Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Опрос: Экстремизм

По Вашему мнению, основными причинами того, что отдельные люди становятся экстремистами, являются:
 

ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В ШКОЛАХ КАК ФАКТОР ПРОВОЦИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ведущие политики, ученые признают важность гармоничного развития детей как главного связующего звена между настоящим и будущим. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин подчеркнул необходимость раскрывать талант каждого ребенка, помогать ему реализовывать свои устремления. Глава государства призывает школы прививать детям готовность к творческому поиску, изменениям, навыки работы в команде. Образовательные организации – это главное место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает мир, социализируется, учится взаимодействовать с окружающими, раскрывается как личность.

Школы, колледжи, должны представлять собой комфортную среду для учащихся, строится на взаимопонимании и взаимоподдержке. Эти постулаты закрепляет и Закон «Об Образовании в Российской Федерации», называя среди принципов деятельности школ гуманистический характер образования, приоритет прав и свобод личности, воспитания взаимоуважения. Однако довольно распространены случаи унижения, целенаправленного, систематического психологического и даже физического насилия учащихся в стенах образовательных учреждений, частота распространения которых сделало необходимым введение исследователями специального термина «буллинг» – травля.

Анализ показывает, что каждый второй подросток в России является участником или свидетелем буллинга. Большинство опрошенных (32 %) стали жертвами психологической травли, 26,6 % заявили о физической агрессии. Большой резонанс вызвал акт массовой бойни в колледже Благовещенска (2019 г.), в результате которого был убит один подросток, несколько раненых. Главной причиной трагедии знакомые стрелка называют травлю подростка.

Согласно Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних особое внимание необходимо уделить такому антиобщественному поведению несовершеннолетних, как запугивание, травля подростков со стороны одноклассников, распространение в социальных сетях ложной информации, порочащей честь и достоинство ребенка, а также контроль за распространение в сети Интернет видеороликов побоев, насильственных действий в отношении несовершеннолетних. Подобные примеры травли, ее жестоких последствий не единичны, что подчеркивает необходимость изучения мотивов буллеров, последствий, отношения современной молодежи к вопросу о «буллинге».

ПОНЯТИЕ «БУЛЛИНГ» И ПРИЧИНЫ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ.

Явление травли известно людям много сотен лет, однако исследования этого процесса, его причин и последствий началось лишь во второй половине XX века в Европе. В наиболее полном виде понятие «буллинг» было описано в 1993 г. Д. Олвеусом, который охарактеризовал типичные черты буллеров, жертв буллинга. С целью выявления частоты распространения и специфики буллинга в образовательных организациях норвежский психолог разработал известный опросник «Буллинг», по сей день не утративший актуальности для современных психологов.

Существует большое количество определений понятия буллинга: соотносят буллинг с травлей в школах, определяя его как длительное или психическое насилие со стороны одного ученика или группы учащихся в отношении того, кто не способен защитить себя в данной ситуации, или осознанное, систематическое насилие, не имеющее отношение к самозащите и исходящее от одного или нескольких человек, как запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Исходя из вышеперечисленных определений можно выделить следующие характерные черты буллинга, отличающие его от одномоментных конфликтных ситуаций:

1. Частота проявления.

В отличие от единичных актов агрессии буллинг является систематическим унижением жертвы, что заставляет жертву травли постоянно чувствовать тревогу и бояться встречи с буллером, по возможности избегая ее, что также может увеличивать агрессию обидчика.

2. Вина в форме умысла.

Большая разница между случайным конфликтом и актом буллинга заключается в имеющихся у буллера цели оскорбить, унизить жертву и планируемом результате – ответная агрессия, обида, слезы. Обидчик осознает характер своих поступков, предвидит неблагоприятные для жертвы последствия и желает их наступления. Причем часто буллер замечает в своих поступках выгоду для себя. Так, унижая жертву, он намеренно повышает свой авторитет, самоутверждается за счет жертвы.

3. Цель действий – намеренное нанесение вреда.

Являясь формой насилия, буллинг непосредственно направлен на причинение физического или психологического вреда жертве, её эмоциональному состоянию, здоровью, благополучию.

4. Злоупотребление силой или влиянием.

Намереваясь причинить жертве вред, агрессор использует свое физическое, психологическое или только кажущееся таковое превосходство. Это превосходство может заключаться в физической силе, остроумии, связях, высокой самооценки, возрасте, поле, расе, национальности, экономическом положении или уровне образования. Важно понимать, что, как правило, буллинг происходит в классе – среди ровесников, сверстников. Исходя из этого, травля для буллера является средством утверждения своего авторитета и поддержания своего мнимого превосходства.

Существует несколько классификаций буллинга:

  • По полу – буллинг над женщинами или мужчинами.
  • По возрасту. Главным видом в этой группе является подростковый буллинг как один из наиболее жестоких.
  • По физическому состоянию – буллинг над слабыми ребятами в школьном коллективе, над ребятами с ограниченными возможностями здоровья.
  • По этнической принадлежности. Буллинг в этой категории имеет место в школьных коллективах, где помимо основной массы одной национальности, присутствует ребенок другой национальности.
  • По социальному статусу или финансовом положение семьи – могут подвергаться травле дети из бедных семей или наоборот из обеспеченных как «мажоры».

Исходя из социальной сферы. Где происходит буллинг, можно выделить:

  • В семье.
  • В школе.
  • В рабочем коллективе – моббинг.
  • Кибербуллинг – травля в социальных сетях, в сети Интернет.

На сегодняшний день с развитием сети Интернет и социальных сетей всё большее распространение получает именно кибербуллинг. Как и в реальности, в социальных сетях можно шантажировать, компрометировать и даже с большим успехом и меньшими физическими затратами распространять неправдивую информацию о жертве. Преимуществом кибербуллинга является возможность оставаться незамеченным, анонимным буллером, нанося такой же вред жертве и избегая наказания. Периодически кибербуллинг имеет место не только в отношениях школьников, но и в отношениях их родителей. Так, в ноябре 2020 года в школьном чате сочинской школы родители начали травлю против мамы одного ребенка, отказавшейся участвовать в денежных сборах на канцелярию. Родительницы пригрозили, что ее ребенок столкнется с трудностями, если из-за этой ситуации пострадает классный руководитель детей.

Самой распространенной классификацией является классификация травли по характеру насильственных действий:

I.Физический буллинг предполагает, что жертва подвергается физическим нападениям со стороны обидчика. Так, 29 октября 2020 года в Краснодарском крае 12-летнему школьнику одноклассник сломал грудную клетку. Также известно, что долгое время мальчик являлся жертвой буллинга, но боялся в этом, признаться.

II.Эмоциональный буллинг включает в себя унижения, насмешки, угрозы, клевету. Эмоциональный буллинг представляет собой воздействие на психологическое состояние жертвы с помощью оскорблений, угроз, обзываний, шантажа. К эмоциональному буллингу принято относить вербальный или словесный буллинг – обзывательства, обидные клички, формирование стереотипов о подростке, распространение ложной информации, порочащей личность ребенка. Вербальная травля зачастую наносит еще больший вред, чем физическая травля, за счет снижения самооценки жертвы, формирования у нее неуверенности или даже ненависти к себе и тем характеристикам, за которые он подвергается агрессии. Часто вербальный буллинг является первой стадией травли ребенка, которая обычно заканчивается рукоприкладством. Особое место в этой иерархии занимает кибербуллинг, который является новым видом вербального буллинга.

III.Социальный - игнорирование, исключение из группы, воровство или порчу имущества жертвы. Бойкотирование жертвы школьным коллективом заставляет подростка чувствовать себя беспомощным, незащищенным, одиноким, формирует у ребенка ощущение, что весь мир, как и его школьный коллектив против него. Всё это может привести к тревожности, замкнутости и даже суицидальному поведению жертвы.

Традиционно в ситуации травли существует три стороны – буллер (агрессор, обидчик), булль (жертва) и свидетели или зрители акта буллинга.

Существуют несколько типов агрессоров, различия между которыми заключаются в их мотивах.

Так, первый вид буллеров можно считать нарциссами, которым чужды чувство сострадания, эмпатийность и чья завышенная самооценка мнима и, как правило, не соответствует действительности. Второй вид буллеров зачинает травлю из-за сильного воздействия мнения общества. Как правило, такие личности имеют невысокую самооценку и сильно зависят от мнения окружающих, используют травлю более слабых как средство повышения своего авторитета и получения одобрения сверстников. Третий вид проявляет свою агрессию к буллям под воздействием внутреннего импульса, не останавливаясь, даже получив отпор. Часто причиной такого поведения является нехватка внимания или гиперактивность подростка. Характеризуя зрителей или ободряющих буллинг, следует отметить причины такого поведения - страх оказаться на месте жертвы, конформизм или боязнь противостоять группе, ведомость ввиду слабого характера, отсутствие инициативы, восприятие булинга как развлечения. Четких характеристик жертвы нет, поскольку любой ребенок может оказаться в роли булля в той или иной ситуации.

Среди особенностей, которые вызывают у агрессоров негатив, являются:

  • Плохая успеваемость или наоборот одаренность.
  • Пассивность, отсутствие собственного мнения и напротив – излишняя инициативность.
  • Природные внешние особенности или выбранные подростком сознательно (яркий цвет волос, нестандартный стиль одежды, манеры общения).
  • Низкая или наоборот высокая материальная обеспеченность.
  • Непопулярная в школьном коллективе раса, религия и многое другое.

ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА. СКУЛШУТИНГ КАК СЛЕДСТВИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ.

Последствия для буллеров зависят от того, к какой группе буллеров они относятся – просто буллеры или буллеры-жертвы, то есть буллеры, которые и сами подвергались травле. Буллеры-хулиганы часто проявляют криминальное поведение и во взрослой жизни ввиду своей гиперактивности и поведенческих расстройств.

Что касается очевидцев, сочувствующих буллингу, на них травля других тоже накладывает отпечаток. Часто они испытывают страх оказаться на месте жертвы, сопереживают жертве, чувствуют себя беспомощным в ситуации насилия над жертвой. Также они могут испытывать чувство вины из-за бездействия, потакания или даже соучастия в буллинге пусть и в роли пассивного наблюдателя. Чтобы оправдаться, они убеждают себя в справедливости насилия жертвы и со временем не считают ее заслуживающих сопереживанию. Последствия буллинга отражаются на каждом участнике этого процесса. Нельзя говорить, что участие в травле в той или иной позиции не пройдет бесследно для буллера или потакающего буллингу. Самое большее влияние буллинг оказывает, конечно же, на жертв. Так, у жертв наблюдаются изменения как в физическом, так и психическом здоровье, социальной адаптации. Согласно исследованиям, у жертв буллинга нарушается сон, появляется тревожность, плохой аппетит, который может привести к анорексии. Жертвы чаще, чем обычные подростки, подвержены депрессиям.

Кроме того, существует прямая взаимосвязь между увеличением количества актов травли и ухудшением психотического поведения жертвы. Последствия буллинга сопутствуют жертву и во взрослом возрасте. Так, у человека, подвергавшегося травле в школе, заниженная самооценка, повышенный уровень депрессии, социальной тревожности. Часто у них может наблюдаться антисоциальное поведение, мизантропия – отчуждение от людей, ненависть к ним.

Среди наиболее негативных последствий школьной травли следует называть суицид жертвы. Не выдержав психологического давления и физического насилия, жертва не находит иного решения своей проблемы. Наиболее страшным и опасным последствием буллинга является скулшутинг - вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. В этих случаях скулшутинга есть определенные общие черты: во всех них участвуют подростки возрастом от 14 до 20 лет, практически все они подвергались постоянному или эпизодическому буллингу, то есть травле со стороны сверстников. Их отличая от сверстников, проявляются в поведенческом состоянии, среди сверстников класса, что часто и вызывает травлю. Поэтому для них скулшутинг не является мимолетным решением, вызванным состоянием аффекта, а есть тщательно спланированное, выверенное и подготовленное «мероприятие».

Таким образом, профилактика буллинга в школьной среде является наиболее действенным способом его пресечения и устранения.

В неё входят разъяснительные беседы с детьми школьного и дошкольного возраста об уважительном отношении к людям, страдающим физическими или психологическими дефектами, болезнями. Важней всего объяснить, что такой результат они получили не по своей воле и являются жертвами обстоятельств. Дети должны осознавать, что психологическое давление в таком случае может сломать человека и он получит глубокую психологическую травму. Только в этом случае они постараются помочь человеку стать своим в коллективе, не будут указывать на его дефект, постараются показать ему, что он равен им. Со стороны педагогов и классных руководителей следует особое внимание уделить наблюдению за классом, обратить внимание на создание и организацию групп детей или на те группы, которые уже были созданы. А также нужно следить за детьми-изгоями либо особо выделяющимися учениками. В свете развития социальных сетей классному руководителю необходимо изучать профили учеников, следить за выкладываемыми видео и фото. Это нужно по той причине, что процесс травли нередко фиксируют на видео и выкладывают в социальные сети. Тогда можно в частном порядке установить факт травли и принять меры по его устранению.

Иванщина Полина, студентка 5 курса МГПУ  им. М. Е. Евсевьева, лауреат  XXI Всероссийского конкурса «Наука и образование против идеологии экстремизма …»

Просмотров: 108127
Комментарии (17)Add Comment
0
...
Автор: Безымянный , 19 Декабрь, 2022
Я считаю, что заниматься профилактикой буллина в школьной среде могут сами дети. Именно они находятся в эпицентре буллинга: одни ему подвергаются, другие – за этим наблюдают или знают. Значит, это проблема и тех, и других. Решать её нужно снизу, вначале самими дети, ведь это их проблема, о которой они знают гораздо больше взрослых. С этой целью должны быть решены две задачи. Первая: помогать тем, кто попал в буллинговую среду; давать им понять, что они не одни, и что есть люди готовые им помочь. Вторая: обучение жизни в гражданском обществе, где любую обозначившуюся проблему можно решить, объединившись с теми, кому это не безразлично.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
...
Автор: Безымянный , 15 Декабрь, 2022
Чтобы снизить вероятный буллинг в учебных заведениях важно проводить как индивидуальную работу с потенциальными «обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, так и групповую работу по профилактике буллинга должна проводиться во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации.
Индивидуальная работа должна проводится в соответствии с программой по профилактике буллинга среди подростков, которая включает в себя задачи по формированию навыков конструктивного реагирования в конфликте, снижению агрессивной реакций, оптимизации межличностных отношений, развитию толерантности.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
Причины буллинга
Автор: Безымянный , 15 Декабрь, 2022
Основными причинами буллинга в подростковом возрасте можно разделить на внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешними причинами является атмосфера образовательного учреждения, в котором обучается подросток, внутриличностные причины основываются на переживании переходного возраста, включающего в себя психологические и физиологические изменения, а внутрисемейные причины происходят из проблем в детско-родительских отношениях. Данные причины связаны с психологическими изменениями подростка и его переживаниями и относятся как «обидчику», так и к «жертве».
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
...
Автор: Безымянный , 15 Декабрь, 2022
Буллинг ярко наблюдается среди школьников и требует пристального внимания со стороны психологов и педагогов. Деятельность по профилактике буллинга среди школьников должна быть ориентирована на воспитание ценностного отношения школьников к своей жизни и здоровью, создание воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении с целью содействия успешной социализации каждого ребёнка как субъекта деятельности в обществе.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
Жестокость порождает жестокость.
Автор: Безымянный , 28 Ноябрь, 2022
Интересно было прочесть статью, где в кои то веки не затрагивается вред от компьютерных игр и кино, кои по мнению любого "важного" диванного критика и зарождают жестокость в детях, а не способствуют поиску друзей, развитию мышления и вливанию в общество людей с похожими интересами.
Жестокость порождает жестокость. Как пишет автор "Травля для буллера является средством утверждения своего авторитета и поддержания своего мнимого превосходства." это заявление полностью объясняет почему люди становятся буллерами. Из-за глубоко укоренившегося, по тем или иным причинам, чувства несовершенства обидчик ищет того, кто станет еще большим ничтожеством в своих глазах и глазах общества. Никто из них не задумывается о вреде, наносимом жертве, да и зачем вообще задумывается ведь жертва идиот, калека или кто угодно, но не человек и тем более не равный буллеру.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
Борьба с буллингом
Автор: Студент , 14 Декабрь, 2021
Бороться с «буллингом» в школе необходимо и очень важно. Так как жертве «буллинга» наносится самая тяжелая психологическая травма. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей: могут проявляться психосоматические и депрессивные расстройства, даже в плоть до серьезных реакций, таких как суицид.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +1
0
Родители и учителя
Автор: Студент , 14 Декабрь, 2021
Интересная и познавательная статья! Действительно, одной из причин и мотивов проявления жестокости
и агрессивного отношения к сверстникам может быть недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль.
Не последнюю роль играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергается «травле» в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать
в ситуации «буллинга» стороннюю позицию, зная о проблеме. Но не вмешиваясь
в нее.

Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
Буллинг был, есть и будет.
Автор: Чейд, сисадмин , 08 Ноябрь, 2021
Буллинг невозможно запретить, это все равно, что запретить людям быть людьми. Но работать над уменьшением его деструктивного влияния в школах нужно, правда для этого необходимы объединенные усилия как родителей так и учителей.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +1
0
Запретить буллинг
Автор: Татьяна Григорьевна , 25 Октябрь, 2021
Нужно запретить буллинг! Искоренить его! А тех, кто выступают в роли агрессора, наказывать серьёзно! Вплоть до отчисления из школы!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +1
0
Согласна
Автор: Алла Скорокина , 25 Октябрь, 2021
Я согласна со всеми! Нужно и родителям следить за детьми, и учителям следить за классом, и самим детям защищать друг друга!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +1
0
Родители
Автор: Ефим Родимов , 25 Октябрь, 2021
Может дело в родителях? Из за того, что некоторые родители плохо воспитывают своих детей, у последних появляется недостаток внимания и другие проблемы. Из за этого дети становятся неуправляемые и агрессируют на своих сверстников. Поэтому и происходит буллинг.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
Отличная статья
Автор: Анатолий Карпов , 25 Октябрь, 2021
Очень хорошая статья! Она открывает многим глаза на большую проблему буллинга. Мы должны защитить наших детей!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +0
0
Учителя такие же свидетели буллинга
Автор: Вероника , 25 Октябрь, 2021
Скажите, что в это время делают учителя и педагоги? Они что, не видят, как над одним учеником издеваются и унижают? Почему классные руководители не могут взять это в свои руки, ведь это их класс! Или они просто игнорируют всё. Нужно быть внимательнее, и если что нибудь заметил, сразу разбираться, не откладывая на потом. Согласна с автором статьи о профилактике буллинга. Давно этого не хватает в школах!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +1
0
Защита от буллинга
Автор: Ярослав Николаевич , 25 Октябрь, 2021
А вот я считаю, что нужно учить своих детей, как защищаться от издевательств. Нужно, чтобы каждый объяснил своему ребёнку, какими приёмами и способами просто иогнорировать и не обращать внимание на любые нападки со стороны сверстников. Ну а если нападающий не отстанет, то рассказать своим родителям. А мы то уж точно разберёмся!!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +1
0
Жертвы
Автор: Варвара Николаевна , 25 Октябрь, 2021
Ой что же делается! Да как же так можно
Сколько уже убийств в школах произошло, и всё из за этого буллинга. Вот только в Перми и в Казани были теракты. И кто был терорристом? Именно жертвы буллинга.
Дети, одумайтесь! Посмотрите к чему приводит ваши издевательства!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +1
0
Классификация буллеров
Автор: Людмила , 25 Октябрь, 2021
Полностью согласна с классификация буллеров! Эти недоагрессоры слабые и морально, и физически! Только и могут, что травить и гнобить более слабых и младших. Как и сказано в статье - они сами жертвы, которые хотят выпендриться за счёт других. Не допустим буллинга в наших школах!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +1
0
Свидетели буллинга
Автор: Андрей , 25 Октябрь, 2021
А почему зрители и свидетели буллинга молчат? Почему они не могут рассказать учителям или преподователям о том, что творится?
Или почему они не могут сами пресечь буллинг? Ведь, если происходит всё в классе, то между одноклассниками они же могут разобраться. И никаких стрельб в школах, никаких угнетений и жертв, просто сесть и спокойно разобраться. Объяснить агрессору, что он не прав, и не будет проблем.
А с профилактикой согласен, нужно заранее беседовать со школьниками, чтобы они понимали, что так делать нельзя!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +1

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 30.01.2021 14:17 )  
Ты здесь: Главная Проблемы сегодня Экстремизм ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В ШКОЛАХ КАК ФАКТОР ПРОВОЦИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ