имамниками», то есть признающих 12 имамов, следующих за Пророком. Первым из таких имамов является Али, а последним считается исчезнувший имам Махди, появление которого шииты ожидают уже несколько столетий.
Учение шиизма состоит в следующем: все 12 имамов – непогрешимы. Каждый из них творил чудеса, и каждый, умирая, назначил после себя преемника-имама. Так дошло до одиннадцатого имама Хасан ибн Али ал-Аскари. Последний передал имамат своему сыну Махди, который родился в 869 году и в 5-летнем возрасте исчез. Но, как трактуют шииты, он не погиб, а скрылся в потаенном месте на неопределенное время, откуда скоро должен вернуться.

Шииты признают институт временного брака, что по сей день имеет место в таких мусульманских странах, как Иран. Это брак по договоренности между мужчиной и женщиной на определенный срок (от нескольких недель до года). Ребенок, родившийся в таком браке, не имеет прав на наследство. По истечении сроков брачного договора происходит автоматический развод.

Шиитским религиозным процессиям присущ драматизм. В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания Пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает "приверженцы" или "партия Али". Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти Пророка Мухаммеда одному из его родственников - Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Что касается остальных принципов ислама, то они одинаковы как для суннитов, так и для шиитов. Каких-либо коренных разногласий не имеется.

Со временем ШИИЗМ претерпел ряд изменений, на его основе возникли различные направления.

Одним из наиболее распространенных и более устойчивых сект шиизма является ИСМАИЛИЗМ. Он возник в результате разногласий среди шиитов в период правления имама Джафара Садыка (6-й имам), который назначил своим преемником своего старшего сына Исмаила. Но Исмаил умер раньше отца, и вместо него был назначен второй сын Джафара Садыка – Мусса Казим. Однако сторонники Исмаила были не согласны с таким решением, и предложили назначить имамом сына Исмаила – Мухаммада.
С тех пор сторонники Исмаила и его сына стали называться исмаилитами. В настоящее время исмаилизм распространен в 25 странах мира. Духовным лидером (живым пророком) исмаилитов в настоящее время является ныне здравствующий имам Ага Хан IV.

Религиозные отправления исмаилиты совершают два раза в сутки (в отличие от суннитов, совершающих религиозные отправления 5 раз в сутки)  и не на арабском языке, а на фарси.

С приверженцами ортодоксального ислама у исмаилитов традиционно натянутые отношения. Достаточно вспомнить, что в 20-е годы они помогли разгромить отряды басмачей, а в 80-е годы воевали в Афганистане с моджахедами на стороне кабульского правительства.

После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али - имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, - это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и "сунны", в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого Пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам "недозволенные" новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

И так, кого в мире больше - суннитов или шиитов?

Доминирующей силой в 1,2-миллиардной "умме" - мусульманском населении мира - являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира - несмотря на призывы к мусульманскому братству - существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

А, кто такие ваххабиты?

Ваххабизм - учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

Основа ваххабизма - идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам - например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты - и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем - официальной
идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов. Многие радикальные ваххабиты участвовали в войне в Чечне.

И так, в плане «популярного» объяснения, думаю, что этого достаточно.
Что касается, более глубокого понимания этого вопроса, то это больше теологический аспект проблемы, который требует специальных знаний.

Маруф Чубаров, политолог

 

Обновлено ( 21.03.2011 19:31 )