ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Современный мир плотно насыщен разного рода технологиями, а так же новыми открытиями в различных сферах жизнедеятельности. Мы являемся непосредственными участниками всего, что нас окружает, и соответственно каким либо образом взаимодействуем, как между собой, так и между предметами и процессами происходящими вокруг нас. Немалый вес имеет и информация, которая все больше и больше заполняет современный мир, а вместе с ним и общество. Мы ее получаем, накапливаем, обмениваемся ей, именно она источник наших знаний, на ее фоне формируются наше мнения на какие либо процессы или события, именно она является одним из важнейших компонентов формирующих современное общество.

 

Но не вся информация «циркулирующая»  вокруг нас является положительной, важной и полезной. Тут уже стоит вспомнить о таких вещах как ложь, клевета, дезинформация, заговор и т.д., а эти процессы в свою очередь несут явную угрозу безопасности как отдельной личности, так обществу и государству в целом. В связи с этим встает вопрос об обеспечении информационной безопасности личности, общества, государства. Безусловно, немалый поток информации мы получаем из всемирной паутины, и если у взрослого человека, каким-то образом уже выработаны механизмы защитных реакций, то у ребенка они еще только на стадии формирования, а соответственно он наиболее подвержен информационным угрозам. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Информационная безопасность. Основные понятия.

Современный мир полон разного рода опасностей, тут стоит отметить природные катастрофы (наводнения, пожары, ураганы и т.д.), опасности связанные с производственной деятельностью человека (аварии с выбросом различных АХОВ, гидродинамические аварии и т.д.), но большую угрозу несут в себе опасности социального характера (национализм, терроризм, массовые беспорядки и т.д.), а именно здесь вопрос обеспечения информационной безопасности стоит наиболее остро.

Но прежде чем переходить к более подробному рассмотрению данного вопроса, мы бы хотели разобрать ряд терминов, которые на наш взгляд являются «фундаментом» данной работы. Во-первых, следует определиться с понятием информационной безопасности.

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В специальной литературе используется более широкое определение: информационная безопасность – это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания.

Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи), а также организация защиты от применения противником информационного оружия в ходе боевых действий [3].

В нашем же случае, мы больше будем ориентированы на рассмотрение вопросов связанных с обеспечением информационной безопасности личности, и в связи с этим стоит дать определение понятию «личность».

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении [1]. Личность, как ключевой элемент социума наиболее подвержена различным социальным опасностям, поэтому понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как аспекта общей проблемы.

Информационно-психологическую безопасность в общем виде можно определить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии социальных субъектов различных уровней общности от разрушительного воздействия на сознание негативных информационных факторов.

Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая безопасность – это состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий [3]. Далее хотелось бы отметить, что любые неблагоприятные информационные воздействия несут в себе угрозу, а, следовательно, именно под воздействием какой либо неблагоприятной информации «назревает» опасность.

Информационная угроза – опасность, содержание которой составляют различная информация или ее комбинации, которые могут быть использованы против социального или социально-технического объекта (системы) с целью изменения его интересов, потребностей, ориентаций в соответствии с целями субъекта информации.

Информационный риск – вероятность информационной угрозы и реальных действий противника, мера измерения успешности или опасности возможных воздействий. Риск зависит от характера воздействий и объекта воздействий, от условий их осуществления, а также от возможностей защиты [3].

Из вышесказанного следует, что для сведения информационных угроз к минимуму – нужно снизить уровень риска, но для начала необходимо выделить: характер воздействия; объект воздействия, а так же условия осуществления данных воздействия, и в связи с этим выработать возможные меры защиты.

В нашем случае объектом воздействия будет молодежь в возрасте от 12 до 18 лет. На наш взгляд, данная группа лиц наиболее подвержена воздействию той или иной информационной опасности ввиду того что личность еще не совсем сформировалась, а процесс социализации еще только происходит. И, несмотря на то, что в большинстве случаев ребенок находится под постоянным контролем (родители, учителя и т.д.), все же он наиболее подвержен риску связанному с информационным взаимодействием.

Далее нужно отметить условия осуществления неблагоприятных информационных воздействий, т.е. то откуда ребенок может получить «дозу» вредной информации. Тут помимо фильмов, журналов,  видеоигр (которые насыщены сценами жестокости и насилия) особенно хочется отметить сеть интернет, и если первые хоть как то регулируются и проходят хоть какой то контроль (Пр. Pegi info), то в сети можно найти массы «неотфильтрованной» информации, которая может нанести значительный вред ребенку. К такой информации можно отнести информацию, о наркотических средствах, способах суицида, порнографическую информацию, националистические и экстремистские материалы, призывы к массовым беспорядкам и т.д., не говоря уж о различных террористических «постулатах».

Так же необходимо выяснить почему современный школьник предпочитает проводить свое свободное время именно так и исходя из этого выделить ряд проблем связанных с воспитанием нового поколения.

Во-первых, хочется отметить наличие массы свободного времени, и отсутствие его занятости, а скорее отсутствие мотивации его занять. Ни для кого не секрет, сто количество кружков и секций значительно сократилось, да и пропаганда заняться спортивной, творческой или прикладной деятельностью практически свелась к «нулю». А дополнительной проблемой служит либо материальный фактор (все таки большинство подобных организаций платное, к тому же предполагает покупку какой либо формы или инвентаря), либо отсутствие времени у родителей, «водить» ребенка в ту или иную секцию, намного проще «посадить» ребенка перед телевизором или за компьютером. Так же хочется отметить то, что большинство современных семей ориентировано на материальное благосостояния, а воспитание детей отходит на второй план.

Во-вторых, современная школа теряет свой былой авторитет, а соответственно и статус учитель в глазах ученика и родителя уже не тот. Все меньше и меньше учителя и родители взаимодействуют между собой с целью ликвидации затруднений в воспитании, из этого можно сделать вывод, что воспитание как целостный, системный процесс реализуется не на том уровне, который хотелось бы видеть.

В-третьих, параллельно новым технологиям количество угроз и опасностей неумолимо растет, а механизмы противодействия им зачастую не успевает за их ростом. И если привычные меры по защите от природных и техногенных катастроф давно выработаны и обучение действия им осуществляется на более менее приемлемом уровне, то характер социальных опасностей постоянно меняется, особенно если речь об опасностях в информационной сфере, где процесс обучения и выработке защитных механизмов либо осуществляется не на должном уровне, либо  вообще стоит на месте.

Опять же хочется вернуться к проблеме негативного влияния интернет среды на личность подростка, так как именно такой способ передачи информации несет в себе серьезную угрозу. Но для начала мы хотели бы дать определение понятия интернет.

Интернет – это распределенная всемирная база знаний, включающая в себя множество различных информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных или знаний), состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной информационной паутиной или сетью. Но не вся информация может положительно повлиять на подростка. В виду своего возраста и низкому уровню развития защитных реакций от нежелательной информации ребенку, можно без труда навязать практически любую точку зрения и идеологию, что впоследствии негативно скажется как на личности школьника, так и на отношениях с родителями, сверстниками и учителями, а это так же негативно влияет на развитие личности. Особую угрозу таит в себе чрезмерная демонстрация насилия, цинизма, жестокости, что коренным образом противоречит любым нравственным барьерам. И не смотря на то, что сеть интернет – кладезь полезной и интересной информации, выбирать нужное и полезное умеет не каждый.

Информационные угрозы терроризма и экстремизма

Сегодня основными формами продвижения террористической и экстремистской идеологии избраны такие, как культивирование экстремизма, насилия (террора), религиозного фундаментализма, сепара­тизма, национализма, шовинизма и др. в информационной среде.

Анализ информационной обстановки в сети Интернет показывает, что контент основных Интернет-ресурсов по продвижению идеологии насилия (террористической, экстремистской, националистической и другой направленности) носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологическо­го воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов. Подавляющее большинство сайтов, блогов и форумов указанной направленности поддерживается (политически и финансово) из-за рубежа и направлено на дестабилизацию обстановки не толь­ко на Северном Кавказе, но и в других регионах России, внесение разногласий в деятельность межгосударственных структур с участием России (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШOC, союзы Россия - Белоруссия и Россия - Белоруссия - Казахстан) [2].

Экстремистской информацией переполнены социальные сети. На страницах экстремистов содержаться призывы к разжиганию национальной ненависти. Достаточно вспомнить страницу норвежского экстремиста Андерас Брейвика – организатора и исполнителя взрыва в центре Осло и нападения на молодёжный лагерь правящей Норвежской рабочей партии 22 июля 2011 года. Именно через социальные сети распространялись призывы к организации массовых беспорядков в Великобритании в августе 2011 года и в Москве в декабре 2010 года.

Одну из важнейших ролей в революции в Египте, где была свергнута многолетняя власть Хосни Мубарака, сыграло оппозиционное «Дижение 6 апреля». Это движение на странице в социальной сети Facebook призвало своих сторонников собраться в январе 2011 года на центральной площади Каира.

В этом отношении осенью 2011 года принц одной из арабских стран потратил 300 млн. долларов за приобретение модуля в социальной сети Twitter для предупреждения распространения в ней информации экстремистского характера в отношении власти свой страны.

В Минске действует группа «Революция через социальные сети» (РЧСС), целью которой является избавление от страха и информирование населения о том, что «перемены будут и они необратимы». В июле 2011 года группы РЧСС «В Контакте» были заблокированы, однако активисты движения тут же создали новые страницы на сайте, чтобы продолжать собираться на молчаливые акции протеста.

То же происходило и среди российских пользователей социальной сети. Так, накануне массовой драки на Манежной площади на форумах и страницах «В Контакте» неизвестные призывали собраться и отомстить за убийство болельщика московского «Спартака» Егора Свиридова. Впоследствии неизвестные, причисляющие себя к радикальному движению «11 декабря», обращались с открытым призывом прийти на Манежную площадь вновь. Еще раньше в Интернете появилась информация о том, что якобы 15 декабря готовится некая акция представителей кавказских диаспор в ответ на беспорядки, устроенные болельщиками в центре Москвы. Данное обращение сопровождалось ссылкой на координационную группу социальной сети «В контакте».

Блогер Олег Шинкаренко оставил пост «Убить гада» под видеороликом, в котором  президент Украины Виктор Янукович репетирует свою беседу с премьер-министром Украины Николаем Азаровым, а под видео с падающим на президента венком написал: «Интересно, есть ли где такие силы, типа украинские националисты, которые могли бы убить Януковича, Анну Герман и всю компанию».

«Я считаю, что мой блог – это мое личное пространство. И это все равно, что говорить такое на кухне», – сказал Шинкаренко в интервью Би-би-си.

Впрочем, юристы уверяют, что блог – не кухня. В блоге надо вести себя, как на улице, то есть, вас могут привлечь к суду за размещение продукции порнографического характера, призыв к убийству, свержению государственного строя, разжигание межнациональной ненависти. Так согласно законодательству Украины за призыв убить президента (подстрекательство) можно получить до 10 лет, а за оскорбление чернокожих или евреев (разжигание национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национальной чести) – 850 грн. штрафа или ограничение свободы на срок до пяти лет. Наконец, за публикацию порно в блоге –- 850-1700 грн. штрафа, арест на срок до 6 месяцев или ограничение свободы на срок до трех лет (Интернет издание «Украина Криминальная»).

Традиционный терроризм не угрожал обществу как таковому, не затрагивал основ его жизнедеятельности. Современный же высокотехнологичный терроризм способен продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой.

Поэтому компетентный и научный подход, профессиональная организация прогнозирования, ранняя и своевременная диагно­стика, научно-технологическая экспертиза, выявление новейших факторов риска, нейтрализация сфер и зон террористической деятельности могут существенно снизить вероятность развертывания информационно ориентированного терроризма и уменьшить угрозу человеческой жизни.

Информационная безопасность личности школьника в интернет пространстве

Нами был проведен опрос для выяснения сколько в среднем времени в сутки  подросток тратит в сети интернет. В качестве испытуемых была опрошена  группа подростков в возрасте от 12 до 18 лет, исследование проходило по средствам одной из социальных сетей. Испытуемым было предложено ответить на вопрос «Сколько времени в сутки вы проводите в сети интернет», в качестве вариантов ответов было предложено:

1)                 1-2 часа;

2)                 Более 3х часов

3)                 Более 5ти часов

4)                 7-8 часов

В испытании приняло участие около 100 человек, результаты опроса представлены на диаграмме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безусловно, результаты данного опроса несут в себе некую погрешность, но все же нельзя не заметить что более 75% испытуемых проводят в сети более 3х часов ежедневно, а тут уже имеет место сказать зависимости современного подростка от всемирной сети.

В связи с этим мы решили выработать ряд рекомендаций по обеспечению информационной безопасности, как условия формирования личности безопасного типа.

Во-первых, хотелось бы уделить большее внимание вопросам воспитания, как в школе, так и дома. В образовательных учреждениях необходимо проводить классные часы и беседы на темы связанные с информационной безопасностью (предположим «Информация в современном мире», «Интернет и подросток»), на которых нужно дать четкое представление о значимости и важности информации, о том как защитить себя от неблагоприятных информационных вмешательств. Вместе с тем можно даже разработать факультативный или элективный курс по информационной безопасности и защите личности в интернет пространстве. Так же нельзя не отметить то, что современной школе просто необходима должность школьного психолога, который в свою очередь должен вести грамотную работу в сфере обеспечения психологической безопасности образовательного учреждения. Нельзя не отметить и то, что школа должна тесно взаимодействовать и с родителями школьников, а так же давать рекомендации по воспитанию ребенка. Родителям же в свою очередь необходимо уделять большее внимание детям, больше общаться с ними, быть в курсе их проблем, интересов и увлечений, ведь предотвратить изъяны в воспитании намного проще, чем в последствии перевоспитывать ребенка. Школьник не должен искать себя «на просторах всемирной паутины», он должен воспитываться в первую очередь в семье.

Во-вторых, со стороны государства хотелось бы более четкой работы, и хотя в законодательстве (ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; «Доктрина информационной безопасности») освещены многие вопросы, хотелось бы более радикальных мер по проблемам информационной безопасности, а в частности открытого доступа к нежелательной информации. В качестве примера целесообразно будет проведение различных акций связанных с пропагандой культуры информационной безопасности. Так же, на наш взгляд, необходимо ужесточить ответственность за нарушение законодательства в данной сфере. Необходимо более четко вести работу по отслеживанию и блокировке сайтов содержащих открытую пропаганду идеологии терроризма, экстремизма и национализма, сайтов содержащих материалы насилия, жестокости, порнографии и т.д.

Наш взгляд выше приведенные меры значительно повысят общий уровень информационной безопасности личности, как подростка, так и взрослого человека.

Так же нами был разработан элективный курс лекций для школьников в плане обеспечения информационной безопасности, в процессе которого дети должны узнать больше как о методах воздействия нежелательной информации, так и о способов защиты от нее, научиться выбирать для себя только нужную информацию. На наш взгляд данный курс углубит знания школьников в плане обеспечения общей безопасности личности, что ускорит процесс формирования культуры безопасности.

Разработанный нами курс предполагает проведение классных лекционных занятий, включающих в себя вопросы связанные проявлениями терроризма, экстремизма в современном обществе, методы защиты от нежелательной информации, основы обеспечения безопасности личности в интернет среде и т.д.

Далее хотелось бы более подробно описать данный элективный курс. Всего курс состоит из 6 занятий, объединенных в единый комплекс «Обеспечение информационной безопасности в условиях современности» (таблица).

План элективного курса «Обеспечение информационной безопасности личности школьника в условиях современности»

Название темы

Содержание

Человек и информация

Данная лекция носит вводный, и предполагает ознакомление школьников с проблемой обеспечения информационной безопасности. Важно указать что информация, занимает особое место в современном мире. Так же необходимо рассмотреть вопросы  о распространении слухов, сплетней и дезинформации.

СМИ в современном мире

Здесь стоит отметить такие вопросы как, история возникновения СМИ, способы передачи информации, вопросы пропаганды и рекламы. Отдельно подчеркнуть проблему демонстрации насилия в СМИ.

Экстремизм в современном обществе

На данном этапе элективного курса необходимо рассказать школьникам о проявлениях экстремизма в условиях современного общества, способах защиты. Важно выработать негативное отношение к данному социальному явлению.

Терроризм, как всемирная проблема

В содержание данного занятия должны входить вопросы антитеррористической защищенности школьников. Нужно рассказать о современных проявлениях информационного терроризма, о способах защиты от него.

Вопросы нравственности в интернет среде

Данная лекция предполагает рассмотрение основ нравственности в интернет пространстве. Необходимо рассмотреть такие понятия как кибербуллинг, а так же способы защиты от данных информационных воздействий. Отдельно нужно выделить вопрос распространения порнографических материалов.

Практическая работа

Анализ информационных Интернет-ресурсов

В качестве практической работы школьников необходимо привлекать к работе по анализу информационных ресурсов, в том числе, размещенных в сети Интернет, на предмет их деструктивности и манипулятивности.

При выполнении анализа школьники должны ответить на следующие вопросы:

Что представлено на сайте (товар, услуга, личность, организация, образ мыслей и т.п.)?

Кто создал этот сайт? Чья точка зрения в нем выражена?

Каким образом привлекается наше внимание?

Какие знаковые системы используются (слова, рисунки, фотографии, символы, цвет, схемы и графики, знакомые образы, шумы, музыка и др.)?

Какие рациональные и эмоциональные аргументы заключаются в сообщении?

Отличается ли то, что отражено в сообщении, от реальной действительности?

Какой образ жизни, ценности и точки зрения представлены явно и скрыто?

С какой целью создан сайт и кому это выгодно?

В качестве предмета анализа можно предложить ресурсы, размещенные в популярных сегодня социальных сетях. Подросткам необходимо вновь и вновь показывать, что манипуляция их сознанием осуществляется не только и не столько через реализацию глобальных проектов, применение научных методов и современнейших технических средств, перед которыми человек может быть беззащитен. В значительно большей степени она оказывается результатом того, что происходит с ними ежедневно, и что мы не оцениваем как манипуляцию.

Заключение

Итак, на сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что информация, сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена, и от того какую информацию мы выбираем для себя истинной напрямую зависит  уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки менее защищены в данном плане, именно поэтому тема обеспечения информационной личности подростка востребована реальностью. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа. При этом педагог играет большую роль в воспитании ребенка.

Козлов О.С., студент,  Шуйский государственный педагогический университет

Список используемой литературы:

1.      Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.

2.      Петров В.П., Петров С.В. Информационная безопасность человека и общества Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2007.

Обновлено ( 19.12.2012 10:56 )