Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Защитникам отечества посвящается


PopUp MP3 Player (New Window)

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В «НАУЧНО-КЛИНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ИМЕНИ БАШЛАРОВА»

E-mail Печать PDF

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем. На протяжении многих веков человечество подвергалось насилию и террору в разных проявлениях – массовых и индивидуальных. Таким же образом, население планеты встречалось и с экстремизмом. Чаще всего, направлены они были на свержение и уничтожение власти. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. В связи с тем, что молодежь является наиболее подверженной пропаганде категорией общества, особую актуальность принимает деятельность образовательных учреждений в сфере профилактики экстремизма и терроризма.

Сущность терроризма и экстремизма

Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Он выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, повстанческая деятельность и террористические акции.

Если терроризм и экстремизм с политической точки зрения можно охарактеризовать веком войн и тотального контроля, то в XXI век человечество вошло с одними из самых острых и злободневных проблем глобальной значения. В настоящее время экстремизм «молодеет». Практически все организации экстремистской направленности, так или иначе, привлекают для участия несовершеннолетних лиц: начиная от распространения литературы радикального характера и участия в обрядах религиозных сект до наиболее опасного вида - вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно, подготовка и проведение массовых беспорядков, организация и участие в деятельности экстремистской организации, организация и участие в экстремистском сообществе.

Причины возникновения

Подростки и молодежь, как самая социально незащищенная группа населения, являются наиболее активными участниками конфликтов и различного рода деструктивных организаций, в том числе экстремистского толка. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. Воспринимая искаженное представление о духовных, общечеловеческих ценностях, подростки зачастую становятся доступной добычей манипуляторов от экстремизма. На фоне распространения пьянства и наркомании возрастает количество неблагополучных семей и число беспризорных детей. Нередко подростки, обделенные родительским вниманием и озлобленные равнодушием общества, пополняют ряды преступников, в том числе террористов и экстремистов.

Рассмотрим причины молодежного экстремизма. Условно, их можно разделить на несколько основных групп: экономические; социальные; политические; культурно-нравственные; образовательные; психологические причины.

К экономическим причинам можно отнести падение жизненного уровня населения, рост безработицы среди молодежи.: социальное неравенство, отсутствие перспектив, безысходность, отсутствие возможности обеспечить свои семьи, приводит к тому, что часть молодежи попадают в сети террористов. К социальным причинам экстремизма следует отнести проблемы в семье, конфликты со сверстниками, социальное неравенство. Семья — это основа становления личности человека. Но когда подросток не получает понимания со стороны родителей, то он замыкается в себе. Неблагополучная атмосфера в семье может развиваться из-за пьянства, наркомании родителей. Не получая должного внимания, молодой человек уходит на улицу, вступает в различные экстремистские организации, где и получает понимание и примыкает к преступным субкультурам. Среди причин политического плана следует указать недоверие правительству, отчуждение государства и граждан, общества, неверие в способность оказать хоть какое-то влияние на происходящие политические процессы. Противоправные действия представителей власти приводят к тому, что некоторые граждане открыто, противопоставляют себя властным структурам и яро начинают выражать свое недовольство положением дел в стране, посредством осуществления экстремистских действий. Данные «борцы за справедливость» прикрываются благими идеями, без труда привлекают сторонников, в том числе и в интернете, среди которых большая часть — это молодые люди, у которых еще не сформировались твердые жизненные ориентиры и установки.

Социальные сети в современном обществе зачастую выступают в качестве плодородной почвы для распространения идей терроризма и экстремизма. Они влияют на многие стороны жизни общества, но особую роль играют в жизни молодого поколения. Молодежь в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки наиболее быстро накапливает и реализует негативный потенциал. И экстремизм, и терроризм являются разрушительными общественными силами, негативно влияющими на сознание своих приверженцев и мешающими ходу обычной жизнедеятельности остальных людей. Противостоять этим преступлениям намного сложнее, так как изначально умысел экстремизма и терроризма кроется в идее причинения вреда как можно большему количеству людей и всему обществу в целом. Поэтому экстремизм и терроризм – это не сугубо личное дело тех людей, которые столкнулись с этим в жизни, а дело каждого из нас.

Профилактика экстремизма и терроризма

Проведение профилактики терроризма и экстремизма среди молодёжи, т.е. воспитание толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. У каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей по любым признакам. Это может противодействовать различным видам экстремизма. Активная работа по профилактике экстремизма среди молодежи должна вестись в учебных заданиях по следующим направлениям:

  • просвещение — пропаганда наук об обществе и мире: экономики, политологии, философии и популяризация научной картины мира;
  • интеракция — деятельность должна быть построена на принципе активности, практического взаимодействия и сотрудничества, совместной разработке проектов;
  • учет рекреационного ресурса — развитие социальной активности молодежи посредством организации досуга, способствующего социализации личности (молодежные форумы, направленные на обсуждение и решение проблем общества, дискуссионные группы, спортивные и туристические объединения).

Внедрение видов деятельности в образовательную практику по выше обозначенным направлениям будет способствовать решению следующих задач:

  • развивать в молодежной среде осуждение и неприятие агрессии и нетерпимости;
  • развивать умения решать проблемы неконфликтным путем, развивать навыки медиации у молодежи;
  • развивать доброжелательное отношение к культурным, религиозным различиям;
  • просвещать молодежь о последствиях развития экстремизма на основе изучения исторического опыта и философской литературы;
  • популяризировать национальные обычаи среди молодежи и знания о причинах возникновения и истории обычаев и традиций.

Противодействие экстремизму должно строиться на всех уровнях: международном, внутригосударственном, региональном и муниципальном. Общество должно действовать превентивно, как в борьбе с пожарами: если там сигнализация, то здесь – наша бдительность; там обучение, здесь наша солидарности и взаимоподдержка, если там профилактика – здесь наша осторожность. Если пожары легче предупредить, чем потом тушить, то здесь - лучше выявить и искоренить, чем допустить очередные акты экстремистских проявлений и ликвидировать его последствия.

Важно быть бдительными и обращать внимание не основные характерные признаки, свидетельствующие о подготовке к массовым экстремистским акциям: распространение листовок с призывами к участию в выступлениях; нанесение лозунгов и призывов на здания и иные объекты; размещение соответствующей информации на Интернет-сайтах; заготовка предметов, пригодных для нанесения телесных повреждений; создание запасов продовольствия и иных материальных ценностей, призванных обеспечить пребывание значительного числа людей вне пределов населенных пунктов; появление по месту жительства большого числа иногородних граждан, прибывших из районов, где ранее отмечались социально-экономические конфликты.

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В «НАУЧНО-КЛИНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ИМЕНИ БАШЛАРОВА»

Прежде чем переходить к деятельности НКЦ им. Башларова, стоит обратить внимание на человека, чье имя они получили. Шейх Сайфулла-кади Башларов - крупный ученый, общественный, политический и религиозный деятель Дагестана конца XIX – начала XX в. Сайфулла-кади не только был ученым и учителем, но и принимал активное участие в общественно-политической жизни Дагестана. Он стал одним из учредителей Мусульманского союза, в 1905 г. был избран в его руководящие органы. Сайфулла-кади пользовался огромным авторитетом в Дагестане - видные политические и религиозные деятели при решении сложных политических и религиозных вопросов обращались к нему. Смерть застала его в начале гражданской войны на Северном Кавказе.

Помимо НКЦ имени Башларова, в честь Сайфуллы-кади Башларова были названы и другие учебно-образовательные учреждения, в том числе Исламский университет в г. Буйнакске, Исламский институт в сел. Комсомольское Кизилюртовского района Дагестана, а также медицинский колледж им. Башларова, на базе которого был организован НКЦ. Нельзя не упомянуть также о важности медицинского колледжа им. Башларова. С момента создания в 2011 году колледж на регулярной основе осуществляет профилактическую деятельность по противодействию распространению идей экстремизма и терроризма среди обучающихся. Данная работа послужила хорошей площадкой для обеспечения безопасности в республике.

В свою очередь, «Научно-клинический центр имени Башларова», как идейный последователь медицинского колледжа, унаследовал славные традиции и активно занимается профилактикой экстремизма и терроризма в студенческой среде. Для студентов НКЦ им. Башларова проводится большое количество мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму. Перечислим лишь малую часть из них:

- При содействии министерства по делам молодежи Республики Дагестан совместно с Центром по противодействию экстремизму МВД по РД и отделом просвещения при Муфтияте прошли тематические встречи со студенческой молодежью.

- Проведение массовых мероприятий, спортивных соревнований, посвященных памятным датам.

- Проведение бесед со студентами по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности: «Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты», «Молодежные объединения за и против», «Учимся жить в многоликом мире» и т.п.

- Молодежная акция ко Дню памяти воинов-интернационалистов «Памятный день».

- Участие в различных ток-шоу и телепередачах по профилактике экстремизма и терроризма. В данных мероприятий принимают участие представители СМИ, общественных и религиозных организаций, других образовательных учреждений республики.

- Участие в различных научно-практических конференциях, беседах и акциях, например, «Молодежь против терроризма», «Дню солидарности в борьбе с терроризмом», ««Мы разные, но мы все вместе»» и т.д.

- Организация работы волонтерских отрядов, принимающих участие в профилактической деятельности.

- Проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам истоков экстремистских движений, их проявлений и опасности вовлечения несовершеннолетних, раздача памяток по противодействию терроризму.

- Привлечение обучающихся к занятию в кружках, спортивных секциях, спортивных клубах и творческих объединениях.

- Проведение социологических опросов и анализ полученных результатов, на основе которых проводятся необходимые мероприятия и готовятся научные работы.

Для формирования более полной картины, нами был проведен опрос среди студентов и профессорско-преподавательского состава НКЦ и медицинского колледжа. В рамках данного опроса были охвачены 149 студентов НКЦ и колледжа и 34 человека из состава ППС.

1. Источники информации, которые Вы используете, чтобы узнать о политических события:

  • Интернет – 68% (студенты) / 82% (преподаватели)
  • Друзья, одноклассники –  8% / 0%
  • Семья, близкие люди – 13% / 0%
  • Телевидение, газеты – 9% / 18%

2. Мнения о важности согласования митингов:

  • Думаю, что согласование митингов – это необходимый шаг, обеспечивающий общественную безопасность – 65% / 87%
  • Думаю, что закон о согласовании митингов нарушает права и свободу волеизъявления человека – 3% / 6%
  • Затрудняюсь ответить – 32% / 7%

3. Причины участия в митингах

  • Получение каких-либо выгод - возможно платы за участие или другие бонусы – 0% / 0%
  • Интерес, желание просто посмотреть, как проходит митинги – 2% / 7%
  • Некая «мода», движение, желание быть в «тусовке» – 4% / 0%
  • Гражданская активность, желание изменить ситуацию в стране – 85%/87%
  • Затрудняюсь ответить – 9% / 6%

4. Что такое экстремизм, по Вашему мнению? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

  • Насилие на основе неприязни к другой национальности – 13% / 33%
  • Нетерпимость во всех её проявлениях – 9% / 6%
  • Способ восстановить справедливость – 3% / 0%
  • Пропаганда насилия – 28% / 28%
  • Готовность применять насилие для достижения целей – 26% / 28%
  • Допустимость использования крайних мер – 10% / 0%
  • Затрудняюсь ответить – 11% / 5%

5. Обсуждали ли Вы проблему экстремизм в кругу своих знакомых?

  • Да – 34% / 0%
  • Нет – 66% / 100%

6. Влияет ли для Вас национальность на отношение к человеку?

  • Конечно, да – 0% / 0%
  • Не одобряю плохого отношения к другим национальностям, но понимаю причины – 28% / 31%
  • Конечно, нет – 60% / 62%
  • Мне безразлично – 12% / 7%

7. Какие проявления экстремизма кажутся Вам наиболее опасными для общества (можно выбрать несколько вариантов ответа):

  • Ø Политические убийства, физические расправы – 30% / 16%
  • Ø Осквернение, разрушение памятников, могил  – 13% / 4%
  • Ø Унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей других национальностей, вероисповеданий – 27% / 38%
  • Ø Пропаганда фашизма и др. – 23% / 38%
  • Ø Призывы к запрету существующих партий и движений – 3% / 0%
  • Ø Затрудняюсь ответить – 4% / 4%

8. Какой способ борьбы с экстремизмом самый эффективный по Вашему мнению?

  • Ø Развитие молодежного движения, спортивную и культурную работу – 3%/15%
  • Ø Правовое и духовно-нравственное воспитание – 87% / 62%
  • Ø Работа правоохранительных органов – 3% / 8%
  • Ø Нет эффективных форм борьбы с экстремизмом – 0% / 0%
  • Ø Затрудняюсь ответить – 7% / 15%

По итогам проведенного опроса можно выделить следующие основные выводы:

1. Главным источником информации, как для студентов, так и для преподавателей, с большим отрывом выступает сеть Интернет.

2. Абсолютное большинство студентов и преподавателей согласны с тем, что согласование митингов является важной частью обеспечения социальной безопасности.

3. Главной причиной митингов обе опрошенные категории считают проявление гражданской активности и желание изменить ситуацию в стране.

4. Студенты в большей степени понимают экстремизм как пропаганду насилия (28%) и готовность его применения для достижения корыстных целей (26%). У старшего поколения данные критерии также популярны, но первое место занимает восприятие экстремизма как насилия на основе неприязни к другой национальности (33%).

5. Две трети опрошенных студентов и все охваченные преподаватели не обсуждают вопросы экстремизма в кругу своих знакомых.

6. Большинство студентов и преподавателей считают абсолютно неприемлемым влияние фактора национальности на отношение к другому человеку. При этом треть опрошенных отмечают, что не одобряют такого поведения, но находят этому объяснение.

7. Студенты считают наиболее опасными формами проявления экстремизма политические убийства и физические расправы, унижения, оскорбления и угрозы в адрес представителей других национальностей и вероисповеданий, а также пропаганда фашизма и др. Из числа сотрудников наиболее популярными являются национально-религиозный и фашистский факторы (по 38%).

8. Абсолютное большинство участников опроса сходится во мнении, что наиболее эффективным способом профилактики экстремизма и терроризма является правовое и духовно-нравственное воспитание молодежи.

Полученные результаты позволяют нам отметить, что большинство студентов и сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава имеют высокий уровень подкованности и осведомленности в вопросах профилактики экстремизма и терроризма. Различия по некоторым пунктам опроса можно объяснить разницей в возрасте у двух опрошенных категорий.

Помимо вышеуказанной работы, сам учебный процесс НКЦ также задействован в профилактической деятельности. Так, по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 22 декабря 2022г, по поручению президента РФ Владимира Путина, с 1го сентября во всех вузах нашей страны начали вести дисциплину «Основы российской государственности» на первом курсе образовательных программ вне зависимости от направлений подготовки студентов. Основной целью преподавания данной дисциплины является формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины. Подобный комплексный подход к профилактике экстремизма и терроризма позволяет существенно увеличить эффективность данной деятельности и помогает определиться с дальнейшими векторами работы.

Таким образом, на современном этапе идет серьезный акцент на привлечение молодых ребят в идеологию экстремизма и терроризма. Именно молодежь входит в особую группу риска, которая склонна к девиантному поведению и является легкой добычей для манипуляторов и подстрекателей. Проведение профилактических мероприятий против идеологии терроризма и экстремизма среди молодёжи, т.е. воспитание толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.

Мусаева А. М. и Гасанов Г. Н., студенты АНО ВО «Научно-клинический центр имени Башларова», лауреаты Конкурса «Наука и образование против идеологии терроризма, экстремизма и религиозного радикализма»

Комментарии (3)Add Comment
0
Главным источником информации, как для студентов, так и для преподавателей, с большим отрывом выступает сеть Интернет
Автор: Кирилл из любимого Ёбурга, студент , 04 Март, 2024
И это не удивительно! ЦТВ в ауте, смотреть нечего, информации "ноль". Программы (за исключением нескольких на Россия 1, Звезда, РенТВ, Планета, ну еще может быть парочку) отстой, особенно с участием, так называемых "звезд" шоу бизнеса.
Одни сплетни и копание в грязном белье!
За что ИМ ПЛАТЯТ????????????
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +76
0
Главным источником информации, как для студентов, так и для преподавателей, с большим отрывом выступает сеть Интернет
Автор: Владимир, студент, Москва , 27 Январь, 2024
И это не удивительно.
Не знаю как там в Дагестане, но в Москве думаю показатель популярности ЦТВ среди студентов еще ниже.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +198
0
Главным источником информации, как для студентов, так и для преподавателей, с большим отрывом выступает сеть Интернет
Автор: Василий Мачула, Благовещенск , 26 Январь, 2024
Лично я не удивлен исследованиями махачкалинских студентов:
".... Источники информации, которые Вы используете, чтобы узнать о политических события:
Интернет – 68% (студенты) / 82% (преподаватели)
Друзья, одноклассники – 8% / 0%
Семья, близкие люди – 13% / 0%
Телевидение, газеты – 9% / 18%... "
То, что у жителей Махачкалы нет телевизоров - я очень сомневаюсь!!!! Но то, что наиболее политически активная ее часть "черпает" новостную информацию из Интернета - это факт, который показывает низкий уровень доверия к официальным источникам информации.
Следовательно:
1. Или информация доводится до населения на низком аргументированном уровне (т.е. непрофессионально);
2. Или доверия у населения к официальным источникам информации иссякло.
Вывод - возможности "затуманить" мозги населению у "неформальных" (скажем мягко) пропагандистов, превосходят (вторая позиция в исследованиях) возможности официальных средств пропаганды.
Неудивительно, что события в махачкалинском аэропорту имели такой резонанс!!!!!!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +201

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 24.12.2023 11:18 )  
Ты здесь: Главная Главная ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В «НАУЧНО-КЛИНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ИМЕНИ БАШЛАРОВА»