ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ ПОПЫТКА УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО–ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА

Печать

Преступления экстремистской направленности являются одним из направлений развития современного общества. Данная тема является актуальной в настоящее время, так как экстремизм направлен на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации и может дестабилизировать внутриполитическую и социально–экономическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом. Большое место для выработки эффективных мер по противодействию преступлений экстремистской направленности занимает их изучение, в том числе с исторической точки зрения.

 

Понятия «экстремизм» и «национальная безопасность», и их взаимосвязь в исторической ретроспективе.

В настоящее время экстремизм представляет собой одну из основных угроз как для конституционного строя, так и для территориальной целостности Российской Федерации. Экстремизм является негативным социальным явлением, которое направленно на обострение отношений между властью и обществом, разрушение государства и общества через формирование в них насильственных взглядов и принципов.

Термин «экстремизм» означает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремизмом понимается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, а также возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Он выступает против сложившихся социальных структур и политических институтов, пытаясь подорвать их стабильность и ликвидировать силовыми методами, включающими в себя деятельность структурно и иерархически упорядоченных политически активных групп. Действия данных групп направлены на пропаганду идеи отстранения от власти политической элиты с последующим изменением утвердившихся социально–правовых и экономических отношений и замену их на иную систему.

Экстремизм ориентирован на насильственный способ изменения политической реальности и является тем фактором, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства, то есть является одной из самых серьезных угроз для национальной безопасности. Причины роста деятельности экстремистской направленности заключаются в нестабильности социально–экономических условий, в национальных, политических, религиозных обострениях. Экстремизм отрицает всякое инакомыслие, пытаясь утвердить свою систему политических и идеологических взглядов.

Термин «национальная безопасность» обозначает состояние защищенности суверенитета народа от внутренних и внешних угроз, достигаемое посредством принятия государством экономических, идеологических, правотворческих и правоприменительных мер на международном, общегосударственном и региональном уровнях, осуществляемых во взаимодействии государства в лице компетентных органов с обществом в целом и его отдельными институтами, а также с индивидами и иными государствами.

Связь понятий «экстремизм» и «национальная безопасность» очевидна. Национальная безопасность характеризует защищенность жизненно важных интересов общества и государства. Экстремизм является одним из источников угроз для национальной безопасности страны. Опасность экстремизма заключается в том, что он угрожает нравственным и духовным устоям общества, жизни населения страны, государственности, следовательно, и целостности многонациональной страны.

Таким образом, используя национальные, религиозные вопросы в политической сфере для разжигания конфликтов, экстремизм создает реальную угрозу национальной безопасности российского государства и общества. Но многие исторические личности и их преобразования, были прогрессивными для своего времени, а порой даже радикальными и революционными, поэтому считались экстремистскими. Среди них были декабристы, которых при царской власти назвали «безумными либералистами», а в годы советской власти их назвали первыми русскими революционерами.

Проекты и действия декабристов – угроза национальной безопасности страны или попытка улучшения общественно–политического устройства.

Экстремизм является сложным явлением, которое имеет множество политических, социальных и экономических особенностей. Действуя в комплексе, данные особенности обусловливают его масштабы и перспективы развития. Основу для распространения политического экстремизма составляют кризисные явления и глубокие противоречия в социально–экономической и политической сферах, ослабление государственной власти – все эти явления характерны и для российского общества на разных этапах его развития.

В России начала XIX века рост освободительного движения, в понятие которого входят не только революционная борьба, но и либерально–оппозиционные выступления, был связан с отсутствием социально–экономических и политических реформ. К причинам Восстания декабристов можно отнести отказ Александра I от проведения реформ и протест части общества против нарастания консервативной тенденцииво внутренней политике, сохранение в России крепостного права и самодержавия на фоне нарастающего отставания от европейских стран. Династический кризис, возникший после смерти императора Александра I, стал катализатором к активизации деятельности декабристов.

Деятельность субъектов экстремистской деятельности осуществляется в политической сфере и связана с достижением конкретных политических целей. О политическом характере экстремизма свидетельствует не только использование насильственных методов борьбы, призывы к осуществлению противоправных действий, но и экстремистская идеология, которая предполагает достижение определенных политических целей. Восстание декабристов было подготовлено представителями тайных обществ и имело четкие цели: свержение самодержавия и отмена крепостного права, ликвидация сословий и введение демократических свобод.

В программных документах декабристов предусматривалось государственное переустройство: «Конституция» Н. М. Муравьева предполагала установление конституционной монархии, а «Русская Правда» П. И. Пестеля – республики. Из протоколов допроса Никиты Муравьева известно, что главною целью общества было введение «представительного правления монархического», а средство достижения данной цели было «склонение вооруженных сил для содействия сему». В противоположность Н. М. Муравьеву П. И. Пестель был противником монархии и федеративного устройства и сторонником единой и неразделимой республики с сильной централизованной властью. «От монархического конституционного образа мыслей был я переведен в республиканской… Я воспоминал блаженные времена Греции, когда она состояла из республик и жалостное её положение потом. Я сравнивал величественную славу Рима во дни республики с плачевным её уделом под правлением императоров. История Великого Новгорода меня также утверждала в республиканском образе мыслей». В этом прослеживаются прежде всего ссылки на исторические примеры, на опыт других стран. На фоне нарастающего революционного движения в Европе П. И. Пестель выдвигает теоретические обоснования преимущества республики перед конституционной монархией. Он критикует конституционную монархию, говоря, что «в конституционных монархических [правительствах] тоже существует неограниченность хотя и медлительнее действует».

При установлении республики возник вопрос о судьбе царской фамилии, роль которой как «тормоза при введении наиболее совершенной формы правления считалась бесспорна». Было принято решение истребить государя и всю императорскую фамилию «с пути благоденствия России».

В планах социального и политического переустройства общества, разработанных в «Русской Правде», важным является отрицание сословного строя. П. И. Пестель считает нужным «всякую даже тень аристократического порядка, хоть феодального, хоть на богатстве основанного, совершенно устранить и навсегда удавить». Из этого следует, обличение крепостного права, заканчивающееся призывом к дворянству, которое «должно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». П. И. Пестель в своей программе выдвигал тезис, согласно которому дворян, которые не содействовали в отмене крепостного права, необходимо было подвергнуть наказанию как врагов и изменников Отечества. В этом прослеживается положение о том, что большинству экстремистов присуща предельная нетерпимость к инакомыслящим.

Обратимся к мнениям современников. Н. М. Карамзин определял восстание как «нелепое событие» и утверждал, что «Бог спас нас 14 декабря от великой беды». Декабристов он называл «безумными либералистами», а солдат «жертвами обмана». Вдовствующая императрица Мария Федоровна писала, что «участники в бунте… люди молодые… были увлечены гордостью и самолюбием» и «своим преступлением запятнали честь и звание офицера». Позиция М. А. Корфа заключалась в том, что восстание было досадной случайностью, он осуждал ту «враждебную силу», которая покушалась на священные устои самодержавия. Великий князь Михаил Павлович «относил все случившееся единственно к недоразумениям по случаю новой присяги». Но среди современников были и те, кто поддерживал некоторые идеи декабристов. Из протоколов допроса Н. М. Муравьева известно, что «некоторые члены Государственного совета желают представительного правления, а именно Мордвинов и Сперанский».

Однако более сложной проблемой для России того времени было сохранение крепостного права, которое препятствовало на пути капиталистического развития сельского хозяйства страны. Развитие сельского хозяйства шло медленно, крепостной труд стал малоэффективным. Кризис крепостничества показал необходимость проведения крестьянской реформы. Декабристы выступают противниками крепостной зависимости крестьянина от помещика и в своих программных документах среди основных положений предлагали отмену крепостного права. В «Конституции» Н. М. Муравьева говорилось, что «русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства… Крепостное состояние и рабство отменяются. В «Русской Правде» П. И. Пестель пишет, что «…право обладать другими людьми, как собственностью своей, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей на подобие вещей, использовать их по своему произволу… и единственно для своей прибыли, выгоды и прихоти есть дело постыдное, противное человечеству, законам естественным, святой вере христианской…».

В планах социального переустройства общества важным является отрицание сословного строя. Программные документы декабристов разрушали всю старую сословную систему и соединяли всех представителей прежних сословий в общее – граждан с равными политическими правами.

П. И. Пестель предложил весьма радикальный аграрный проект, который предполагал разделения земли на две части: первая часть является общественной собственностью, а другая – частная собственность. «Земля общественная» принадлежит всему волостному обществу, а «земля частная» составляет отдельную собственность частных лиц. Каждый гражданин должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время получить причитающийся ему земельный надел. Это положение, по мнению Пестеля, должно было гарантировать граждан будущей республики от нищенства и голода. П. И. Пестель предлагает передать половину всей площади помещичьей земли в фактическое и безраздельное пользование крестьянства, следовательно, согласно этому положению, крестьянство наделялось землей.

Аграрный проект «Русской Правды» П. И. Пестеля шире, чем крестьянская реформа 1861 г.. Он был чрезвычайно радикальным для своего времени, так как крестьянам отводилась половина всей обрабатываемой земли в государстве, следовательно, значительно увеличивалось крестьянское землевладение. Данный проект предполагал развитие капиталистических отношений в деревне. Аграрный проект Пестеля в той исторической реалии шел против накопления земель помещиками, общественная земля становилась собственностью народа. Говоря о земельных наделах, закреплённых за крестьянами  в результате отмены крепостного права в 1861 г., В. И. Ленин писал: «чем больше земли получили бы крестьяне при освобождении и чем дешевле бы они ее получили, тем быстрее, шире и свободнее шло бы развитие капитализма в России, тем выше был бы жизненный уровень населения, тем шире был бы внутренний рынок, тем быстрее шло бы применение машин к производству...».

Сами декабристы давали другую оценку собственным действиям. Декабрист Г. С. Батеньков утверждал, что «тайное общество наше… состояло из людей, коими Россия всегда будет гордиться», а «покушение 14 декабря не мятеж… но первый в России опыт революции политической». Позднее, В. И. Ленин разработал периодизацию русского революционного движения, которую начинает с движения декабристов – первых русских революционных борцов, открыто выступивших против крепостного права и самодержавия. «В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма…» – говорил Ленин в своем докладе о революции 1905 г..

Многие программные положения декабристов были утопичными. Отсутствия общепринятой программы стало следствием разногласий по социально–политическим и тактическим вопросам. В программах участников тайных обществ сочетались революционные и либерально–реформистские идеи.  Однако Северное и Южное общества считали, что необходима военная революция – восстание армии под руководством офицеров, членов тайных обществ.

Деятельность экстремистской направленности способствует разрушению и разложению тех существующих общественных отношений, той устоявшейся системы социальных норм и институтов, которые объективно необходимы в данных конкретно–исторических условиях для обеспечения устойчивого и стабильного развития общества.

«Русская правда» П. И. Пестеля и «Конституция» Н. М. Муравьева предлагали коренные изменения в политическом и социальном устройстве государства, включая кардинальные перемены в форме правления, государственном устройстве, политическом режиме и социальной структуре общества, и в этом плане обе политические концепции были вполне радикальны и революционны.


Андрюшин Д. И., студент МГПУ им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Обновлено ( 09.12.2021 23:26 )