ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И РЕШЕНИЯ

Печать

Началом становления мировой компьютерной сети принято считать 1986 год. С тех пор её популярность постоянно растёт, а количество пользователей в мире растет в геометрической прогрессии.  Интернет стал средой общения, совместной работы и отдыха людей. Нетрудоспособные и инвалиды теперь имеют «весь мир под рукой», у них появилась возможность совершить кругосветное путешествие, посетив известнейшие музеи, соборы, картинные галереи мира.

 

Кроме того, Интернет способен полностью заменить собой походы по магазинам, развивающим курсам и проч. Нажатием всего пары клавиш на компьютерной клавиатуре, несколькими движениями мышки с лёгкостью можно заказать доставку на дом продуктов, обуви, мебели, бытовой техники или медикаментов, можно купить одежду в интернет-магазине. Билл Гейтс хорошо сравнил Интернет с «электронной нервной системой, обладающей способностью мгновенно реагировать на любые изменения в окружающем мире и анализировать ситуацию, помогая людям принимать быстрые и правильные решения».  Действительно, это окно в новый мир – мир познания, мир новых информационных технологий. Кроме того, Интернет является совершенно новой средой для занятия бизнесом.

Он позволяет фирмам работать быстро, без посредников, без использования дорогостоящих информационных каналов, а также обеспечивает для всех равные возможности по всему миру, устанавливает свои экономические границы, обеспечивает безопасный обмен информацией как между отделениями одного предприятия, так и между различными фирмами и организациями, географически удалёнными друг от друга. Расширение круга потребителей и мобильность, которые даёт сеть, позволяют по-иному взглянуть на предоставляемые виды услуг и товаров. Современный человек уже не мыслит себя без Интернета.

Технологические особенности Интернет-коммуникации создают новую основу для самовыражения личности, открывают новые коммуникативные возможности. Технические характеристики Интернет-коммуникации, такие как анонимность, отсутствие социальных ограничений, свобода действий и относительная безнаказанность, неограниченная доступность контактов, моментальная смена позиции, собеседника, взглядов и социальных характеристик (пола, возраста, профессии и пр.), отсутствие иной информации о собеседнике, кроме сообщений в письменной форме и графических символов, безусловно оказывают влияние на развитие личности, особенно при условии недостаточно сформированной идентичности и неосознанности первичной мотивации к использованию Интернет-среды.

Сегодня уже совершенно очевидно, что Интернет всё в большей степени влияет на личность людей. И безусловно, главные негативные последствия его развития проявляются в феномене интернет-зависимости, которая, как отмечают многие эксперты, становится всё более распространённым недугом современного общества. Современные исследователи выявили множественность форм данного феномена: это и чрезмерная увлечённость познанием в сфере программирования и телекоммуникаций (как крайний вариант – хакерство) или увлечённость компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета (как крайний вариант -игровая наркомания) или, наконец, просто бесцельное времяпрепровождение в сети.

Цель данной работы – провести сравнительный анализ экспертных мнений относительно   феномена интернет-зависимости и, на основании полученных данных, обозначить возможности Интернета как площадки для развития данного вида зависимости.

С возникновением Интернета появилась новая, пока ещё недостаточно исследованная серьёзная проблема – интернет - зависимость, использование сети как одного из инструментов информационно-психологического воздействия на личность и на человеческое общество.  В поведении людей интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь вне его, и неспособность выйти из Интернета, будучи в сети».

Отечественные исследователи так же активно исследуют данную проблематику. Итоги социологического исследования, в котором приняли участие молодые люди 16-35 лет студенты московских вузов, а также молодые люди, работающие в творческой сфере интернет-услуг, показали интересные результаты. Молодые люди в большинстве возраста 20-30 лет, 70% из которых совмещают работу и учёбу в вузе, почти все находятся в интернете круглосуточно, используя для доступа в интернет не только компьютер, но и планшеты, нетбуки и телефоны. 80% опрошенных не считают себя интернет-зависимыми, несмотря на то, что 70% пренебрегали домашними делами, чтобы только провести больше времени в интернете и 70% же страдали приступами забывчивости из-за интернета – забывая про поставленный на плиту чайник или опаздывая на встречу. Подобные ситуации происходят, когда человек говорит себе «сейчас, ещё 5 минут» и уходит с головой в Интернет, забывая о времени и делах. Половина опрошенных на первое место ставят полезность интернета, но, тем не менее, включая компьютер по делу, первое, что они сделают – это проверят сообщения в почте, социальных сетях и пр., и только 40% сначала займутся необходимым делом. Также 80% опрошенных сами замечают, что имеют склонность проводить время в интернете бесцельно.

По итогам исследования можно сделать вывод, что, несмотря на постоянное реальное общение и большую занятость при совместительстве работы и учёбы, большинство молодых людей являются интернет-зависимыми, заменяя реальное общение виртуальным и находясь в Интернете круглые сутки. Молодые люди, постоянно проводящие время в Интернете по работе, тем не менее не перестают пользоваться им даже без надобности в любое свободное время, а свободное время на работе забивают сёрфингом или виртуальным общением.

В современном мире Интернет стал одним из самых быстро распространяющихся каналов коммуникации. Благодаря Интернету межличностная и социально значимая коммуникации пополнились новыми жанрами общения, такими как электронная переписка, профессиональные, деловые, научные, политические, тематические телеконференции и форумы, различные формы дистанционного обучения, непринуждённое общение в режиме реального времени (чат) и другие. В то же время сетевая среда — это огромное поле творческой речевой деятельности, в котором каждый участник общения имеет возможность реализовать свой личностный языковой и коммуникативный потенциал, поскольку здесь его речевое поведение в большинстве случаев не ограничено теми статусно-ролевыми рамками, которые налагает на него несетевая среда. Данная проблематика в н.в. также в центре внимания отечественных исследователей.

Например, интересны итоги исследования виртуальной реальности, проведенные Хамидуллиной Л. А. в 2013, в ходе которой проверялась гипотеза о том, что интернет влияет на самооценку подростков и повышает уровень их застенчивости. В процессе исследования было обнаружено, что у подростков, не имеющих Интернет-зависимость уровень самооценки выше в отличие от их сверстников с Интернет-зависимостью, о чём говорит наибольшее значение – это (40%), а у Интернет зависимых лишь (20%) высокий уровень. То есть высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. А у Интернет-зависимых напротив преобладает низкий уровень самооценки (43%), низкая внутренняя оценка человека своих качеств, возможностей и достоинств. У интернет-зависимых подростков уровень застенчивости выше, чем у интернет-независимых.

Проведя статистическую обработку данных с помощью критерия математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона, исследователь сделала вывод, что Интернет не влияет на самооценку младших подростков, однако под воздействием Интернета повышается уровень застенчивости.  Следовательно, активируя коммуникативную активность в виртуальной среде, современные подростки ограничены в развитии навыков социального взаимодействия в социальной реальности, менее приспособлены для выстраивания эффективного социального взаимодействия в реальной жизни.  А отсюда – повышенная конфликтность, агрессивность данной категории молодежи.

Проведя статистическую обработку данных с помощью критерия математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона, исследователь сделала вывод, что Интернет не влияет на самооценку младших подростков, однако под воздействием Интернета повышается уровень застенчивости.  Следовательно, активируя коммуникативную активность в виртуальной среде, современные подростки ограничены в развитии навыков социального взаимодействия в социальной реальности, менее приспособлены для выстраивания эффективного социального взаимодействия в реальной жизни.  А отсюда – повышенная конфликтность, агрессивность данной категории молодежи.

Ещё одно интересное исследование, посвящённое влиянию интернета на личность, было проведено международной антивирусной компанией ESET. Опрос проводился весной 2014 года, в нём участвовали более 2000 респондентов из Великобритании и США. Участникам опроса было предложено продолжить фразу «Интернет сделал меня более…», выбрав один из двух вариантов ответа. С тем фактом, что сеть является крупнейшим в истории источником информации, согласилось большинство опрошенных – 77% респондентов признали, что интернет сделал их более осведомлёнными. Но у обилия информации есть и негативные последствия – примерно четверть пользователей (23%) пожаловались, что стали забывчивыми и рассеянными. Характеризуя другие «побочные эффекты» Интернета, респонденты не пришли к единому мнению. Так, 58% пользователей считают, что сеть сделала их более ленивыми, а 42% – наоборот, помогла активизироваться. Интересно, что женщины немного чаще, чем мужчины, называют интернет причиной своей лени – 59 против 56%. Ещё больше разделились мнения респондентов в ответе на вопрос о влиянии интернета на их социализацию. 53% опрошенных считают, что сеть снизила их социальную адекватность, а 47% – напротив, стали более популярными. В этом вопросе мнения мужчин и женщин почти полностью совпадают: 52 и 53% говорят о социальной неадекватности, а 48 и 47% соответственно – о росте популярности.

Результаты этого исследования показали, что люди способны осознавать, какое влияние оказывает на них Интернет. Большинство осознают, что Интернет – это новая социальная среда, оставляющая свой след на формировании мировоззрения личности. Это среда, где свои ценности, устои, особенности общения. Молодёжь старается адаптироваться в этой среде, подстроиться под сложившуюся систему, тем самым меняя собственную личность.

Таким образом, многочисленные и разрозненные исследовательские данные, которые есть на данный момент, позволяют сделать вывод о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого Интернетом на личность, в том числе на личность подростка.

При этом, говоря об Интернете как о площадке развития зависимости, исследователи его как существующую объективную реальность, которая имеет свои особенности существования, свои способы влияния на аудиторию, свои ценностно-нормативные измерения. Проведенный анализ дает основания полагать, что Интернет оказывает различное влияние на развитие личности. Однако большинство людей считает,что Интернет не столько для развития, сколько для работы и развлечений.

Интернет – всего лишь инструмент, технология, и каждый из нас самостоятельно решает, как и для чего её использовать, сколько времени проводить онлайн и оффлайн, как разделять живое и сетевое общение. Необходимо понимать, что все наши действия имеют последствия, а проявиться они могут не сегодня, не завтра, а через поколения. И то, какими вырастут наши дети, зависит только от нас самих! У человека всегда есть выбор, даже если кажется, что его нет.

 

Некрасова Д.А., студент, МГТУ им. Н.Э. Баумана

(печатается с сокращением)