ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ – ЭТО СЛЕДУЮЩИЙ «АНКЛАВ» ВОЖДЕЛЕНИЙ ГОСДЕПА США. ЕСЛИ ЭТОГО ЕЩЕ НИКТО НЕ ПОНЯЛ, ТО - ЗРЯ!

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Центральная Азия – обширный, не имеющий выхода к мировому океану  регион Азии, исторически всегда ассоциировался с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём.
Центральная Азия всегда выступала как место, где сходились люди, религии (мировоззрение), товары и идеи с разных концов Евразийского континента - Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

 

 

 

 

Это был, есть и будет регион  «ВОЖДЕЛЕНИЯ» империй, государств, претендующих на мировое господство, желающих решить свои проблемы за счет государств региона.

Центральная Азия - это регион, который включает пять бывших советских среднеазиатских республик (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан), Афганистан, Западный Китай, северную Индию и северный Пакистан. Площадь Центральной Азии - около 6 млн. кв. км. Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения и Афганистан, а также потенциальные кандидаты – Ирак и Иран, имеют важное стратегическое значение с точки зрения коммуникационной составляющей. А с точки зрения безопасности и потенциального экономического выигрыша (в регионе, помимо важных полезных ископаемых, включая золото, трансурановые и полиметаллические руды,  сосредоточены огромные запасы природного газа и нефти), на карту здесь поставлены геополитическое могущество, доступ к огромным потенциальным богатствам и безопасность.

Развитие военно-политической обстановки в странах ЦАР обуславливается воздействием на нее многочисленных внешних и внутренних факторов. Наиболее значимыми внешними факторами являются:
Геоэкономический фактор, определяющий значение региона в системе мировой экономики и мирохозяйственных связей, который, в свою очередь, обусловлен:
- запасами углеводородного сырья мирового масштаба. При этом надо учитывать, что нефть и газ до появления сопоставимых с ними по энергетической ценности источников (например, управляемый термоядерный синтез) останутся на обозримую перспективу главным «энергетическим сырьем» для человеческой цивилизации, потребность в котором год от года возрастает. Основные данные по имеющимся запасам и объемам:
Суммарные ресурсы запасов акватории Каспийского моря, это 16 – 20 млрд. тонн нефти, годовой уровень добычи на шельфе Каспия не менее 200 млн. т нефти, 100-150 млрд.  куб.м. газа.  Казахстан занимает 5-е место в мире по запасам газа и 10-е - по запасам нефти (около 95 млрд. баррелей или 13 млрд. тонн нефти и 5 трлн. кубометров газа). На его территории разведано более 190 нефтегазовых и газовых месторождений;  Туркменистан по запасам газа занимает третье место в мире после России и Ирана (11 трл. куб. м), нефти - более 160 млрд. т (19 нефтяных и 65 газовых месторождений); Узбекистан – из открытых 129 месторождений разрабатывается 18 газовых и 46 нефтегазовых месторождений.
- запасами цветных и редкоземельных металлов, других полезных ископаемых. При этом необходимо иметь в виду, что недра региона и его минеральные богатства исследованы далеко не полностью:
Казахстан занимает 1-е место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, 2-е - серебра, свинца и хромитов, 3-е - меди и флюорита, 4-е - молибдена,  6-е – золота, 8-е по общим запасам железной руды (16,6 млрд. тонн). Добывает лишь 1 % своих подземных запасов, при вложении средств за 1 год добыча может составить 100 тонн золота в год. Таджикистан имеет богатые запасы урановых руд (разведанные запасы  около 6  тыс. т), 350 месторождений минерального сырья (свинец и цинк, медь и висмут, молибден, вольфрам, стронций, благородные металлы, олово, ртуть и другие. На его территории находится крупнейшее в мире месторождение серебра – «Большой Конимансур», запасы которого оцениваются в 40 тыс. тонн. Узбекистан – 93 вида полезных ископаемых, 850 месторождений. Киргизия имеет значительные запасы олова, ртути, вольфрама, меди, месторождения редкоземельных металлов. Туркменистан - установлены многочисленные проявления различных руд (железо, марганец, титан, молибден, медь, алюминий, свинец, цинк), из 155 месторождений твердых полезных ископаемых разрабатывается 59.
- коммуникационным потенциалом региона. Он способен обеспечить связь между государствами Европы и Азии как по маршрутам, проложенным с Севера на Юг, так и по маршрутам, проложенным с Запада на Восток, связывая наиболее развитые в промышленном отношении районы Запада с источниками сырья и дешевой рабочей силы на востоке и юге. При этом на первый план выходят перспективы использования региона в интересах транспортировки углеводородного сырья;
- потенциалом дешевой рабочей силы. И хотя по меркам развитых стран средний уровень его квалификации пока недостаточно высокий, однако для добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, наиболее перспективных в данном регионе, он вполне актуален.
Ежегодно только из  Таджикистана в Россию выезжает более 1 млн. человек. С начала 2007 г. таджикские гастарбайтеры отправили на родину свыше 2,0 млрд. долл. США, что фактически сопоставимо с годовым бюджетом республики. Тяжелое положение в экономике Киргизии также  вынуждает население искать работу за пределами страны. Так на заработки в Россию ежегодно выезжает более 500 тыс. человек.
Не менее значим геостратегический фактор. Уже сегодня одной из главных задач мирового сообщества в военно-стратегической сфере, решение которой, может потребовать применения вооруженной силы или угрозы ее применения, на ближайшие годы является борьба с международным терроризмом и предотвращение вооруженных конфликтов (или силовое принуждение сторон вооруженных конфликтов к миру) в различных районах мира. В рамках этой глобальной задачи Центральная Азия занимает важное стратегическое положение, имея на своей территории и находясь в непосредственной близости от центров международного терроризма и потенциальных очагов конфликтов (Афганистан, Ирак, Йемен, Бангладеш).
Другое важное обстоятельство, повышающее геостратегическую ценность Центральной Азии, – непосредственная близость к границам наиболее сильных мировых игроков – России и Китая, значение которых перманентно возрастает.
Третье обстоятельство – необходимость силовой защиты трансконтинентальных коммуникаций. США уже включили безопасность экспортных трубопроводов Каспийского региона и Южного Кавказа в ряд приоритетных задач борьбы с международным терроризмом. А перспективы транспортировки энергоносителей в Китай, Пакистан, Индию только повысят значимость данного обстоятельства.

Вместе с тем реальную возможность активизации в этом районе своей политики США получили только после распада Советского Союза. Основным толчком, выведшим регион с периферии мировой политики в центр событий, явились террористические акты, проведенные в сентябре 2001 года в США (при этом, по крайней мере, вызывают сомнения вскрывшиеся факты причастности Аль-Каиды к ним)  и последовавшая за ними антитеррористическая операция в Афганистане, развернутая под лозунгом «борьбы с международным терроризмом», активная деятельность в других государствах региона.

Еще одним фактором, обуславливающим значение региона является - «геокриминальный». Мировое сообщество во все возрастающих масштабах сталкивается с такой задачей, как борьба с международной преступностью, в том числе с наркомафией. Начиная с 2003 года, Афганистан стал практически мировым монополистом в производстве героина. По данным ООН общая площадь посевов опийного мака на его территории с 2002 год выросла на 37% и составила более 300 тыс. га, превысив площади посевов коки в Южной Америке в два раза. В сфере выращивания опийного мака и производстве наркотиков занято около 4 млн. афганцев или почти  четверть населения страны.

Все это ведет к активизации деятельности международной наркомафии, террористических и криминальных группировок, использующих территорию центрально-азиатских государств для транзита наркотических веществ в другие регионы, и обеспечивающие тем самым свои потребности в финансовых средствах на расширение террористической деятельности. Меры, предпринимаемые международным сообществом, направлены, в основном, на предотвращение транспортировки наркотиков, вместе с тем без решения основных задач – ликвидации их производства, подъема экономики государств региона и, соответственно, значительного повышения уровня жизни их населения, данную проблему решить практически невозможно.

Центральная Азия, как главный транзитный регион переправки наркотиков из Афганистана в Россию и далее в Европу, становится на этом пути главной ареной борьбы с международной наркомафией и связанными с ней видами преступности (незаконная торговля оружием, торговля «живым товаром» и др.). другими

Не меньшее значение имеет и политический фактор. Центральная Азия становится центром приложения разнополярных векторов силы: «северного» (СНГ и Россия), «западного» (НАТО и Евросоюз, а в национальном качестве – США, ФРГ и Турция как главные направляющие центры), «восточного» (Китай), «южного» (Пакистан, Индия, Саудовская Аравия, Иран и другие страны мусульманского мира). Все они, хотя и далеко не в равной степени, оказывают влияние на ситуацию в регионе, имеют здесь свои интересы, в большинстве своем несовпадающие и даже противоположные.

Не менее значим религиозный фактор, обусловленный тем, что Ислам является доминирующей религией, которую исповедует большая часть населения региона.

Если в 60-х годах прошлого века каждый пятый житель планеты исповедовал Ислам, то в настоящее время это каждый четвертый, а к 2030 году будет каждый третий. Численность мусульман на планете уже превысила миллиардную отметку. Дальнейшее развитие экстремистских течений Ислама (ИГИЛ, Талибан уже появившиеся новые течения в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии), проповедующих применение насилия в борьбе с «неверными» и ставящими перед собой стратегические цели в глобальном переустройстве сложившегося миропорядка (построение халифатов от Марокко до Татарстана), играют все более значительную роль в развитии обстановки не только в регионе, но и в глобальном масштабе. Социальная база для подпитки людскими ресурсами и привлечения в свои ряды все новых членов практически неиссякаема. Уже Европа, практически, исламинизорована, на очереди США и Канада.

К внутренним факторам, определяющим развитие военно-политической обстановки в государствах региона, можно отнести:

- экономическую нестабильность, обусловленную крайне слабым развитием экономики практически всех государств, значительным внешним долгом и высоким уровнем коррупции органов государственной власти. Финансовые средства и безвозмездная материальная помощь, получаемая от других государств и международных организаций не вкладываются в развитие экономики, а разворовываются или используются исключительно в интересах правящих кланов;

наличие острых социальных проблем, обусловленных безработицей, бедностью, низким уровнем жизни на фоне социального расслоения общества.

Так, в Киргизии продолжается затяжной экономический кризис: простаивает более 66 % зарегистрированных предприятий, растет безработица, за чертой бедности находятся до 90 % населения. Уровень безработицы в Таджикистане достигает 60 % (в отличие от 2,8% официальных), объем миграции трудовых ресурсов за границу доходит до 2,0 млн. человек, показатели бедности сохраняются на уровне 70%. Минимальный прожиточный уровень поддерживается за счет денежных переводов трудовых мигрантов, в основном из России, впервые уровень смерти от туберкулеза превысил показатели 30-х годов прошлого века.

- фактор «национально-территориального размежевания» Центральной Азии, обусловленный несовпадением этнических и государственных границ. Особенно напряженная обстановка складывается в районе Ферганской долины, на севере Таджикистана и юго-востоке Узбекистана.

Ферганская долина была поделена на три части, отошедшие соответственно Узбекистану, Таджикистану, Киргизии. Этнические группы оказались разделены административными и государственными границами. Этнические узбеки составляют весомую часть населения на юге Киргизии и севере Таджикистана, а такие крупнейшие центры Узбекистана как Самарканд и Бухара населены в значительной мере населены таджиками, считающими их своей исконной территорией. На юге Киргизии узбеки образуют значительную диаспору - 621.3 тыс. человек (примерно по численности населения Иссык-Кульской и Таласской обл.).

При этом, большинство межэтнических противоречий, непосредственно влияющих на взаимоотношения между государствами, связано с несовпадением этнических и государственных границ в пограничных районах.

- Узбекистан и Киргизия (Джалал-Абадская и Ошская обл. Ферганской долины);

- Киргизия и Таджикистан (Ошская обл. Киргизии);

- Узбекистан и Таджикистан (города Ходжент, Самарканд, Бухара);

- Узбекистан и Туркменистан (юго-восточные территории, район Чарджоу Туркмении населен узбеками;

- Хорезмская, Бухарская области Узбекистана населены турк-менами, около 120 тыс.);

-Узбекистан и Казахстан (Бостанлыкский район Ташкентской обл. Узбекистана и Южно-Казахстанская обл. Казахстана).

Все эти факторы, а также другие социально-политические явления, обусловленные криминализацией общества, неспособностью властей решать социальные проблемы, слабостью государственных институтов власти, коррупцией и др., способствуют активизации деятельности ведущих стран мира, в первую очередь США, в данном регионе.

Администрация США, используя системный, комплексный подход, применяя военные, политико-дипломатические, торгово-экономические и иные инструменты, проводит в Центральной Азии целенаправленную наступательную политику. Главными ее целями являются: укрепление политических, экономических и военных позиций в регионе; установление контроля за сырьевыми и энергетическими ресурсами; ослабление влияния международных организаций, в которых Россия играет ключевую роль (СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС и др.); создание договорно-правовой базы для размещения в Центральной Азии военных баз и переориентация национального военного строительства на стандарты НАТО.

Формы достижения Соединенными Штатами своих целей уже наглядно проявились. Под предлогом борьбы с международными террористами активно расширяется сотрудничество практически со всеми государствами региона, создается сеть военных баз, заключаются договора и соглашения, якобы в интересах антитеррористической операции. Под видом контроля за деятельностью террористов, перемещением через границы государств оружия массового уничтожения и наркотиков усиливается контроль за всей внешнеполитической деятельностью государств, при этом государствам, активно сотрудничающем с Вашингтоном, оказывается всесторонняя финансовая и экономическая поддержка.

Практически же этим обеспечивается:

- контроль над финансовыми системами государств путем влияние на них целенаправленной гуманитарной и военной помощью;

- тесные контакты и активное воздействие на правящую элиту государств, а также на наиболее перспективную оппозицию;

- формирование проамерикански настроенной прослойки в органах власти, экономике, политике, силовых структурах и др. областях, лоббирование и продвижение нужных кандидатов и т.д., практически бесконтрольная деятельность спецслужб;

- контроль за деятельностью других государств в регионе.

Одновременно с этим, под видом развития демократии, путем активной поддержки оппозиционных сил создаются условия для смены неугодных руководителей государств (проведения цветных революций), создания очагов «управляемых конфликтов», активизация деятельности различных НПО, финансирование оппозиционных движений, в том числе и радикального толка. Тем самым США удается эффективно противодействовать влиянию России в регионе, а также не допустить усиления позиций других стран, непосредственно заинтересованных в продвижении своих интересов в Азии, в первую очередь Китая, индии и Ирана. Что мы видим в результате этой политики - Афганистан – по-прежнему остается основным источником напряженности в регионе. Исламские экстремисты, восстановив боеспособность своих отрядов, усиливают вооруженное противостояние иностранным воинским контингентам и правительству Афганистана, стремясь добиться их полного вывода и восстановления контроля своей власти над всей территорией Афганистана. Большинство провинций практически полностью охвачены боевыми действиями. Под контролем боевиков находятся господствующие высоты и ключевые дорожные развязки, а на отдельных участках дорог государственного значения, действуют их контрольно-пропускные пункты. В большинстве уездов открыто действуют отряды экстремистов, которые не позволяют функционировать международным организациям и правительственным органам власти. Общая численность вооруженных отрядов талибов сопоставима с ВС центральной власти и силами коалиции. Растет количество терактов с использованием террористов-смертников, направленных против сил антитеррористической коалиции и представителей органов власти. Кроме того, талибы активизировали свою террористическую деятельность непосредственно в г. Кабуле и прилегающих провинциях. Успешному ведению отрядами экстремистов боевых действий способствует ухудшающаяся социально-экономическая обстановка в стране, массовая безработица, процветающий наркобизнес и неспособность правительства контролировать ситуацию в стране. Неоправданные жертвы  среди местного. Возвращение во власть талибов не устраивает политическую оппозицию Афганистана, которая объединилась в блок «Национальный Фронт Афганистана».

Вместе с тем с момента начала строительства афганской армии масштабный характер приобрело дезертирство среди рядового, сержантского и даже офицерского состава, что вызывает у руководства Афганистана и стран Запада серьезную обеспокоенность.

На территории Пакистана действует разветвленная сеть лагерей подготовки боевиков. Такой деятельности Исламабада безусловно способствует условность линии афгано-пакистанской границы. В умах лидеров пуштунских племен по обе стороны границы бродит идея создания Великого Пуштунистана. Вопрос раздела зоны «Свободного Пуштунистана» может привести к значительному осложнению двусторонних отношений в связи с тем, что и Кабул и Исламабад претендуют на контроль в районе проживания титульной нации обеих стран и стремятся сохранить свое влияние на пуштунские племена. На многих горных участках граница никогда не демаркировалась. На практике миллионы пуштунов в приграничных районах двух стран, сохранивших полукочевой образ жизни, тесные родственные и хозяйственные связи, всегда беспрепятственно кочевали через границу.

Еще одним кризисным очагом, влияющим на обстановку в регионе, является территориальные противоречия между Индией и Пакистаном в отношении штата Джамму и  Кашмир. Возникновение кашмирской проблемы связано с разделом в 1947 году Британской Индии по религиозному признаку на два государства – Индию и Пакистан. Княжество Джамму и Кашмир отошло к Индии, но ввиду того, что большая часть населения исповедовало Ислам, пакистанские правящие круги спровоцировали вооруженный конфликт. На территории княжества в течение 30 лет с небольшой периодичностью шла война. И только в 1972 году в результате вмешательства различных международных организаций, в том числе ООН, войну удалось остановить. Индийские и пакистанские войска разделены в настоящее время линией контроля. Общая численность группировки ВС Индии вдоль Линии контроля в штате Джамму и Кашмир составляет более 235 тыс. чел., противостоящая им группировка ВС Пакистана насчитывает 210 тыс.чел. Первые эшелоны развернуты в районах боевого применения, вторые эшелоны находятся в районах сосредоточения(боевое дежурство не несут), замена 1-х эшелонов ежеквартально. В результате активного участия ведущих мировых государств и международных организаций в урегулировании этого конфликта в последние годы удалось прекратить систематически возникающие в районе линии контроля обстрелы территории и локальные вооруженные столкновения, исключить вероятность возникновения крупномасштабного вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном. Несмотря на это обстановка в индийском штате Джамму и Кашмир остается сложной, а на пакистанской части Кашмира при посредничестве разведуправления Пакистана продолжают функционировать базы подготовки террористов. Индия, рассматривает индийско-пакистанские отношения в качестве главной проблемы, при этом Пакистан рассматривается как главный противник (в силу сохранения исламской направленности государственного строя Пакистан не может отказаться от притязаний на часть индийского штата Джамму и Кашмир, большинство населения которого составляют мусул-мане). В целом, в вопросах мировой политики, Индия стремится занимать активные позиции с целью упрочения собственного международного престижа, укрепления позиций в международных организациях, получения статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, признания за собой статуса ядерной державы. Индия и Россия последовательно наращивают международные позиции в качестве динамично развивающихся стран с глобальными интересами и располагающими значительными факторами влияния на мировые процессы. Развитие двусторонних связей нацелено на то, чтобы поднять отношения стратегического партнерства на более высокий и качественно новый уровень. Особое внимание уделяется расширению двусторонних экономических отношений в вопросах, касающихся торговли, инвестиций, новых сфер сотрудничества, научно-технических проектов коммерческого плана. Характерной чертой российско-индийских связей остается высокая интенсивность политических контактов. Регулярный характер носят консультации по линии министерств иностранных дел, обороны и других ведомств, эффективно работают межправительственные российско-индийские комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и по военно-техническому сотрудничеству.

При этом необходимо отметить, что созданный на базе некогда единого и нерушимого СССР СНГ принимает все более аморфный характер и используется главным образом как общий консультационный орган, орган по обмену информацией (да и то в дозированных рамках), а саммиты СНГ - как удобное место для двусторонних и многосторонних встреч лидеров стран Содружества. Особых перспектив за этим союзом не просматривается. Связующим звеном является Россия, но и эта ее функция год от года слабеет. Одна из главных причин, подтачивающих СНГ, видится в том, что по мере становления республик Центральной Азии как суверенных государств, проявляется все больше различий в их национальных экономических и политических интересах, внешнеполитических приоритетах, внутренней политике и т.д. В то же время слабеют связи, оставшиеся со времен СССР. Нет и единой для всех государств СНГ и всех сфер деятельности консолидирующей цели, некоей «сверхзадачи». Более действенными являются объединения, действующие в отдельных сферах - экономической (ЕАЭС), политической (ШОС) и оборонной (ОДКБ). В рамках последней, призванной непосредственно обеспечить военную безопасность государств, являющихся ее членами, для практического решения вопросов обеспечения военной безопасности в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности в рамках ОДКБ с 1 августа 2001 года сформированы Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности (КСБР). Ведется работа по обеспечению безопасности и на двусторонней основе. Спланировано создание объединенной группировки войск (сил) вооруженных сил России и Киргизии, ведется аналогичная работа с министерством обороны Казахстана. Под предлогом необходимости тылового обеспечения операции в Афганистане и необходимости усиления борьбы с международным терроризмом руководство США в последнее время активно наращивает усилия, направленные на расширение двустороннего сотрудничества с Таджикистаном. Оказывая, как правило, безвозмездную финансовую и материальную помощь Душанбе и широко рекламируя данные процессы, Белый дом осуществляет целенаправленное формирование твердой проамериканской позиции у представителей таджикского руководства, участвующих в принятии государственных решений. Так, под зависимость Соединенных Штатов уже попали руководители практически всех силовых структур, МИДа, обеих палат парламента, оппозиционных партий.

Заметно усилила свое положение в высшем руководстве страны группа представителей политической элиты Таджикистана во главе с бывшим послом республики в США, а ныне министром иностранных дел РТ Х.Зарифи, выступающая с прозападным акцентом. При их непосредственном участии формируется основное направление внешнеполитического курса страны на ближайшую перспективу – развитие тесного сотрудничества с США и странами Запада при постепенном отходе от устоявшихся партнерских связей с Россией. Внутриполитическая обстановка в Республике Таджикистан характеризуется активными действиями президента Э. Рахмона по укреплению своей власти на фоне затяжного экономического кризиса и неспособности правительства страны принять адекватные меры по оздоровлению ситуации без помощи извне. Игнорирование нынешним руководством необходимости повышения жизненного уровня населения страны, более 60% которого живет за чертой бедности, способствует росту протестных настроений в таджикском обществе и увеличению числа противников существующей власти, усиливает потенциал исламской и светской оппозиции. Так, за последние два года количество зарегистрированных членов Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) увеличилось более чем в два раза. В настоящее время ПИВТ уступает по количественному составу лишь правящей Народно-демократической партии и значительно опережает остальные общественно-политические объединения. В ходе проводимых ею пропагандистских мероприятий населению навязывается мысль о том, что только «истинные приверженцы Ислама способны вывести страну из глубокого кризиса и осуществить национальное возрождение таджикского государства». Одновременно следуют обвинения в адрес России, которая якобы осознанно препятствует экономическому развитию Таджикистана, предпочитая «видеть рядом слабого и беспомощного соседа», полностью зависимого от нее. В качестве альтернативы сотрудничеству с Российской Федерацией исламисты рассматривают развитие отношений со странами арабского мира и Ираном. В немалой степени антироссийской направленности ПИВТ способствует активная деятельность международных неправительственных организаций, финансируемых США и другими странами НАТО, пытающихся навязать таджикскому народу мысль о стремлении Москвы сохранить Таджикистан в качестве «сырьевого придатка» России и подчеркивающих всемерное стремление западных государств оказать реальную помощь в возрождении республики. Однако, западные страны не торопятся с вложением финансовых средств в развитие промышленности Таджикистана, а предпочитают путем «скрытого субсидирования» готовить прозападно ориентированную элиту государства, способную обеспечить продвижение в регионе их интересов.

В рамках различных программ в США прошли обучение около 600 представителей силовых структур. Ежегодно, на территории Республики Таджикистан представителями США (за их счет) проводится свыше 20 семинаров, «круглых столов», симпозиумов с участием высокопоставленных представителей руководства государства и руководящего состава силовых министерств. Все проводимые мероприятия носят явную проамериканскую направленность, направлены на продвижение политики, проводимой Западом, а также на переориентацию традиционных связей с Россией. Социально-экономическая обстановка в стране продолжает обостряться. Отмечаются перебои в обеспечении населения зерном и мукой. В целях снижения роста протестных настроений среди населения и вывода руководства страны из-под огня критики целенаправленно формируется в сознании народа образ «внешнего врага», в качестве которого выбран Узбекистан. Согласно официальной пропаганде именно Ташкент умышленно препятствует реализации в Таджикистане крупнейших энергетических проектов, в том числе Рогунской ГЭС, которые бы позволили ему стать лидером по производству и экспорту электроэнергии в регионе. Таким образом, руководство Таджикистана, рассчитывая на получение безвозмездной финансовой и экономической помощи, которая позволила бы таджикским властям решить существующие проблемы в социальной сфере, все более заметно идет на контакты с Западом, прежде всего с США и другими странами-членами НАТО.

Особенно наглядно деструктивное влияние Америки сказалось на развитии обстановки в Киргизии. Разместив в 2001 году свою военную базу на аэродроме Манас г. Бишкек США начали активную работу с оппозицией и неправительственными организациями, которая принесла свои «плоды». В марте 2005 г. в стране произошла «тюльпановая революция», результатом которой стала смена руководства Киргизии. В концепции внешней политики Киргизии основными приоритетами остаются «многовекторность и прагматичность». Бишкек поддерживает тесные и стабильные отношения с соседними государствами, за исключением Узбекистана. Особенно активно развиваются отношения с Казахстаном. Киргизия пока единственная страна, которая поддержала идею Н.Назарбаева о создании Союза Центрально-Азиатских государств. В области экономики и национальной безопасности ключевым считается сотрудничество с Россией. Улучшаются отношения с Китаем, который постепенно становится одним из стратегических партнеров. В тоже время Киргизия не отказывается от сотрудничества и с западными странами и организациями, мотивируя это возможностью улучшения с их помощью экономической ситуации в стране и укрепления государственной безопасности.

Особое место в регионе занимает Казахстан.  В борьбе за региональное лидерство руководство Казахстана своей главной стратегической задачей видит закрепление восприятия его в мире как ведущей региональной державы, обладающей сильной экономикой и прочными позициями в международном сообществе. Опираясь на более значительный, по сравнению с другими странами региона, экономический потенциал, Казахстан все больше отходит от приоритетной ориентации на Россию к многовекторному сотрудничеству, ориентированному как на сохранение прежних связей с Россией и государствами СНГ, так и на активное сотрудничество с США и другими странами Запада, а также Китаем. Проявляя активность в работе Шанхайской организации сотрудничества, Казахстан рассматривает ее, как возможность обеспечения прочных внешних условий безопасности и получения доступа на новые рынки  через создаваемые в рамках Организации торгово-экономические структуры. Прогрессируют отношения с США и НАТО в военной области. Американцы, надеясь открыть на Каспии свой «пункт базирования», оказывают казахам существенную финансовую и военно-техническую помощь. Астана, дистанцируясь от решения данного вопроса, использует оказываемую ей помощь, для наращивания своей военной составляющей в Прикаспийском регионе. Внутриполитическая обстановка в Республике Казахстан сохраняется относительно стабильной и характеризуется жесткой централизацией власти в руках президента Н.Назарбаева. Постепенно ослабляя оппозиционные движения, Н.Назарбаев и его сторонники вначале объединили все пропрезидентские силы в мощный политический союз, который возглавил сам президент, а затем добились введения ряда поправок в конституцию страны, позволяющих Н.Назарбаеву баллотироваться на президентский пост неограниченной количество раз и устанавливающих порядок избрания депутатов в законодательный орган власти исключительно по партийным спискам. Учитывая сложившуюся в республике ситуацию, США стремятся сместить многовекторность политики Астаны в свою сторону. При этом они внедряются в экономику страны, и в первую очередь в развитие нефтегазовой области (более половины инвестиций в разработку месторождений на побережье Каспия осуществлены Западом), а также ведется активная работа с населением по продвижению «западных ценностей» (за счет западных стран осуществляется подготовка и переподготовка специалистов, в том числе и военных, как на территории Казахстана, так и за рубежом; регулярно организуются симпозиумы, семинары, дискуссии по актуальным вопросам внутриполитического развития  и международной обстановке). Значительные усилия ими  прилагаются и в вопросе переориентации вооруженных сил на западные стандарты, где наряду с льготными и безвозмездными поставками ВВТ регулярно осуществляются совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки.

Другим государством, претендующим на региональное лидерство является Узбекистан, внутриполитическая обстановка в котором в течение последних лет оставалась стабильной и полностью контролировалась властями, опирающимися на разветвленный аппарат силовых и правоохранительных ведомств. При этом усилия руководства страны были сосредоточены на поддержании правопорядка, ускорении социально-экономического развития республики на базе «узбекской» модели развития, укреплении президентской вертикали власти.

В политической области основное внимание уделяется проведению так называемых демократических преобразований, нацеленных на создание благоприятных условий для деятельности лояльных И.А.Каримову сил и нейтрализацию внутренней оппозиции. Без санкции и согласования с И.Каримовым практически не решается ни один принципиальный вопрос, в том числе избрание лидеров, выработка позиции партийных фракций в парламенте и др. Деятельность оппозиции пресекается незамедлительно, в результате чего она пытается оказывать свое влияние на ситуацию в республике только с территории других государств. Однако доступ населения к пропагандистским материалам оппозиции максимально ограничен. Заблокированы соответствующие сайты в сети Интернет, а информация, подготовленная СМИ для печати или радиоэфира, подвергается цензуре. В период андижанских событий (май 2005 г.), когда зачинщиками антиправительственных выступлений были использованы религиозный фактор и недовольство местного населения своим социально-экономическим положением, Ташкент продемонстрировал решительность и оперативность действий, а также готовность центральной власти к жестким мерам в целях поддержания внутриполитической стабильности. Проведенное властями страны расследование показало, что теракты в Андижане были детально спланированы и организованы внешними силами с привлечением ИДУ, «Хизб-ут-Тахрир» и ее ответвлениями в Узбекистане  - «Акрамийя». В ходе андижанских событий погибло 187 чел., из них 60 гражданских лиц. Террористами убит 31 сотрудник силовых структур (МВД и МО). Ранено 287 чел., в т. ч. 91 чел. - мирные граждане, 49 сотрудников правоохранительных ор-ганов и 59 военнослужащих. В ходе антитеррористической операции ликвидированы 94 террориста, ранены 76. Из 70 захваченных в заложники террористами человек 15 были ими убиты.

Стремясь решить проблемы социально-экономического развития руководство страны ориентирует свою деятельность на улучшение макроэкономической ситуации, стимулирование притока иностранных инвестиций, развитие социальной сферы. Ставятся задачи поэтапной либерализации всех сторон жизни общества, приватизации крупных промышленных предприятий, развития фермерства. Союзнические отношения с Россией позволяют Ташкенту на равных разговаривать с Западом, а восстановление своего членства в ОДКБ Узбекистан связывает, прежде всего, с повышением своей роли в регионе и утверждением себя в качестве регионального лидера.

Активно развиваются отношения с рядом азиатских стран (Япония, Китай, Южная Корея), а также с Ираном и Турцией.

Несмотря на тяжелую социально-экономическую ситуацию военно-политическая обстановка в Туркмении стабильная и полностью контролируется властями. Основные усилия туркменского руководства направлены на укрепление личной власти Г.Бердымухамедова. Необходимо отметить, что в «переходный период», опасаясь социальных волнений и «цветных революций», руководство Туркменистана не допустило обострения обстановки в стране. Сформированный Г.Бердымахамедовым в марте 2007 г. кабинет министров Туркменистана, в котором на ключевых постах находятся  лично преданные президенту люди, является совместно с силовым блоком ключевой составляющей вертикали президентской власти. Какие-либо оппозиционные настроения отсутствуют. Внешние оппозиционные силы разрознены и влияния на ситуацию в Туркменистане не оказывают. В стране официально зарегистрирована одна Демократическая партия Туркменистана, председателем политсовета которой после вступления в должность был избран Г.Бердымухамедов. Организации профсоюзов малочисленны и не играют заметной роли в политической жизни страны. Объявив о приверженности политическому курсу С.Ниязова, Г.Бердымухамедов, пытаясь убедить мировое сообщество в своем стремлении к демократическим преобразованиям, объявил о проведении ряда реформ в сфере государственного управления народным хозяйством, системе социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и агропромышленном комплексе страны. Вновь введена система назначений пенсий и пособий и других социальных выплат нуждающимся, население бесплатно снабжается газом, электроэнергией, солью и водой). Несмотря на проводимые реформы остается сложной социально-экономическая ситуация в стране. За чертой уровня бедности проживает свыше 50% населения страны, а уровень безработицы достигает 30% (в неблагополучных северных и северо-восточных районах – 70%). По данным ООН, в Туркменистане с проблемой недоедания сталкивается около млн. чел. из 6,5 млн. всего населения.

Нарастают негативные явления в экономике, которая полностью зависит от экспорта углеводородного сырья. Экономика Туркмении в равной степени зависит и от импорта. Страной в больших объемах закупаются продукты питания, сельскохозяйственная техника, автомобили, оборудование, электротовары и средства связи. Правительство стремится выйти из кризисного положения в экономике страны, используя возможности рынка углеводородного сырья, пытаясь получить доступ к инвестициям и инновационным технологиям для организации новых современных производств на территории республики. Основными торговыми партнерами Туркмении являются Россия, Китай, Иран, Казахстан и США и страны ЕС. Отношения с Российской Федерацией туркменское руководство строит только на двусторонней основе в различных сферах экономики. Российские компании проводят геологоразведочные работы по установлению точного количества залежей природного газа вдоль каспийского побережья. Российские специалисты оказывают помощь в налаживании системы школьного и высшего образования. По распоряжению президента РФ В.Путина взяты на баланс России школа русского языка и литературы им. А.С.Пушкина и Русский драматический театр в г. Ашхабаде. Восстановлено вещание российского телеканала «РТР-планета» и радиостанции «Маяк» на всю территорию Туркменистана. Наиболее сложные отношения складываются у Туркменистана с Узбекистаном (нерешенность вопроса принадлежности нефтяного месторождения Кокдумак – 80 км юго-вост. г. Чарджоу) и Азербайджаном (из-за спора о принадлежности ряда нефтяных месторождений на Каспии). В качестве основополагающего принципа внешней политики Туркменистана провозглашен постоянный нейтралитет, который признан и поддержан соответствующей резолюцией 50-й сессии ГА ООН (декабрь 1995 г.). Это предопределяет подходы и позиции Ашхабада по принципиальным региональным и международным проблемам, его деятельность в международных организа¬циях, отношения с отдельными государствами.

Вместе с тем, США и НАТО, в обмен на выполнение курса «демократических» преобразований, обещают руководству страны всестороннюю помощь и различным направлениям сотрудничества в развитии двусторонних отношений с Туркменистаном, представляя безвозмездную помощь в материально-техническом оснащении границ, обучении военнослужащих вооруженных сил. Эта деятельность направлена на:

- вовлечение Туркменистана, как страны богатой углеводородным сырьем, в сферу своего влияния и переориентация маршрутов поставок энергоносителей на рынки южной Азии и Европы в обход территории России;

- получение на льготных условиях доступа к военным объектам и воздушному пространству страны (под лозунгами борьбы с терроризмом в Афганистане, а теперь и с ИГИЛ);

- усилении своего влияния в регионе для решения стратегических задач в отношении России, Ирана, Китая.

Однако, ссылаясь на свой нейтральный статус и опасаясь «демократизации», как источника «бархатных революций», туркменское руководство сдержано относится к расширению масштабов сотрудничества с США и НАТО.

1. Главной целью политической стратегии США и НАТО в Центральной Азии останется стремление к созданию условий для продолжения курса на построение однополярного мира, ослаблению влияния России и Китая в регионе, переориентации политического курса государств на сотрудничество с Западом, установлению контроля за направлениями поставок углеводородного сырья на мировой рынок в обход территории России и фактическому подчинению политической и экономической линии центрально-азиатских государств национальным интересам США и стран Запада. В этих целях США и НАТО будут стремиться закрепить и расширить сотрудничество со странами региона в экономической, политической, военной и других сферах.
2. Военно-политическая ситуация в Афганистане продолжит ухудшаться. Вооруженное противостояние, а практически гражданская война между талибами и официальными властями Афганистана, поддерживаемыми США и Западом, из-за непримиримости взглядов противоборствующих сторон, будет продолжаться. Значительное влияние на решение задач по стабилизации обстановки в Афганистане может оказать объединение усилий официальных властей страны и оппозиционного «Национального Фронта Афганистана», контролирующего северные районы страны и имеющего значительные вооруженные формирования. Пакистан, претендующий на всю территорию «Великого Пуштунистана»,  будет и в дальнейшем оказывать всестороннюю помощь пуштунским племенам, проживающим вдоль линии афгано-пакистанской границы, поддерживать ситуацию контролируемой нестабильности в Афганистане, тем самым продолжая существенно влиять на процессы происходящие в стране, рассчитывая на будущие дивиденды при решении территориальных противоречий.
3. Возможность возникновения вооруженного конфликта между обладающими ядерным оружием Индией и Пакистаном из-за существующих территориальных противоречий маловероятна. Стороны продолжат диалог по поиску путей стабилизации обстановки политическими и дипломатическими способами.
4. Политика центрально-азиатских государств останется прагматичной и направленной на получение максимальных дивидендов как в рамках двустороннего сотрудничества с Россией, Китаем, США и Западом, так и в рамках действующих региональных организаций. Однако, имея негативный опыт «демократических преобразований», приоритет в политическом курсе стран региона, в целях решения задач обеспечения собственной безопасности и социально-экономического развития, останется ориентированным на развитие отношений в рамках ШОС, ОДКБ и ЕАЭС. Обострится борьба за региональное лидерство между Казахстаном и Узбекистаном, а Таджикистан и Киргизия, будут продолжать политическое лавирование между основными игроками в Центральной Азии. При этом, в случае отсутствия со стороны России конкретных мер, направленных на удержание этих государств в сфере своего влияния, они будут переориентироваться на Запад.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в целом обстановка в Центральной Азии остается сложной, динамично развивающейся. При этом сохраняются реальные угрозы безопасности интересам Российской Федерации. Какие же угрозы национальным интереса России в регион уже существуют и могут возникнуть, в случае отсутствия адекватных действий со стороны Российской Федерации на происходящие изменения.
В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников в Центральной Азии маловероятна. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются, потенциальные угрозы основными из которых являются:
- стремление США вывести Центрально-Азиатские государства из сложившейся системы политических, экономических и военных связей в рамках СНГ, где лидирующая роль принадлежит Российской Федерации;
- постепенная переориентация руководств ряда стран ЦАР в сторону США и Запада;
- усиление контроля США, ведущих стран Запада и Китая над добычей углеводородного сырья и создание необходимой инфраструктуры для его транспортировки в страны Европы, Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в ущерб экономическим интересам Российской Федерации;
- закрепление и расширение  военного присутствия в государствах региона США и стран НАТО;
- дальнейшее обострение обстановки в Афганистане и Ираке. Радикализация исламизма в Центральной Азии, активизация экстремистских организаций, таких как «Исламское движение Узбекистана», «Хезб-Ут-Тахир» и других, для нейтрализации которых, может быть втянута и Российская Федерация;
- постоянно увеличивающийся наркотический поток из Афганистана.
В целях нейтрализации данных угроз необходимо:
- наращивать достигнутый уровень политического диалога со странами региона, побуждать их руководство к продолжению тесного взаимодействия,  как на двусторонней основе, так и в рамках СНГ и других межгосударственных интеграционных объединений;
- расширять возможности ОДКБ, ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества. Противодействовать попыткам внерегиональных сил создавать параллельные политические и экономические структуры с участием центрально-азиатских стран, деятельность которых направлена на  снижение роли России в регионе;
- активизировать разработку и реализацию крупных совместных с государствами Центральной Азии экономических проектов и программ в области освоения природных ресурсов, транспортировки энергоносителей, включая гидроэнергетику и атомную энергетику, черной и цветной металлургии, машиностроения, агропромышленного пользования развития транспортной инфраструктуры при ведущей роли Российской Федерации;
- укреплять ОДКБ и ее центрально-азиатские структуры. Развивать в формате ОДКБ многостороннее сотрудничество с государствами региона, добиваясь их полнокровного участия в деятельности Организации;
- реализовать инициативу Российской Федерации по созданию антинаркотических «поясов безопасности» вокруг Афганистана, как основного наркоисточника в регионе и мире в целом;
- расширить практику проведения совместных антитеррористических учений, как на двустороннем уровне, так и в многостороннем формате;
- совершенствовать практическое взаимодействие по задержанию лидеров и активных участников экстремистских террористических организаций, деятельность которых запрещена на территории России и государств Центральной Азии.
Таким образом, в обозримой перспективе Центральная Азия будет оставаться наиболее динамично развивающимся регионом, в котором тесно переплетаются интересы не только государств, расположенных на его территории и в непосредственной близости от него, но и всех ведущих мировых держав. Регионом, где сохранится, а при определенных условиях может и активизироваться деятельность радикальных исламских группировок и международных террористических организаций.

Маруф Чубаров, политолог

Обновлено ( 11.12.2021 14:57 )