ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКОВ

Печать

В современном мире сложно представить жизнь молодёжи без социальных сетей и интернета. На сегодняшний день, практически каждый подросток ведёт личный аккаунт в социальных сетях: для молодого поколения это стало средством самовыражения и социализации. Безусловно, социальные сети являются незаменимым помощником в наше время, однако их негативное влияние на человека и мир в целом все больше заботит как учёных, так и обычных пользователей. Бесспорно, чужая жизнь влияет на мысли человека о себе — он, не так красив, как остальные, и его жизнь не столь интересна. При этом чаще всего люди не осознают, что видят только «избранные» моменты чьей-то жизни. Известно, в подростковом возрасте самооценка отличается изменчивостью и гораздо сильнее подвержена внешним воздействиям, что приводит к массовой психологической

Будучи подростком 16 лет и являясь активным пользователем социальных сетей, я нередко замечаю как интернет меняет мой взгляды как на мир, так и на саму себя. Наблюдая за жизнью других людей, например своих сверстников или знаменитостей, в социальных сетях, у меня создаются ложные представления о себе и своей собственной жизни в сравнении с красивой картинкой на экране. В связи с этим мне стала интересна тема влияния социальных сетей на жизнь подростков, а в особенности на их мнение о себе.

1.1 Понятие самооценки, ее уровни и функции.

Каждый человек, являясь неотъемлемой частью социума, в процессе своей жизнедеятельности получает оценку своих качеств, способностей и поступков от окружающих и от общества в целом.  На основе этих оценок у индивида формируется такой компонент самосознания, как самооценка, то есть совокупность представлений человека о себе, своем месте в обществе, в том числе оценивание своих качеств, мыслей и чувств. Эти представления играют большую роль в формировании образа собственного "Я".
В настоящее время имеется достаточно большое количество работ, посвященных изучению и исследованию понятия «самооценка». С середины 1990-х г.г. этот термин получил широкое распространение, выйдя далеко за рамки академической психологической среды. Различные психологические проблемы, неудачи в построении карьеры, интимно-личностных взаимоотношениях, общении и многих других сферах стали связывать с низкой самооценкой. На данный момент отсутствует единое определение понятия самооценки. Согласно определению данного феномена в Большом психологическом словаре Мещерякова Б.Г. и Зинченко В.П., под самооценкой подразумевается ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Уровни самооценки

В психологии выделяют два уровня самооценки: адекватная и неадекватная.
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на самого себя, объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств, которые соответствуют действительности.
Известно, что самооценка влияет на поведение и поступки человека, уровень достижений личности, самовосприятие. Вследствие этого, при адекватной самооценке индивид:
  1. имеет сбалансированное представление о себе;
  2. ставит перед собой разумные и достижимые цели;
  3. достаточно критичен к самому себе;
Неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная.
Под завышенной самооценкой понимается склонность личности преувеличивать собственные способности, значимость и поступки. То есть завышение человеком в оценивании себя. Для таких индивидов характерно:
  1. стремление к превосходству, самоуверенность;
  2. низкая критичность к себе, негативное отношение к критике в целом (невосприятие);
  3. установка завышенных целей, часто несоответствующих возможностям;
Заниженной самооценкой считают склонность субъекта недооценивать себя, принижение в оценивании себя и своих способностей. Преуменьшение своей значимости формирует в человеке такие качества, как:
  1. постановка более низких целей, что приводит к невозможности реализовать свои способности;
  2. чрезмерная самокритика;
  3. зависимость от чужого мнения, неспособность слышать свои собственные потребности;

Функции самооценки

Главными функциями самооценки являются регуляторная и защитная. Регуляторная обеспечивает решение задач личностного выбора, выражается в стремлении улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная обеспечивает относительную стабильность и автономность личности, формирование собственного мнения и его отстаивание. Кроме того, выделяют такие функции как: развивающая, отражающая, эмоциональная, адаптационная, прогностическая, корригирующая, ретроспективная, мотивирующая и терминальная.

1.2 Специфика подростковой самооценки

В современной психологии проблема подростковой самооценки является одной из наиболее исследуемых. Психологи утверждают, что самооценка подросткового возраста имеет специфические особенности, так как именно этот возраст является критическим, переходным в жизни каждого человека. Он характеризуется резко проходящими качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Возрастные рамки данного периода варьируются от 11–12 до 15–16 лет.
По мере взросления, у ребенка изменяются характер и видение себя в обществе, он начинает более критично относиться к оценкам окружающих, и взрослых, и сверстников. Возрастает важность собственных представлений об идеале. У подростка возникает интерес к себе, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя и свои способности. Надо заметить, что в результате многих исследований, выяснилось, что развитие самооценки в процессе самопознания происходит скачкообразно: отмечаются резкие переходы от одной самооценки к другой. Также нередко самооценка подростка отличается противоречивостью, сознательно он верит в свои способности, ставит себя выше других людей. Тем не менее, внутри его одолевают сомнения. Подростковый возраст в целом отличается экспрессивностью, частой сменой настроений, высокой эмоциональностью, свойственными подросткам. При этом внешность начинает оказывать очень сильное воздействие на развитие самооценки подростков: соответствие внешних данных ребенка эталонам, принятым в группе сверстников, становится решающим фактором в его социальном признании, положении в группе. Вследствие этого для подростка характерны поиск идеала и подражание ему.

Советский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития и психологии личности Д.И. Фельдштейн выделил 3 стадии развития самооценки подростков.

1 стадия (10–11 лет) - принятие себя. На данном этапе детям свойственна особая критичность в оценивании себя: в оценках преобладают отрицательные черты, отрицательный эмоциональный фон. При этом они испытывают острую необходимость в самооценке и в то же время переживают неумение оценить себя.
2 стадия (12-13 лет) - наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников.
3 стадия (14–15  лет) - возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается. Заканчивается данный этап личностным самоопределением.

Методы исследования

В ходе исследования проблематики исследования были использованы теоретические (моделирование (научное), анализ и синтез), эмпирические (тестирование (опрос)) и математические (статистический метод) методы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ научной литературы по самооценке с целью выявления особенностей формирования подростковой самооценки;
  2. Проведение социального опроса подростков на тему влияния социальных сетей на их самооценку;
  3. Моделирование оптимального поведения в социальных сетях, оказывающего минимальное воздействие на самооценку;


В результате проведенного социального опроса подростков в возрасте от 14 до 17 лет, выявлены особенности влияния социальных сетей на их самооценку. В опросе приняли участие 50 человек, каждый из которых является пользователем социальных сетей.

Одним из первых и ключевых был вопрос: «Бывают ли такие моменты, когда социальные сети заставляют вас чувствовать себя неуверенно?». Так как целью исследования является изучение влияния социальных сетей на самооценку, то особое внимание обращено на важнейший показатель низкой самооценки - неуверенность в себе. Выяснилось, что почти половина опрошенных - 48% - чувствует себя неуверенно из-за влияния социальных сетей. Возможно, это связано с тем, что в социальных сетях на сегодняшний день очень распространены нереалистичные стандарты красоты, выражающиеся в публикациях СМИ, известных личностей и даже простых людей. Я решила узнать мнение подростков об этом и спросила согласны ли они с такой точкой зрения. Превалирующее количество опрошенных (74%) ответили утвердительно. Вторым вопросом был: «Считаете ли вы, что социальные сети создают нереалистичные стандарты красоты?»
В чем выражается создание нереалистичных стандартов красоты? К этому относится обработка фото (фотошоп), фильтры и маски - инструменты многих социальных сетей, а в особенности сети Инстаграм. В последнее время они становятся все популярнее и одновременно с этим вызывают тревогу своим влиянием на восприятие людьми самих себя. Вот отношение подростков к искажению внешнего вида в социальных сетях: Среди ответов доминирует отрицательное отношение (44%), далее нейтральное и положительное, занимающее всего 24% ответов. Также были даны более подробные ответы, такие как: "Положительно, когда я пользуюсь фильтрами сама, но отрицательно, когда пользуются другие, так как подсознательно я воспринимаю их внешность за натуральную и после этого чувствую себя неуверенно." "Если человек использует фильтры, но продолжает нормально воспринимать свою внешность, то все нормально. Если же человек не может принять свою внешность и прячется за масками, то это отрицательно повлияет на его самооценку." Отрицательное отношение большинства респондентов к искажению внешности можно объяснить. Известно, что особенностью формирования самооценки подростков данного возраста является ориентированность на определенные стандарты, принятые в обществе, при этом, несоответствие им может оказать воздействие на еще не сформировавшуюся самооценку.  В связи с чем возникают вопросы к подросткам: сравниваете ли вы себя с другими людьми в социальных сетях? К чему приводят эти сравнения? Ответив на первый вопрос, опрошенные ясно дали понять, что большинство подростков сопоставляет свою внешность, жизнь, успехи с данными других. Кроме того, стало известно, что большинство из них (42%) чувствует себя хуже в результате данных сравнений. Также были даны ответы: "Я чувствую себя лучше" (26%), "Не сравниваю" (18%), "Ничего не чувствую" (8%) и "По-разному" (6%).

Другая группа вопросов. «Как вы считаете, несоответствие принятым в обществе «эталонам красоты» может привести к низкой самооценке? Как вы думаете, социальные сети могут привести к низкой самооценке у подростка? По вашему опыту, социальные сети оказывают положительное или отрицательное влияние на самооценку?»
Так как социальные сети создают несоответствующие действительности "идеалы внешности", можно также предположить, что их использование в целом может отрицательно сказаться на самооценке. С данным выводом согласилось 84% респондентов. Суммируя общее мнение подростков по данной теме, следует обратить внимание не только на их суждения, но и на их собственный опыт использования социальных сетей. "По вашему опыту, социальные сети оказывают положительное или отрицательное влияние на самооценку?". Ответы на данный вопрос были даны разные, но 50% опрошенных сошлись в едином мнении - отрицательное. 30% опрошенных отметили положительное влияние социальных сетей, 12% выбрали ответ "По-разному", а 6% не заметили никакого влияния.

Подводя итоги проведения социального опроса, после тщательного анализа полученных диаграмм ответов можно выделить проблему - социальные сети преимущественно негативно сказываются на представлении подростков о себе. Это может привести к трудностям во многих сферах нашей жизни - в межличностных отношениях, в работе, в самоопределении. Исходя из этого, разработана оптимальная модель поведения в социальных сетях, оказывающего минимальное воздействие на самооценку - "баланс-модель".

Оптимальная модель поведения в социальных сетях, оказывающего минимальное воздействие на самооценку:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таким образом, представленная модель включает в себя рекомендации по использованию социальных сетей с целью уменьшить их воздействие на оценку индивидов самого себя. Идея этой модели заключается в достижении баланса между использованием социальных сетей и адекватном самооценивании.

Осиновская Алина, ученица 10 класса, «Школа на Яузе», Москва