Текущие негативные события и резкие изменения в военно-политической и оперативной обстановке вокруг внутреннего вооруженного конфликта на Донбассе вынудили практически перейти на круглосуточный режим работы и задействовать весь киберпотенциал НАТО и ЕС для противодействия так называемой «агрессивной вредоносной и злонамеренной политике России» в информационном пространстве.
По оперативным расчетам для реализации скоординированных мер Североатлантического альянса и Европейского союза в рамках проведения широкомасштабной информационной войны в настоящее время задействованы значительные силы общей численностью от 150 до 200 тыс. человек, включая специалистов в области IT-технологий, информационно-психологических операций, компьютерной разведки, стратегической пропаганды, общественной дипломатии, взаимодействия с национальными и зарубежными СМИ, а также персонала в области обеспечения кибербезопасности.
Основу кибервозможностей и киберпотенциала, в том числе для нанесения ущерба наиболее важным системам обеспечения жизнедеятельности государства и населения, составляют так называемые формирования кибервойск, прежде всего США, Великобритании, Германии, Франции, Норвегии и Польши. В настоящее время численность киберкомбатантов в этих структурах превышает несколько десятков тысяч военнослужащих и гражданского персонала. Так, Киберкомандование США (USCYBERCOM) – более 64 тыс.чел., киберструктуры ФРГ (Kommando Cyber und Informationsraum) и Франции – 14,5 тыс. чел. и 4 тыс. чел соответственно. Национальные кибернетические силы (NCF) Соединенного Королевства – около 2 тыс. персонала. В численности кибервойск не учтены военнослужащие специальных формирований вооруженных сил для проведения психологических операций (например, 4 Гр.ПСО Пентагона – 2,7 тыс.чел., 77 бр ПСО Великобритании численностью 1,5 тыс. чел.).
Командные структуры кибервойск ВС государств-членов НАТО:
Бельгия – группа информационный операций (более 60 чел.);
Великобритания – управление кибернетических и информационных операций СК ВС с оперативным подчинением 77 бр ПСО 6 дивизии обеспечения СВ;
Германия – Главное командование сил кибернетических операций и информационного обеспечения, Центр информационных операций Бундесфера (более 800 чел.);
Нидерланды – командование кибернетических операций (250 чел.);
Норвегия – кибернетическое командование (1.230 чел.);
Польша – командование войск кибернетической обороны (2.000 чел.) и центр кибернетических операций (500 чел.);
Франция - кибернетическое командование ВС (4.200 чел.) и семь региональных центров кибернетических операций по 300 чел. в каждой структуре;
Чехия – командование кибернетических сил и информационных операций (500 чел.).
Вышел на полноценную боевую работу Центр киберопераций при штабе ОВС НАТО в Европе.
Как показывает анализ эффективность деятельности этой многотысячной армии дезинформаторов, привыкших работать строго по шаблонам и указаниям, не приносит ожидаемого для «коллективного Запада» результата в информационно-психологической области. В критической и напряженной ситуации очевидна низкая компетентность и не способность обеспечить общее руководство стратегической пропагандой блока лично генеральным секретарем альянса, не говоря о его помощнике в лице начальника управления по вопросам общественной дипломатии (Public Diplomacy Division) Международного секретариата блока.
На этом поприще особой пользой не отмечена и работа Центра передового опыта НАТО в области стратегической пропаганды (STRATCOM COE в количестве 23 чел.), учрежденной в Риге в 2014 году. Свою лепту в оправдание своего существования пытаются внести Центр передового опыта НАТО по энергетической безопасности (ENSEC COE, г. Рига), Центр передового опыта совместной киберзащиты НАТО (CCD COE, г. Таллин) и Российская информационная группа (RIG).
Поэтому в информационное пространство из расчета на обывателей вбрасываются фейки-аргументы типа «сроки российской агрессии против Украины переносятся в связи с потеплением, что затрудняет применение танков». Например, американский телеканал CNN сообщил, что российское вторжение на Украину 16 февраля не состоялось из-за погодных условий. По мнению экспертов этого информагентства, оттепель, которая установилась на границе Украины и России, не даёт замёрзнуть влажной земле, что делает её труднопроходимой для военной техники, остановившей Т-72 «Урал» и Т-90 «Владимир», несоразмерное применение силы российскими войсками (удар по роддому в Мариуполе, где занимал огневые позиции карательный батальон «Айдар»), готовность России применить химоружие и т.д.
Подобные новости делаются на основе дезинформации от спецслужб или специальных структур (формирований) для проведения информационно-психологических акций «под чужим флагом» с одной целью - отвлечь внимание мировой общественности от подготовки Украины к нападению на Донбасс вопреки Минским соглашениям.
Более пятнадцати лет подготовки американскими инструкторами киберкомбатантов из числа своих союзников по НАТО принесли определенные «положительные» результаты, которые сегодня и вылезают на поверхность как демаскирующие признаки их «зловредной деятельности». В работе руководящими документами организации строго определено использование четырех основных способов дезинформации:
максимальное упрощение сведений и сообщений в интересах внедрения в сознание необходимых (заданных) выводов, суждений и мнений;
искажение достоверной (ценной), но не отвечающей интересам альянса, информации;
введение на всех уровнях тотальной цензуры с целью исключения или ограничения распространения сведений, компрометирующих или дискредитирующих деятельность НАТО;
сокрытие (замалчивание) важных сведений.
В целях обеспечения массированного применения кибервозможностей блока, максимального сосредоточения усилий на российском направлении, а также более рациональном использовании финансовых и других имеющихся ресурсов, в соответствии с последними директивными и планирующими документами альянса вся основная деятельность НАТО в информационно-коммуникационном пространстве организована и реализуется в рамках одной информационной кампании, включающей проведение нескольких стратегических информационных операций (СИО) по трем ключевым задачам (направлениям):
«создание проекции стабильности» - мероприятия СИО проводятся в информационно-коммуникационном пространстве государств-партнеров альянса с целью формирования у населения устойчивого мнения о том, что НАТО является единственной надежной военно-политической организацией, обеспечивающей безопасность в современном мире, в том числе от российской агрессии;
«сдерживание и необходимый диалог» - мероприятия СИО проводятся в информационно-коммуникационном пространстве России и ее союзников с целью предотвращения агрессии со стороны России в отношении государств – членов НАТО;
«стратегическая оборона и безопасность» - мероприятия СИО проводятся в информационно-коммуникационном пространстве государств-членов альянса с целью формирования негативного общественного мнения в западных странах к политике Российской Федерации, а также обоснования мер по расширению и укреплению блока, в том числе увеличения выделяемых финансовых затрат на его нужды.
В указанную работу усилиями США и НАТО полноценно втянут Европейский Союз. Для этого в ЕС за последние годы созданы соответствующие механизмы, сформированы пропагандистские структуры, организован процесс разработки планирующих документов на основе единых подходов к использованию информационно-коммуникационного пространства для противодействия и сдерживания России.
В этих целях с 2015 года в составе Европейской внешнеполитической службы функционирует Оперативная группа стратегической пропаганды «Восток» в тесном взаимодействии с Европейским центром передового опыта в области противодействия «гибридным» угрозам (г.Хельсинки) с бюджетом около 3 млн.евро на содержание около 80 чел., а также Центром военного планирования и управления зарубежными небоевыми миссиями ЕС (г.Брюссель), Агентством сетевой и информационной безопасности ЕС, Центром по обмену новостями на русском языке (Чехия).
В текущем 2022 году стратегическая пропаганда на международной арене, включая информационное обеспечение политики ЕС и политики безопасности в международных организациях и среди населения западных стран, реализуется по соответствующим скорректированным документам стратегического планирования (2015, 2016, 2018 г.г.).
Кроме мероприятий, проводимых кибервойсками и аффилированными с ними структурами, НПО и СМИ, в информационно-психологической сфере по обоснованию так называемой «злонамеренной деятельности» со стороны России, особое внимание в последние годы уделяется попыткам и наработке опыта проведения «вредоносных воздействий» на отдельные объекты критической важной информационной инфраструктуры.
Следует отметить, что по вопросам противодействия использованию ИКТ в преступных целях в информационном пространстве нашей страны пресечено функционирование более 13 тыс. вредоносных ресурсов. В тоже время в январе и в ночь с 13 на 14 февраля т.г. США и Польша в очередной раз бездоказательно обвинили Россию в хакерских атаках на критически важные сети и правительственные ресурсы Украины. При этом газета The Washngton Post не смогла привести доказательств, что за кибернападениями стоит именно Российская Федерация. В этом контексте важно обратить внимание на заявление 14 февраля т.г. в Совете Федерации заместителя Министра иностранных дел России О. Сыромолотова о том, что «западные партнеры продолжают противодействовать реализации инициативы по разработке в рамках созданного специального комитета международной конвенции по противодействию использованию ИКТ в преступных целях».
В связи с этим важно отметить целенаправленную деятельность в политических интересах США и их союзников на международной арене и, прежде всего в ООН, по размыванию и смешению различий между вредоносным воздействием (действием) и злонамеренным воздействием (действием).
Вредоносное воздействие – любые действия вредоносных программ, приводящие к нарушению работоспособности компьютерных систем.
Примечание: Это, как правило, сфера информационно-технического воздействия на КВИО информационной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность государства.
Злонамеренное воздействие (действие) – причинение вреда с использованием ИКТ со злым умыслом.
Примечание: Это, как правило, сфера информационно-психологического воздействия (область общественного сознания). В этом аспекте следует рассматривать деструктивное информационно-психологическое воздействие, осуществляемое на политические и социально-экономические процессы, деятельность гос.органов, а также на физических и юридических лиц в целях нанесения ущерба нац.безопасности государства. Другими целями могут быть определены, как показывает практика, ослабление обороноспособности страны, нарушение государственной и общественной безопасности, оказание содействия в принятии и заключении невыгодных законодательных актов или международных договоров, осложнение отношений с дружественными государствами, создание социально-политической напряженности, оказание влияние на избирательные компании в органы власти различных уровней, формирование угроз возникновения «ЧС», а также постепенного разрушения (девальвации) традиционных духовно-нравственных ценностей. Основным способом злонамеренного воздействия в отличие от вредоносного воздействия (использование вредоносного ПО или софта) является распространение дезинформации или негативного контента. Дезинформация – распространение заведомо ложной (частично ложной или искаженной) информации с целью оказания заданного (целенаправленного) влияния на общественное мнение или политику в стране или за рубежом. Один из наиболее эффективных способов (методов) деятельности политических структур и спецслужб в различных областях с планированием и продвижением по единому замыслу ложных сведений с целью формирования неверного представления о событиях, фактах и явлениях в интересах дискредитации, компрометации или причинения прямого и косвенного ущерба субъекту воздействия и/или принятия им определенного управленческого решения.
Таким образом, смешение (умышленное) размывание различий между вредоносным воздействием (действием) и злонамеренным воздействием (действием) преследует достижение далеко идущих целей отнести к конкретной области уголовно-наказуемых преступлений в сфере высоких технологий (киберпреступлений) бездоказательную причастность неугодных государств, организаций или юридических и физических лиц к изготовлению и/или распространению негативного (деструктивного) контента (дезинформации).
В этом контексте стоит вспомнить компанию обвинений России о вмешательстве в выборную кампанию США, а потом и в ряде других западных стран. Примером, попытки завуалировать значение этих понятий представителем государственного департамента США может являться доклад Группы правительственных экспертов ООН 2015 года, в котором содержаться 11 добровольных, не имеющих силы норм ответственного поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности.
Проведенный краткий обзор активности в информационной сфере свидетельствует о недооценке экспертами в области IT-технологий опасности всей совокупности информационных угроз с принятием неотложных мер на международном и национальном уровнях. Вот почему руководители России и Китая посчитали важным заявить 4 февраля 2022 г. о необходимости объединить усилия международного сообщества по выработке новых норм ответственного поведения государств, в том числе юридического характера, а также универсального международно-правового документа, регулирующего деятельность государств в ИКТ-сфере. В связи с усилением и обострением противоборства в ИКТ-сфере эта задача в интересах обеспечения национальной безопасности государства должна стать одним из главных приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Сергей Коротков, кандидат военных наук
Автор: Зульфия Мурадовна , 08 Октябрь, 2024
Автор: Акакий , 08 Октябрь, 2024
Автор: Евгений Жиряков , 08 Октябрь, 2024
Автор: Олег Монгол , 21 Декабрь, 2023
Особенно сейчас в условиях беспрецедентного давления коллективного Запада.
Автор: Егор И. , 21 Декабрь, 2023
Автор: Владимир Ж. , 21 Декабрь, 2023
Автор: Владислав П. , 21 Декабрь, 2023
Автор: Владислав П. , 21 Декабрь, 2023
Автор: Владислав П. , 21 Декабрь, 2023
Автор: Дмитрий Р. , 21 Декабрь, 2023
Автор: Алексей З. , 16 Ноябрь, 2023
Автор: Алексей З. , 13 Ноябрь, 2023
Автор: Алексей З. , 10 Ноябрь, 2023
Автор: Алексей З. , 09 Ноябрь, 2023
Автор: Алексей З. , 06 Ноябрь, 2023
Автор: Алексей З. , 03 Ноябрь, 2023
Автор: Алексей З. , 30 Октябрь, 2023
Автор: Алексей З. , 26 Октябрь, 2023
Автор: Игорь Куцы , 19 Декабрь, 2022
Но успокаиваться все еще рано.
Автор: Саша П. , 15 Декабрь, 2022
В связи с этим одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности личности является нейтрализация информационного воздействия, направленного на расшатывание психологической устойчивости индивидуума, что в свою очередь приводит к повышенной уязвимости человека.
Важным шагом в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации явилось принятие федерального закона от 18 марта 2019 года№ 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым введено понятие недостоверной общественно-значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, а также определен порядок блокирования такой информации. Это позволило улучшить государственное регулирование, благодаря которому появилась возможность облегчить последствия негативного информационного воздействия на массы людей или вовсе избежать их путем наказания за распространение информации и ее профилактики.
Автор: В. Ушкин , 08 Декабрь, 2022
На мой взгляд, принципиально новое информационное законодательство Российской Федерации находится сейчас на начальном этапе своего формирования и пока не охватывает всего сложившегося многообразия отношений, связанных с профилактикой и пресечением информационных угроз и их последствий.
Работающим правовым механизмом на сегодняшний день является блокировка деструктивного контента Роскомнадзором, однако, осуществить это в рамках множества пользователей и платформ задача достаточно сложная: быстрый обмен информацией, анонимность в Интернете, количество сайтов и приложений.
Обязательно нужно развивать правовое обеспечение информационной безопасности в общем и информационно-психологической безопасности в частности, а также обратить пристальное внимание на развтие в области международного сотрудничества.
Автор: Д. Хромой , 04 Декабрь, 2022
Особенно сейчас в условиях беспрецедентного давления коллективного Запада.
Автор: Валерия Пузиковская , 01 Декабрь, 2022
Таким образом, необходимость совершенствования правового обеспечения информационной безопасности, в том числе и в области международного сотрудничества, не вызывает сомнений.
Следует особо отметить, что Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве целей обеспечения национальной безопасности определяет, укрепление сотрудничества Российской Федерации с иностранными партнерами в области обеспечения информационной безопасности.
Автор: Сашко Мурзой , 29 Ноябрь, 2022
Влияние цифровой трансформации и динамичное развитие информационно-телекоммуникационных технологий свидетельствуют об усилении роли и значения информационной безопасности в системе национальной безопасности.
Учитывая, что главным препятствием национальному правовому регулированию в этой области является трансграничность информационной сферы, Российская Федерация пытается с этим справляться посредством новых документов, принимаемых в целях сотрудничества с иностранными государствами для создания эффективной системы международной информационной безопасности. При этом, наша страна демонстрирует взвешенную позицию увеличения доли самостоятельности в вопросах управления информационным пространством при соблюдении должного баланса между национальным и международным компонентами.
Автор: Назаренко Егор ИУ10-125 , 16 Май, 2022
Автор: Владимир Гудзь, студент , 25 Март, 2022