Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Шихалиев Рустам Абдулгалимович, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 1 место в категории "Студенты-аспиранты" - "Экстремизм на Кавказе как следствие коррупции: причины, особенности, методы борьбы"

Печать

ЭКСТРЕМИЗМ НА КАВКАЗЕ КАК СЛЕДСТВИЕ КОРРУПЦИИ:
ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ

Сколько же еще страдать Кавказу? Вопрос для нас жителей России, как многонациональной и многоконфессиональной страны, являющейся социальным государством и насчитывающим немалое количество  населения не только на самом Кавказе, но и в целом по стране остается крайне актуальным и животрепещущим. Сейчас Кавказ как никогда раньше нуждается в поддержке со стороны общественности. Но в чем, же скрываются проблемы Кавказа? Мало кто задумывается над этим, мы все просто стараемся закрыть глаза на проблемы этой территории, считая этот регион неразвитым, злым, агрессивным, уверенно заявляя о том, что тут уже ничего не поможет. Кто с большой ответственностью брался за наведение порядка в этом регионе? Да, собственно говоря, никто, политика федеральных властей не всегда способна в полной мере решить вопросы этого региона, по ряду объективных причин, а местная власть, называемая среди здешнего населения «Коррупционной верхушкой» и является основной причиной всех проблем от терроризма до социально-экономических проблем и неразвитости региона.
С исчезновением коррупции исчезнет ли и терроризм на Кавказе? Исчезнет - в этом уверена независимая экспертная организация International Crisis Group. В своем докладе о ситуации на Кавказе специалисты организации причинами всплеска терроризма в регионе назвали коррупцию и нестабильную экономическую ситуацию . В этом уверены и жители Кавказа и Югры – выходцы с Кавказа (по материалам устного опроса жителей автором настоящей работы). Коррупционная практика на Кавказе имеет более глубокие корни, чем в России. Тут играют роль традиции. Практика кумовства изначально исторически присутствовала в отношениях между представителями этносов. Кроме того, контроль государства в сфере образования и правоохранительных органов намного слабее, естественно, на Северном Кавказе. Проведенные исследования выявили очень большой разрыв между северокавказским и остальными российскими регионами в оценках коррупции в целом. В процентном соотношении на Северном Кавказе большее число людей отмечают, что они лично сталкивались с коррупцией.                             
Информационное агентство «Caucasus Times»  провело в столицах 6 республик Северного Кавказа серию экспресс-опросов, посвященных детальному анализу коррупции в регионе и его влиянию на экстремизм, отношению населения к этой проблеме. В результате более 80 процентов респондентов признались, что лично сталкивались с коррупционной практикой, влияющей на экстремизм . Сегодня коррупция в России является серьёзной проблемой, но в северокавказском регионе она достигла своего апогея, именно здесь это зло не испытывает ни каких трудностей, а даже имеет постоянную поддержку и подпитку. С начала текущего года на Северном Кавказе произошло в общей мере около 50 терактов и в лидерах тут уже значится не одна Чечня, а совсем иные республики (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и т.д.). Коррупции подвержены все государственные аппараты республик Северного Кавказа. Первое место занимают правоохранительные органы, второе место - образование, третье – здравоохранение. За последние годы коррупция перешла в ранг явлений, угрожающих национальной безопасности и целостности страны. Основных причин тому две. Во-первых, коррупция позволила сформироваться так называемому экстремистскому подполью. Так называемому потому, что за мягкой формулировкой, преподносимой чиновниками фактически скрывается альтернативная система органов власти. Коррупция и торговля должностями в силовых структурах, практикуемая повсеместно, приводят к тому, что все усилия федерального центра по борьбе с терроризмом и противостоянию экстремизму упираются в некомпетентность и продажность на местах. На сегодняшний день, на Северном Кавказе нет государственной должности, которую нельзя было бы купить. Террористы готовы заплатить эту цену. В результате мы получаем попытки захвата Ингушетии, г. Беслан, штурм г. Нальчика, взрывы в московском метро 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», два крупных взрыва в г. Кизляр и целый ряд других терактов. Федеральная власть сегодня борется с экстремизмом, но порой не замечает фундамента, на котором он базируется, как и не замечает фактов, которые провоцируют все эти негативные процессы . Система взяточничества прочно влилась в привычный уклад жизни для жителей Северного Кавказа и стала повсеместный явлением.
Тема борьбы с коррупцией в северокавказском регионе особую актуальность приобрела в последнее время, в связи с обострившимися проблемами, такими как терроризм, экономические, политические, социальные и другие проблемы  непосредственным образом исходящие от коррупции. Это тема актуальна, в том числе и потому, что в этом регионе всегда была напряженная ситуация, нестабильный регион всегда притягивал к себе различного рода тяжбы. Тотальная коррупция на Северном Кавказе порождает нищету и бесправие и является питательной средой, на которой произрастают различные «измы» - ваххабизм, экстремизм, терроризм, фундаментализм и даже религиозный сепаратизм. Совсем недавно мы должным образом, не обратив внимания на одну крупную проблему одного небольшого региона, пришли к необратимым последствиям для масштабов всей страны. С началом 2010 года ожидая улучшений в области безопасности одной из крупнейших мировых держав, народ видит лишь страшные конфликты и теракты, счет которых за короткий срок нового года перешел на десятки. Многие вещи в повседневной среде на Кавказе не воспринимаются, как терроризм, так же как и коррупция стала обычным устоем жизни для зажиточного слоя. Допустим, взять родственника на работу не считается элементом коррупции. Перспективы коррупции в регионе оцениваются населением довольно пессимистично - прежде всего, потому, что это уже устоявшийся институт. Коррупцией пронизаны почти все ветви власти, все структуры. Это система отношений между людьми. «Простой народ» остается крайним в сложной структуре выживания на Кавказе. Видя голодающими и страдающими свои семьи, озлобленные мужчины (класс бедного населения) берутся за оружие и не только мужчины, но и радикально настроенная женская половина и молодежь. Фактором заставляющим делать это остается коррупция, нищета и безработица, и всё это на Кавказе, где менталитет и семья всегда есть и были приоритетом для горца.
Проблемы экстремизма на Кавказе как следствие коррупции сегодня недостаточно освящены в исследовательской литературе. Авторов раскрывших тему терроризма, так называемого «ваххабизма» множество, но до сих пор нет, ни одного цельного труда, где понятия терроризм и коррупция были бы связаны. Многие просто боятся говорить на эту тему. Открытое обсуждение вопроса доступно лишь на бытовом уровне.
Общие труды по коррупции представлены работами В.В. Астанина , И.Н. Кисловской   Отдельные проблемы коррупции изучали С.А. Романов, С.В. Бондаренко, И.М. Клямкин, Л.М. Тимофеев, Н.А. Волгин, А. Гушер, И. Долматович, Е.В. Злотникова, А. Зубов, В. Илюхин, В.А. Лоскутов,  И.Я. Богданов, А.П. Калинин, Н.А. Лопашенко . Материалы периодической печати также  были использованы автором настоящей работы.
Демократия, данная нам Конституцией Российской Федерации, на Северном Кавказе является всего лишь термином, используемым лишь в чисто символическом значении. Тема, конечно, активно изучается и обсуждается на интернетовских порталах, публикуется в газетных и журнальных статьях, но все это не на том уровне, котором сейчас требует проблема. Определенное количество научных статей представлены на «Официальном сайте Муссы Саадаева» , публикации в таких изданиях как «Российская газета» , «Независимая газета» , на интернет порталах: «Notheft»  и «Caucasus Times»  и многих других информационных веб-узлов, посвященных Кавказу,  но этого на данный момент и для данной проблемы недостаточно. Самый заметный вклад в пропаганду разработки вопроса в последнее время внесла федеральная власть.
Проанализировав литературу можно сделать вывод, что на данный момент нет ни одного цельного труда, в котором термины экстремизм и коррупция имели бы непосредственную связь. В научной литературе существуют лишь труды, отдельно описывающие экстремизм, коррупцию, но не связывающие эти термины не, то что отдельно на Северном Кавказе, но и в целом по стране. В научной литературе сегодня не раскрыта сущность коррупции и экстремизма на Кавказе, а также их общая взаимосвязь способствующая образованию негативных последствий,  социальных явлений угрожающих целостности государства и безопасности граждан и как следствие не определены методы борьбы с негативными явлениями в целом государственного и в особенности регионального уровня.
Целью данной работы является исследование вопроса о причинах терроризма и тяжелых экстремистских ситуациях, возникших на Северном Кавказе вследствие коррупции, а также выявление методов борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
•    изучить научно-исследовательские материалы по проблемам коррупции на Северном Кавказе;
•    выявить причины коррупции на Северном Кавказе;
•    изучить негативные масштабы и последствия ваххабитских и экстремистских течений на Северном Кавказе, ведущие к первым признакам дестабилизации в стране;   
•    проанализировать основные тенденции экстремистских составляющих, как следствие коррупции;   
•    определить и раскрыть основные элементы и формы коррупционного механизма на Северном Кавказе;
•    определить последствия экстремизма вследствие коррупции для Северного Кавказа и в дальнейшем для всей страны;
•    рассмотреть основные методы борьбы с коррупцией.
Источниковая основа исследования представлена на двух уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный уровень. Основными источниками в данной работе послужили Федеральный закон «О противодействии коррупции», который впервые в отечественном законодательстве дает юридическое толкование понятию «коррупция», устанавливает основные принципы противодействия этому явлению, определяет правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней. Также принят закон от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции .
Одним из последних было принято распоряжение Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 158-рп «О подписании дополнительного протокола к Конвекции об уголовной ответственности за коррупцию» .
Региональный уровень. Во многих республиках Северного Кавказа сегодня обновлена, либо вновь создана и действует нормативная база по противодействию коррупции, вот некоторые данные по этим территориям. Правительство республики Дагестан приняло постановление от 01 апреля 2009 года №90 «Об утверждении республиканской целевой программы «О противодействии коррупции в республике Дагестан на 2009-2011 годы» .
В соответствии с Планом противодействия коррупции в государственных органах республики, утвержденным распоряжением президента РД от 19 сентября 2008 г. №53-рп, правительство республики Дагестан постановило утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «О противодействии коррупции в республике Дагестан на 2009-2011годы». Народным Собранием республики Ингушетия 27 февраля 2009 г. принят закон от 4 марта 2009 г. № 8-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Ингушетия» . Парламентом Чеченской Республики 30 апреля 2009 года принят закон Чеченской Республики «О противодействии коррупции Чеченской Республике» от 21мая 2009  года . Принята программа противодействия коррупции в республике Северная Осетия - Алания на 2009 – 2011 годы. Постановление правительства республики Северная Осетия – Алания от 22 мая 2009 года №160 . Концепция республиканской целевой программы по «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы» утверждена распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 26 июня 2009 г. № 202-р . Предметом регулирования этих нормативно-правовых актов является деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции в Республиках Северного Кавказа, а также противодействию коррупции в органах государственной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.
Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции в Республиках Северного Кавказа осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республик Северного Кавказа, законами, действующими на территории республик Северного Кавказа, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами в данной сфере.
Для достижения поставленных задач были выбраны следующие научные методы, положенные в основу проекта:

- анализ (применялся при разборе показателей уровня коррупции на Северном Кавказе);
- статистический (использован при анализе показателей коррупции на Северном Кавказе);
- сравнительный (использовался при сравнении нормативно-правовых актов различных регионов, методов борьбы и пр.);
- методы классификации (применялись при изучении структур управления и видах коррупции);
- информационный метод (применялся при сборе информации для написания настоящей работы).
Методы научной индукции и дедукции при выявлении проблем развития коррупции на Северном Кавказе.
Объектом исследования выступает вопрос взаимосвязи экстремизма и коррупции на Северном  Кавказе ведущей к дестабилизации в стране.
Предметом являются особенности, элементы и формы коррупционного механизма, причины возникновения коррупции ее влияние на экстремизм  в районе Северного Кавказа.

Глава 1. ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ НА  СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

По мнению большинства исследователей-террологов, питательной средой терро-ризма является коррупция. Используя коррупцию, террористы легко приобретают оружие, перемещаются по стране и городам, скрываются, пересекают границы, обеспечивают информационную поддержку, подкупают сотрудников правоохранительных органов. Без тотального распространения коррупции не было бы ни Буденновска, ни Кизляра, ни взрывов в Москве и Волгодонске, ни захвата театра на Дубровке, ни Беслана, ни взрывов самолетов и т.д.
«Победа над коррупцией в России постепенно приведет к победе над террориз-мом», - считает заместитель Председателя Совета Федерации РФ, председатель парла-ментской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане. Многие эксперты причинами всплеска терроризма на Северном Кавказе назвали коррупцию и нестабильную экономическую ситуацию.                         
Информационное агентство «Caucasus Times»  провело в 2009 г. в столицах шести республик Северного Кавказа серию экспресс-опросов, посвященных детальному анализу коррупции в регионе и отношению населения к этой проблеме. Результаты опросов в сто-лицах шести республик Северного Кавказа (Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни, Дагестана, Северной Осетии и Ингушетии) показали, что наиболее коррумпиро-ванными структурами в своих республиках население северокавказского региона считает местные правоохранительные органы (об этом заявили 53 % респондентов), а также сис-тему образования (51 %) и здравоохранение (49 %). Именно эти структуры респонденты указывали чаще всего, отвечая на вопрос: «Где, на ваш взгляд, проблема коррупции в ва-шей республике стоит наиболее остро?». К числу коррумпированных, опрошенные отне-сли также судебную систему (39 %), органы социального обеспечения (30 %) и налоговые органы (28 %). Примечательно, что только правоохранительные органы вошли в тройку наиболее коррумпированных, по мнению опрошенных, структур во всех шести республи-ках Северного Кавказа . Это последние данные социологических опросов на данный мо-мент, видя такие глобальные цифры, остается, лишь поражаться тому насколько корруп-ция четко обосновалась в среде местного населения и вошла в привычку. Народ, прожи-вающий на территории Кавказских республик, иногда даже не задумывается о том, что несет взятку, для них это не только повсеместное, но и даже повседневное явление. Жители кавказских республик относятся к взяткам, как к плате за лечение, образование, соци-альную помощь и т.д. которое у нас в стране является бесплатным.
Таким образом, можно выделить несколько групп причин, которые являются след-ствием коррупции, нищеты и экстремизма на Северном Кавказе.  К первой группе можно отнести: произвол федеральных и беспредел  местных властей. Давно известно, что на Северном Кавказе очень недовольны политикой федерального правительства, местной коррупцией, жестокостью и злоупотреблениями сил безопасности. Ко всему этому доба-вим экономический кризис, безработицу, растущую нищету. Спираль насилия раскрути-лась настолько, что ее уже нельзя контролировать.     
Ко второй группе причин относятся преимущественно незнание своих прав и сво-бод в среде местного населения: хотя незнания как такового в общем-то и нет, просто боязнь за свою жизнь заставляет людей молчать и терпеть, не обращаться в суды или высшие инстанции, кроме того менталитет кавказского народа настолько высок что обра-щение в суд с исковым заявлением считается высшей степенью унижения для некоторых. Хотя если посмотреть объективно, куда обращаться к тем же самым чиновникам, это про-сто бессмысленно, правды на местах не найти, а на федеральном уровне все иски и жало-бы отсылаются обратно, ссылаясь на то что есть местное правительство, способное во всем разобраться объективно и непредвзято. Так что все это «Большая машина корруп-ции» или просто круговорот коррупции не только на Северном Кавказе, но и в масштабах всей страны.            
Так же следует выделить третью группу причин – это особенность этнополитиче-ских отношений и неудачные методы управления на Северном Кавказе. Необеспе-ченность методов управления соответствующими культурно-информационными, эконо-мическими, этнополитическими методами, диалогом с гражданским обществом. Основ-ные неудачи государственной политики на Северном Кавказе вызваны методами управления. В целом кавказская политика характеризуется непоследовательностью и несогласованностью действий, попытками решить сложнейшие этнополитические вопросы наскоками (отдельными поездками). Она переполнена стереотипами, символами и импровизациями.     Конфликтогенные факторы, провоцирующие этнополитические конфликты, пока не нейтрализованы, а загнаны внутрь на всем Северном Кавказе. На Кавказе совершается большое количество террористических актов. Беззаконие и коррупция, террористические разборки и торговля оружием нередко осуществляются с участием местных этнополитических элит. К сожалению, такое положение дел в регионе выгодно не только бандитам, но и некоторым чиновникам, чья преступная бездеятельность приносит им политические и финансовые дивиденды. Нужны кардинальные меры по демилитаризации и постконфликтному строительству на Северном Кавказе.      
Таким образом, основными причинами, вызвавшими все возможные проблемы на Северном Кавказе от коррупции вплоть до терроризма, можно назвать слабость прини-маемых властями решений для урегулирования ситуации, социальные и экономические проблемы вызванные коррупцией и по цепной реакции, ведущие к усилению терроризма. Социально-экономические трудности используются для натравливания одной националь-ности на другую. Нередко, поддерживая межнациональные противостояния, местные вла-сти не только сохраняют свои привилегии, должности, но и используют нестабильность ситуации для выбивания дополнительных средств из федерального бюджета, которые за-тем расходуются чаще всего не по целевому назначению. Если бы все выделяемые в реги-он средства доходили до адресата,  напряженность на Северном Кавказе заметно бы ос-лабла. Из всего отмеченного видно, что Северный Кавказ является очень сложным и опасным регионом – и это самая главная проблема России. Причин возникновения кор-рупции и оснований для их выделения множество: социальные, экономические, политические, информационные, и даже …. географические.  На сегодняшний день государство и общественность обязаны уделить самое пристальное внимание выявлению причин возникновения коррупции, ошибок прошлых лет, изучить всю полноту проблемы со всеми её тонкостями и особенностями, проанализировать и найти новые эффективные, кардинальные методы для этих самых причин.

ГЛАВА 2. КОРРУПЦИЯ –  ПОЧВА ДЛЯ ЭКСТРЕМИЗМА НА  
СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ, МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С НЕЙ

Темпы коррупции на Северном Кавказе в последнее время приняли тенденцию к снижению, это связанно с жестким контролем со стороны федерального центра, а также региональной работой, осуществляемой местными властями. В некоторых регионах нача-ли предприниматься определенные  меры по предотвращению коррупции. Так, например, в Дагестане при президенте республики образован Совет по противодействию корруп-ции. Целью совета является создания системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих . Это не единственный регион, в котором проводятся подобно-го рода действия по предотвращению коррупции и других отрицательных явлений, к ко-торым коррупция приводит, также и в других республиках участились случаи зачисток с целью выявления коррумпированных чиновников, принимаются законодательные акты и постановления регионального уровня.
Есть определенные политические фигуры регионального уровня, которые с долж-ным пониманием осознают, что является главным бедствием и тормозящим фактором развития Кавказского региона, и с полной самоотдачей принимаются за искоренение этих негативных явлений, суть которых кроится в коррупции. Недавнее решение принятое президентом Ингушетии явный показатель жестких и обоснованных предпринимаемых решений для борьбы с коррупцией и нормализацией обстановки на Северном Кавказе в целом и в республиках в частности. Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров основной своей целью поставил нормализацию обстановки через борьбу с коррупцией и экстремиз-мом. За время его президентства  было возбуждено 22 уголовных дела против чиновников. Кроме того, решается вопрос о  возбуждении следственным комитетом дела по факту финансовых нарушений на сумму 1,74 миллиарда рублей, выявленных Счетной Палатой в бюджете республики. По одному из этих поводов, как считает следствие, на Евкурова и было совершено покушение .
Правительство Российской Федерации делает все от себя зависящее, заслуга в практически мирной обстановке на Северном Кавказе целиком и полностью принадлежит федеральному центру. Президент России Дмитрий Медведев на совещании 19 мая 2010 года в Кремле встретился с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Заседание посвящено проблемам Северного Кавказа. Глава государства подчеркнул, что коррупция на Северном Кавказе приняла угрожающие формы и является фактом пособничества сепаратистам и убийцам, которые орудуют в этом регионе. Под угрозой национальная безопасность страны. «Коррупционеров на Кавказе особенно сложно ловить за руку, так как им помогают уйти от ответственности клановость и порука руководителей регионов», - сказал Медведев. Президент призвал максимально строго карать тех, кто ворует государственные средства на Северном Кавказе. «Зачастую деньги не доходят до людей. Мы знаем, куда они деваются. Их воруют, а иногда просто отнимают. Получил средства из федерального бюджета - поделись с начальником», - сказал Президент. Президент подчеркнул, что ни в коем случае нельзя закрывать глаза на расхищение средств, направляемых на реализацию каких-либо федеральных программ. При этом Медведев отметил высокую латентность этих преступлений. Как отметил Медведев, орудующие на Кавказе бандформирования стали частью международного преступного сообщества и вовлекают в свою деятельность различные слои общества в этом регионе. Как считает президент, начинать работу на Северном Кавказе нужно с самого главного - фундаментального права на жизнь. «Террористы вовлекают в свою деятельность разных людей, в том числе молодых, и, конечно, это создает дополнительные проблемы», - добавил президент. По данным МВД РФ, в 2009 году на территории Северного Кавказа было совершено 544 преступления террористического характера, сообщил Медведев. На жизнь сотрудников правоохранительных органов было совершено 750 покушений, 235 сотрудников погибли, 686 получили ранения. За последние 12 лет погибли 20 мусульманских священнослужителей и 6 получили ранения. С 2008 по 2010 годы здесь были убиты более 10 известных журналистов и правозащитников .    
Недавнее посещение Дмитрием Медведевым Московской соборной мечети, явное подтверждение дружбы и взаимопонимания между двумя основными (по численности) религиями страны .
В целом особенности борьбы с коррупцией во всех северокавказских республиках разнообразны, различны методы борьбы. В каждой республике свой уклад, свои устои и традиции и в связи с такой сложной этнополитической особенностью Кавказского региона нужно разрабатывать новые ещё более эффективные нормативно-правовые акты, программы по противодействию коррупции. Методы, используемые федеральным центром, показали себя очень благотворными и рациональными, а вот на местах пока нет больших сдвижек. Жесткий пример наведения порядка применяется в республиках Ингушетия и Чечня, за счет «сильной руки» в лице Ю. Евкурова и Р. Кадырова, эти способы, конечно, дают определенные результаты. Но в некоторых соседних республиках, таких как Дагестан, Северная Осетия и Кабардино-Балкария, результаты проведенных мероприятий, по противодействию коррупции, за многие годы показали себя не достаточно эффективными.
Последний теракт Ставрополе и интервью полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе (далее СКФО) Александра Хлопонина, который сообщил журналистам, что в связи с непринятием должных мер безопасности в Ставрополе, где в результате взрыва 26 мая погибли 7 человек, возбуждены дела о халатности. Взрыв перед зданием городского Дворца культуры, где собралось около 150 человек, произошел по вине сотрудников милиции, которые перед концертом недобросовестно проверивших здание ДК и прилегающую к нему территорию
Таким образом, на сегодняшний день вырабатываются методы борьбы с коррупци-ей на Северном Кавказе, не всегда эффективные, в основном в виде введения новых зако-нодательных актов; зачисток, проводимых спецслужбами, и ужесточением контроля со стороны федерального центра, также большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации (далее СМИ), интернет - порталы, форумы, информационные агентства. Информационный метод обсуждения коррупции, экстремизма и других про-блем на Северном Кавказе, очень широк, доступен, полезен и является на сегодняшний день одним из основных источником обсуждения коррупции в Кавказском регионе. Пропаганда в СМИ, Интернете выступает порою как единственный способ самовыражения народа без риска для жизни.
Ситуация на Северном Кавказе говорит о том, что этот регион, который призван формировать стабильное развитие в социальных, экономических, политических, культур-ных и других сферах жизни, ставит перед собой недостаточно эффективные меры. Кор-рупция охватывает все сферы и становится повседневным и нормальным явлением, при-водит к всевозможным проблемам, главным из которых является экстремизм.
Экстремизм на Северном Кавказе – это та проблема, которая на протяжении долгих лет классифицировала этот регион, как один из наиболее опасных в мире. В основе экстремизма на Кавказе как проблемы, лежит коррупция. Региональным властям очень выгодно вытягивать бюджетные средства, из федерального центра ссылаясь на борьбу с вооруженными бандформированиями.
Низкий уровень жизни, клановость, слабое соблюдение конституционного законо-дательства в социальных учреждениях (задачей которых является оказание бесплатных или льготных услуг для граждан) на Северном Кавказе вынуждает людей уходить в эти же самые подполья и становиться бандитами, с целью сосуществования себя и своей се-мьи.        
Помимо развития экстремизма, сегодня  существует острая проблема общей кор-рупции на Северном Кавказе, подразумевающая покупку и продажу каких-либо докумен-тов, справок и т.д.; поступление в вузы людей с недостаточным уровнем знаний, за счет определенного размера взятки; поступление на работу без требуемых знаний, путем дачи взятки; получение хорошего образования или медицинского обслуживания лишь путем дачи взяток; поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошко-льные воспитательные учреждения детей, а также оформление положенных социальных льгот или пенсий, также путем дачи взяток.
Местное правительство северокавказских республик представляет собой сегодня гигантский теневой рынок, на котором крутятся миллиарды рублей. Чиновник на этом рынке стал, чуть ли не продавцом. Это легкая нажива без особого труда, тут и зарплаты им не нужны, которые ни как не сопоставимы с размерами приносимых взяток. При этом мы имеем дело с рынком, на котором покупатель абсолютно бесправен, а продавец решает все и управу на него трудно найти. Это все ведет к моральному уничтожению не имущего или честного человека, которому ничего не остается как вступить на такой же путь беззакония, отсюда и вытекают различные проблемы глобального уровня такие как: экстремизм, терроризм, ваххабизм, нищета и преступность.                             Основные причины коррупции на Северном Кавказе можно выделить в три группы. Первая группу причин, это слишком большое доверие федерального центра местным властям, недостаточный контроль со стороны Правительства РФ, приводит к полной свободе коррумпированных чиновников местной власти. Вторая группа причин, это незнание своих прав и свобод, подавляющее большинство населения северокавказского региона не знает своих прав, данных им конституцией, думая, что чиновник решает все. Это проблема, которую простой народ сможет решить, только сам, путем правовой грамотности. Третья группа причин это этнополитические особенности Кавказа. Необеспеченность методов управления соответствующими культурно-информационными, экономическими, этнополитическими методами, нет должного диалога с гражданским обществом.        
Основными методами борьбы с коррупцией на Кавказе является введение проектов по ужесточению контроля местных властей, государственных структур и органов, создание специальных федеральных комиссий комитетов по надзору, принятие законов регулирующих все сферы в которых задействованы коррупционные механизмы.
Итак, исследование причин, условий распространения коррупции, ее элементов и форм, анализ статистики, – все это говорит о том, что повседневная жизнь на Северном Кавказе представляет собой неразрывную цепочку правовых нарушений.

С коррупцией на Северном Кавказе, сегодня надо бороться жестко и последова-тельно, иначе прекрасный по климатическим, природным и культурным условиям регион будет потерян для России и мира в целом. Если правительство не будет обращать внима-ние на данную проблему, не будет пытаться совершенствовать и модернизировать методы борьбы с коррупционными механизмами на Северном Кавказе, тогда проблема приобре-тет, огромные, неуправляемые в своем развитии масштабы и будет являться угрозой на-циональной безопасности Российской федерации.

Шихалиев Рустам Абдулгалимович,
г.Нижневартовск
Студент Нижневартовского государственный гуманитарный университет, победи-тель открытого конкурса «Наука и образование против террора-2010», 1 место в номина-ции «Студенты-аспиранты»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Источники
1.1.Международный уровень
1.1.1 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию». Принята в г. Страсбурге 27.01.1999.

1.2. Федеральный уровень
1.2.1. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

1.3.Регионально-локальный уровень
1.3.1. О противодействии коррупции в республике Дагестан. Постановление прави-тельства республики Дагестан от 01 апреля 2009 №90
1.3.2. О противодействии коррупции в Республике Ингушетия. Закон принят народным собранием республики Ингушетия от 4 марта 2009 № 8-РЗ
1.3.3. О противодействии коррупции в республике Северная Осетия – Алания. Постановление правительства республики Северная Осетия – Алания от 22 мая 2009 №160
1.3.4. О противодействии коррупции в Чеченской Республике». Принят Парламентом Чеченской Республики 30 апреля 2009 года
1.3.5. О противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы утверждена распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 26 июня 2009 г. № 202-р

2. Исследования
2.1. Астанин В.В. Борьба с коррупцией и равенство граждан перед законом как принцип уголовной ответственности (конституционные основы и криминологическая обусловленность) // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссий-ского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию УК РФ. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2006.
2.2. Астанин В.В. Деятельность организованной преступности в политической сфере жизни общества // Сборник статей «Организованная преступность, миграция, политика» М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002.
2.3. Астанин В.В. Организованная коррупция // Сборник научных трудов «Органи-зованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними» М.: Российская криминологическая ассоциация, 2005.
2.4. Астанин В.В. Состояние и особенности коррупционной преступности и борьбы с ней в Российской Федерации в 2000-2003 гг. // Сборник статей «Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект». М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.
2.5. Астанин В.В. Состояние коррупционной преступности в Южном федеральном округе // Раздел статьи «Региональные различия преступности и преступность в Южном федеральном округе» в сборнике статей «Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью». М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001.
2.6. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. М., 2001.
2.7. Бондаренко С.В. Коррумпированные общества. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2002.
2.8. Волгин Н.А. Социальные последствия финансового кризиса в российском обществе // Социология власти №7 (2009) с. 8 - 19
2.9. Гушер А. Чечня – узел трудных проблем: Ислам. Экстремизм и его роль в обострении ситуации на северном Кавказе // Азия и Африка сегодня №11 (2000) с. 2 -6, 8 – 9
2.10. Долматович И. Военно-экономические аспекты национальной безопасности // Мировые экономические и международные отношения №2 (2007) с 43 – 50
2.11. Злотникова Е.В. Организованная преступность как угроза национальной безо-пасности России // Вестник МГОУ История и политические науки №2 (2009) с. 171-177
2.12. Зубов А. Политическое будущее Кавказа // Знамя №4 (2000) с. 144 – 173
2.13. Илюхин В. Как обрубить корни коррупции? // Служба кадров №5 (2009) с. 40 – 44.
2.14. Кисловская И. Н. Теоретическое обеспечение противодействия коррупции. // Государство и право: теоретико-правовое понимание: Сборник научных статей. - Ставро-поль: СГУ, 2003.
2.15.  Кисловская И.Н.  К вопросу о криминолого-профилактическом законодательстве по борьбе с коррупцией. // Правовая система России, история и современность (опыт правового регулирования): Материалы 47 научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
2.16. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М.  Теневая Россия. М.: РГГУ,  2000.
2.17. Лопашенко Н.А. Бегство капитала из России и его возвращение. М., 2003
2.18. Лоскутов В.А. Тоталитаризм и коррупция. Сборник статей. Екатеринбург, 2001
2.19. Романов С.А.  Готовьте ваши денежки: Роман. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

3. Интернет-ресурсы
3.1. Официальный сайт газеты «Независимая газета - www.ng.ru
3.2. Официальный сайт газеты «Российская газета» - www.rg.ru
3.3. Официальный сайт политолога «Муссы Саадаева» - www.sadaev.ru
3.4. Официальный сайт информационно – дискуссионного портала «newsland» - www.newsland.ru
3.5. Официальный сайт портала о внутрикорпоративных ворах «notherf» - www.notherf.ru
3.6. Официальный сайт «центра изучения новых вызовов и угроз при ПИГМУ» -  www.nisse.ru
3.7. Официальный сайт интернет газеты «Росбалт» -  www.rosbalt.ru
3.8. Официальный сайт информационного портала «Caucasus Times» - www.caucasustimes.ru
3.12. Официальный сайт Еженедельного тележурнала «Вести – северный Кавказ» - www.skavkaz.ru
3.14. Официальный сайт информационного интернет портала «Кавказский узел» - www.kavkaz-uzel.ru

 
Ты здесь: Главная