Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Идеологическая борьба с проповедниками терроризма - надежный способ обеспечения безопасности современного информационного пространства

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Проблема терроризма волнует сегодня каждого человека, независимо от того, в какой стране он живет, коснулась ли трагедия его родных и близких или нет. Терроризм приносит боль утраты, возмущение, слезы, но одновременно он заставляет каждого задуматься о причинах происходящего, о том, что мы способны сделать в сложившейся ситуации.

 

Терроризм, как в прошлом, так и в настоящем, выражается в преступлениях против всеобщей безопасности (взрывах, захватах заложников, убийствах), причем эти акции насилия направлены именно против мирных граждан с параллельным выдвижением конкретных требований террористов. С конца 60-х годов терроризм приобрел поистине угрожающие масштабы. Вместе с тем, что количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще объектом их становятся люди. Что заставляет людей совершать такие чудовищные акты насилия, как 11 сентября 2001 года, взрывы домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске, захват больниц в Буденовске и Кизляре, расправа над детьми в Беслане, теракты в Испании, на Ближнем Востоке? Поняв черты, мотивы терроризма и внутренние причины этого явления, можно нащупать самые эффективные пути профилактики терроризма. Известно, что борьба с нежелательным явлением обходится государству гораздо дороже, чем профилактика.

Первое, что бросается в глаза, — это признак организованного насилия. Террористы стремятся достичь различных целей методом организованного насилия. Терроризм в этом смысле — не разрозненные хаотичные проявления человеческой ненависти. Это организованная преступность, бронированная самыми разными политическими, религиозными или национальными оправданиями.
Во-вторых, терроризм — не народное движение. В осуществлении теракта участвует небольшая группа людей, оторванная от народа. Палестинская террористическая группировка ХАМАС с этим утверждением явно не согласна. Ее духовный лидер, ныне покойный шейх Ахмед Ясин, оправдывал нападения, совершаемые его сторонниками тем, что это яко-бы просто местные жители, борющиеся за освобождение своей земли. Главный аргумент шейха Ясина очень прост: если твоя цель справедлива, то ты можешь пользоваться любыми доступными методами. Другими словами: цель оправдывает средства.

В-третьих, террористические акции, как правило, направлены против гражданского населения. Террористическая борьба подразумевает тотальную виновность всех, уже в силу их принадлежности к тому или иному обществу, национальности, религии и т.д. ХАМАС считает, что все евреи, поселившиеся на палестинских территориях, — это мишени; они должны быть убиты. Более того, в террористической акции, как правило, жертвами преступления становятся совершенно случайные люди, а не органы власти, от которых зависит принятие какого-либо решения.

Яркой иллюстрацией здесь может стать Жанна Д' Арк. Вроде бы боролась за национальную и политическую независимость Франции, вела боевые действия, и даже люди гибли. Но мирные жители не становились мишенью борьбы "Орлеанской девы". Террористка-смертница же в отличие от Жанны Д' Арк нацелена именно на ни в чем неповинных людей. Уже только из-за этого терроризм никогда не найдет ни национальной, ни международной поддержки.

Не в пример терроризму, война как освободительное движение ведется в соответствии с международными соглашениями о неприменении насилия по отношению к гражданским лицам, детям, женщинам, старикам, раненым и попавшим в плен военнослужащим. Более того, к середине XX в. весь мир пошел дальше Жанны Д' Арк и договорился о неприменении военных действий для решения конфликтов между странами. Все государства призываются решать свои споры через международный третейский суд, а ненасильственная борьба уже давно стала свидетельством толерантности и мудрости как отдельных политиков, так и организаций и стран. Путь ненасилия проторил в свое время великий индийский герой и лидер Махатма Ганди, добившись независимости Индии от колониальной зависимости Англии без кровопролития и непрекращающейся вражды.

Террористическая акция, помимо причинения ущерба, рассчитана на определенный эффект: посеять страх, создать угрозу, поселить чувство опасности и паники в душах людей. Однако мотивы терроризма могут быть разными.
Политико-идеологические мотивы объединяют самую большую группу террористов.

Это может быть терроризм государственный. Некоторые террористические группы преднамеренно используются правительствами различных государств в качестве дешевого способа ведения войны. Политико-идеологическими мотивами руководствуются как экстремистские группы радикально левых, стремящихся уничтожить капитализм, так и группы радикально правых, ставящих задачу борьбы с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами. К политико-идеологическим относятся национальные мотивы с целью формирования отдельного государства для своего народа, а также мотивы религиозные. Религиозно настроенные террористические группировки хотят добиться немедленных и кардинальных перемен, часто на глобальном уровне. Поскольку борьба идет против всемирного "модернизма", демократии и демократических прав (например, равенства полов, светского образования и т.д.), масштаб их нападений часто гораздо больше, чем у "националистов" или экстремистов. Их враги — все, кто не является членом их конфессии. В эту категорию террористов входят, например, самые одиозные ее представители Усама бен Ладен (Аль-Каида) и Мулло Омар (Талибан).
Корыстные мотивы терроризма стоят за любым терактом, какие бы требования террористами ни предъявлялись. К сожалению, стремление разбогатеть в обход существующего порядка позволяет людям с легко-стью распоряжаться судьбами людей и не чуждаться принципа "все продается — все покупается". Не секрет, что каждый теракт — спланирован-ное и оплаченное преступление, на котором наживаются конкретные люди, будь то исполнители теракта или их пособники.

Эмоциональные и психопатологические мотивы — красная нить большинства терактов. Корни терроризма могут лежать в истории взаимоотношений врагов и взаимных обид. В таком случае террористы могут быть мотивированы исторической (во многих поколениях), религиозной или национальной обидой. Пока эта обида не пройдет, терроризм будет иметь место, какую бы силу против него ни применяли. С другой стороны, как показывают исследования, потенциальные "террористы" в большей степени тяготеют к идеалу "беззаботного человека", не связанного хоть какой-нибудь серьезной ответственностью (у них почти в три раза ниже ориентация на семью и бытовое устройство, обзаведение собственностью, чем у нормальных людей). Это люди с ослабленным чувством жалости и способности прощать людей. При этом все они убеждены в абсолютной, высшей и единственной истине. Отсюда фанатизм и готовность утверждать "свою" истину любыми средствами.

Какими бы ни были мотивы, терроризм, в основе своей, есть нравственно-мировоззренческая проблема, потому что никакая "высшая" цель или жестокая обида не могут служить оправданием убийству ни в чем неповинных людей. Истинные же, внутренние причины терроризма, скорее всего, заключаются в крайнем эгоизме и низкой самооценке заказчиков и исполнителей терактов. Прибавьте к этому отсутствие общечеловеческих и духовных ценностей, а также отсутствие навыков бесконфликтного общения и решения конфликтов, и внутренний облик террориста становится наиболее реальным.

Несомненно, уже весь мир понял, что нельзя терпеть нападения на мирных жителей. Поэтому терроризм жестко преследуется и наказывается. Террористов, чаще всего, ликвидируют на месте. Любые же действия государства, направленные против террористов, не могут трактоваться как террор. Однако только силовых методов мало для того, чтобы решить проблему терроризма раз и навсегда. Даже при хорошо организованной разведке, при владении лучшими методами борьбы с терроризмом, именно воспитание нравственной личности является самым эффективным средством профилактики терроризма.

Это станет очевидным, если обратить внимание на особенности нравственно-этической обстановки в России. Следующие данные были получены в результате исследования, проведенного под руководством А.А. Козлова, в НИИ конкретных социологических исследований Санкт-Петербургского университета. Во время опросов молодых людей (школьников и студентов) высоким оказался процент тех, кто выразил хотя бы умозрительную готовность принять участие в тех или иных насильственных действиях: в "терроризме" (кавычки указывают, что мы имеем дело лишь с вербальной заявкой на совершение этих действий) — от 5,9 % у респондентов из числа школьников, до 20,8 % среди курсантов; в уличных беспорядках или погромах — от 6,1 % у учащихся ПТУ, до 10,4% у курсантов.

Вот еще довольно убедительная статистика: официально в России насчитывается сегодня 50 тысяч скинхедов — это на 20% больше, чем в 2001 году. Известны и примеры их "деятельности": три русских подростка, арестованных в Воронеже, признались в том, что в феврале 2003 г. они насмерть забили африканского студента. В 2004 году в Санкт-Петербурге от ножевых ударов скинхедов скончалась 9-летняя таджикская девочка. В сентябре 2003 года группа скинхедов забила до смерти железными прутами двух цыганских девочек из Таджикистана (в возрасте 5 и 6 лет). Один из задержанных подростков пояснил, что хотел "очистить страну от цыган".

Получается, что терроризм — следствие не национальных, полити-ческих или религиозных ошибок и перегибов. Это проблема весьма невысокого уровня нравственно-этического развития, которая одинаково актуальна как в Чечне, так и в Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Уде или Хабаровске. А, значит, профилактику терроризма лучше всего начинать с себя.

В этом смысле задача государства — обратить внимание на нравственно-этическую ситуацию в среде молодежи, а в сфере образования – ввести курсы нравственно-этического воспитания для детей, учителей и родителей. Нас же нынешняя ситуация лишь подстегивает все-таки отвечать требованиям современной эпохи: становиться зрелой личностью, владеющей навыками толерантных отношений и политики, а также с гражданских позиций вкладываться в социально-экономическое развитие страны.

Почему задача нравственного становления личности может сыграть не последнюю роль в деле профилактики терроризма? Фундаментальным качеством нравственного человека является способность любить и прощать. Конструктивные и бескорыстные люди, если не были, то будут в цене, потому что они не проявляют по отношению к другим агрессию, но при этом всегда готовы взять ответственность на себя. Например, имя Леонида Рошаля на устах у всех, и это не случайно. Наверное, непросто выходить на контакт с террористами, освобождая заложников, рискуя своей жизнью, а потом, спустя лишь пару лет, повторить свой подвиг.

Зрелый человек строит толерантные отношения с другими людьми, т.е. отношения, свободные от предрассудков, умеет решать конфликты и отказывается от насилия в любом споре. Зрелый человек принимает дру-гих людей такими, какие они есть, независимо от степени различий.

Как будущим лидерам нашей страны, молодым людям важно понимать такую вещь: чтобы теракты не имели места, политика государства должна быть мудрой и толерантной, предусматривающей последствия на будущее. Толерантный лидер не станет унижать и игнорировать интересы независимых государств, конфессий, а также народов, вместе проживающих на территории одного государства. Толерантная политика будет предусматривать социальные, экономические, культурные интересы всех: как центра страны, так и ее окраин.

Профессиональный рост каждого с целью социально-экономического развития страны тоже чрезвычайно эффективен в деле профилактики терроризма. В любой стране высоко ценятся профессионалы, цвет нации, которые по-настоящему меняют судьбу и статус страны. Учиться и работать ради процветания страны — лучшее, что может сделать настоящий гражданин. И, наоборот, было бы странно из гражданских побуждений взять в руки автомат и устроить бойню в школе, называя себя при этом патриотом и освободителем родной земли. К счастью, ни одна отчизна такими “героями” не гордится.

Развитие способности к толерантности и гражданственности — ключ не только к личному успеху, но и миру и безопасности страны. Профилактика терроризма с таких позиций требует много времени и всеобщих усилий, но она обязательно принесет свои плоды.

Литература:

1. www.evolutio.info – «Основные причины, предпосылки и фак-торы распространения терроризма в XXI в»;
2. www.psyfactor.org - «Психология терроризма»;
3. www.rian.ru - РИА новости, Александр Шишло «идеологиче-ская борьба с терроризмом»;
4. www.ffwpu.ru - «Терроризм: причины и профилактика».

Комментарии (1)Add Comment
0
Бачи я с вами!
Автор: таджик , 14 Декабрь, 2009
Я и Всевышний с такими как вы будю боротся противь зла
Пожаловаться
Голос -
Голос +
Голоса: +2

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 04.02.2010 23:42 )  
Ты здесь: Главная