В современном мире экстремизм и терроризм представляют собой значительную общественную опасность. Терроризм, являясь глобальной проблемой, несет разрушительные последствия не только для физического, но и для психического здоровья людей. В России, как и в других странах мира, последствия террористических актов оказывают глубокое влияние на психическое состояние жертв и их близких, создавая необходимость в комплексной и эффективной системе поддержки пострадавших. Особенно актуальна эта тема сегодня, когда толпы террористов ворвались в Курскую область, не прекращаются теракты и в других приграничных районах России, страдает мирное население, уничтожаются социальные объекты, объекты жизнеобеспечения, имущество граждан.
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ ТЕРРОРИЗМА
Для обеспечения безопасности личности от террористических угроз в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выделены правовые и организационные основы противодействия терроризму». Под правовыми основами противодействия терроризму следует понимать созданную в Российской Федерации систему международных и национальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы профилактики терроризма, борьбы с ним и минимизации его последствий, а также основы применения Вооруженных Сил при противодействии террористическим актам. В свою очередь, организационные основы противодействия терроризму — это совокупность субъектов, осуществляющих комплексную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, порождающих и способствующих терроризму, по борьбе с терроризмом, минимизации последствий террористического характера [3].
Однако предложенные меры не всегда оказываются достаточно эффективными для предотвращения террористического акта. Поэтому государственная система противодействия терроризму, помимо мер по борьбе с ним, должна включать в себя также создание системы государственных гарантий, в том числе и социальных, для потерпевших от терактов.
Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ — правовое и социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), а также признание, соблюдение и защиту его прав и свобод (ст. 2). Как социальное государство Российская Федерация берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности. Помимо этого, в соответствии с международными обязательствами социальная политика российского государства включает в себя деятельность по минимизации и ликвидации последствий проявлений террористического акта.
Однако предложенные государством меры по защите социальных прав пострадавших в результате террористического акта не всегда являются действенными. Не в полной мере реализуется и право на возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта. Точная сумма компенсаций лицам, пострадавшим от террористических актов в законе не указана. В законодательстве недостаточно урегулирован вопрос о получении пострадавшими от террористического акта правовой помощи, порядок получения такой помощи, перечень действий, входящих в понятие «оказание правовой помощи».
В соответствии с п. 1.1 ст. 18 Закона «О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает процессуальных особенностей рассмотрения данной категории дел. Однако анализ судебной практики позволяет выявить целый комплекс проблем по реализации пострадавшими от теракта права на судебную защиту:
1. Трудности в определении ответчика. В соответствии с законодательством о противодействии терроризму возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет средств лица, его совершившего, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. Следует полагать, что ответчиком по данной категории дел может быть, как сам террорист, так и его родственники (близкие лица). Однако лица, совершившие террористический акт, чаще всего или не найдены, или уничтожены в процессе проведения антитеррористических операций. Привлечение в качестве ответчика родственников террориста возможно только после вступления в законную силу решения суда об обращении в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения. В свою очередь, отсутствует законодательное закрепление понятия «близкое лицо», что не позволяет выявить круг лиц, который к ним относится.
2. Трудности в определении подсудности. ГПК РФ не установлено правил специальной подсудности для данной категории дел. Исходя из этого иск о возмещении вреда, причиненного террористическим актом, может быть предъявлен в суд по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ), а в случае, если его место жительства неизвестно, — в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации (ст. 29 ГПК РФ). Однако истцу самостоятельно практически невозможно определить, где находится место жительства террориста или его имущество.
3. Трудности в представлении доказательств. В соответствии со ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Однако истец не всегда имеет объективную возможность доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного терроризмом. Так требование суда о необходимости подтверждения факта приобретения данного имущества посредством предоставления товарных чеков и о предоставлении доказательств, свидетельствующих о гибели данного имущества в результате теракта, удовлетворить будет невозможно.
Таким образом, анализ действующего законодательства и судебной практики указывает на необходимость более детальной разработки системы социальных гарантии для потерпевших от террористического акта, а также порядка их судебной защиты. Предложенные государством меры по защите социальных прав пострадавших от террористического акта обладают целым рядом законодательных пробелов и не всегда оказываются исполнимыми на практике. Поэтому для защиты своих прав и свобод потерпевшим приходиться обращаться с исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного терактом, в суд.
ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖЕРТВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ В РФ
Террор направлен на «устрашение», «запугивание». Именно это обстоятельство и определяет террор как особую форму политического насилия, характеризующуюся жестокостью. Террор — ужас, то есть то эмоциональное состояние, возникновения которого добиваются террористы, осуществляя те или иные специальные действия — террористические акты. Террористический акт является средством, методом, использование которого ведет реальные или потенциальные жертвы к состоянию ужаса. Показательно, что присутствие террора в различных: военных и социальных конфликтах издавна расценивалось как род патологической, болезненной, избыточной агрессивности.
Рассматривая проблемы посттравматических стрессовых расстройств у лиц, переживших острый стресс в процессе террористического акта, выделяют первичных и вторичных жертв терактов.
К первичным жертвам терактов относятся заложники, близкие родственники заложников и «пропавших без вести» (предположительных заложников). К вторичным жертвам терактов относятся группы спасателей и сотрудников спецслужб, принимавших участие в ликвидации последствий терактов.
Состояние близких родственников заложников определяется ситуацией «психологического раскачивания», в которой они внезапно оказались: они мечутся от надежды к отчаянию.
Состояние только что освобожденных заложников — определяется остаточными явлениями пережитых ими острых шоковых реакций. В клинико-психологическом плане это достаточно типичная картина депрессии с обычно свойственными ей «масками» апатии.
Спустя какое-то время после террористического акта у его жертв сохраняется психопатологическая симптоматика — прежде всего, в виде отложенного страха, разного рода фобий и регулярных кошмаров, а также различные искажения восприятия ситуации:
— ситуационные фобии. В очаге чрезвычайной ситуации заложники испытывали ситуационно обусловленные явления (боязнь подойти к окну, встать во весь рост, желание ходить пригнувшись, боязнь привлечь внимание террористов и т. п.); естественно, все это определялось стремлением уцелеть в происходящем вокруг бое; однако уже в ближайшие дни после освобождения у них вновь появились такие симптомы, как боязнь подходить к окнам — уже в домашних условиях; боязнь лечь спать в постель и желание спать на полу;
— различные искажения восприятия ситуации. Уже после освобождения жертвы иногда высказывались о правильности действий террористов; об обоснованности их холодной жестокости и беспощадности, обусловленной, в частности, «несправедливостью властей»; об оправданности действий террористов стоящими перед ними «высокими целями борьбы за социальную справедливость»; о «виновности властей в жертвах» в случае активного противостояния террористам и т. п. — «синдрома заложника»; судя по всему, такое оправдание террористов можно рассматривать как проявление своеобразной «истерии облегчения».
Знание психологического состояния жертв террористических актов и этапов восстановительного периода необходимо для нахождения оптимального пути оказания необходимой помощи жертвам терроризма. Произошедшее (террористический акт) является для первичных жертв терактов критическим событием, экстремальным опытом, который каким-то образом необходимо осмыслить и встроить в жизненный контекст. Поэтому, у первичных жертв происходит мобилизация всех биологических и психологических ресурсов человека, направленных на преодоление последствий тяжелой травмы.
Практические методы социальной работы с жертвами террористических актов включают следующие направления:
1. Психологическая поддержка. Оказание психологической помощи первичным жертвам террористических актов включает в себя: поддержание жизнеспособности, диагностический этап, оказание экстренной психологической помощи, психологическая реабилитация.
2. Социальная реабилитация. Социально-бытовая реабилитация помогает в решении жилищных и финансовых проблем, оказании помощи в повседневной жизни. Профессиональная реабилитация помогает пострадавшим восстановить профессиональные навыки, найти новую работу. Социальная адаптация направлена на помощь пострадавшим интегрироваться в общество, восстановить социальные связи.
3. Юридическая помощь включает в себя консультацию юристов. Предоставляют информацию о правах и возможностях пострадавших, помогают в оформлении документов, защите их прав.
4. Медицинская реабилитация. Реабилитации заключается в обеспечении постепенной нейтрализации психологической и психической травмы: проработка «патогенного» материала; работа, обеспечивающая глубинные преобразования в поведенческой и эмоционально-волевой сферах, в системе самопознания. Физиотерапия помогает восстановить физические функции, уменьшить боль. Лечебная физкультура способствует восстановлению двигательной активности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ В РФ
1.1. Государственные структуры:
МЧС России организует экстренную помощь, эвакуацию и психологическую поддержку на месте происшествия. Предоставляет материальную помощь и реабилитационные услуги.
Министерство здравоохранения РФ обеспечивает медицинскую помощь пострадавшим, включая психологическую реабилитацию.
Министерство труда и социальной защиты РФ предоставляет социальные выплаты, пенсии по инвалидности, помощь в трудоустройстве.
Министерство образования и науки РФ организует психологическую помощь и реабилитационные программы для детей, пострадавших от терроризма.
1.2. Благотворительные фонды и негосударственные организации:
Ассоциация по оказанию помощи пострадавшим от терактов «Надо жить». Организация собирает средства для оказания материальной, юридической и психологической помощи пострадавшим и семьям, потерявшим своих родных и близких.
Благотворительный фонд «Рейс 9268». Создан для того, чтобы увековечить память о жертвах трагедии, а также оказывать финансовую, юридическую и психологическую поддержку семьям погибших.
Российский Красный Крест (РКК). Оказывает материальную помощь раненым, а также семьям пострадавших и погибших в террористических актах, помощь в прохождении реабилитации после лечения и обеспечение лекарствами, погашение кредитов и задолженностей погибших, оказание психологической поддержки.
Благотворительный проект «Мы вместе». Адресная помощь родственникам погибших и пострадавшим от террористических актов.
Ассоциация жертв террористических актов «Матери Беслана». Основные цели организации: увековечить память о погибших в результате терактов и локальных войн; социальная защита лиц, пострадавших от террористических актов; благотворительная деятельность
1.3. Реабилитационные центры: ФГБУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России». Оказывает психологическую помощь пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, в том числе от террористических актов.
ФГБУ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России. Предоставляет комплексную медицинскую и психологическую реабилитацию пострадавшим от терроризма.
Психоневрологические диспансеры. Оказывают специализированную психологическую помощь пострадавшим с ПТСР и другими психологическими расстройствами.
В СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ СУЩЕСТВУЕТ РЯД ПРОБЛЕМ И НЕДОСТАТКОВ:
1. Недостаточная координация между разными участниками системы помощи. Часто отсутствует единый центр координации и обмена информацией между государственными органами, некоммерческими организациями и медицинскими учреждениями, что приводит к дублированию усилий и неэффективности помощи.
2. Недостаточный уровень информированности населения о возможностях получения помощи. Многие пострадавшие не знают о существующих программах помощи, не обращаются за помощью вовремя, что может привести к усугублению их состояния.
3. Недостаточная доступность социальных услуг в регионах страны. В отдаленных регионах страны часто отсутствуют специализированные центры психологической помощи и реабилитации, что ограничивает доступ к социальным услугам.
4. Недостаток специалистов по социальной работе с жертвами терроризма. Существует недостаток специалистов, имеющих опыт работы с жертвами террористических актов, что не позволяет обеспечить качество и эффективность помощи.
5. Недостаток финансирования: Недостаточное финансирование государственных программ помощи жертвам терроризма ограничивает возможности развития и расширения спектр услуг.
6. Отсутствие единой системы мониторинга и оценки эффективности помощи. Отсутствует система мониторинга и оценки эффективности помощи жертвам терроризма, что не позволяет идентифицировать проблемы и внести необходимые коррективы в работу системы.
Еще одним подтверждением необходимости корректировки социальной политики России в сфере защиты потерпевших от терактов стало предложение внести на рассмотрение Государственной Думы проекта федерального закона «О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов», подготовленного общественной организацией «Голос Беслана». Данным законопроектом предлагается установить специальный статус — «жертва терроризма», а также предоставить дополнительные социальные гарантии пострадавшим от террористического акта: бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением (при наличии медицинских показаний); бесплатное ежегодное клиническое обследование; льготы по уплате налогов и сборов; внеочередное предоставление жилья; внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и др.
Исходя из изложенного очевидно, что социальные выплаты для пострадавших во время террористических актов имеют большое значение для оказания поддержки людям, как и другая государственная поддержка попавшим в тяжелую ситуацию граждан, и исходя из этого, можно привести несколько рекомендаций для улучшения института помощи граждан, пострадавших от террористических актов:
Для эффективной работы в сфере поддержки пострадавших необходим регулярный мониторинг состояния пострадавших и их потребностей на протяжении длительного времени. Это позволит адаптировать программы поддержки в соответствии с изменяющейся ситуацией здоровья. Такой подход позволит лучше ориентироваться в текущей ситуации и предоставлять необходимую помощь вовремя и четко.
Для решения данной проблемы необходимо:
- Усилить координацию между разными участниками системы помощи.
- Повысить уровень информированности населения о возможностях получения помощи.
- Увеличить доступность социальных услуг в регионах страны.
- Подготовить достаточное количество специалистов по социальной работе с жертвами терроризма.
- Увеличить финансирование государственных программ помощи жертвам терроризма.
- Создать единую систему мониторинга и оценки эффективности помощи.
Важно отметить, что решение этих проблем потребует согласованных усилий государственных органов, некоммерческих организаций, медицинских и образовательных учреждений, а также всего общества.
Теракт характеризуется как способ оказания психологического давления, как на отдельного человека, так и общества в целом. После такого воздействия неминуемо следуют психолого-психиатрические последствия, вызванные психотравмой и выражающиеся в расстройствах физического и психического здоровья личности, которые зачастую носят затяжной и, даже, необратимый характер и вызывают деформированность личности. А, если принять во внимание, что главная составляющая любого террористического акта - массовость поражения, то можно себе представить последствия, как некое психологическое стихийное бедствие.
Анализ действующего законодательства и судебной практики указывает на необходимость более детальной разработки системы социальных гарантий для потерпевших от террористических актов, а также порядка их судебной защиты.
Социальная работа с жертвами террористических актов в РФ — это комплексный процесс, включающий в себя психологическую, медицинскую, социальную и юридическую помощь. Для создания эффективных программ необходимы координация между разными учреждениями, индивидуальный подход, компетентность специалистов, а также повышение осведомленности общественности о проблеме терроризма и нуждах жертв.
Отсутствие статуса «жертва теракта» не позволяет пострадавшим получать адекватную медицинскую помощь и социальную защиту. Самое печальное, что жертвы терактов настроены скептически к перспективам принятия закона о признании статуса – «жертва терроризма», нужность которого они, безусловно, признают.
Жертвы терактов в России, столкнулись с проблемами, которые не могут быть разрешены в рамках существующего в России законодательства. В частности, это: отсутствие медицинской и социальной помощи пострадавшим спустя несколько лет после теракта (когда единовременная помощь уже потрачена и благотворителей уже нет); отсутствие контроля со стороны государственных служб за состоянием здоровья пострадавших при терактах, их социальным положением.
Социальная работа в нашей стране в значительной мере ориентирована на преодоление последствий уже свершившихся событий, т.е. имеет дело с негативными результатами общественных явлений и процессов. Социальная политика как концентрированное выражение всех других видов политики имеет особое значение.
Очевидно, что людям нужна уверенность в том, что государство в критической ситуации не оставит их одних лицом к лицу, с угрозой к личной жизнедеятельности, и в связи с этим, решение проблемы социального обеспечения пострадавших и погибших граждан в террористических актах – это одна из первостепенных задач государства.
(Печатается в сокращении)
Шестопалова Е. А., студентка МГПУ им. М. Е. Евсевьева
Автор: Стас, испытатель систем управления, Нижний Тагил , 13 Декабрь, 2024