Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Защитникам отечества посвящается


PopUp MP3 Player (New Window)

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

E-mail Печать PDF

В современном мире экстремизм и терроризм представляют собой значительную общественную опасность. С одной стороны, опасность связана с попыткой навязать другим своё мировоззрение и стиль жизни как единственно допустимые, что усиливает рознь, противоречия и агрессию в отношениях между людьми, создаёт угрозу мирной жизни. С другой стороны, обвинения в экстремизме, направленные в адрес тех или иных сообществ, агрессивная публичная риторика «борьбы с экстремизмом» зачастую сами становятся источником такой розни и ведут к дестабилизации ситуации в обществе, размыванию самого понятия «экстремизм», затрудняют конструктивную профилактику подобных явлений.

В последние десятилетия средства массовой информации регулярно сообщают о преступлениях и нарушениях общественного порядка, организаторы которых мотивируют их желанием сохранить, защитить или распространить свою веру. Поэтому в обществе неизбежно встаёт вопрос о том, действительно ли религиозное сообщество может быть питательной средой для насилия, или же экстремисты прикрываются религиозными лозунгами, преследуя земные, прагматичные и греховные цели. В условиях продолжающейся дискуссии деятельность Православной Церкви направлена на противостояние негативным явлением в обществе с помощью популяризации собственной деятельности, своих целей и ценностей.

Ведущая роль в трансляции религиозных ценностей принадлежит электронным масс-медиа, связывающим аудитории через территориальные и социальные границы. Интернет, как один из видов электронных каналов передачи информации, уже давно стал неотъемлемой частью общества, и потому используется как инструмент влияния на массовое сознание различными силами. Поэтому Русская православная церковь также активно использует электронные способы передачи и распространения информации, своих идей. Существует целая система под названием «Православный Интернет» – явление, набирающее все большую популярность и являющееся инструментом в руках РПЦ по распространению своих намерений и образов. Это целая культура со своей символикой. Сам Святейший Патриарх благословил освоение Интернета паствой. В Православном Интернете есть собственные социальные сети и сайты, форумы и блоги. В них активное участие принимают не только священнослужители, но и миряне.

Участие Русской Православной церкви в профилактике экстремизма и терроризма

Задумываясь о своем месте и роли в противостоянии негативным явлениям общественной жизни, Церковь в первую очередь пытается осмыслить духовные причины экстремизма и терроризма. С этой целью на ключевых православных   интернет - ресурсах   был   размещен   проект   документа «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма». В нем, в частности, говорится, что духовные причины экстремистского поведения являются неизменными с момента грехопадения человека, а вот социальные постоянно изменяются. Авторы документа приводят в качестве примера такое присущее человеку качество, как гордыня. Оно безусловно порицается, признается опасным, и каждый христианин должен предпринимать усилия к искоренению этого качества. Потому что, когда такой человек находит себе сторонников и последователей, общие «усилия» могут привести такую группу на путь экстремистской деятельности. Таким образом, с точки зрения Церкви, подвержены экстремизму в первую очередь люди, не имеющие религиозного опыта и соответствующих знаний, без которых их легко склонить к противоправным действиям. При этом они даже будут уверены, что действуют, руководствуясь священными текстами. Именно поэтому Церковь видит свою роль в распространении религиозного просвещения, акцентировании тех постулатов, которые говорят о необходимости отношения к человеку, как к образу и подобию Божию.

Любому человеку, который даст себе труд задуматься о причинах экстремизма, станет очевидно, что формирование подобных взглядов требует наличия предпосылок не только духовных, но и социально-политических и экономических. К первой группе обычно относят криминализацию общества, пассивность и коррумпированность госструктур, иногда – внешнее воздействие на социум со стороны зарубежных экстремистских и террористических организаций. Большую опасность в этом смысле несет в себе непродуманная политика государства, ведущая к дискриминации отдельных групп граждан за счет принятия несправедливых решений, углубляющих неравенство.

Не будем забывать и о международных отношениях, известна практика несправедливого отношения к ряду стран, как к более слабым и неразвитым. В отношении таких стран предпринимаются попытки насильственной смены строя и правительства, идет незаконная эксплуатация принадлежащих им ресурсов и так далее. Безусловно, в таком государстве возникает запрос на справедливость, такое общество обладает более значительным экстремистским потенциалом, чем стабильное и социально защищенное, в котором главенствует право, где правительство пользуется уважением граждан.

Русская православная церковь не единожды высказывала жесткую позицию в отношении терроризма. Хотя, как известно, во многих случаях терроризм, в свою очередь, частенько пытается обосновать свои действия именно спекуляциями на религиозной почве, пытаясь таким образом легитимировать их. Появилось даже понятие «терроризм во имя религии». И не случайно именно Церковь в первую очередь выступает против подобных формулировок, аргументированно доказывая и разъясняя, что все эти высказывания – результат произвольного толкования основ религии и Священного писания. Для истинно верующих людей совершенно очевидно, что подобная риторика и образ действий формируются представителями радикальных групп. Они умело используют привычные сюжеты и образы, коверкая и извращая смысл таким образом, чтобы обосновать свою преступную деятельность. Причем зачастую за всем этим скрываются элементарная жажда власти и наживы. Противодействие экстремизму и терроризму – прерогатива государственных органов и общественных институтов, усилия которых приносят плоды. Но это не значит, что Православная Церковь должна быть сторонним наблюдателем в этом процессе.

Первое и, пожалуй, самое распространенное действие, которое доступно всем без исключения верующим людям – это практика следования Священному писанию, которое учит с уважением относиться к любому человеку, ибо он является носителем образа Божия. Авторы «Православного осмысления причин экстремизма и терроризма» считают, что «Правильное устроение общинной приходской жизни, организованное вокруг Таинства Святого Причастия и высшей ценности жертвенной любви к Богу и ближним, преодолевает эгоистический индивидуализм взаимным смирением, несением «тягот друг друга», способствует оздоровлению общественной атмосферы и не оставляет места порождающей экстремизм гордыне».

Второе направление, которым Церковь занимается на постоянной основе – деятельность по духовному просвещению и религиозному образованию. Ведь только обращая внимание на массовое духовное просвещение (в том числе и через систему широкого религиозного информирования и образования), правильно расставляя приоритеты в общественном сознании, а также способствуя решению социальных проблем, можно сформировать стойкий «иммунитет» к порочным идеям. Однако забота о выработке такого иммунитета должна стать постоянной заботой как религиозных, так и светских организаций. Конечно, главной целевой аудиторией такой работы является молодежь. Поэтому так важно правильно настроить образовательный и воспитательный процессы.

Однако все намеченные усилия не будут напрасными: общество, в котором христианские представления о высшей ценности человеческой жизни являются приоритетными, общество, в котором царят идеалы любви к ближнему, вряд ли будет благодатной средой для распространения экстремистских идей. Постоянное взаимодействие Русской Православной Церкви с интернет-пространством, средствами массовой информации, способными тем или иным образом противодействовать распространению идей экстремизма и терроризма является третьим важным направлением деятельности по преодолению этих негативных явлений.

Православные интернет – ресурсы в борьбе против распространения идей экстремизма и терроризма

Питательной средой экстремизма является недостаток у широкого круга людей религиозных знаний и духовной практики, выдержанной в духе многовековых вероисповедных традиций. Под видом древних учений экстремисты обычно проповедуют новые идеи, придуманные для оправдания насилия по отношению к людям другой веры. Причиной роста экстремизма в XXI веке стал духовный и нравственный вакуум, образовавшийся в жизни народов. Для устранения этого вакуума сегодня недостаточно только церковной проповеди в реальной жизни. Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало и в интернет-пространстве, в средствах массовой информации. Благодаря новейшим технология Русская Православная Церковь активно присутствует в интернет-пространстве. Сегодня большинство организаций не могут полноценно осуществлять свою деятельность, не присутствовав в онлайн-пространстве. Очевидно, что коммуникациям в сети уделяется большое внимание. Существует множество официальных сайтов и групп «ВКонтакте», «Одноклассниках» на православную тематику. РПЦ ведет  работы церкви с обществом заключается в сохранении духовных и нравственных ценностей у нынешнего поколения, что способствует профилактики негативных явлений в обществе.

Итак, в качестве эффективного коммуникационного средства РПЦ использует ресурсы Интернета, с его помощью на данном этапе развития церковь:

  • обозначает официальную позицию руководства по актуальным вопросам современной действительности;
  • способствует сохранению традиционных нравственных ценностей и норм;
  • занимается миссионерской деятельностью;
  • взаимодействует со многими группами населения, в том числе с молодежью.

С момента появления первых православных сайтов в России, прошло уже более 25 лет, и, конечно, на сегодняшний день подсчитать их количество невозможно. По прошествии лет видно, как широко распространяется деятельность РПЦ в Интернете, и если изначально православные сайты носили только информационный характер, то сейчас они предоставляют гораздо больше возможностей. Можно отметить, что почти все епархии имеют свои собственные сайты. Структура этих сайтов во многом схожа. Основная цель – это постоянное общение с прихожанами и распространение веры посредством Интернета. На некоторых сайтах для прихожан существует функция «Обратная связь», предоставляющая возможность оставить вопрос или предложение. На других сайтах вместо функции «Обратная связь» существует раздел «Вопросы священнику», где зарегистрированные пользователи могут задать свой вопрос. Через данные разделы РПЦ может электронно (дистанционно) взаимодействовать с общественностью, привлекая потенциальных посетителей на свои сайты. Для успешного взаимодействия Церкви с государством и СМИ, был создан отдельный сайт Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Но официальные сайты имеют не только структуры РПЦ, но и у деятелей церкви есть свои сайты, блоги или страницы в самых популярных социальных сетях.

Особо следует выделить проект «Батюшка-онлайн». Идея проекта заключается в том, что на вопросы пользователей Интернета в режиме реального времени отвечают известные священники Русской Православной Церкви. Проект представляет сеть Интернет-ресурсов, объединенных общей задачей и методами работы с пользователями. На данный момент в проекте участвуют более 50 священников. Миссия проекта заключается в том, что проект рассказывает о вере в доступном и интересном формате. Основная цель – «вести православную миссию в глобальной сети, оказывая сопротивление пропаганде греха, исповедуя истинные ценности и приобщая людей к Православию».

Значительную часть своего времени большинство проводит в сети, а особенно молодежь, которая часто сталкивается с пропагандой в Интернете. Поэтому особенно важно показать роль церкви, говорить людям об истинных ценностях, о добре и нравственности, об истинной любви на просторах всемирной паутины. Присутствие Церкви в интернете на сегодняшний день крайне необходимо, и глобальная сеть – это тоже место для проповеди.

Тема Православия в социальных сетях представлена в виде многочисленных групп и сообществ в «ВКонтакте», «Одноклассниках». В 2015 г. в социальной сети «ВКонтакте» появилась официальная страница Патриарха Московского и всея Руси Кириллаи. Сегодня на странице Патриарха 483 тыс. подписчиков. Ниже    представлен    список     наиболее     популярных     сообществ «ВКонтакте», где количество участников превышает 100 тысяч подписчиков:

«Верую † Православие» (2 022 405), «Доброе слово Православие» (362 957), «Православие» (244 392), «Православие. Ru» (208 083), «Православие и мир» (135 916).

В самом многочисленном сообществе «ВКонтакте», «Верую† Православие» нет фото, видео и обсуждений, нельзя писать комментарии. Опубликованные посты (записи) посвящены, как религиозной, так и нравственной теме в формате: небольшой текст и картинка. Также в сообществе публикуются новости религиозной жизни, религиозные праздники. Отдельно следует отметить, что Русская Православная Церковь запустила первый в России православный мессенджер «Правжизнь Telegram», функционал которого дает пользователям возможность не только обмениваться мгновенными сообщениями, отправлять файлы и пересылать фото-, видео- и аудиоматериалы, но и подписываться на различные каналы, чтобы следить за событиями из жизни того или иного храма или монастыря. Можно утверждать, что Церковь активно реагирует на повестку дня и дает свои комментарии о важных общественно значимых проблемах на официальных сайтах, участвует в жизни общества в интернет-пространстве и подтверждает то, что РПЦ за последние годы стала более современной. Эта модернизация стала возможной благодаря критическому пересмотру форм и методов работы священнослужителей с верующими.

Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства.

Церковь неуклонно настаивает на том, что любые попытки оправдать экстремизм ссылками на постулаты христианства неправомерны и недопустимы. С точки зрения Церкви, Бог есть любовь, и заповедь о том, что должен возлюбить ближнего своего, является основополагающей. Верующий человек лелеет в себе эту любовь, что делает его милосердным и снисходительным. Такой человек прошел нелегкий духовный путь, следуя Евангельским заповедям, иногда самостоятельно постигая Учение, иногда – получая помощь и поддержку духовника, участвуя в общей жизни прихода. Неся осознанные ценности духовности и любви в общество, способствуя просвещению окружающих, верующие люди и Церковь в целом делают жизнь социума более гармоничной и справедливой. Здоровая общественная атмосфера, к созданию которой прилагают совместные усилия Церковь, общественные организации и структуры государства, сводит саму возможность возникновения экстремистских настроений все более маловероятной.

Проявление слабости государства и общества в противодействии деятельности экстремистских движений будет непременно вести к эрозии всей общественно-политической системы государства. Возможные последствия экстремистской деятельности для любого государства и общества таким образом можно определить как:

  • существенно повышается уровень дозволенного в политической сфере, респектабельными становятся политические силы, которые фактически являются маргинальными;
  • в обществе сгущается атмосфера нетерпимости, а, следовательно, все менее устойчивой становится политическая, социальная система;
  • насилие все более воспринимается, как допустимый и даже наиболее предпочтительный метод достижения целей. Особенно пагубно это сказывается на молодежи.

Этим пользуются идеологи и организаторы экстремистских движений, формируя фанатиков, готовых «за идею» на любой террористический акт или иное преступление. Задумываясь о своем месте и роли в противостоянии негативным явлениям общественной жизни, Церковь в первую очередь пытается осмыслить духовные причины экстремизма и терроризма. И видит их в искреннем заблуждении, вызванным к жизни непониманием самого духовного смысла христианства, поверхностным восприятием церковного учения. Наиболее вероятно, что этим термином, как маской, прикрываются люди, намеренно использующие религиозную терминологию и тематику для сокрытия истинных целей и мотивов, лежащих вне религиозной сферы

Таким образом, с точки зрения Церкви, подвержены экстремизму в первую очередь люди, не имеющие религиозного опыта и соответствующих знаний, без которых их легко склонить к противоправным действиям. При этом они даже будут уверены, что действуют, руководствуясь священными текстами. Именно поэтому Церковь видит свою роль в распространении религиозного просвещения, акцентировании тех постулатов, которые говорят о необходимости отношения к человеку, как к образу и подобию Божию.


Шестопалова Е. А., студентка МГПУ им. М. Е. Евсевьева, лауреат Конкурса «Наука и образование против идеологии терроризма, экстремизма и религиозного радикализма»

(печатается с сокращением)

Комментарии (6)Add Comment
0
"... в обществе сгущается атмосфера нетерпимости, а, следовательно, все менее устойчивой становится политическая, социальная система..."
Автор: Кирилл из любимого Ёбурга, студент , 04 Март, 2024
Согласен.
Сегодня РПЦ - это не духовная, а коммерческая организация!!!! В Церковь хожу всегда и в любом городе или деревне, где бываю (проезжаю или, просто, путешествию). Что удивляет - это коммерция во всем (крещение - плати, отпевание - плати, венчание - плати и т.д. и т.п.). Ну, ладно - свечи, просвирки, лепешки, хлеб и т.д. - согласен, но крещение, венчание и отпевание, что нельзя сделать бесплатным? Хочешь с "прибамбасами" - пожалуйста, заплати, а то, что предписано СЛУЖБОЙ - это должно быть доступно КАЖДОМУ!
Проезжая по "городам и весям", заметил такую тенденцию: старинные Церкви в деревнях разрушаются, где новый микрорайон (особенно рядом с метро в больших городах), там обязательно какой-нибудь новый храм (нужен он там или нет, никого не волнует, могут даже построить на месте бывшей свалки).
Мое мнение:
1. Религия должна быть РЕЛИГИЕЙ, а не очередным источником наживы;
2. Религия должна выражать интересы НАРОДА и ГОСУДАРСТВА;
3. Религия, независимо от конфессии (православие, ислам, буддизм, иудаизм) должна выражать суть человеческой морали, защищать интересы народа и государства.
Остальное - это секты, которые должны быть вне закона.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +73
0
Вот это поворот
Автор: Виталий Котов , 08 Январь, 2024
Всегда считал, что религия и интернет - вещи несовместимые. Но похоже, что РПЦ нашла способ использовать современные технологии для добрых целей. Возможно, это действительно помогает в противостоянии экстремизму и терроризму.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +222
0
Автору
Автор: Андрей Анисимов , 06 Январь, 2024
Вот это поворот! Я всегда думал, что церковь далека от современных технологий, а оказывается, РПЦ активно использует интернет для борьбы с экстремизмом. Не знал, что они так серьезно подходят к вопросу информационной безопасности. Интересно, какой эффект это имеет на молодежь?
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +213
0
Агде голос церкви?
Автор: Ренат Гатауллин, Самара , 01 Январь, 2024
А почему с обращением к народу не выступают наши руководители конфессий накануне Нового года? Ну, ладно, у буддистов он в феврале, а как быть с Патриархом и Верховным муфтием?
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +226
0
с точки зрения Церкви, подвержены экстремизму в первую очередь люди, не имеющие религиозного опыта и соответствующих знаний, без которых их легко склонить к противоправным действиям.
Автор: Кирилл Пальчун, Воронеж , 18 Декабрь, 2023
Ну, экстремизму подвержены не только люди не имеющие религиозного опыта. Согласен, у верующего несколько другое отношение к общечеловеческим ценностям, но и среди них встречаются, скажем так, не совсем адекватные представители. Сегодня у российского общества нет идеологии, а государство без идеология - это как породистый волкодав без хозяина, поэтому и экстремизм находит "свою нишу" как среди верующих, так и среди атеистов. Несколько лет тому назад студентка МГУ (философской факультет, отличница) бросила учебу и уехала в Сирию в ряды ИГИЛ, а что говорить "о простых смертных"?
Вера в Бога - это хорошо. Вот только Вера должна быть чем-то подкреплена. Наши пра- пра- прадеды шли в бой за святую Русь со словами "За Веру, Царя и Отечество", в годы ВОВ - "За Родину", сегодня - я, думаю, просто за Отечество (те кто в зоне СВО), а остальные за "ЧТО".
Согласен с Артемом. Что сделала Церковь в противостоянии с фашистским режимом на Украине, где ее Слово о раскольниках УПЦ, почему не слышно "анафемы" самопровозглашенным патриархам, настоятелям и прочим дьяконам УПЦ, откровенно вставшим на путь дискредитации православия и разграбления святынь?
Вера должна быть сильной!
А статья мне понравилась в плане того, что "ЕЩЕ НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО". Автор молодец!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +264
0
... Церковь видит свою роль в распространении религиозного просвещения...
Автор: Артем Кисилев, студент, Новосибирск , 16 Декабрь, 2023
Это хорошо, что она видит свою роль в просвещении. Только вот вопрос: почему руководство Церкви, точнее те которые должны осуществлять "связь с народом", не проявляют активности в освещении событий с приходами на Украине? Почему не слышно ее голоса по осуждению разграбления святынь Киево-Печорской лавры, как в Великую Отечественную войну- о снаряженных колонах боевой техники на передовую СВО и еще можно задать несколько вопросов, на которые вряд ли найдутся ответы.
А насчет статьи - автор заслуживает уважения.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +264

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 16.12.2023 12:34 )  
Ты здесь: Главная Главная РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ