СЕКТАНТСТВО – ПУТЬ В НРАВСТВЕННЫЙ ТУПИК

Печать

Изучая дисциплину «Опасные ситуации социального характера и защита от них», я задумалась над проблемой, а как обсуждать тему «Религиозная безопасность» в школе.  Тема оказалась достаточно сложной, многие спорные моменты этой темы открылись только при достаточно глубокой проработке этой темы. В настоящее время тема религиозной безопасности приобретает особую актуальность. Подчас религиозная и террористическая угрозы сплетаются в единый клубок, так как у них можно выделить общие цели, задачи, методы.

Кажется, что сегодняшний мир переживает религиозное возрождение. И тому есть примеры. Однако вызывает обеспокоенность распространение нетрадиционной религиозности, новых форм религии, таких как Нью Эйдж и других культов восточной и западной ориентации, возникновение новых сект вокруг новых "учителей". Новоявленные «гуру» зачастую распространяют очень опасные идеи. Общество становится уязвимым перед этим потоком лжеинформации.

На мысль глубже изучить данную проблему меня навели статьи из журнала «Основы безопасности жизни». В этом журнале была рубрика под названием «Психология и безопасность». Специалисты в сфере психологии останавливались на вопросах духовно-психологической безопасности личности. В нескольких номерах журнала описаны некоторые нетрадиционные религиозные объединения. Характеристика строится по следующему плану: основатель направления, структура организации, религиозная доктрина, сравнение с христианским направлением (если это неохристианское объединение). Большое внимание уделяется следующим психологическим аспектам, по которым можно отличить секту от традиционной религии: обман при вовлечении, контроль сознания, контроль поведения, контроль информации, контроль эмоций, контроль мышления (деление мира на «мы», избранные, и «они», все остальные).

Классификации деструктивных культов отличаются большим разнообразием. Более обобщенное название культов, которые могут представлять опасность для общества - «Современные нетрадиционные культы». Не все из них можно отнести к деструктивным. Еще одно из названий этих направлений «Религии 20 века». В интернете размещена рабочая программа по дисциплине «Современные нетрадиционные течения и культы», где предлагается довольно большой список литературы по этому направлению, в том числе Интернет-ресурсы. Можно обратить внимание, на то, что за последние 5 лет печатных источников по этой теме не так уж и много. Некоторая информация просто закрыта для широкой общественности, а есть только в сводках ФСБ и МВД.

Список по современным нетрадиционным культам составлялся мною по разным источникам. На основании этих источников можно выделить следующие современные нетрадиционные культы («Религии 20 века»):

1. Восточное направление (ориенталистское) – общество сознания Кришны, Трансцендентальная медитация, международный фонд Ошо (основатель Шри Раджниша), дзен-буддийский центр и др.

2. Неохристианские объединения – Церковь унификации (церковь Муна, церковь единения), Церковь Тела Христова, Церковь Марии Дэви Христос (Белое Братство, руководитель секты – украинская журналистка Марина Цвигун). Данное религиозное объединение имело явную экстремистскую направленность.

3. Сайентологическое направление – псевдонаучное направление, основанное Роном Хаббардом. Основной труд сайентологического направления – книга, написанная самим Хаббардом «Дианетика». Это направление относится к сатанистскому направлению.

4. Оккультное направление – магия, спиритизм и др. Участие в таких организациях может закончиться суицидальными попытками. Иногда к этому направлению относят и сатанинское направление.

5. Культы, основанные на «новом откровении»  -  секта Аум Сенрике. Группа была основана Сёко Асахарой в 1987 году и добилась печальной известности в 1995 году, совершив зариновую газовую атаку в Токийском метро. В настоящий момент группа причислена к числу террористических групп в США и Канаде, Евросоюзе и других страна.

Проблемы религиозной безопасности не всегда обсуждаются в ВУЗах, это объясняется или нехваткой аудиторных часов, или же тема предлагается на самостоятельное изучение. Постараюсь более подробно остановиться на криминальной составляющей некоторых культов (сект, обществ, на Ваше усмотрение).

"Международное Общество Сознания Кришны" (МОСК)

Это тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа. Частью тайной доктрины культа является программа построения единого государства (возможно, во всемирном масштабе) на основе идеологических воззрений кришниатов. Основатель направления - Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Криминальные действия МОСК за историю их существования в России

С именем «Общества сознания Кришны» связаны  несколько громких преступлений, в свое время освещавшихся в средах массовой информации. Это уголовный процесс в Екатеринбурге в 1997 году по делу Тенгиза Амеряна (главы Екатеринбургского кришнаитского общества «Сан-Киртана») по обвинению в торговле наркотиками и заказных убийствах, зверское ритуальное убийство в марте 2000 года лицом, исповедовавшим кришнаизм - Русланом Любецким, иеромонаха Григория (Яковлева) в г. Туре (Эвенкия) и многократно повторявшиеся изнасилования одиннадцатилетней девочки прихожанином московской общины  МОСК Николаем Непочатовым (2000 г.).

Фанатиков и террористов роднит подход к психологической обработке потенциальной жертвы. Некоторых людей заманивают показной любовью (достаточно вспомнить как будто нарисованные улыбки на фотографиях журналов "Свидетелей Иеговы"), у многих сект есть даже специальный термин «бомбежка любовью», встреча нового адепта с «распростертыми объятиями». Данный вид психологической обработки заключается во внешнем проявлении любви и повышенному вниманию к новичку. Секта, да и террористическая группа,  дает человеку упрощенную систему понимания мира.

Большое значение придается культу харизматического лидера, преданность лидеру формируется на основе чувства почитания и любви (возникает своего рода зависимость). В секте происходит замена наиболее близких человеку людей на новых «духовных сестер и братьев». При обработке личности в тоталитарной секте используются и специальные психологические приемы, которые отрицательно воздействуют на личность.

При работе со школьниками особое внимание надо уделить проблеме «фанатиков». Фанатики встречаются как в религиозных сектах, так и в террористических организациях. «Фанатики» - люди, самозабвенно преданные идее, преследующие определенную цель, идущие ради нее как на убийство, так и на смерть. Часто так называемая «идея», заставляющая данную категорию «религиозных» террористов идти на преступление, им самим не понятна, не ими создана или выдумана, но ставшая смыслом их жизни, их внутренним двигателем, чаще всего навязана им в виде определенных догм, внушена, выдана за правду. Фанатики - один из самых опасных и непредсказуемых типов личности как адепта секты, так и террориста. Фанатики не способны здраво оценить определенные догмы, сделать объективный анализ своей псевдоидеологии, в результате они превращаются в «бездумных марионеток».

Таким образом, в настоящее время глубокое исследование происходящих в сектантстве процессов необходимо для выработки наиболее эффективных форм и методов нравственного воспитания. Владение учителей этими методами убережет молодое поколение от опасностей, связанных с деструктивными культами. Дети могут случайно попасть в руки сектантов. Если духовная жизнь ребенка не заполнена позитивными видами деятельности (интерес к «классике» в кино, в музыке, занятия спортом и др.), а ребенку предлагают все более агрессивные Интернет-игры – возникает духовый «вакуум».

Этот процесс еще больше отдаляет детей от мира родителей, учителей. И кто тогда возьмется за их души? Так давайте убережем наших детей от фанатиков!

Литература:
1. Астахова Л.С. «Деструктивность в религиозном поведении: к вопросу о методологии изучения новых религиозных учений».
2. Берсенева Т., Рычкова В. « Основы безопасности жизни».
3. Волков Е.Н. «Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах». 4. Грановская Р.М. «Психологическая защита».
5. Доценко Е. «Манипуляция: феномен, механизм, защита».
6. Конь Р.М. «Введение в сектоведение».
7. Музафарова Н.И. «История религий».
8. Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов, под ред. И.Н. Яблокова. «Основы религиоведения».

Кузнецова Мария,  НГПУ имени Козьмы Минина, Нижний Новгород

Обновлено ( 09.03.2014 11:18 )