Общеизвестно, что национальный и религиозный факторы всегда являются мотивацией человеческого поведения. Что же является мотивацией для террористов? Как они объясняют своё поведение и свои действия, опираясь на религиозный фактор? Чем прикрываются террористы?
Конечно, первым и самым важным является «джихад». Необходимо разобраться, что из себя на самом деле представляет это понятие, неправильно понятое и неправильно трактуемое террористами.
Джихад, или священная война, о которой говорит Пророк Мухаммед, имеет смысл, совершенно отличный от того, как он часто понимается. Слово «джихад» происходит от корневого слова в арабском языке, означающего «стремиться, прилагать усилие».
По мусульманскому закону, мусульмане вправе вести войну против четырёх врагов: неверных, отступников, мятежников и разбойников. Только первые две категории попадают под понятие джихад. Древние мусульманские правоведы считали, что существует джихад сердца, джихад языка, джихад рук и джихад меча.
Джихад считается религиозным долгом мусульманина. Верующий должен бороться против зла и дьявольщины в самом себе, путём самодисциплины, стремиться следовать воле Аллаха, идти по указанному им прямому пути, быть добродетельным, совершенным мусульманином. Это «большой джихад», а «малый джихад» - это борьба за распространение и защиту ислама. В Сунне говорится о том, что применение силы в сражении есть малый джихад, а усилия, направленные на мирное личное исполнение требований ислама (самосовершенствование) – большой, или высший джихад [Мирский Г.И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. М., 2008 г. С. 32].
Исламисты делают упор на «малый джихад». В Коране написано: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами…И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас…И убивайте их, пока не закончится смута и вера вся будет принадлежать Аллаху» [Коран. Перевод Крачковского И.Ю., М., 2008г., 2:109].
Можно, конечно, понять и объяснить это с историческим контекстом, указать на то, что речь идёт о многобожниках, а не о христианах, к тому же наряду с призывом убивать их есть и ограничение: во второй суре сказано: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте пределов дозволенного»[там же, 2:109]. Но при желании можно истолковать слова Корана, как призыв убивать всех не мусульман и отступников. Что и делают экстремисты. Силовое и воинственное истолкование джихада стало идейным инструментом для радикальных, экстремистских исламистских организаций.
Джихад может потребовать борьбу на пути Аллаха как форму самопожертвования. Но его сущность включает в себя: 1) Истинную и искреннюю веру, которая также фиксирует внимание на Боге так, что все эгоистичные или мирские мотивы мелкими, незначительными и исчезают; 2) Искреннюю и убеждённую деятельность, предполагающую пожертвование (если необходимо) жизнью, личностью или собственностью в служении Богу. Грубая борьба противоположна духу Джихада, тогда как искренние строки, написанные пером учёного, или голос проповедника, или содействие состоятельного человека могут быть самыми ценными формами Джихада [ Сайд, Муджтаба Мусави Лари Основные положения Ислама. Баку., 1999 г. С. 33].
Особенностью ислама состоит в том, что ислам децентрализован. Нет единого центра и нет религиозного лидера, главного сановника которому подчинялись бы все мусульманские религиозные деятели. Но между тем, ислам – это не просто религия, а образ жизни и мировоззрения, основа целой цивилизации. Вера, которая есть, объединяет их так, что недостаток единого религиозного центра и религиозного лидера не настолько сильно наносит урон мусульманам. Придерживающиеся разных бытовых традиций и живущие в неодинаковых условиях, ощущают свою принадлежность к некой избранной общности. Это и есть мусульманская солидарность.
Как уже говорилось ранее, к власти в религиозных учреждениях сейчас приходят люди, которые не знают законов ислама, они не правильно истолковывают понятия мусульманской религии. Они заблуждаются сами и вводят в заблуждение весь исламский мир. Джихад никогда не был воинственным понятием. Никогда Коран не призывал беспощадно относиться к людям. Террористы – исламисты не понимают того, чем они оппонируют, выбирают определённые понятия и слова, не вдумываясь в суть.
Религиозный фактор – мотивация для народа, а террористы пользуются этой мотивацией, но поступают подло, они не верующие и не сторонники веры. Религия не должна быть фактором и силой для жестокости, для убийства и бесчинства. Люди, которые бездумно пользуются своей религией для жестоких действий, от которых страдают безвинные люди, не достойны, относится к этой религии.
Элита террористических сетей мыслит локально, а действует глобально, навязывая международному сообществу собственные правила игры. Чрезвычайно важно, чтобы элита государств мира оказались на уровне нужного момента, и нашли способ объединить свои ресурсы для борьбы с транснациональной опасностью. Способы такой борьбы должны быть более адекватны.
Террористические организации – это не армии, а транснациональные движения. И борьба с ними требует высочайшей интеллектуальной сосредоточенности, концентрации ресурсов и углубления взаимопонимания между руководителями ведущих государств мира. Можно много говорить о том, что необходимо не давать повод для возможного подъёма недовольства населения мусульманских стран против Запада, необходимо помогать странам третьего мира, искоренять безработицу и бедность, закрывать пути финансирования террористических организаций, всё это конкретные и действенные направления борьбы с экстремизмом и терроризмом в современном мире.
Николай Янковский, политолог
(окончание)


Автор: Шамиль , 17 Октябрь, 2018

Автор: Жиль , 16 Октябрь, 2018

Автор: Абдула , 16 Октябрь, 2018

Автор: Весьма интеллектуальный собеседник , 16 Октябрь, 2018

Автор: дервиш , 22 Октябрь, 2011
так происходило веками.... для того чтобы этот уровень снизить, ибо уничтожить это невозможно, есть только одно противоядие - ЭТО ПРОПАГАНДА И РАЗЪЯСНЕНИЮ СУТИ ИСЛАМА - САМОЙ МОЛОДОЙ И САМОЙ ВЛИЯТЕЛЬНОЙ РЕЛИГИИ 21 ВЕКА

Автор: дервиш , 22 Октябрь, 2011
так происходило веками.... для того чтобы этот уровень снизить, ибо уничтожить это невозможно, есть только одно противоядие - ЭТО ПРОПАГАНДА И РАЗЪЯСНЕНИЮ СУТИ ИСЛАМА - САМОЙ МОЛОДОЙ И САМОЙ ВЛИЯТЕЛЬНОЙ РЕЛИГИ 21 ВЕКА

Автор: доцент , 22 Октябрь, 2011
в прикладном плане создание интеллектаульных международных центров на всех континентах в противодействии междуародным террористическим организациям, а еще если добавить к этому концентрацию ресурсов стран, задействованных в этом противостоянии - безусловно результат был бы положительном... но...
никто не гарантирует, что эта мощь не будет направлена против отдельных цивилизаций, государств в интересах отдельных итровых суппер-держав... и эти страхи, противоречия неразрешимы, пока, по крайней мере в ближайшие 100 лет...

Автор: аспирант , 22 Октябрь, 2011
< Предыдущая | Следующая > |
---|