Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Опрос: Экстремизм

По Вашему мнению, основными причинами того, что отдельные люди становятся экстремистами, являются:
 

Трансформация религиозного сознания в Современном обществе

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Современная социально-экономическая реальность показывает определенную востребованность гносеологического и социально-функционального потенциала религиозного сознания, причем востребованность эта является вполне осознанной. Однако, в стремительно глобализирующемся мире, вполне очевидным выглядит и тот факт, что установки рыночной экономики, которая является основой современного общества, слабо сочетаются с религиозным сознанием.

Происходящая сегодня актуализация элементов религиозного сознания в современном обществе, приводит к вопросам о причинах этого явления, о механизмах, лежащих в ее основе. Попробуем ответить на поставленный вопрос и установим сначала, в чем состоит сущность религиозного сознания, и каковы общие закономерности его генезиса. Характерная особенность религиозного сознания, заключается в том, что оно, согласно устоявшимся представлениям, в отличие от других форм общественного сознания, дает фантастическое отражение бытия, основанное на вере в сверхъестественное. Если религиозное сознание способно давать только фантастическое представление о мире, то почему же именно оно в форме «корпоративной религии» (термин введен Й.Кунде) объявляется сегодня определяющим фактором экономического успеха?

Существующая в сознании картина мира формируется не только в результате отражения внешней реальности, но и за счет собственной активности сознания. Конкретными механизмами реализации данной особенности сознания могут выступать, например, такие когнитивные свойства, как возможность «конструировать понятия, не имеющие объективной основы», «стихийное движение ассоциаций», «стремление к олицетворению» и другие. Общественное сознание, помимо отражательной функции, несет в себе также функцию проекции содержания сознания на окружающий мир.Чем же обусловливается данная функция сознания, в чем состоит необходимость ее существования наряду с функцией отражения? Общественное сознание — это не просто отражение всего многообразия отдельных сторон и свойств общественного бытия, но особая духовная система, в которой различные представления об окружающем мире приобретают целостный, упорядоченный, систематизированный характер. Однако все ли представления о внешней реальности могут быть включены в данную систему? Ю.Ф. Борунков, например, отмечает, что «в процессе практической деятельности человек испытывает действие и таких природных и социальных сил, подчинить и познать которые он не в состоянии». Отсюда следующий вопрос. Что же собой представляют данные силы, какой характер они носят? Согласно известному мнению Ф. Энгельса, их отличает способность господствовать над человеком в его повседневной жизни и оставаться при этом «чуждыми» для него и «необъяснимыми».

Исходя из этого, чуждыми сознанию в качестве предмета отражения могут оказаться те явления, которые носят случайный, характер, что не позволяет включить их в целостную, упорядоченную картину мира, формируемую общественным сознанием. Однако, для общественного сознания любая случайность носит относительный характер, обусловленный уровнем развития познания и социальной практики. Так, например, периодически случающиеся солнечные и лунные затмения в древности связывались с произвольным действием неведомой высшей силы, пока не был установлен закономерный, естественный характер данных явлений. Тем не менее, случайные, недоступные пониманию явления не могут быть проигнорированы общественным сознанием опять же в силу того, что отражение последним бытия носит целостный, системный характер. Представления о данных явлениях также включаются в состав общественного сознания, но происходит это не в результате отражения в строгом смысле этого слова, а как итог собственной активности сознания. Не будучи в состоянии системно отразить некоторые явления, сознание как бы адаптирует их, приводит в тот вид, который позволяет включить эти явления в целостную картину бытия.

Религиозное сознание представляет собой специфическую форму освоения общественным сознанием недоступных пониманию, случайностных, непредсказуемых событий окружающего мира, которые в виде неких сверхъестественных сущностей включаются в целостную картину мира. Каким же образом это относится к современной социально-экономической сфере с присущими ей всеохватной аналитикой и прогнозированием? Ведь, казалось бы, доля случайного, непредвиденного должна в таких условиях быть сведена к минимуму. Однако именно сейчас все чаще становятся слышны оценки современной ситуации как принципиально нестабильной, малопредсказуемой и даже хаотичной. И подобные мнения не беспочвенны, в их основе лежат объективные социально-экономические тенденции современного общества. Одна из них — гипердинамичность нынешней экономики, когда изменчивость существенно перевешивает постоянство.

Носителями специфической религиозности становятся корпораций и широкие круги потребителей. Общие закономерности возникновения религиозного сознания могут быть отчетливо прослежены в этом случае. Однако акцент тут смещается на несколько иной аспект современной социально-экономической сферы. Такая ситуация сталкивает потребителя с неизбежной «тиранией выбора» на фоне растущего информационного стресса. Вполне закономерно поэтому, что «когда все есть, и всего ужасающе много, наш выбор все более зависит от веры». Желая выделить товар (предложение, информацию) среди многих аналогичных, сделать этот выбор ближе, предпочтительнее для потребителя, компании-производители с помощью рекламы дополнительно наделяют его неосязаемыми свойствами психологического характера. Такое действие с готовностью принимается массовым сознанием, дезориентированным изобилием предложений. Ведь тем самым типовой «продукт» приобретает индивидуальный характер, начинает восприниматься как нечто знакомое среди предлагаемого множества. Происходит персонификация предложения, напоминающая персонификацию природных сил архаическим сознанием. Действительно, в обоих случаях имеет место сходное освоение сознанием чуждых, непостижимых для него сил. И в обоих случаях такое освоение базируется на вере в некие фантастические свойства, приписываемые данным силам.

Примечательно, что для данной современной религиозности может быть найдена историческая параллель в религиозном сознании ближневосточного язычества. Как известно, ближневосточные языческие храмы являлись не только местом поклонения богам, но имели немалое хозяйственное значение как хранилища зерна или вина, загоны для скота и т. д. Наряду с богослужениями в храмах производилась торговля, ремесленные работы, разрешались повседневные бытовые заботы, и такое смешение божественного и земного ни в коей мере не оскорбляло религиозных чувств верующих. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что религиозное сознание в его специфической, свойственной современному обществу форме обладает всеми основными признаками и структурными характеристиками «обычного» религиозного сознания. Среди них — вера в сверхъестественное, наличие интеллектуального и эмоционального элементов. Кроме того, в рассматриваемом сознании могут быть выделены гносеологический и социологический аспекты, где первый акцентирует познавательно-ориентационное, а второй — деятельностное, преобразовательное отношение сознания к миру. А специфическая религиозность современного общества в своих истоках целиком соответствует общему механизму генезиса религиозного сознания.

Религия и религиозное сознание как один из центральных компонентов структуры общественного сознания убедительно демонстрируют возможность собственной трансформации в новых социокультурных условиях при сохранении своих основных сущностных черт. Это может осуществляться, в том числе, за счет взаимовлияния с иными формами общественного сознания. Тот же факт, что религиозность в качестве своеобразного производственного ресурса обнаруживает свою востребованность даже в рационально-прагматичной среде бизнеса, может свидетельствовать о принципиальной необходимости религиозного сознания для жизни социума наряду с другими формами общественного сознания.

Омарова З.У.

г. Махачкала

Комментарии (5)Add Comment
0
С религией и обществом понятно, а как........?
Автор: Рустам , 04 Июнь, 2013
Взяли "Рузвельта", а когда остальных?
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +3
0
Свобода воли?
Автор: Владислав11111 , 02 Март, 2012
Т.е. Бази, вы утверждаете, что не мы не Вы не должны нести ответственности за свои поступки?
На самом деле Бог не ограничивает свободы человека. Но выбор невелик - либо с Богом, либо без Него. Какой путь выберет человек, за такой и будет отвечать ("По делам их узнаете их").
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +3
0
...
Автор: дервиш , 21 Февраль, 2012
БОЖЬЯ ИСКРА В КАЖДОМ ЧЕЛЕОВЕКЕ - ЭТО ЕГО С О В Е С Т Ь !!!!
НАДО ЖИТЬ И ПОМНИТЬ ОБ ЭТОМ...
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +3
Buzy
!???
Автор: Fedor , 19 Февраль, 2012
А что же случилось сейчас, что Бог потерял контакт с людьми, или все стали безгрешными.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +5
Buzy
...
Автор: Buzy , 19 Февраль, 2012
Основное религиозное противоречие: свобода воли человека.

Основной религиозный парадокс заключается в том, что действия всех людей управляются или направляются Высшими Силами (Богом), а ответственность за свои поступки возлагается на человека.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +3

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 19.02.2012 14:59 )  
Ты здесь: Главная Проблемы сегодня Экстремизм Трансформация религиозного сознания в Современном обществе