Молодежь и Чистый Интернет

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Регистрация / Вход

Кисляков Павел Александрович, Шуйский государственный педагогический университет, г.Шуя, Ивановская область, 1 место в категории "Преподаватели" - " ВУЗ – ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА".

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ВУЗ – ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

В последнее время значительно обострились проблемы, связанные с обеспечением социальной безопасности. Национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, деятельность молодежных неформальных группировок и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме. В связи с этим сегодня одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования является гуманизация, которая предполагает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Каждый человек должен быть подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить себя и своих близких в случае возникновения чрезвычайной, кризисной ситуации социального происхождения, а также владеть конструктивными способами разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения жизни.

После событий в г. Беслан в сентябре 2004 г. вероятность совершения терактов в образовательных учреждениях должна рассматриваться как вполне реальная. Об этом же свидетельствует опыт США, Израиля. Дети, учащиеся – привлекательный объект для тер­рористов ввиду их относительной незащищенности и возмож­ности диктовать государству свои материальные или политичес­кие требования, которые с большой вероятностью могут быть приняты для спасения детских жизней. Кроме того, обществен­ный резонанс таких действий обеспечивает политическим си­лам, часто направляющим террористов, необходимую известность.

Важным в этом направлении является подготовка специалистов по обеспечению безопасности в социальной сфере, в том числе по вопросам антитеррористической пропаганды. Подготовка студентов педагогических и гуманитарных вузов должна обеспечить высокий уровень готовности к работе по антитеррористической пропаганде, обеспечению социальной безопасности обучающихся различных демографических и социальных групп. От компетентности будущих педагогов в данной сфере зависит, в перспективе безопасность образовательной среды жизнедеятельности подрастающего поколения.

Актуальность проблемы исследования определяет его цель – обоснование теории и технологий противодействия идеологии экстремизма и терроризма в рамках создания в вузе толерантной и безопасной среды.

Задачи проекта:

1.Изучить современное состояние проблемы формирования в вузе безопасной и толерантной среды.

2.Изучить современное состояние проблемы проявления идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.

3.Разработать для системы педагогического образования психолого-педагогическое сопровождение, включающее содержание, формы, методы образования в области противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

Научные результаты исследования использованы:

-         в системе высшего педагогического образования при подготовке студентов по вопросам противодействию идеологии экстремизма и терроризма в рамках дисциплины Безопасности жизнедеятельности;

-         в системе воспитательной работы в вузе;

-         при прохождении студентами стажировки по межведомственной программе «Спасатель» на базе Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» и создании в вузе студенческого спасательного отряда.

-         в научно-образовательных и информационно-аналитических центрах при создании методических разработок по проблемам противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

Формирование толерантной среды в вузе как условие профилактики идеологии экстремизма и терроризма

Образовательное учреждение, в том числе вуз представляет собой микросоциум с присущими ему опасностями и угрозами. Полноценный учебный процесс в вузе невозможен без создания безопасной и здоровьесберегающей среды жизнедеятельности человека, представляющей собой функционирующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потребность в двигательной и интеллектуальной активности.

Одним их компонентов здоровьесберегающей среды образовательного учреждения является толерантная среда. В современной социально-экономической ситуации все большее число подрастающего поколения вовлечено в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается увеличение агрессии. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неожиданной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, традициями. Однако это приводит к появлению противостояния между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). В массовом сознании возникают негативизм и агрессия к иной точке зрения. Одной из первых и важнейших характеристик демократического государства в наши дни признается толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире.

Необходимость формирования толерантного сознания в современном обществе связана с развитием глобализации, сопровождающейся борьбой за передел территорий, сфер влияния, обладание природными и человеческими ресурсами, а также с появлением новых социальных явлений – терроризм, экстремизм и т.д.

Экстремизм, как социально-психологическое явление существовал во все времена. В современных условиях он приобретает массовость и проявляется на межгосударственном, внутригосударственном, межэтническом, межрелигиозным, культурологическом, бытовом и других уровнях. Молодежный экстремизм как массовое явление конца ХХ начала XXI вв. выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании. Сегодня в России действует около 140 экстремистских молодежных группировок, общей численностью в 1,5 млн. человек. Уличные формирования стали устойчивой частью общества.

Большой вклад в развитие предпосылок экстремизма среди Российской молодежи оказала «массовая культура», когда через СМИ, в том числе Интернет распространяется информация, стимулирующая у молодежи жестокость, насилие и желание его применения на практике. Значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно «искалеченная» массовой культурой, вырастает злой, бездуховной и жестокой готовой к насилию, что говорит об опасности такой молодежи.

Для России, с проживающим на ее территории разного по этническому и религиозному составу населения проблема экстремизма представляет угрозу национальной безопасности.

Крайней формой проявления экстремизма является терроризм. Современный терроризм отличает ряд принципиально новых качеств, связанных с его природой, формами проявления, организационной структурой, функциональными характеристиками. Он наносит удар по политическим, экономическим и культурным сферам общественной жизни, оказывает массовое психологическое давление, распространяя идеологию насилия и агрессии в самых устрашающих формах. Ущерб от деятельности террористов определяется не только прямыми и косвенными материальными убытками, но и невосполнимой потерей тысяч человеческой жизней. Актуальность проблемы терроризма обусловлена также проявлением новых, гибких и мобильных форм террористических организаций, характеризующихся сетевой структурой и фанатичностью их членов и, что еще более опасно, вовлечение в террористическую деятельность молодежи.

В экстремизме могут участвовать различные слои населения, социальные группы, социальные объединения, в том числе подрастающее поколение, как социальная группа. Молодежь в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости более подвержена влиянию различных идеологий. Возрастное желание самореализоваться может стать хорошей почтой для экстремистского поведения. Поэтому изучение отношения старшеклассников к экстремизму как социально-психологическому явлению на сегодняшний день, является актуальным.

Выше изложенное обуславливает необходимость поиска новых подходов к решению задач, заложенных в Концепции национальной безопасности, национальном проекте «Образование», что в свою очередь требует создания инновационной системы образования учащихся в данной сфере, готовых противодействовать идеологии экстремизма и терроризма.

Немало важным в предупреждении молодежного экстремизма является формирование на федеральном уровне стратегии развития системы образования, которая является одним из важнейших инструментов формирования у молодого поколения активной гражданской позиции, воспитания социальной инициативности, чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Этим и другим вопросам, связанным с формированием толерантности у подрастающего поколения и профилактики идеологии экстремизма, посвящены работы С.Г. Ильинской, С.В. Барыкиной, Г.А. Герцог, Ю.А. Зубок, А.Г. Антипьева, Г.В. Безюлева, В.М. Золотухина и др.

Потребность в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, обеспечения их безопасности в условиях образовательного процесса, профилактики экстремизма и терроризма осознается на всех уровнях, включая федеральный. Однако эта потребность до настоящего времени не реализована в полной мере в системе общего и высшего образования. Разработка психолого-педагогических аспектов в формировании безопасной и толерантной среды может сыграть значительную роль в социализации личности, выполняя ряд важных функций: профилактика, коррекция, ориентация в социальных условиях жизни, гуманизация отношений с окружающим миром, снижение количества рисков и опасных ситуаций социального происхождения. Это позволит повысить качество воспитательного потенциала социума, гуманизировать отношения между представителями разных поколений, способствовать процессам саморегуляции личности. Кроме того, это позволит конкретизировать компетентности, которыми должен обладать социальный педагог, классный руководитель, педагог дополнительного образования, любой специалист, осуществляющий целенаправленную социализацию детей и молодежи.

Проблема опасности терроризма глазами студентов

В российской науке все отчетливее признается особая роль проблем молодежи на современном этапе развития нашего общества. Молодежь представляет собой и фактор политического баланса, и воспроизводственный потенциал нации. Закономерен тревожный тон, присущий научным работам в этой проблематике, поскольку противоречия сложившиеся в конце XXначале XXIвв. вдвойне больнее ударили именно по образу жизни молодежи, вызвали возникновение в молодежной среде, в том числе образовательной – социальных негативных явлений.

С целью исследования мнений студентов относительно опасностей, обусловленных проявлением идеологии экстремизма и терроризма в ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было опрошено 750 студентов. Проведенный опрос позволил также выявить их информированность относительно проявления негативных социальных явлений в образовательной среде.

Одной из актуальных проблем современного российского общества является проявление расовой нетерпимости, национализма, ксенофобии, в том числе среди представителей неформальных молодежных объединений. Проведенный опрос позволил выявить следующие тенденции указанной проблемы: 43% опрошенных отметили, что за истекший с момента опроса год они испытывали раздражение по отношению к некорректному поведению приезжих – представителям той или иной национальности; каждый четвертый студент указал, свою информированность о проявлениях нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности (моральные или физические издевательства, неадекватное поведение), а также о проявлениях агрессивности представителей неформальных молодежных группировок, в том числе из числа учащихся (скинхеды, готы, эмо, и др.), каждый пятый – о проявлениях национализма (демонстрирование нацистской атрибутики, разжигание национальной розни).

В целях изучения потребностей в области обеспечения безопасности в социальной среде, студентам было предложено выделить опасности социального характера, которые у них вызывают тревогу и представляют угрозу для региона/города. Проведенный опрос показал, что в целом студентов в большей степени волнуют проблемы девиатного поведения населения: алкоголизм (44%), наркомания (33%), ВИЧ/СПИД (28%); экономической безопасности личности: проблемы трудоустройства (37%), безработица (38%), низкий уровень жизни (31%); криминального характера: преступления против собственности (31%), преступления против личности (насилие) (30%); в наименьшей степени студентов волнуют общенациональные проблемы социальной сферы: распространение сектантства (20%), утрата самобытности, культурных традиций (17%), распространение национализма (15%), терроризм (21%), вооруженные конфликты (15%). Полученные данные вполне объективны, поскольку отражают региональные особенности социальной безопасности центрального федерального округа РФ.

Потребность студентов в образовании в области безопасности жизнедеятельности была выявлена при их самооценке знаний и навыков поведения в опасных ситуациях (таблица 1). В большинстве случаев студенты указали на наличие теоретических знаний по безопасности в тех или иных ситуациях и лишь 2-13% указали на наличие практических навыков. При этом от 18 до 23% опрошенных указали на отсутствие знаний и навыков безопасного поведения в условиях захвата в качестве заложника, взрыва, перестрелки на улице или дома, активных действий сектантов.

При этом, указывая на отсутствие навыков безопасного поведения, более половины студентов отмечают, что безопасность человека в окружающем его социуме зависит, прежде всего, от самого человека, его поведения, знания правил личной безопасности (58%), мнение другой половины опрошенных разделилось поровну: 22% – от работы правоохранительных органов, охранных организаций; 23% – от состояния окружающей социальной среды (наличие социальной напряженности, криминальных группировок и пр.).

Таблица 1. Самооценка студентов знаний и навыков поведения в опасных ситуациях

(частота на 100 опрошенных)

Опасные ситуации

Имею

практические навыки

Знаю

теоретически

Слышал,

поверхностно знаком

Не знаю что делать

Захват в качестве заложника

1

35

25

20

Взрыв в здании, на улице

3

38

22

17

Перестрелка на улице, в здании

2

29

25

22

Активные действия сектантов по отношению к Вам

13

26

20

23

Давка в толпе, массовая паника

14

36

16

12

Таким образом, проведенный опрос показал, что студенты, признавая необходимость владения человеком навыков по безопасному поведению в в целях обеспечения безопасности в опасных ситуациях, и указывая на отсутсвие (в большинстве случаев) у них данных навыков студенты выражают потребность в образовании в области безопасносности жзнедеятельности в социальной среде в том числе ситуациях, обусловленных экстремистской и террористической деятельностью.

Подготовка будущих педагогов в области противодействия идеологии экстремизма и терроризма

В Шуйском государственном педагогическом университете разрабатывается и реализуется социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здоровьесберегающей среды жизнедеятельности учащейся молодежи. Данное исследование выполняется нами в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Одним из направлений проекта является реализация в молодежной среде антитеррористической пропаганды, обучение студентов правилам безопасности в опасных ситуациях, связанных с терроризмом, в том числе в условиях образовательного учреждения.

Для многих людей терроризм, в каких бы масштабах и формах он не проявлялся, все-таки остаётся далеким понятием. Причем, как показывает практика, зачастую человек становится жертвой преступления из-за собственной халатности и пренебрежения элементарной осторожностью. Для того чтобы обеспечить свою безопасность в повседневной жизни необходимо знать и соблюдать ряд общеизвестных правил, выработать свой стиль поведения в различных ситуациях. Правила личной безопасности – это правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Авторский подход в реализации антитеррористической пропаганды связан с реализацией следующей системы идей.

Учебно-воспитательная и научная информация по вопросам профилактики идеологии терроризма и экстремизма носит опережающий характер: начинается с первого года обучения в вузе, и способствует предотвращению социальных отклонений, стрессовых и конфликтных ситуаций в период обучения, формированию культуры безопасности. В рамках дисциплин федерального (Безопасность жизнедеятельности) и национального (Безопасная и здоровьесберегающая среда образовательного учреждения) компонентов осуществляется подготовка студентов по вопросам антитеррористической пропаганды.

Нами определены следующие принципы реализации антитеррористической пропаганды в вузе.

Принцип актуальностизаключается в изучении вопросов, связанных с возникновением потенциальных угроз и опасностей террористического характера с учетом ведомственной принадлежности, региональных особенностей и пр.

Так в содержание антитеррористической пропаганды нами включены следующие вопросы, связанные с угрозами террористического характера в отношении образовательного учреждения: нападение на образовательное учреждение (захват, подрыв, обстрел и т.д.); минирование здания школы; похищение людей и захват заложников; захват автобусов со школьниками; нарушение психофизического состояния учащихся и педагогов (информационный терроризм, в том числе средствами Интернет); отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания; искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

Принцип информационного опережения. Поскольку объектами террористов являются образовательные учреждения, то обучение правилам личной безопасности должно начинаться со школьной скамьи и продолжаться в системе непрерывного образования, так как формы терроризма постоянно меняются.

Принцип активного участия обучаемых. Многочисленные исследования показали, что содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Поэтому помимо традиционных, необходимо использовать активные формы обучения (тренинги, дискуссии, круглые столы и др.). Студента необходимо рассматривать не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника антитеррористической пропаганды, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.

На занятиях необходимо вовлечение всех учащихся, этого можно добиться с помощью такого метода, как мозговой штурм.

Приведем пример. Задайте вопрос. «Каковы действия сотрудника образовательного учреждения при обнаружении или получении сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов?», затем предложите студентам индивидуально в течение нескольких минут записать три правила в тетради. После чего по кругу опросите всех, попросив их называть одно правило, продолжайте мозговой штурм до тех пор, пока новые идей не перестанут появляться. Записывайте все правила на доске.

Возможны следующие ответы: уточнить место их нахождения; соблюдая меры предосторожности, организовать их ограждение; сообщить о находке в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения по телефону; при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуацию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по организации эвакуации т.д.

Затем обсудите с аудиторией записанные правила, при необходимости дополните список. Попросите студентов переписать полученный список в тетради.

На практических занятиях также полезно проверять опасные и чрезвычайные ситуации в игровой форме. Попросите студентов разработать и проиграть действия по выходу из опасных ситуаций максимально приближенных к реальности («Действия при поступлении угрозы по телефону», «Действия при внезапном взрыве» и т.д.).

Интерактивное  обучение также реализуется на основе использования студентами при выполнении заданий для самостоятельной работы электронных образовательных ресурсов, в том числе размещенных в сети Интернет, например, «Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи» (http://www.studmol.ru/), «Национальный антитеррористический комитет» (http://www.nak.fsb.ru/) «Наука и образование против террора» (http://scienceport.ru/).

В ГОУ ВПО «ШГПУ» активность студентов, как субъектов антитеррористической пропаганды повышается при реализации следующих внеаудиторных форм и методов: вовлечение в научно-исследовательскую работу по антитеррористической тематике, проведение совместных с преподавателями научно-практических конференций; использование творческих заданий (конкурс плакатов, эссе, презентаций); проведение олимпиады по безопасности жизнедеятельности; включение в систему физкультурно-оздоровительной работы мероприятий по отработке навыков оказания первой медицинской помощи, эвакуации; применение системы деловых игр в сфере антитеррористической пропаганды и их апробация в ходе педагогической практики.

Принцип информационной безопасностисостоит в четком отборе информации по вопросам личной безопасности. Например, если преподаватель, рассказывает о видах и понятии терроризма и при этом подробно описывает идеологию террористических организаций, то возможно возникновение у студента интереса и желания принять эту идеологию. Или при подробном рассказе о самодельных взрывных устройствах, используемых террористами, может возникнуть желание проверить слова педагога на практике и изготовить подобное устройство.

Принцип оптимистического характера. Не менее страшный эффект террористических актов – деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, вспугивания, парализации и подавления общественной воли. Принцип оптимистического характера заключается в формировании у учащихся уверенности в возможности предупреждения опасных ситуаций. На занятиях не должна преобладать негативная информация (рост числа терактов, примеры, показывающие беспомощность жертв террористов, бездействие правоохранительных органов и т.д.) подавляющая социальный интерес учащихся и снижающая эффективность работы преподавателя.

Антитеррористическая пропаганда пойдет впустую, если не учитывать и особенности психики человека, которая противится формулам «Запрещено», «Нельзя», «Ты обязан» и т.д. Студентов необходимо убедить в том, что в жизни существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь, поэтому надо уметь предвидеть опасности, быть предельно внимательным и собранным, знать правила поведения в экстремальной ситуации.

Соблюдая правила личной безопасности, человек сможет принять наиболее правильное решение в опасной ситуации, а возможно, после анализа собственных действий избежит ненужного конфликта. Да и к встрече с террористом он будет уже готов, а значит, его шанс сохранить жизнь и здоровье увеличивается. Но дать правила на все случаи жизни почти невозможно, поэтому студент должен уметь, пользуясь знаниями, полученными на занятиях, находить выход из сложившейся экстремальной ситуации. Эти знания помогут ему не только не стать жертвой террористов, но и террористом. Особенно важны воспитательные меры по разоблачению антигуманной сущности и общественной опасности террористической деятельности, что будет способствовать формирование в сознании молодежи неприятия и отрицания подобных видов и способов выражения протеста, противодействия преступлениям террористического характера.

В современном постоянно меняющемся мире проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Участились случаи ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества. На настоящий момент в России существуют партии и организации, попадающие под определение экстремистских. По своей идеологической направленности такого рода экстремистские объединения бывают, как правого, левого, так и религиозного толка и, в каждой из них существует определенная группа молодежи, всеми силами стремящаяся способствовать деятельности такого объединения. Все большую угрозу представляет терроризм.

Реализация антитеррористической и антиэкстремистской пропаганды в педагогическом вузе будет, во-первых, способствовать формированию в вузе  толерантной среды (предупреждение конфликтов среди студентов, в том числе на националистической основе), во-вторых, способствовать формированию у студентов культуры безопасности (овладение ими навыками поведения в экстремальных ситуациях), и, наконец, способствовать профессиональной подготовке будущих педагогов данном направлении (овладение ими навыками обеспечения безопасности школьников в условиях образовательного учреждения).

Кисляков Павел Александрович

старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Литература

1.  XXIвек – вызовы и угрозы / Под общ. ред. В.А. Владимирова: ЦСИ ГЗ МЧС России. – М.: Ин-октаво, 2005. – 304с.

2.  Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкина Е.С., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. – М.: Издательство «Русский журнал», 2007. – 132 с.

3.  Действия при угрозах и осуществлении террористических актов / [сост. С.В.Петров]. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 32 с. с илл.

4.  Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300).

5.  Михайлов А.А., Петров С.В., Кисляков П.А. Опасности социального характера и защита от них: Учебное пособие. – М.: Издательство «Русский журнал», 2009. – 252 с.

6.  Основы противостояния терроризму: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Академия, 2006. – 240с.

7.  Петров, С.В., Кисляков, П.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. – М.: Издательство «Русский журнал», 2010. – 260 с.

8.  Терроризм и безопасность на транспорте в России (1991-2002 гг.): Белая книга. Под ред. д.ю.н. В.Н. Лопатина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 687с.

9. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – 176с.

 
Ты здесь: Главная