Социальные и политические события, происшедшие на Северном Кавказе в 90-е годы XX века и происходящие в начале XXI века, существенно изменили религиозную ситуацию в регионе. В целом сегодня она оценивается как напряженная [Военно-политическая обстановка в зоне Южного Федерального округа России // Журнал теории и практики евразийства. – 2000. №12. с.24]. Произошло заметное возрастание роли и значения религиозной составляющей общественного сознания населения региона, а также понимание закономерности существования религии и её институтов в обществе на данном этапе его развития.
Новая религиозная ситуация, складывающаяся сегодня в России и тенденции ее развития, требуют более пристального внимания как федеральных, так и региональных властей ко всему комплексу воздействия религиозного фактора на внутриполитическую безопасность России.
В этой связи особую важность принимает то обстоятельство, что у нашего государства в настоящее время отсутствует продуманная концепция политики по отношению ко всему сообществу религиозных организаций России и, особенно, на Северном Кавказе.
Природа проявления экстремизма носит протестный характер: неудовлетворенность политическим режимом, социальным неравенством, положением в обществе определенных социальных слоев, этнических, расовых и конфессиональных групп.
В принципе эти мотивы предсказуемы, если внимательно отслеживать развитие ситуации, в том или ином сообществе. В истории более чем достаточно прецедентов, когда несправедливость и неравенство в их политическом и социально-экономическом проявлениях, образование пропасти между богатыми и нищими всегда вызывали протест. Эта проблема поддается урегулированию, если государство целенаправленно занимается исправлением перекосов. Но если оно допускает образование критической массы, это неизбежно создает питательную почву для экстремизма.
Наиболее сложен и опасен экстремизм, в основе которого лежат идеологические, особенно религиозные убеждения и прикрываемые ими политические цели и установки. Этот вид экстремизма не всегда и необязательно связан с социально-экономическим положением его сторонников [Денисова Г.С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема //Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 1998. №2. с.62].
Его формирует фанатическая преданность идее, догмам и установкам, независимо от того, является ли эта идея светской или религиозной. Убежденность в том, что эта идея божественна, а потому и безупречна, и справедлива, придает ей мощную и притягательную силу, а у ее последователей создает иллюзию, что, борясь за ее претворение в жизнь, они выполняют миссионерскую, даже мессианскую роль, оправдывающую их любые действия. Вот почему при всей ложности их предпосылок, к подобным экстремистским течениям примыкают самые разные люди.
Некоторые непосредственно участвуют в реализации идей, другие способствуют их деятельности моральной поддержкой и щедрыми финансовыми пожертвованиями. А третьи, даже не разделяя эти идеи, цинично используют ее сторонников в своих политических целях. Следует отметить, что под влиянием религиозного фактора в деятельность некоторых политических движений нередко привносятся крайне реакционные политические установки. При этом закамуфлированный в ряде случаев в религиозную оболочку социально-политический контекст экстремистских действий гораздо легче воспринимается на эмоционально-психологическом уровне.
Результаты последних исследований показывают, что в комплексе причин и условий возникновения социально-политического экстремизма на наличие религиозного фактора указывает 37%, на проявление вместе с национализмом - 62%, а с другими экстремистскими силами - 1% [Дружинин А.Г. Южно-Российский регионогенез: факторы, тенденции, этапы // Научная мысль Кавказа. – 2000. №2. с.40].
Важно также подчеркнуть, что религиозный фактор имеет место в формировании субъективных, ценностно-мотивационных, эмоционально-психологических предпосылок экстремистского поведения.
Здесь необходимо исходить из того, что религиозные понятия, образы, системы вероучений и мифологии обладают достаточным потенциалом для выражения и обслуживания любых, даже совершенно противоположных социально-политических целей, в том числе с применением различных экстремистских форм.
Рассматривая религиозное сознание как одну из форм общественного сознания на его идеологическом и общественно-политическом уровнях, необходимо отметить, что в обоих случаях особую роль приобретают положения, доказывающие правомерность применения насилия в религиозных отношениях, либо способствующие формированию таких установок в сознании верующих.
Религиозный фанатизм используется приверженцами идеологии и тактики экстремизма для искусственного разжигания вражды между верующими различных конфессий.
Николай Янковский, политолог
(продолжение следует)
Автор: инностранный , 19 Ноябрь, 2023
Автор: агент , 19 Ноябрь, 2023
Автор: инокентий , 19 Ноябрь, 2023
Автор: Даниил , 19 Ноябрь, 2023
Автор: Олег Дыров , 01 Ноябрь, 2023
Автор: Жечка , 01 Ноябрь, 2023
Автор: Яна Ист , 01 Ноябрь, 2023
Автор: ГенаНа , 01 Ноябрь, 2023
Автор: Чин , 01 Ноябрь, 2023
Автор: ФедорБ , 01 Ноябрь, 2023
Автор: Григорий , 20 Ноябрь, 2017
Автор: Михаил , 20 Ноябрь, 2017
Автор: Гость , 21 Декабрь, 2016
Автор: Шамиль, назрань , 27 Август, 2013
Надо Рамзана пригласить!!!!!!
Автор: шамиль, назрань , 10 Декабрь, 2011
пройдет время и в Ингушетии будет тоже самое при нашем президенте Ю.-Б.Евкурове
и когда будут сторить и верить в Аллаха, будет меньше обманутых ребят, которые еще находятся в горах...
Автор: доцент , 10 Декабрь, 2011
необходимо активнее работать с ДУМами в республиках СК с целью недопущения формирования вышеперечисленых предпосылок для создания экстремизма и терроризма...
а это огромная многопланновая работа в мечетях, в семьях, в обществе.... , которая обязательно принесет положительный результат при понимании и поддержки региональной и федеральной власти...
Автор: аспирант , 10 Декабрь, 2011
федеральные и региональные власти сами эти проблемы не решат, без активного участия народов СК, с привличением старейших и духовных управлений мусульман во всех республиках СК
Автор: иса, гудермес , 10 Декабрь, 2011
и об этом знают в центре, и дают деньги, чтобы это изменить у нас в Чечне...
и у нас огромные перемены к лучшему, посмотрите как наш Рамзан Кадыров и весь народ Чечни отстроил Грозный, навел порядок...
все республики северного кавказа должны равнятся на него и тогда будет порядок, мир и процветание
< Предыдущая | Следующая > |
---|