Секта "Свидетели Иеговы", известная как "Общество Сторожевой башни" – одна из самых многочисленных и самых быстрорастущих сект в большинстве стран Восточной Европы. Ей чрезвычайно успешно удается маскироваться под вполне традиционную и общепризнанную христианскую религию. Однако за христианской терминологией лукаво скрывается гибельное содержание. Анализ имеющихся данных не оставляет сомнения в том, что деятельность секты Свидетели Иеговы часто сопровождается нанесением ущерба психическому и физическому здоровью человека. В достижении своих целей они не отрицают возможности разрушения семьи, предательства близких, не поддерживающих их взгляды. «Свидетели Иеговы» отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу на государственные должности, государственные праздники, отдание почестей флагу, голосование и избрание на выборные должности.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЕКТЫ. ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВЕРОУЧЕНИЯ
Это религиозное течение возникло в 80-х годах XIX века в США. Его основатель – сын владельца магазинов готовой одежды в Питсбурге (штат Пенсильвания) Чарльз Тейзе Рассел (1852 – 1916). Он родился 16 февраля 1852 и провел свое детство в небольшом городке Аллегени, штат Пенсильвания. Родители его исповедовали пресвитерианство (течение в кальвинизме). Образование, полученное Чарльзом, ограничилось пятью классами школы, что было скорее нормой для американских детей того времени. Учение Расселла тождественно сегодняшнему учению секты.
Особенности вероучения Свидетелей Иеговы.
«Библия есть слово Бога и истина. Имя Бога - Иегова. Христос - сын Бога и Его посланник, но не Бог. Христос был распят на столбе, а не на кресте. Христос был воскрешен из мертвых как бессмертная духовная личность».
Все люди живут сейчас в «последние дни». При нашей жизни наступит «конец света» и Армагеддон - битва сил Иеговы против сил Сатаны, в ходе которой будут уничтожены грешники. Затем установится тысячелетнее царствование Иисуса Христа и 144 тысяч праведников всех времен (в этом числе будут и лучшие из рядов Свидетелей Иеговы). Во время этого царствования все «праведные» и «неправедные» (которые ещё могут спастись) будут жить вместе. «Неправедным» будет дана возможность жить согласно законам Иеговы, чтобы существовать вечно. Таким образом произойдёт последний отсев, после чего установится Вечное Царство Иеговы, которое создаст превосходные условия жизни на Земле, и все, уже только праведники, будут жить вечно и телесно на этой планете. Они будут жить в мире друг с другом и со всем миром. Даже животные не будут пожирать своих сородичей.
Христианину (то есть свидетелю Иеговы, так как только Свидетели Иеговы являются истинными христианами) нельзя участвовать в межконфессионализме, так как все церкви мира есть «Вавилонская блудница». Христианин должен стоять в стороне от любых политических событий современности. Необходимо повиноваться нравственным законам Библии. Крещение - это полное погружение в воду, символизирующее посвящение человека Богу. Сословие духовенства и особые титулы не соответствуют Библии. Принимать в организм кровь через рот или вены (переливание крови) означает попирание закона Бога.
Задача воспитания беззаветной преданности организации при любых испытаниях является основной при формировании личности Свидетеля Иеговы. Руководящая корпорация внушает своим членам, что она действует от имени Бога, является "верным и благоразумным рабом Иеговы" и "помазанным остатком", который будет входить в состав "небесного правительства" нового мира.
Фактически Общество Сторожевой Башни отождествляет себя с Богом, и Свидетели Иеговы поклоняются не Богу, а своей организации. Естественно, иеговисты считают себя единственной истинной церковью (они употребляют слово «организация») – все остальные религии стопроцентно ложные; даже само слово «религия» они отрицают и определяют религию как поклонение идолам, поклонение тварям. И лишь они одни поклоняются истинному Богу. Правда, это отрицание религии как таковой не мешает «Свидетелям» изо всех сил добиваться для своей организации статуса религиозной со всеми вытекающими из него льготами.
ЖУРНАЛ СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ КАК ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ СЕКТАНТОВ
Главный печатный орган иеговистов – журнал «Сторожевая Башня», издаваемый с 1879 года (его раннее название весьма любопытно – «Башня стражи Сиона»). Второй орган – журнал «Пробудитесь!». «Сторожевая Башня» выходит в свет дважды в месяц тиражом более 23 миллионов экземпляров (то есть более 46 миллионов экземпляров в месяц) на 139 языках мира. На русском языке ежегодно публикуется около 5 миллионов экземпляров различных иеговистских книг и журналов.
«Сторожевая Башня» является главным инструментом секты, который выполняет важную функцию при вербовке, а, следовательно, данный журнал в полной мере оснащен психологическими приемами. И его задача – привлечь читателя в секту. Тематика номеров «Башни» циклична и повторяется из года в год, а то и по нескольку раз в течении одного года (в основном это самые важные для идеологии иеговистов темы: о правительстве Иисуса, о «Верном и Благоразумном Рабе», о ложных религиях, вечной жизни, о том, когда кончаться беды и несчастья, о том, какие плохие христиане). Без особого труда можно найти одну тему номера в разных годах издания, правда, написанных несколько по-новому. Здесь можно процитировать Антонио Грамши: «Самый эффективный способ воздействия на сознание – неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать их не разумом, а на веру». Таким образом, тематика Сторожевой Башни главным образом вращается около обобщенных и популистских тем, рассчитанных порой на банальное любопытство. В Бруклине, где находится главная штаб-квартира секты, понимают, что в руки прохожему как ничто лучше будет дать журнал с темой «В ответе ли Бог за стихийные бедствия?» или «Где же найти настоящее правительство?», чем какие-то «сложные библейские истины», далекие от современного человека.
Характерно, что главный журнал Свидетели Иеговы («СИ») практически не затрагивает темы покаяния или христианского смирения, на которых зиждется духовная жизнь – нет; но охотнее будет рассказывать о благословениях Бога и райских наслаждениях, о решениях всех духовных, социальных и бытовых проблем с помощью их веры. Самый распространенный вариант названия номера Сторожевой Башни – вопрос-ярлык (например, «Можно ли жить вечно?», «Есть ли у вас бессмертная душа?», «Всегда ли нужно говорить правду?» и т. п.). Вспомним, вопрос сатаны – «подлинно ли Бог сказал?». Примечательно, что в большинстве случаев они содержат вопросительную частицу «ли», используемую при скрытом внушении в вопросах. Это излюбленный метод задавания вопросов в литературе Общества Сторожевой Башни. Заканчивая очередную статью о библейских праведниках, читателю всегда задаются вопросы типа: «Готов ли ты, подобно Иову быть преданным Иегове?» или «Можешь ли ты вместе с Павлом сказать – горе мне, если я не благовествую?» и другие вопросы-команды по изложенной теме.
В статье о психологическом воздействии «СИ» через литературу С. Е. Майкова пишет о трюизмах – уловках, из которых сотканы тексты Сторожевой Башни: «Трюизм – это общее утверждение, находящееся в строгом соответствии с реальностью, банальная истина. Сила трюизма заключается в том, что с ним нельзя не согласиться. Например, «Зимой, как правило, бывает холодно». «Мы беседуем с людьми на тему личной безопасности. Сейчас повсеместно растет преступность, и от этой проблемы никто не застрахован» (это цитата из инструкции для проповедников). Для привлечения внимания к определенному явлению используются слова «Любопытно», «Сомневаюсь», утверждения типа «Хотел бы знать». Вопросы типа «Не правда ли?», «Не так ли?» делают речь более убедительной, а своей мягкой и деликатной формой прикрывают утверждения, не допускающие возражений. В результате подобного воздействия у человека снижаются бдительность и критическое восприятие, чему также способствует доверительный тон публикаций и обращение к читателю на «ты».
Другая популярная вариация названия – интригующий вопрос, типа «Семья Иисуса. Что мы знаем о ней?», с соответственно подобранной картинкой, вызывающей любопытство стороннего человека. Безусловно, это элемент воздействия на сознание потенциального читателя. Формулировка названия номера – крайне важная часть в деле пропаганды, потому что она имеет своей целью проявлять интерес к журналу. Вот как об этом говорится в учебнике для проповедников: «…старайся, прежде чем высказать важную мысль, задать вопрос. Очень важно, чтобы вопрос касался того, что действительно интересует твоего собеседника или слушателей. Можно также использовать интригующие вопросы, то есть вопросы, ответ на которые ясен не сразу». И пусть основной теме в журнале будет посвящено всего 2–3 страницы, уловка делает свое дело – читатель прочитает его весь.
Есть еще и другие особенности воздействия на мышление читателя в Сторожевой Башне. Что быстро бросается в глаза – стиль изложения. Он явно направлен на новичков и неискушенных читателей. Язык простой и безыскусный, порой примитивный. С уверенностью можно сказать, что словарный запас в литературе секты искусственно занижен, это очень ощущается при неоднократном прочтении журналов. Например, вера в Бога и понятия духовной жизни сводятся к фразам типа «личные взаимоотношения с Иеговой», Царство Божие – «правительство Бога, под руководством Иисуса», Ангельский мир – «мир духовных личностей» и т.п. Такой язык подкупает читателя своей понятностью и общеупотребительностью. Это неслучайно – ведь не секрет, что у новообращенного человека первая сложность состоит в религиозных терминах и понятиях. В религиозную литературу всегда нужно «войти», она открывается перед читателем не сразу. «СИ» решают данную проблему, порой низводя красоту Библейского языка до примитивного бытового или газетного лексикона. Принцип таков – чтобы прочесть газету, много ума не надо, это в полной мере можно отнести и к Сторожевой Башне. (СБ). К тому же авторы журнала весьма часто, подобно бульварным журналистам, дают ссылки на какие-нибудь мифические «авторитетные источники», «одного ученого» или «недавнее открытие», которое, почему-то, всегда подтверждает и их рассуждения.
Что касается стратегий авторов в текстах журнала – то в первую очередь следует отметить навязывание в друзья к читателю и попытку завоевать у него авторитет и доверие как исключительных знатоков Библии. Неслучайно один из идеологов сетевого маркетинга пишет: «не существует людей, которые не заинтересовались бы вашим предложением, существуют предложения, которые не могут заинтересовать людей. Если вы понравились человеку, то ему понравится то, что вы предлагаете. Бессмысленно показывать людям ваш план, если вы не завоевали их симпатию или доверие».
Есть и другие стратегии манипуляции. Среди них – навязчивое обращение к читателю «на ты»; бесконечные подтверждения мысли библейскими ссылками, как правило, прямо не относящимися к контексту (их задача – убедить читателя в полном соответствии автора с Библией); незначительные, но интенсивные опросы читателя по ходу статьи. В большинстве случаев данные опросы содержат в себе упомянутые трюизмы, заставляющие читателя отвечать так, как того хотят авторы статей. Например, метафорично рассуждая об «уклонении от истины» христианства, о том, какие ошибки были в истории католической Церкви, авторы статьи спрашивают: «Нужно ли поднимать и есть конфету, упавшую в канализацию?». Так делается намек на «падшее в духовную канализацию христианство», и с помощью ловкой манипуляции программируется нужный авторам ответ.
Нельзя не заметить, что в Сторожевой Башне практически всегда присутствует биография «ревностных служителей Иеговы» и их воодушевляющие подвиги на благо Организации и делу Царства. Эти обязательные биографии, как жития святых, служат своего рода образцом поведения, эталоном жизни для адептов. Особенно важным свойством всех героев этих статей является их готовность проповедовать и беззаветно отдавать себя служению. После такой биографии всегда есть эффектный вывод, который делает проекцию на жизнь читателя. Так, после очередного «жития», читателю сообщается: «Ты тоже можешь добиться успеха, если продолжаешь настойчиво искать Иегову. Если ты проявляешь смирение и настойчивость и от всего сердца выполняешь теократические поручения, Иегова воспользуется тобой для осуществления своих замыслов и изольет на тебя щедрые благословения». Налицо банальное манипулирование желаниями «благословений» и «успеха» и наряду с ним склонение к духовному безволию и самоотверженной преданности.
Итак, можно сделать небольшой обобщенный вывод о значении и влиянии журнала СБ в секте:
1. Фактически СБ — это то же, что и Библия, и ее изучение обязательно на всех богослужениях. По сути этот журнал носит сакральное значение для каждого адепта. Адепт не может его не читать.
2. Тематика СБ имеет относительно узкий круг тем, которые лишь по-новому оформляются. Как правило, тема и заголовок составлен в виде интригующего вопроса. Расчет состоит в том, чтобы заинтересовать постороннего человека.
3. Язык СБ прост и безыскусен, лишен литературного и богословского наполнения и красоты, это позволяет «разгрузить» интеллект читателя и ослабить его критический потенциал, заваливая его «простыми истинами».
4. Каждый номер СБ рассчитан на нового читателя. Визитной карточкой журнала является обращение автора «на ты» к собеседнику, что подсознательно подкупает к доверию и позволяет «набиться в друзья».
5. Текст и смысловая нагрузка тщательным образом обработаны с точки зрения манипуляции сознанием. Используются методы трюизмов, командных вопросов и ложных аналогий.
Таким образом, религиозная организация «Свидетели Иеговы» является тоталитарной деструктивной сектой. «Свидетелей Иеговы» вполне можно рассматривать как коммерческий культ или торгово-финансовую пирамиду с идеологическо-псевдорелигиозной надстройкой, существующую ради распространения письменно-печатной продукции издательского дома. Распространение книг и журналов и пропагандистская работа называется свидетельством, которое каждый член секты обязан исполнять. Минимально допустимое количество свидетельства – 10 часов в месяц. Но чтобы быть на хорошем счету в секте, нужно «свидетельствовать» гораздо больше – 50, 60, 80 и более часов в месяц.
В своём учении «Свидетели Иеговы» используют метод субъективного подбора материала из Священного Писания, направленный на оправдание собственных религиозных убеждений. «Свидетели Иеговы» не являются христианами, поскольку не признают Иисуса Христа Богом и в своих проповедях активно отстаивают собственную позицию, ссылаясь на тексты из Священного Писания, которые заведомо искажают. Тех, кто сомневается в сути их учения, воспринимают как противников и относятся к ним соответствующим образом.
Нелишне напомнить, что эти и им подобные заявления резко настраивают иеговистов против приверженцев всех остальных религий, в первую очередь - против приверженцев традиционных конфессий. Эта агрессия вырывается наружу и, естественно, рождает ответную реакцию людей, оскорбленных как кощунственными высказываниями иеговистских публикаций в отношении почитаемых ими святынь, так и назойливым приставанием членов секты. Так руководство секты провоцирует межрелигиозную напряженность и конфликтные ситуации, которые помогают ему прочно удерживать людей в организации.
Зимина О. О., студентка МГПУ им. М. Е. Евсевьева