«ПРАВОСЛАВНО-МУСУЛЬМАНСКИЙ ДИАЛОГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (на примере республики Мордовия)

Печать

В настоящее время православно-мусульманский диалог представляет собой не только общение богословов и теологов, являющихся представителями данных конфессий. Диалог между православием и исламом все больше приобретает, в свою очередь, и черты неотъемлемого элемента реализации религиозной политики государства, имеющего специфическую стратегию, направленную на гармонизацию межконфессиональных отношений, от чего непосредственно зависит стабильность и устойчивость межэтнического мира в современной России.

 

Актуализация православно-мусульманского диалога связана с бурным ростом политического и духовного влияния ислама в постсоветской России, выступившего в качестве равноправного партнера и даже соперника православного христианства. Всего на территории республики Мордовия зафиксировано проживание граждан 119 национальностей. Большинство населения республики исповедую христианство и ислам суннитского толка. Поэтому задача налаживания православно-мусульманского диалога актуальна для современной Мордовии.

Исторические предпосылки формирования православно-мусульманского диалога на территории республики Мордовия.

Православно-исламское взаимодействие на территории Мордовии происходило в течение многих столетий, поскольку в данном регионе, в исторических границах Поволжья, проходила часть христианско-мусульманского порубежья, своеобразного тюрко-славянского пограничья.  Наиболее ранние письменные свидетельства о проникновении православного христианства в мордовскую среду сохранились лишь с начала XVI в., когда началась насильственная христианизация. Во второй половине XVI в., после того как Казанское ханство было присоединено к России, в земли, населенные мордвой, в том числе на территорию современной Мордовии, начали приезжать монахи и основывать монастыри для христианизации мордовского народа.

Некоторые представители мордовского народа сыграли выдающуюся роль в истории российского православия такие как патриарх Никон, протопоп Аввакум. Уже став митрополитом в Новгороде, Никон стал заботиться о посылке миссионеров в Мордовию и о крещении местного населения. Миссионеры и монастыри нередко вызывали в мордовском народе сопротивление. Мордва, участвовавшая в восстании Степана Разина (1670—1671), вела борьбу не только с феодалами, но и с монастырями. Миссионерская деятельность достигала пика и в 1740—1764 гг., когда в Казани действовала Контора новокрещенных дел, которая ведала крещением народов Поволжья, в том числе и мордвы.

Ислам распространяется на территории Мордовского края, вернее, той его восточной части, которая находилась под военно-политическим контролем Казанского ханства, в XV-XVI вв. В период царствования Екатерины II мусульмане России получили некоторую свободу вероисповедания. С этого времени духовная жизнь мусульман в империи заметно оживилась. У татар Мордовии вновь были организованы мечети, а при некоторых из них появились мектебы и медресе.  Исторический путь взаимоотношений православия и ислама в Мордовском крае был, как правило, мирный и спокойный. Ко второй половине XIX - началу XX вв., в немалой степени благодаря появлению джадидизма - просветительского движения российских мусульман, а также миссионерско-педагогической системы Н. И. Ильминского, православно-мусульманские отношения в этом регионе приобретают даже характер целенаправленного межкультурного диалога. Пожалуй, единственными исключениями добрососедских православно-мусульманских отношений были отдельные периоды христианизации, затронувшие не только татар-мусульман, но и другие этносы многонациональной Мордовии.

С приходом советской власти, политика тотальной атеизации и гонений на религию, сделала невозможным продолжение православно-исламского диалога как такового. Только в годы перестройки и последующего распада СССР, когда развернулась демократизация общественной жизни, а также было принято законодательство о свободе совести и вероисповеданий, начался общероссийский процесс культурного и организационного возрождения православия и ислама. Именно это создало предпосылки для актуализации традиций православно-мусульманского взаимодействия и диалога.

Развитие межконфессионального взаимодействия на современном этапе. Формирование социального партнерства Саранской Епархии РПЦ и муфтиятов Мордовии с властями республики.

Важным этапом организационно-структурного возрождения православной и мусульманской общин после распада СССР на территории РМ стал период 1990-х - начала 2000-х гг., когда в условиях прекращения гонений на эти конфессии, имевших место в советское время, происходило восстановление институтов православия и ислама в регионе. Создание Саранской и Мордовской епархии, РДУМ РМ и ДУМ РМ стало одним из факторов формирования православно-мусульманского сближения в Республике Мордовия с начала 2000-х гг. Одним из первых знаковых событий, показавших, что времена взаимного религиозного отчуждения уходят в прошлое, стало официальное присутствие муфтия РДУМ РМ 3. X. Айзатулина по приглашению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия на торжественном вечере, посвященном празднованию Рождества Христова в 2002 г.

Актуализация диалога между РПЦ и исламом как в Республике Мордовия, так, в целом, в России, обусловлена, прежде всего, необходимостью укрепления гармонизации межконфессиональных отношений, поддержкой геополитической устойчивости страны, что в значительной мере и определяется согласием между двумя традиционными культурно-историческими общностями - православной и мусульманской.

Стоит отметить, что в Мордовии межконфессиональные православно-мусульманские отношения в первое десятилетие XXI века не затрагивали проблемы религиозной догматики, а касались, прежде всего, выработки общих позиций по жизненно важным социальным вопросам. С начала 2000-х гг. в Республике Мордовия основной формой православно-мусульманского межкультурного диалога становятся различные общественные мероприятия. Большую роль в организации диалога с мусульманской общественностью Мордовии в рассматриваемый период играли Саранская и Мордовская епархия и Саранское духовное училище.

Примером тому служит ежегодно проводимый для молодежи с начала 2000-х гг. по инициативе Саранского духовного училища Межрегиональный турнир-фестиваль традиционных боевых искусств народов России «Весенние ристания», в работе секционных заседаний которого обсуждаются конфессиональные проблемы региона, ориентирующие участников на толерантное отношение к различным этносам Мордовии. В качестве экспертов на данных мероприятиях традиционно выступают представители ДУМ РМ, РДУМ РМ, а также Саранской епархии. Все большее распространение получают организуемые Саранским духовным училищем в рамках конфессиональной системы образования, научно-просветительские конференции и «круглые столы», в которых представители местных муфтиятов, а также исповедующей ислам татарской интеллигенции принимают деятельное участие.

Кроме того, вовлечение православного духовенства и мусульманских религиозных деятелей в межкультурный диалог происходит и в рамках светской системы высшего образования Мордовии. Православные священнослужители и представители мусульманского духовенства не раз принимали участие в межвузовских научно-практических конференциях гуманитарного характера, проводимых на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева.

В 2018 году в Саранске состоялось открытие Исламского культурного центра - первого в Приволжском федеральном округе. Главная задача Исламского культурного центра в Саранске - укрепление, сохранение и развитие межнационального и межконфессионального согласия в России и Мордовии, укрепление векового добрососедства.

Межконфессиональный диалог РПЦ и российского ислама в сфере образования и просвещения.

В культуре любой страны и любого народа лежат религиозные традиции. Российская Федерация с ее, ярко выраженным полиэтничным и поликонфессиональным характером, закрепленным в Основном законе государства, является одним из показательных примеров в этом отношении. При всем разнообразии конфессионального ландшафта современной России, очевидным остается преобладание двух традиционных религиозных конфессий – православного христианства и ислама суннитского толка. В сегодняшней действительности Русская Православная Церковь и Духовное управление мусульман Российской Федерации ведут совместную работу по преодолению всех видов ксенофобии, национальной, социальной и религиозной нетерпимости, а также сектантского и политического экстремизма.

Молодёжь всегда остаётся потенциальной движущей силой любого общества. Исходя из этого, очевидно, что необходимым является воспитание у подрастающего поколения нравственности, повышение культуры межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений. Опыт православно-мусульманского межконфессионального диалога и сотрудничества получает свое формирование также на уровне молодежных организаций, так как наиболее благодатной почвой для диалога конфессий, безусловно, является молодежная аудитория. Вовлечение православного духовенства и мусульманских религиозных деятелей в межкультурный диалог происходит и в рамках светской системы высшего образования Мордовии. Православные священнослужители и представители мусульманского духовенства не раз принимали участие в межвузовских научно-практических конференциях гуманитарного характера, круглых столов, открытых диалогов и профилактических бесед со студентами.

Таким образом, можно сделать вывод, что Мордовия является весьма показательным примером высокого уровня конфессиональной стабильности и толерантности (межэтнической, межрелигиозной), что объективно способствует созданию благоприятных условий для развития православно-мусульманского диалога и взаимодействия.

На сегодняшний день очевидно, что все усилия, направленные на укрепление межконфессионального согласия в Мордовии, не будут результативными без воспитания у молодежи культуры толерантности с учетом ценностей православия и ислама как основных и традиционных конфессий Мордовии. Поэтому направление православно-мусульманского диалога по разработке и реализации поликультурного образования в Республике Мордовия, безусловно, является перспективным.

К сожалению, приходится признать, что сегодня на пути конструктивного православно-мусульманского диалога в Республике Мордовия порой возникают серьезные препятствия, зачастую угрожающие так или иначе свести его на нет.

Во-первых, это проникновение на территорию Мордовии течений Радикального Ислама салафитского (ваххабитского) толка во второй половине 1990х – начала 2000х годов, а также события связанные с действием запрещенной группировки ИГИЛ в Сирии и влияние ее идей.

Во-вторых, дает о себе знать недостаток культуры межконфессионального общения на социально-бытовом уровне. Например, недовольство мусульман Мордовии вызывает процедура проведения утренников Пасхи в детских садах Саранска где дети мусульман вынуждены участвовать в утренниках, где разучивали песни с припевом «Христос Воскресе»! Мы считаем, необходимо полностью исключить религиозные праздники в детских садах, для этого есть воскресные школы при храмах и мечетях, и отмечать только те праздники, которые не разделяют детей по религиозным признакам. Либо необходимо учитывать конфессиональную принадлежность детей и строить праздники таким образом, чтобы не ущемлять ничьих прав.

До сих пор остро стоит вопрос и по поводу религиозной одежды мусульманских девушек. Череда скандалов охватила республику в начале прошлого десятилетия. Причиной разбирательств стало ношение атрибутов религиозной одежды в частности хиджабов в образовательных учреждениях.

Предугадать перспективы и особенности эволюции православно-мусульманского межконфессионального диалога в Республике Мордовия сложно, так как данный процесс напрямую обусловлен дальнейшим социально-политическим, экономическим и культурным развитием республики и в целом российской государственности.

(печатается в сокращении)

Бяширова Л. Д., студентка МГПУ им. М.Е. Евсевьева

Обновлено ( 11.12.2021 14:57 )