Итак, что больше соответствует человеческому «Я». Экстремальность, экстремизм или все-таки - терроризм

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Какую же связь имеет «экстремальность» с «экстремизмом» и «терроризмом»? Для этого стоит провести анализ между этими понятиями.

На самом деле, стоит осознать тот факт, что в самом человеке, в его природе заложено стремление к экстремальности. Это своего рода побудительный мотив, который принуждает его к постоянному развитию, совершенствованию личности, ее становлению и рангу в общественной иерархии.

Оба эти понятия произошли от единого корня – латинского «extremum», то есть «крайний». Они имеют в себе значение напряженности, остроты и интенсивности. Но разница в том, что экстремальность имеет естественный, природно-побудительный характер, если хотите, то – эволюционный элемент, побуждающий личность к совершенству, а экстремизм и экстремистское поведение всегда содержат личностное начало, своеволие и эгоцентризм, ведущие, если хотите, к духовной деградации личности.

Экстремальность не всегда можно считать конфликтом или кризисом. Зачастую, это всего лишь заострение проблемы и делание акцента на новом, более высоком и значимым. Например, многие творческие и поведенческие виды деятельности просто невозможно представить без экстремальности процесса развития. Экстремальность – это всегда риск. Риск, сопряженный с созидательной деятельностью, с совершенствованием духовной составляющей личности, утверждения своего «Я» в собственном сознании.
А экстремизм – это совсем другое дело. Экстремизм обостряет ситуацию, доводит её до крайности противоречий, из-за чего конструктивное разрешение конфликта становится невозможным. Следственно, можно сделать вывод, что экстремистскими стоит называть только те действия, которые превышают необходимую степень воздействия на отдельный социальный объект или личность. При таком воздействии совершенно невозможно не быть злоумышленником, то есть не осознавать отрицательные последствия тех или иных деяний против общества и общественного сознания.

Каждое развитие изначально содержит два способа реализации: экстремально-творческий и экстремистский.

Экстремально-творческий – ведет человеческую мысль вперед. Архимед, Галилей, Коперник, Циолковский, Кюри, Нобель, Курчатов, Тамм, Сухой, Королев, Бериев, Янгель, Чкалов и многие другие ученые и испытатели-исследователи изначально выбрали этот способ рационаьным «для обоснования» своих, по тем временам «безумных» замыслов.

Экстремистский же способ нацелен на обострение крайностей. Он как бы абсолютизирует внешнюю сторону явлений и игнорирует всякие (абсолютно любые) издержки, осуществляясь без контроля нравственной регламентации, изначально противоречит прогрессу.

Понимая различие понятий экстремизма и экстремальности, можно следующим образом трактовать соотношение концепций экстремизма и терроризма: если считать экстремизм крайностью, то терроризм – это крайность крайности, которая выступает как «развитие» экстремизма, крайнюю форму его проявления. Иными словами, терроризм в качестве стратегии конфликтного взаимодействия является крайней степенью проявления экстремизма, фанатизма, радикализма, шовинизма и, если, хотите – (а это, действительно так и подтверждено исторически) ведет человечество к самоуничтожению.

Точно так же как из крайности экстремального начинается экстремизм, из крайности экстремизма вырастает терроризм, который принимает все более разнообразные формы –, начиная от отдельных террористических актов фанатиков – одиночек, заканчивая образованием транснациональных мафиозно-террористических групп и структур.

От сюда вывод: человеческому «Я» соответствует экстремальность, экстремизм и его худшее проявление - терроризм ведут человечество в пропасть и не надо ждать «второго пришествия» или падения очередного мегаастероида на Землю, чтобы человечеству «уйти в не бытие».

Екатерина Ковалева, МГТУ им. Н.Э. Баумана

Обновлено ( 27.09.2010 19:01 )