МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ. ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА

Печать

Современная геополитическая, этнокультурная и этноконфессиональная ситуация характеризуется трансформацией системы ценностей, обусловленная процессами глобализации, модернизации общественной жизни. Втягивание населения стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Эти факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, и на этой почве начинают появляться различные оппозиционные группы, пытающиеся добиться желаемого для них результата через экстремизм и терроризм.

 

Причинами ксенофобии и экстремизма являются изменение ценностных ориентаций, отсутствие объединяющей идеологии, социально-экономические проблемы, коррупция, социальное расслоение общества, духовная дезориентация населения, противоречия между религиями и конфессиями. Особую опасность представляет формирование так называемой «идейной платформы» националистических сил, нацеленных на идею административно-территориальных изменений в регионах, что является опасным вызовом подрыва внутренних устоев страны. Исходя из этого, формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют особую актуальность. Данная тенденция в наибольшей степени затрагивает поликультурные и поликонфессиональные регионы, к числу которых относится и Республика Мордовия. Эффективная система профилактики ксенофобии и экстремизма во многом зависит от согласованности и координированности действий на всех уровнях.

Конец XX – начало XXI вв. для Республики Мордовия, как и других регионов нашей страны, стал периодом радикальных изменений во всех сферах жизни, нарастания социально-психологического дискомфорта в межконфессиональной и этнической сфере, усиления определённой напряженности между народами на национальной и религиозной почве. Это связано с увеличением этнической мозаики и этноконфессионального разнообразия региона. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г, здесь проживают представители более 100 национальностей. С ростом урабанизационных и миграционных явлений регион стал активно заселяться выходцами из Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Трудовые мигранты влияют не только на этническую картину республики, но и увеличивают конфессиональную составляющую.

В 2016 году на территории республики зафиксировано 489 религиозных организаций (415 православного вероисповедания, 61 мусульманского вероисповедания, а также 13 представителей иных конфессий). Все этнические группы населения живут не изолированной жизнью, а составляют целое гражданское сообщество, внутри которого имеет место как интенсивные межкультурное взаимодействие и нередко конфликтная ситуация в системе взаимоотношений. Активизируется деятельность разнообразных партий и движений, программы которых включают в себя идеологии национализма и радикального типа. Всё это отрицательно влияет на межнациональные отношения, что способствуют дестабилизации социальной ситуации. Возникновение экстремизма и ксенофобии чаще всего объясняется принципиальными культурными различиями сторон. Как следствие, начинают появляться различные оппозиционные группы, признаки этноцентризма и национализма. Многообразие проявлений этноцентризма в жизни отразилась на концептуальном определении содержания этого понятия.

Что касается мордовского этнического сообщества – то большая его часть едва ли может быть названа носителем идей этноцентризма (в любой его форме). Причина того – слишком высокая степень интегрированности мордвы в общероссийский социум (являющаяся объективным явлением) и как следствие того размывание этнической идентичности. Под воздействием процессов глобализации происходит постепенная замена традиционных этнических стереотипов стереотипами массовой культуры. В тоже время, благодаря происходящей регионализации, являющейся обратной стороной глобальных тенденций, можно говорить о развитии идей этноцентризма (в его толерантной форме) у значительной части мордовской культурной элиты. Данная тенденция стала заметна в конце XX века. Что же касается примитивного или нетолерантного этноцентризма, то он является в мордовской среде явлением скорее маргинальным, выражающимся в немногочисленных организациях (например, «Эрзянь Мастор»), влияние которых на общество крайне невелико.

Что касается идеи национализма, то они в среде мордовского народа, как и в среде других народов РМ, не нашли широкого применения. Длительное проживание с русскими, татарами и другими этносами способствовали установлению прочных межэтнических связей, контактов, особенно усилившиеся с началом процесса урбанизации. Все это способствовало формированию таких этнических стереотипов, которые по природе своей чужды были закрытости, замкнутости, обособленности. Именно подобная «открытая» этническая доминанта в итоге позволила мордовскому народу не только сохранить себя в историческом времени, но и достойно войти в XXI век в качестве одного из главных компонентов современной российской нации.

Вместе с тем идеями национализма (в наиболее продуктивной его форме, не противоречащей толерантному отношению к представителям других народов) оказалась проникнута некоторая часть мордовской интеллектуальной элиты в 1990–2000-х гг., считавшая национализм необходимым компонентом выживания мордовского этнического сообщества в современном мире. Деятельность этого крыла интеллектуальной элиты, представлена разноплановыми организациями типа «Масторава», «Эрзянь мастор», «Фонд спасения эрзянского языка» и др.

Некоторые лидеры национального движения предлагают расколоть мордовский народ как этнос, «вывести из мордвы» эрзю, представить её не в качестве субэтноса мордовского народа, а в виде самостоятельного этноса. Наряду с этим, они вели компанию против этнонима «мордва», который иначе как «кличкой», «гнусным прозвищем», «словом-издевательством» не называется. Ряд лидеров, критикуя Русскую православную церковь (РПЦ), призывали отказаться от православия и вернуться к мордовскому язычеству. По их инициативе, на родине деятелей национального движения и активистов были проведены моления «озкзы» с жертвоприношениями мордовским богам. Проведённые мероприятия больше смахивали на рекламу, чем на подлинные религиозные моления, поэтому они не получили поддержки со стороны населения. Стоит отметить, что православная вера утвердилось в мировоззрении и культуре мордвы уже во второй половине XIX века.

Деятельность национальных организаций нельзя оценить однозначно. С одной стороны, благодаря активной пропагандистской работе они, безусловно, способствовали поднятию этнического сознания мордовского народа, усилению мордовской идентичности.

С другой стороны, под влиянием деятельности национальных организаций в первой половине 1990-х гг. наметилась крайне тревожная тенденция дифференциации мордовских субэтносов эрзи и мокши не на субэтническом уровне, а на этническом, претворение которой в жизнь означало бы распад единого мордовского этноса, а как следствие того и единой мордовской государственности – Республики Мордовия (на эрзянскую и мокшанскую республики).

Государственная национальная политика республики основывается на общепризнанных нормах международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия, находит своё выражение в практике их применения. В Республике Мордовия признаётся равное достоинство культур, равные права и свободы всех представителей и иных этнических общностей, проживающих на её территории, гарантируется свобода реализации своей самобытности, поддерживаются все инициативы национально-культурных объединений в реализациях проекта этнокультурного характера, способствующих формированию позитивной этнической и региональной идентичности, укреплению единой российской нации. Принято ряд нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты национальных отношений, призванных обеспечить конкретные механизмы реализации конституционных прав граждан на свободное использование и развитие родных языков и культур, сохранения их этнокультурной самобытности. Проверенная временем и накопленным опытом, модель национальной политики позволяет развиваться самобытной культуре, способствует удовлетворению этнокультурных запросов и потребностей представителей других национальностей, проживающих в РМ, не разрывая единого полиэтничного российского пространства.

С учётом сложившейся в республике языковой ситуации в школах, где с однородным по национальному признаку контингентам детей мордовской национальности обучение в 1–4 классах ведётся на родном языке, русский язык изучается как предмет. С 5 класса обучение переводится на русский язык, мордовские языки изучается как предмет. Для начальных классов этих школ на мордовских языках изданы «Математика» и «Мир вокруг нас»;

– в школах со смешанным по национальному признаку контингентом детей, где дети мордовской национальности составляет большинство, родной язык изучается как предмет на всех ступенях обучения, обучение ведётся на русском языке;

– в школах с преобладающим контингентом детей русской национальности также осуществляется изучение мордовских языков, но на уровне разговорной речи. Такой подход вводится поэтапно со 2 класса. В текущем учебном году им охвачены уже учащиеся 2–6 классов. По данным Министерства образования РМ, в республике функционирует 19 национальных школ с изучением татарского языка, в которых обучается 1283 учащихся.

Во многих школах республики функционируют музеи, кабинеты, уголки краеведения. С участием детей собираются предметы материальной культуры. Благодаря этой деятельности спасены от гибели ценные экспонаты мордовской, русской, татарской культуры, находившиеся в пустующих домах, на чердаках. Экспонаты и вещи, собранные учащимися, паспортизируются, а затем используются на уроках по культуре края, а также интегрируются с уроками природоведения, музыки, внеклассными мероприятиями.

Преподавание родных языков, истории и культуры мордовского края весьма успешно осуществляется и в высших учебных заведениях республики. Например, при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева функционирует факультет национальной культуры, который готовит специалистов по направлению «Национальная хореография», «Традиционная мордовская культура и современное искусство», «Народная музыка», «Декоративно-прикладное искусство». В Мордовском государственном педагогическом университете им. М. Е. Евсевьева на всех факультетах, в блоке общеобразовательных дисциплин преподаётся дисциплина «Языки и культура мордовского народа». На филологическом факультете при кафедре родных языков и литературы осуществляется подготовка студентов по профилю «Русский язык. Родной язык (мордовский, татарский) и литература». В программу подготовки будущих учителей включены элективные учебные курсы и факультативы «Празднично-обрядовая культура мордвы», «Традиции воспитания детей у мордвы», «Народы Поволжья в контексте всемирной истории» и др. Они построены так, чтобы обеспечить гармоничное восприятие собственных этнических традиций в русле общероссийской и мировой культуры. Это даёт возможность готовить специалистов, обладающих всесторонними знаниями об истории и культуре своего региона, умеющих передавать их в процессе профессиональной деятельности. Студенты становятся не только носителями родной культуры, но и своеобразными передатчиками.

Одной из форм формирования этнокультурной толерантности является создание при образовательных учреждениях детских фольклорных групп. Их особенность состоит в том, что участники сами собирают фольклорный материал и не только записывают песни, но и учатся их напевать. Таким образом, происходит процесс обогащения знаниями и опытом у старшего поколения и тем самым дети участвуют в возвращении забытых традиций. Например, в последние годы в мордовских и русских сёлах возрождается традиция колядования на Новый год, встречи и проводы весны.

Большую роль в гармонизации межнациональных отношений играют народные праздники, в которых заложен огромный потенциал. Они издавна служили не только средством передачи этнической культуры, но и способствовали установлению межэтнических контактов, диалогу культур.

Одним из существенных способов гармонизации межнациональных отношений, трансляции национальной культуры, специфической формой межкультурной коммуникации и интеграции является народная художественная самодеятельность. Чтобы чувствовать себя в своей среде, человек желает быть сопричастным к её созданию и функционированию. В аспекте духовной культуры это означает, что он должен не только потреблять те или иные формы, но также участвовать в её создании, воспроизведении. Именно через художественную самодеятельность во многом реализуется такая возможность. Собранные полевые материалы показывают, что художественно-творческий потенциал мордвы, татар и русских достаточно высок. Фольклорные группы действуют во многих центрах, крупных сёлах, они обеспечены традиционными костюмами, включая украшения и головные уборы. Репертуар самодеятельных артистов весьма разнообразен, он включает мордовские народные песни, танцы, элементы свадебных обрядов, праздников и другие формы народного творчества. Однако основу репертуара составляют народные песни. Любовь к песни и пению, одна из отличительных черт характера мордвы, татар, украинцев, русских.

Следует подчеркнуть, что в последние годы одной из востребованных форм взаимодействия между этносами и их культурами стал фестиваль. Он перешагнул за рамки музыкального мероприятия и приобрел значение формы культурной коммуникации. Участие в фестивалях позволяет приобрести багаж психологической устойчивости, эмоционального раскрепощения, обогатить речь, развивать фантазию, коммуникативные навыки и выразить свое настроение. Различные фестивали, концерты объединяют в общем действии представителей различных народов и культур.

Составной частью культуры этносов являются народные художественные промыслы и ремёсла. В республике делаются определённые шаги по их сохранению, возрождению, развитию и популяризации. Мордовские, русские, татарские мастера являются активными участниками всероссийских и международных выставок, народных промыслов и ремёсел. Широкий резонанс получил международный этнографический фестиваль резчики по дереву «Поющее дерево».

Важную роль по гармонизации межнациональных отношений играют средства массовой информации.

Одним из приоритетных направлений является оказание содействия национальным образованиям, национальным культурным центрам в решении ими национальных проблем во взаимодействии с экономическими, социально-культурными и иными вопросами. В настоящее время в республике функционируют 25 национально-культурных автономий, в том числе Мордовское республиканское общество «Якташлар» и Общество Ш. Камала, республиканские отделения Союза армян России, Всероссийский Азербайджанский конгресс, украинская, еврейская, узбекская национально-культурные автономии и др. Они плодотворно сотрудничают с общественными и государственными структурами региона, реализуют проекты по сохранению своих этнических культур, развивают и совершенствуют деятельность, основанную на принципе толерантности. Такая работа способствует гармонизации межнациональных отношений в республике, так как этнические объединения сегодня являются не только культурными организациями, но и выступают в качестве гаранта сохранения межнационального мира и согласия. Как результат такой деятельности – отсутствие яркого проявления экстремизма и ксенофобии в Республике Мордовия.

Современная этноконфессиональная ситуация в Мордовии характеризуется возрождением религиозной жизни и религиозных ценностей. Наряду с традиционными религиями (православием и исламом) в республике функционируют нетрадиционные религиозные движения и секты, стремящиеся расширить своё влияние особенно среди молодёжи. Это свидетельствует об актуальности формирования этнокультурной и этноконфессиональной толерантности. Большая роль в этом процессе принадлежит Русской православной церкви. По праву исторической преемственности она выступает презентом других конфессий, занимая толерантные позиции, соответствующие взглядам большинства жителей республики. Весьма ощутима её роль в возрождении духовно-нравственных ценностей, установления межконфессионального и межкультурного диалога. В своей работе она акцентирует внимание на необходимости консолидации всех сил общества и его различных социальных институтов. Со своей стороны республиканские органы власти заинтересованы в сотрудничестве с представителями духовенства и приходскими священниками, объединяя свои усилия в деле духовно-нравственного воспитания и образования молодежи. Вовлечение православного и мусульманского духовенства в межкультурный диалог происходит в рамках светской системы образования, международных научно-практических конференций.

Диалог между культурами, конфессиями – лучший путь для построения мира, а одним из условий гармоничных отношений в обществе является толерантность. Диалог может стать отправной точкой более длительного процесса взаимодействия и взаимовлияния, в результате которого вполне может быть достигнуто согласие по вопросу важности ценностей прав и свобод человека.

Несколько месяцев назад один из федеральных институтов сделал «срез» по состоянию межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах России. По итогам этого исследования Республика Мордовия заняла второе место среди субъектов Российской Федерации по доле граждан, положительно оценивающих межнациональные и межконфессиональные отношения в регионе, и последнее место – по конфликтности. Такая оценка федерального центра весьма красноречиво говорит о современном состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия.

Таким образом, в условиях полиэтничной и поликультурной среды гармонизация межнациональных отношений имеет особую значимость. Их недооценивание и, тем более игнорирование, может представлять определённую опасность. Как показывает опыт, эффективность системы нормализации межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактики ксенофобии и экстремизма зависит от согласованности и координированности действий на всех уровнях.

(печатается в сокращении)

Лисенкова Вероника,

ученица Кадошкинской средней общеобразовательной школы, Мордовия

Обновлено ( 11.12.2021 14:56 )