Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛЕМИКИ МЕЖДУ «ТРАДИЦИОННЫМ» И «РАДИКАЛЬНЫМ» ИСЛАМОМ

Печать

Сегодня на Сайте начинаются публикации работ студентов, аспирантов и  молодых ученых лауреатов Всероссийского Конкурса «Наука и образование против идеологии экстремизма, национализма, русофобии, религиозного радикализма».

Эти публикации  не в коей мере не являются «выражением преданности генеральной линии», они наболели в нашей среде и выражают суть отношения молодежи к проблемам сегодняшнего дня.

К ним нельзя относиться «свысока», они «выстраданы» сутью проблемы. Может быть это видение «с погреба», но ЭТО МЫ, МОЛОДЕЖЬ, ВИДИМ СЕГОДНЯШНЮЮ РЕАЛЬНОСТЬ, ТАК!

Первая публикация по праву принадлежит Суховой Ирине!

Во-первых, как лауреату Конкурса. Во-вторых, Ирина, для своего исследования выбрала «не простую проблему» даже для «отличницы, спортсменки, комсомолки…» (помните «Кавказскую пленницу»).

В  третьих, это исследование заслуживает особого внимания как для политологов, так и для «чиновников от образования» в хорошем смысле слова!

Почему? Поймете, когда прочитаете! И, так!!!!

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛЕМИКИ МЕЖДУ «ТРАДИЦИОННЫМ» И «РАДИКАЛЬНЫМ» ИСЛАМОМ.

Ислам, как любая развитая религия, к тому же заслуженно имеющая статус религии мировой, представляет собой универсальную систему, регулирующую практически все стороны человеческой жизни.

Особую роль в исламе играет шариат (правильный, прямой путь), который представляет собой правовую доктрину, включающую в себя также нравственные и культовые предписания. Ядром шариата является фикх («глубокое знание, понимание») – мусульманская юриспруденция, сложившаяся в Средние века и действующая до сих пор в абсолютном большинстве стран исламского мира.

К сожалению, приходится признать, что в современном общественном сознании, не без помощи СМИ, создан и существует искаженный образ ислама как религии якобы исключительно нетерпимой, оправдывающей убийства «неверных» и иные насилия. «Подпиткой» для подобных представлений о исламе служат многочисленные террористические организации, действующие по всему миру, в том числе в России, которые дают опираются на радикальное прочтение исламской традиции.

Насколько справедливо такое мнение? Мусульманские религиозные деятели и простые верующие скажут: «Нет, несправедливо! Ислам – великая религия мира, а террористы – люди, исказившие ислам, отошедшие от истинной веры, по большому счету – немусульмане».

Обоснованность этого аргумента позволит выявить анализ базовых особенностей мусульманской юридической науки в ее «мазхабических» (буквально с арабского «школьных») разновидностях. Данному вопросу и посвящена предлагаемая конкурсная работа.

В IX – X вв. сформировалась мусульманская юридическая наука – аль-фикх (араб. «глубокое знание», «глубокое понимание»).

Если быть более точным, мусульманское право делится на  фикх(практическое право) и усул ал-фикх(теоретическое право).  В данной статье основное внимание будет уделено мусульманской юриспруденции– фикху, как направлению практико ориентированного права. Необходимо учитывать, что фикх является более узким понятием, нежели шариат (араб. «прямой, правильный путь»), поскольку шариат включает в себя не только юридические нормы, но также разнообразные бытовые и нравственные предписания. Фикх же, в свою очередь, является составной частью шариата.

Более того, с точки зрения исламских богословов, шариат – это то, что было передано людям Богом-Аллахом через пророка Мухаммада. Шариат, таким образом, понимается как божественное откровение: его нормы нерушимы и строго соблюдаются. В отличие от шариата, нормы фикха не вечны и могут изменяться во времени [1, c. 51; 4, c. 7].

Различные правовые школы ислама (о которых подробнее – ниже) дают свои определения мусульманской юриспруденции. Например, школа ханафитов трактует фикх как практическое понимание шариатских решений, вынесенных за и против, исходя из действий человека. Другая исламская юридическая школа – шафиитская – определяет фикх как понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение, поведение и наказание. Очевидно, что шафиитская трактовка, в отличие от ханафитской, сближает понятия «шариата» и «фикха», фактически делая их синонимами. Тем не менее, фикх – это шариатские нормы, относящиеся именно к юриспруденции. Фикх – это право, которое судит человека за совершенные им действия; это, подчеркнем лишний раз, результат практической деятельности.

Как любая развитая система права, фикх имеет четкую структуру и делится на следующие разделы: аль-ахваль аш-шахсийя – право личного статуса, регулирующее семейно-брачные отношения и вопросы наследования имущества; аль-ахкам ас-султанийе – финансово-административное право; укубат – уголовное право; сийяр – особый раздел, регулирующий отношения между мусульманами и не-мусульманами.

В основе мусульманской юриспруденции лежат так называемые «корни фикха» (араб. «усуль аль-фикх»), к которым относят Коран, Сунну, а также два юридических метода – иджму и кияс.

Иджма – юридический консенсус, единодушное мнение мусульманских юристов (факихов) по отдельному юридическому вопросу. Кияс – суждение по аналогии, сопоставление модели решаемого вопроса с моделью уже решенного похожего вопроса и выведение решения по аналогии.

Кроме того, важным методом средневекового фикха был иджтихад (араб. «старание», «усердие») – право факиха выносить самостоятельные решения на основе «корней фикха». Правда, в Х столетии «двери иджтихада закрылись», то есть этот метод перестали применять большинство мусульманских юристов, что сохраняется по сей день.

История формирования фикха делится на четыре этапа.

Первый этап охватывает 610 – 632 гг. и связан с деятельностью основателя ислама. Считается, что история фикха начинается еще с пророка Мухаммада (570–632 гг.): именно им были заложены основы выведение правовых норм из «божественных откровений», то есть Корана (священной книги ислама) и Сунны (жизнеописания пророка). Нормы, которые содержатся в данных источниках мусульманского права, взяты из жизни. Они складывались из различных событий или происшествий, которые происходили с пророком ислама. К нему приходили люди со своими проблемами, он давал на них ответы. Так постепенно и складывались источники мусульманского права. То же самое касается и Сунны.

После смерти пророка развитие мусульманского права не остановилось, а было связано с правлением «праведных» халифов – Абу Бакра, Омара, Османа и Али ибн Аби Талиба. Это – второй этап формирования фикха, охватывающий 632–661 гг. В их правление произошло расширение границ первого в истории человечества исламского государства – Арабского Халифата, в состав которого вошли новые территории со своим укладом жизни, новые нравы, культуры, зачастую отличавшиеся от мусульманских. А ответов на то, как адаптировать эти нравы и обычаи к исламу, в шариате не было. Приходилось находить новые решения на данные вопросы. Если возникала ситуация, на которую не находилось ответа в Коране, то ответ богословы-факихи сначала искали в Сунне. Если ответ не находился и в ней, то созывалось собрание ведущих сахабов (сподвижников пророка Мухаммада), на котором пытались найти верное решение этой проблемы – так сложился упомянутый выше метод иджма. Если невозможно было прийти к единому мнению, то халиф соглашался с мнением большинства. Но иногда халиф делал собственный иджихад, который становился прецедентом для похожих ситуаций.

Следующий, третий этап развития практического права связан с династией Умайядов (правили в 661–750 гг.). В их царствование появились черты, которые отрицательно повлияли на фикх. Халифы Умайяды хотели использовать фикх в своих интересах. Это привело к тому, что ученые стали покидать государство Умайядов и селиться в других местах. Такое переселение привело к тому, что стали создаваться многие школы исламского правоведения – мазхабы. Каждый из этих ученых-факихов имел свое мнение, которое отличалось от мнения другого. Причиной этого было то, что факихи действовали в разных географических районах, с разными обычаями, традициями и другими проблемами, которые они встречали на новом месте. Следует отметить, что именно в этот период были сделаны первые попытки составить сборники фикха.

В настоящее время только сборники фикха имеют силу закона, а Корану и сборникам хадисов отведена роль книг для назидательного чтения. Фактически основной тенденцией шариата была оценка различных обстоятельств жизни с точки зрения религии. Чисто юридическая точка зрения была введена впоследствии. Были попытки установить составные части шариата: правоверные сунниты различают в нем обстоятельства, относящиеся к культу (ибадат), юридические действия (муамалят) и наказания (укубат). Шииты приняли более разработанную классификацию.

Что же касается действий людей, то они были разбиты на пять категорий (ахкам), как с точки зрения религиозной, так и с точки зрения гражданской. С точки зрения религиозной различались: 1) обязанность (фард) или необходимое действие (ваджиб), - в эту категорию вошли действие, совершение которых вознаграждается,  а несовершение  влечет наказание; фард подразделяется на личную обязанность (напр., молитва) и дополнительную обязанность (напр., паломничество); 2) рекомендованное действие (мандуб), за которое полагается награда, но несовершение которого не наказуется; 3) дозволенное действие или безразличное действие (мубах); 4) предосудительное, но не наказуемое действие (макрух); 5) запрещенное действие и наказуемое (харам). Классификация действий на эти пять категорий послужила причиной различий между правоверными мазхабами. С точки зрения гражданской, действия были разделены на правильные (сахих), неверные (батиль), дозволенные (джаиз), действенные (нафид) и связывающие (лазим).

Таким образом, в шариате можно различить, с одной стороны, правила, относящиеся к культу, а с другой – юридическиепредписания.

Расцвет фикха приходится на правление династии Аббасидов (750 – 1258 гг.). Именно в этот период происходит оформление фикха в самостоятельную исламскую дисциплину. Именно в этот период окончательно сложились особые правовые толки, или, иными словами, юридические школы – мазхабы, ряд которых действует и в настоящее время.

Ирина Сухова, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, Саранск, продолжение следует.

Комментарии (4)Add Comment
0
Почему? Поймете, когда прочитаете!
Автор: Рафаэль Кускаров, прфессор, Уфа , 02 Декабрь, 2014
Ну, что, прочитал!
С "вашего погреба" хорошо виден горизонт!
Думаю, что "ваш погреб" и является той площадкой, где можно свободно обсуждать проблемы РЕЛИГИИ!
Почему? Да потому, что Вы "еще не зашорены"!)))))
А, так, работа, в принципе, познавательная, не хватает "остроты ощущения".
Да, это и понятно! Сессия впереди!!!!! Да, и регион, в общем-то, "не такой уж спокойный".
Но работа, с точки зрения, "популизма", в хорошем смысле слова, заслуживает внимания!!!!!!
Я, башкир, и как понимаете - мусульманин!
Кстати, полковник в отставке!
Друг предложил прочитать эту статью.
Что я могу сказать?
С точки зрения "исследования проблемы" - автор, в принципе, "вложила определенный труд в исследовании влияния Ислама на формирование общественной составляющей на внутреннюю политику России"!
С точки зрения ГОРИЗОНТА исследования, могу сказать, что "видение проблемы" студентки вряд ли повлияет на общественное мнение. Но "капля - камень долбит"!!!!!!
В, принципе, СОГЛАСЕН с площадкой "Наука и образование против идеологии экстремизма..."
Маруф Чубаров (мой наставник и командир) - правильно определил направление основных усилий по воспитанию молодежи!
Командир! Мы - с тобой! Вспомним ВСЕ "горячие точки" и твоих "протеже" поддержим!!!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +134
0
Ислам -это, религия. А "Бандерология" - это, что?
Автор: Исса, Крым, теперь уже - Россия, иммам , 01 Декабрь, 2014
Для Димы из Одессы!
Прошу не путать религию с идеологией!
Религия - Вечна (любая, которая ВЕЧНА - Ислам, Христианство, Буддизм), идеология - временна!!!
Бандерология - это идеология украинских неофашистов, она временна и ущербна!
Религиозное сознание - ВЕЧНО!!!!! Потому, что оно ВЕЧНО!!!!!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +125
0
Может быть это видение «с погреба», но ЭТО МЫ, МОЛОДЕЖЬ, ВИДИМ СЕГОДНЯШНЮЮ РЕАЛЬНОСТЬ, ТАК!
Автор: Дима, Одесса , 01 Декабрь, 2014
Прочитал и первую и вторую часть!
Что сказать?
Мне понравилось!
Но как эта "работа-исследование...!" может быть применено на практике?
Ислам -это, религия. А "Бандерология" - это, что?
Это - идеология?
Чем отличается "бандеролология" от традиционных религий?
Я в Одессе! Мне по фигу Ваши проблемы, я хочу ЖИТЬ и при христианстве, и при исламе, и при нашем иудаизме!!!!!
Мне противен патриарх киевский (предатель), я ненавижу предателей-сионистов, я не понимаю иудеев, которые предали "память" Холокоста, но я не понимаю и Ислам, который МОЛЧИТ на УКРАИНЕ!!!!!!
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +84
0
Может быть это видение «с погреба»,)))))
Автор: Руслан, МГПИ, но московский , 29 Ноябрь, 2014
Начало положено хорошее! Интересно, что будет дальше.
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +59

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 29.11.2014 09:53 )  
Ты здесь: Главная Новости Аналитика МУСУЛЬМАНСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛЕМИКИ МЕЖДУ «ТРАДИЦИОННЫМ» И «РАДИКАЛЬНЫМ» ИСЛАМОМ