АЛЛАХ ПРИЗЫВАЕТ ДЕЛАТЬ ДОБРО. КОРАН. ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

У меня много друзей-мусульман, благодаря которым я давно прониклась уважением к исламу. Они всегда говорят, что это религия мира и созидания, не имеющая ничего общего с террором и насилием. Крепость родственных уз, почитание старших, незыблемость традиций – жизненный уклад их семей приводит меня в восхищение.

Однако, есть и вопросы на которые следует ответить!

И вот, дабы  укрепить своё представление о миролюбии ислама, я решила внимательно прочесть Коран. К своему изумлению, помимо рассуждений о добре, я обнаружила в священной книге мусульман настораживающие высказывания, например: «Не проявляйте слабости и не призывайте к миру» (сура 47, аят 35), «Когда встретите тех, которые не уверовали, то – удар по шее; а когда произведёте великое избиение их, то укрепляйте оковы» (сура 47, аят 4), «побивайте женщин,  непокорности которых вы опасаетесь» (сура 4, аят 34), мусульмане должны быть «суровы к неверующим и милостивы между собой» (сура 48, аят 29), а верующими считаются только те,  «чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха» (сура 8, аяты 2-3).

–  Как понимать эти противоречия? – спросила я своего товарища Рустама, офицера грозненского полка имени Ахмат-хаджи Кадырова. – Коран призывает делать добро и тут же велит убивать многобожников и не особо церемониться с христианами и иудеями, потому что «большая часть из них – распутники» (сура 3 аят 110)?

– Ислам проповедует мир, – отвечал Рустам. –  В Коране есть двусмысленные изречения, которые радикалы трактуют в свою пользу. Допустим, в одной суре говорится, что надо убивать многобожников, а в другой – при каких именно обстоятельствах это надо делать. Так что просто один раз прочитать Коран и сразу понять его невозможно. Его изучают годами. Лучше сходи в мечеть и поговори с имамом.

Имам Саид-Хасан.

Я последовала совету и встретилась с имамами, которые служат в грозненском полку и веденском батальоне внутренних войск. Официально они занимают должности простых стрелков, но в действительности выполняют функции духовных наставников и активно работают с местными военнослужащими, которые в силу менталитета и воспитания очень религиозны. На территории этих двух воинских частей есть собственные мечети, где совершаются намазы и проходят проповеди.

Саид-Хасан – имам полка внутренних войск имени Ахмат-хаджи Кадырова. Он из семьи глубоко верующих мусульман, с детства читал и говорил по-арабски, окончил Курчалоевский исламский институт.

Духовное служение, будучи призванием Саид-Хасана,  тем не менее не приносило ему материального дохода. Молодому человеку посчастливилось пройти отбор в службу безопасности президента Чечни. Три года он охранял главу республики, не раз оказывался в рискованных ситуациях.

В 2006 году в Грозном был сформирован специальный моторизованный батальон внутренних войск, и Саид-Хасан  пришёл  в эту часть служить по контракту.  Когда командование узнало, что у нового бойца есть высшее духовное образование, ему предложили стать имамом батальона, впоследствии переформированного в полк.

– Какие аргументы вы можете привести в пользу того, что ислам – это религия мира? – спрашиваю я имама Саид-Хасана.

– Слово «ислам» происходит от арабского «силм», что означает «мир, спокойствие». Отсюда и мусульманское приветствие «салам алейкум» – «мир вам». Приветствием праведников в раю будет слово: «Мир!». Так сказано в Коране. Аллах призывает нас делать добро. Пророк сказал:  «Твори добро подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя,  и не стремись распространять нечестие на земле" (Сура 28, аят 77). "Творите добро, ведь Аллах любит творящих добро", – не раз повторяется в Коране. Ислам не отрицает, что народы могут воевать между собой, но при этом Пророк говорит: «Покорять словом лучше, чем саблей!»

– А как же джихад, идея войны с неверными?

– Когда Мухаммад вышел из своей последней битвы (а он участвовал в девяти сражениях с язычниками), он сказал: «Мы заканчиваем малый джихад и вступаем в большой джихад». Тогда асхабы, сподвижники пророка, спросили: «Какой же это джихад, если мы закончили воевать?». «Большой джихад – это работа над собой, поклонение Аллаху и устройство мирной жизни», – пояснил пророк. Слово «джихад» переводится как «усердие». Есть так называемый «джихад руки», который означает  боевые действия по охране своего государства и жизни соотечественников. Он обязателен для мусульман. «Джихад меча», или «газават» – это уже другая война. Необходимость в ней возникает, когда мусульман притесняют и запрещают исповедовать их религию. Большой джихад, или «джихад сердца» предполагает борьбу человека со своими пороками, укрощение собственных греховных страстей. Есть ещё «джихад знания» – изучение основ ислама и распространение исламских идей,   и джихад материальными средствами – финансовая помощь мусульманам.  Так что не стоит сводить джихад исключительно к насилию и  придавать ему негативную окраску.

– Если ислам признаёт обязательной защиту мусульманами своей страны, значит, сильно заблуждаются молодые люди, которые считают себя верующими, но в армию идти не хотят, думая,  что  там им не позволят молиться.

– Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любовь к отчизне – это часть твоей веры», поэтому защита отечества  – прямая обязанность каждого  мусульманина. В армии и во внутренних войсках служат тысячи бойцов мусульманского вероисповедания. Правильное и уважительное восприятие исламских традиций может быть очень полезным для патриотического воспитания солдат и офицеров.

– В трактовке джихада центральное место занимает такое понятие, как «неверные», или иначе «кяфиры». Это слово часто употребляют экстремисты. Так кого же  ислам считает «неверными»?

– Кяфиры – это атеисты, идолопоклонники и язычники (многобожники), то есть те, кто отрицает единого Бога. Христиане и иудеи в Коране упоминаются как "люди Писания", ведь Ветхий Завет является общим для представителей всех трёх религий. Однако воевать с неверными разрешается лишь тогда, когда они первыми начинают притеснять мусульман. В Коране сказано: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (сура  2, аят 190). Кроме того, по шариату – систематизированному своду мусульманских законов – во время войны нельзя убивать детей, женщин, стариков и пленных, нельзя уничтожать посевы, пастбища, источники воды.

Поясню, что шариат представляет собой исламский кодекс правил, который регламентирует не только правовые вопросы, но также нормы морали и этики, обрядовую и хозяйственную жизнь. Помимо Корана, который переводится как «чтение вслух», "назидание»,  есть и другие источники шариата. Прежде всего это  Сунна («обычай, пример») – священное предание, которое приводит примеры жизни пророка  Мухаммада как образец для всех мусульман общины. Мухаммад – первый толкователь Корана, и его изречения, хадисы, разъясняют основные положения этой священной книги. Источниками шариата являются также кияс-суждения (решения вопросов по аналогии с ситуацией, описанной в Коране или Сунне), иджма – согласованное мнение исламских правоведов и богословов, фетвы – юридические заключения высших духовных лиц и адаты – традиции и обычаи мусульманских народов.

Имам Махма

Разговор об исламской трактовке войны и мира я продолжила в Ведено. Здесь, в специальном моторизованном батальоне внутренних войск, тоже есть мечеть и свой духовный наставник  – имам Махма. Человек с богатым жизненным опытом, он пользуется непререкаемым авторитетом у военнослужащих батальона.  Когда в семье или на службе возникают проблемы, они  обращаются за советом именно к нему.

В своих проповедях Махма считает важным проводить профилактику экстремизма, ведь в некоторых сёлах Веденского района до сих пор сильны ваххабитские настроения.

– Ваххабиты, которые трактуют джихад исключительно с позиции насилия, вносят раздор в мусульманскую общину. А раздор, по-арабски "фитна", – это большой грех, который страшнее блуда, – объясняет имам Махма.

– А что вы обычно советуете тем прихожанам, которые проявляют интерес к исламу, но пока недостаточно хорошо в нём ориентируются? Что им необходимо знать, чтобы не попасть под влияние пропагандистов ваххабизма?

– Нужно помнить, что в исламе существуют четыре масхаба. Это религиозные школы, названные по именам их основателей: ханифитский масхаб (идеолог – Абу Ханифа), маликитский (основоположник – Малик ибн Анас), шафиитский (создатель – аш-Шафии), ханбалитский (разработчик – Ахмад ибн Ханбал). Если следовать в своём духовном развитии по одному из этих направлений, то будешь на верном пути. Всё остальное – религиозные секты, которые несут в общество зло и насилие.

– А как глубокое знание Корана помогает работать с воинским коллективом? Скажем, укреплять дисциплину?

– Очень помогает! «Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они – прочное строение», – сказано в Коране (сура 61, аят 4), и это лишь одна из цитат, призывающая мусульман к единству и сплочённости. Аят «Последуйте тому, кто ведёт вас!» указывает на командиров, приказы которых военнослужащие должны чётко выполнять. О важности дисциплины во время военного похода, терпении и стойкости Коран напоминает мусульманам неоднократно: «Выступайте отрядами или же выступайте все вместе» (сура 4, аят 71), «Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха» (сура 8, аят 45),  «Терпите и будьте терпимы» (сура 3, аят 200), «Аллах – с терпеливыми» (сура 2, аят 250; сура 8, аят 46), «Не проявляйте слабости при преследовании врага» (сура 4, аят 104).

– Коран и Сунна жестко регламентируют жизнь мусульман, вплоть до того, как они должны себя вести в той или иной бытовой ситуации. Интересно, есть ли в этих книгах эпизоды, непосредственно связанные с описанием военной службы?

– Разумеется, есть. Например, в Сунне пророка, то есть его жизнеописании, есть глава, которая  так и называется «Во время военных действий люди клянутся в том, что не побегут с поля боя». Речь идёт о ритуале, который аналогичен современной военной присяге. В Сунне также сказано, что «споры и разногласия во время войны нежелательны», а тот, кто ослушался своего предводителя, должен быть наказан, ведь Аллах сказал: «Не препирайтесь между собой, иначе вы потерпите неудачу и утратите свою силу».

– Я часто пишу о разведывательных подразделениях внутренних войск, и однажды военнослужащие одной из таких частей сказали мне, что пророк Мухаммад очень ценил и уважал разведчиков. Неужели правда?

– Так и есть. В «Книге джихада», входящей в сборник изречений пророка, можно найти хадис "О достоинстве того, кто занимается разведкой». Во время одной из битв пророк спросил: "Кто раздобудет мне сведения об этих людях?" (о противниках мусульман). Двоюродный брат Мухаммада Аз-Зубайр сказал: "Я". После этого пророк повторил вопрос: "Кто раздобудет мне сведения об этих людях?" И Аз-Зубайр снова ответил: "Я". Тогда пророк сказал: "Поистине, у каждого пророка был свой апостол, а моим апостолом является Аз-Зубайр!" Так что действительно разведчики находятся в милости у пророка.

– Имам Махма, какое вы дали бы напутствие  всем военнослужащим внутренних войск, которые исповедую ислам?

– Обращусь к Корану, в котором сказано: «Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства» (сура 16, аят 90). Читайте Коран и делайте добро!

Рассеялись ли мои сомнения после бесед с имамами? Не уверена. В ходе нашего общения я поняла одно: Коран и Сунна, как любые великие творения, допускают множественность трактовок и каждый выбирает сам, как интерпретировать эти священные книги: один будет выдергивать цитаты, чтобы оправдать свою преступную деятельность под видом священной войны с неверными, другой  станет прислушиваться к слову Аллаха, стремясь к миру и добру.

Исторический опыт показывает, что ислам, как и любая другая религия, содержит посыл как к созиданию, так и к агрессии, и при определённых обстоятельствах может превращаться в инструмент  политического управления. Особенно эта проблема актуальна в нашу эпоху информационного противоборства, когда технологии психологического воздействия и манипулирования людьми проникают во все сферы жизни общества. Так что любому из нас независимо от вероисповедания важно всегда сохранять трезвость ума и критичность мышления, чтобы отличать добро от зла и чувствовать грань между глубокой религиозностью и ярым фанатизмом.

Военный корреспондент Юлия Афанасьева

Обновлено ( 02.12.2014 20:39 )