Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

25 января - День российского студенчества

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

"В этом году выпили всё, кроме Москва-реки, и то благодаря тому, что замёрзла... Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали, жарили "Gaudeamus", горла надрывались и хрипели... Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди". А.П. Чехов

Среди московских престольных праздников был один, особенный - день святой великомученицы Татианы, отмечаемый 12 января по старому стилю, 25-го по новому: именины Татьян и праздник студентов
Московского университета, знаменитый Татьянин день.Память о нем жива и доныне, но с годами несколько позабылось происхождение и смысл этого праздника.

 

Празднование студенческого Татьянина дня имело свои традиции и свой ритуал.
Итак, начнем ab ovo, то есть "с яйца". (Латынь здесь очень к месту, потому что речь пойдет о тех временах, когда языком, на котором читались профессорами лекции и на котором ответствовали - во всяком случае, должны были ответствовать - студенты, была латынь.)
12 (25) января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан Указ об открытии в Москве первого российского университета. Разработанный Ломоносовым проект взял под своё попечение генерал-адъютант Шувалов, 28-летний красавец и любимец императрицы.
День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Он хотел сделать презент своей матушке Татьяне Петровне в день её именин. "Дарю тебе университет", - произнёс он ставшую позднее крылатой фразу. Так, День ангела всех православных Татьян приобрел новое содержание - стал студенческим праздником, а со временем народная молва приписала этой святой покровительство студентам.

На то, что университет открылся в Москве, а не в Петербурге или каком-то другом городе России, решающее влияние оказал М.В. Ломоносов, и его соображения, которые принял Шувалов, были изложены в указе в пяти пунктах, обосновывающих преимущества Москвы: "...Установление оного университета в Москве тем способнее будет что:
1) великое число в ней живущих дворян и разночинцев;
2) положение оной среди Российского государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно;
3) содержание всякого не стоит многого иждивения;
4) почти всякой у себя имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может;
5) великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науке не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только чрез то младые лета учеников и лучшее время к учению пропадает, а за учение оным бесполезно великая плата дается..."

От подписания указа до начала занятий в университете прошло четыре месяца. Под университет определили трехэтажное здание на Красной площади у Воскресенских ворот, построенное в XVII веке для Земского приказа. Дом отремонтировали и 26 апреля 1775 года приступили к занятиям.

Открытие университета сопровождалось торжествами в соответствии с обычаями и вкусами того времени. В назначенный день в 8 часов поутру учителя и ученики "в надлежащем порядке" (как сообщала тогдашняя газета) пошли на молебен в ближайшую церковь - храм Казанской Богородицы на Красной площади, затем в зале университета профессора произносили речи. "По окончании оных речей знатнейшие персоны прошены были во внутренние покои, где трактованы были разными ликерами и винами, кофеем, чаем, шоколадом и конфетами, и так все с удовольствием около второго часа пополудни разъехались".

А для народа была устроена иллюминация, и "в шестом часу после обеда множества народа приезжало смотреть в университетские покои представленную иллюминацию, которая изображала Парнасскую гору... В низу обелиска многие младенцы упражняются в науках... Там виден еще рог изобилия и источник вод как символ будущего плода. Еще изображается ученик с книгою, восходящий по ступеням к Минерве, которая любительно его приемлет; представляется пальмовое древо, с которого один младенец ломает ветви и держит в руке венцы и медали и показывает, что награждение тем готово, которые по достоинству заслужить имеют. Вся оная иллюминация как днем, так и ночью делала преизрядный вид к удовольствию всех знающих и всего народа".

В конце 1790-х годов закончили строительство специального здания для университета на Моховой улице, в котором была оборудована и собственная церковь во имя святой мученицы Татианы.

В XVIII - первой половине XIX века университетским, а потому и студенческим праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовала публика, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 12 января. Но его называли не Татьяниным днем, а "днем основания Московского университета". "Стихи, произнесенные при воспоминании дня основания Московского университета, 12 января 1826 года" - так называется ода, написанная по заказу университетского начальства признанным университетским поэтом, студентом последнего курса, Александром Полежаевым:

Восторг, восторг, питомцы муз! 
В сей день благословенный
Наук и счастия союз
Мы празднуем священный!

В шестидесятые-семидесятые годы XIX века Татьянин день превращается в неофициальный студенческий праздник, не только студентов учащихся, но и окончивших курс.
Порядок, ритуал, обычаи, философия празднования Татьянина дня нашли отражение во многих мемуарах, художественных и публицистических произведениях.
С наибольшим размахом Татьянин день отмечался в 1890-1910-е годы, к этому времени как раз и относятся самые яркие рассказы о нем.
Празднование делилось на две части: первую - официальную и вторую - неофициальную, которая собственно и была праздником.

Праздничный день начинался службой в церкви в память мученицы Татианы.

Имя Татиана - греческое и в переводе на русский означает - учредительница, устроительница.Житие сообщает, что родилась Татиана в Риме в семье знатного горожанина, бывшего тайным христианином и воспитавшего дочь в христианской вере. Она была его единственной дочерью. Произошло это событие в конце III века н. э., когда христианство еще не было признано как официальное вероисповедание. Достигнув совершеннолетия, Татиана отказалась от брака и решила целиком посвятить себя церкви, став диаконисой - женщиной-священнослужителем. В Риме к тому времени правил шестнадцатилетний Александр Север, однако реальная власть в империи была в руках фанатичного гонителя христиан Ульпиана. Отец Татианы трижды избирался консулом Рима - до тех пор, пока не стало известно, что он, а вслед за ним и его дочь исповедуют христианскую религию. Татиана и ее отец были схвачены властями. Татияну долго терзали палачи: били кнутом, жгли огнем, затем ослепили и бросили льву на съедение. Но лев ее не тронул. Святая приняла все мучения, но от веры не отреклась. Палачи казнили сначала ее отца, а потом и Татиану. Случилось это 25 января 226 года от Рождества Христова.

Такова святая покровительница московских студентов.

После службы профессора, студенты и другая публика собирались в Актовом зале для проведения "официальной части": произносились речи, читались стихи собственного сочинения, отличившиеся в учение студенты, получали награды из рук важнейших персон - митрополита и генерал-губернатора Москвы. Затем гости могли осмотреть помещения университета - библиотеку, коллекции, аудитории.
Н.Д. Телешов в "Записках писателя", многие страницы которых посвящены старомосковскому быту, рассказывает о Татьянином дне: "Вся Москва знала, что 12 января... будет шумный праздник университетской молодежи, пожилых и старых университетских деятелей, уважаемых профессоров и бывших питомцев московской "альма матер" - врачей, адвокатов, учителей и прочей интеллигенции". Справлялся этот праздник, говорит Телешов, "по заведенному порядку": обедня в университетской церкви, потом молебен, затем в актовом зале университета традиционная речь ректора или кого-нибудь из профессоров.

Грань, за которой официальное празднество переходило в собственно студенческий праздник, описывает сам бывший студент, литератор начала XX века П. Иванов: "Большая зала. Темная зелень тропических растений. Ряды стульев. Кафедра. Отсутствие яркого света. Важные лица, звезды, ленты через плечо, мундиры, корректные фраки, профессорская корпорация в полном составе. За колоннами синие воротники студенческих сюртуков. Чинно, строго, невозмутимо... Академическая речь. Речь размеренная, тягучая, без увлечения и без эффектов... Затем университетский отчет... Скоро конец. Студенты начинают перешептываться. Раздача медалей. Туш. Зала подает признаки жизни. Народный гимн. Несмелые крики "ура". Акт кончен. Важные лица удаляются... Откуда-то сзади доносятся отдельные голоса: - Гаудеамус! Гаудеамус!! Эти крики растут. Постепенно заполняют всю залу. - Гаудеамус! Гаудеамус! Музыка играет "Гаудеамус". - Ура! Ура! Поднимается рев. Невообразимый шум. Своевольный дух вступает в свои права".

Традиции русского студенческого разгулья сложились уже в начале XIX века. В отличие от пирушек европейских буршей, они освящались культом свободолюбия, патриотизма, истинного демократизма и братства. Студенческие песни Н.М. Языкова, не забывая воздать хвалу вину и любви, обязательно воспевают и эти высокие чувства:

Из страны, страны далекой,
С Волги-матушки широкой
Ради сладкого труда,
Ради вольности высокой
Собралися мы сюда.
Помним холмы, помним долы,
Наши храмы, наши села,
И в краю, краю чужом
Мы пируем пир веселый
И за Родину мы пьем.

После торжественной части в актовом зале Московского университета студенты отправлялись домой, чтобы провести некоторое время со своими родными. Имеющие знакомых Татьян спешили поздравить именинниц. Поэт С.М.Соловьев в стихотворении "Татьянин день" описывает прелесть этого праздничного зимнего дня (между прочим, он бывает часто солнечным и лишь слегка морозным, поэтому есть примета: "На Татьяну проглянет солнышко - к раннему прилету птиц"):

Татьянин день! знакомые, кузины -
Объехать всех обязан я, хоть плачь.
К цирюльнику сначала, в магазины,
Несет меня плющихинский лихач.
Повсюду - шум, повсюду - именины,
Туда - сюда несутся сани вскачь,
И в честь академической богини
Сияет солнце, серебрится иней.
...Татьянин день! О первый снег и розы,
Гвоздик и ландышей душистый куст.
О первые признанья, клятвы, слезы
И поцелуй оледеневших уст.

Ну, а потом отправлялись на улицы, в трактиры, пивные и рестораны, хозяева которых заранее готовились к приходу публики. Затем, по традиции, обед в "Эрмитаже" - в одном из самых дорогих и роскошных московских ресторанов, который находился на углу Неглинной и Петровского бульвара. "К 6-ти часам вечера толпы студентов с песнями направляются к "Эрмитажу", - рассказывает П. Иванов. - Замирает обычная жизнь улиц, и Москва обращается в царство студентов. Только одни синие фуражки видны повсюду. Быстрыми, волнующимися потоками студенты стремятся к "Эрмитажу". Но хотя и "Эрмитаж", а Татьянин день - праздник демократический, поэтому профессорская корпорация, бывшая с утра при орденах и мундирах, перед поездкой в ресторан переодевается.

Язвительный Влас Дорошевич в фельетоне "В Татьянин день" вкладывает в уста какого-то важного судебного чина такой монолог: "Ах, Господи Боже мой! Ты мне уголовный фрак подаешь! Дай тот, который по гражданским делам... постарее. Ну, вот! Слава Тебе Господи... До свиданья, цыпленочек! Обедать? Нет, обедать буду в Эрмитаже. Да разве же ты забыла? Татьянин день сегодня... традиция, знаешь... Нет, нет, нет! Духов не надо. Праздник демократический! Молодежь, понимаешь, горячая... Ну, и выпившая. Слово им скажу. Может, качать будут. Услышат, что от меня духами, могут бросить..."

Между тем в "Эрмитаже" тоже готовились к студенческому "обеду". "Из залы выносятся растения, все, что есть дорогого, ценного, все, что только можно вынести. Фарфоровая посуда заменяется глиняной. Роскошная мебель предусмотрительно заменялась простыми столами с лавками, дорогие зеркала убирались, а полы покрывались толстым слоем опилок. Для студентов в этот день кухня готовила только холодные закуски, а к столу подавалась водка, дешёвое вино и пиво. За стол усаживались все вперемешку - профессора, журналисты, студенты, адвокаты, земские деятели. Под утро швейцары подписывали мелом на спинах молодежи адрес, и их развозили по домам "уцелевшие" товарищи.

"Число студентов растет с каждой минутой..." - рассказывает П. Иванов, а Н.Д. Телешов обобщает: "Из залов убиралось все бьющееся и не необходимое".

Обед сопровождался тостами, речами, пеньем. "В Татьянин день, - писал Дорошевич, - все говорить можно!" И, действительно, полицейским от начальства давалось распоряжение студентов за политические выступления не забирать.
Полиция в этот день действовала по преимуществу " профилактически", сглаживая остроту неизбежно вспыхивавших конфликтов, кроме того слуги порядка имели указания свыше не арестовывать и даже не задерживать "качающихся" студентов.
П.Иванов описывает развитие событий в "Эрмитаже":
"Исчезает вино и закуска. Появляется водка и пиво. Поднимается невообразимая кутерьма. Все уже пьяны. Кто не пьян, хочет показать, что он пьян. Все безумствуют, опьяняют себя этим безумствованием... Воцаряется беспредельная свобода".
Студенты всех поколений, соединясь в единый хор, поют классическую старинную песню "Выдь на Волгу...", так много говорящую сердцу седовласых ветеранов - студентов шестидесятых, семидесятых годов. Поют более новые студенческие и революционные песни и особенно громко и дружно - "Татьяну" - гимн студенческого праздника:

Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна.
Вся наша братья пьяна, вся пьяна, вся пьяна...
В Татьянин славный день...
- А кто виноват? Разве мы? - спрашивает один голос, и хор отвечает:
- Нет! Татьяна!
И сотни голосов подхватывают:
Да здравствует Татьяна!..
Так же поются и остальные куплеты: солист начинает, задает вопрос, а хор отвечает.
Нас Лев Толстой бранит, бранит
И пить нам не велит, не велит, не велит
И пьянство обличает!..
"А кто виноват? Разве мы?"
"Нет! Татьяна!"
"Да здравствует Татьяна!"
В кармане без изъяна, изъяна, изъяна
Не может быть Татьяна, Татьяна, Татьяна.
Все пусты кошельки,
Заложены часы...
"А кто виноват?.."
И так далее.

На улицах студенты нарочито громко пели, демонстрируя тем свою свободу, сменив классический студенческий гимн Gaudeamus igitur на политически неблагонадёжную "Дубинушкой". Одной из традиций Татьянина дня были кошачьи концерты под окнами "Московских ведомостей", а нередко эти окна просто били. В то время эта официозная газета была первой и единственной городской газетой, которую редактировали профессора, и печатала типография университета.

Известный литературовед В.О. Гершензон в письме брату описывает Татьянин день 1890 года: "Здесь было немало профессоров, большею частью пьяных до положения риз. Поймали студенты профессора Янжула, поставили на стол и требуют речи... За одним столом сидели Мачтет (поэт, автор знаменитого революционного похоронного марша "Замучен тяжелой неволей". - В.М.), Роздевич (теперь редактор "Газеты Гатцука"), Иогель (беллетрист) и др. Подошли, пожали руку Мачтету. Потом вокруг этого стола собралось множество студентов, говорили огненно-пьяные речи, провозглашали тосты и т.д. Уехали мы в половине 3-го домой".

В описаниях празднования Татьянина дня обычно больше всего рассказывается о том, как много было выпито и как кто куролесил. Обратите внимание на уже цитированные слова из воспоминаний П. Иванова: "Кто не пьян, хочет показать, что пьян". Так ведь это относится и к воспоминателям... И недаром П. Иванов свои воспоминания о 12 января назвал "Праздник своевольного духа".

В 1918 году была закрыта университетская церковь, в ней устроили читальный зал. Прекратились праздники "в честь академической богини" Татьяны. В 1923 году "архаичная и бессмысленная Татьяна" была заменена в директивном порядке Днем пролетарского студенчества. Однако совсем искоренить память о старинном студенческом празднике не удалось. В послевоенные годы московские студенты возобновили, конечно, в домашних компаниях, празднование Татьянина дня.

В 1990-е годы, вместе с возвращением некоторых, отмененных революцией обычаев, вернулся и Татьянин день. В Московском университете его стали праздновать официально, и ректор поздравлял студентов с бокалом шампанского в руке. В 1993 году помещение, где находилась университетская церковь, передали Патриархии, там началась служба.

25 января 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ об утверждении праздника российских студентов. Теперь у студентов России есть свой официальный праздник!!! Праздник молодости, праздник всех тех, кто испытывает неутолимую жажду знаний, поиска и открытий.

Мы поздравляем студентов всех поколений, а также педагогов, открывающих неоглядные просторы нового.
Радости вам, счаcтья, надежды и удачи!

Статья взята с сайта www.mgppu.ru

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy
Обновлено ( 26.01.2010 21:08 )  
Ты здесь: Главная Новости 25 января - День российского студенчества