НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ НЕФОРМАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Результатом целенаправленного канализирования массовых настроений средствами массовой коммуникации может стать появление циркулирующих в обществе мнений по тем или иным социально-политическим проблемам.

Категория «общественное мнение» в ее современном значении впервые появляется в работе французского социолога Ж. Г. Тарда (1843-1904) «Общественное мнение и толпа», где он исследовал возможности влияния получивших в этот период распространение в Западной Европе массовых ежедневных и еженедельных газет. Массовая газета, по его мнению, усиливает чувство общности читателей, поднимает их от узких общин и группировок до уровня социальных и национальных сообществ. В отличие от толпы, читатель газеты не видит других членов общности, но при этом убежден, что в данный момент он разделяет свои мысли, желания и стремления с огромным числом людей.

К похожему выводу приходит и немецкая исследовательница общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман, выделяя две функции общественного мнения: общественное мнение как рациональность (оно играет роль инструмента в процессе формирования и принятия решений в условиях демократии) и общественное мнение как социальный контроль (его роль заключается в содействии социальной интеграции и в обеспечении достаточного уровня согласия, на которое могут опираться действия и решения.

В качестве каналов трансформации массовых настроений в общественное мнение выделяют, как правило, средства массовой коммуникации, а также стихийное и целенаправленное распространение слухов и сплетен.

Носителями и адресатами слухов и сплетен могут выступать все члены общества, что делает их самыми демократичными видами социальной коммуникации. Данная особенность слухов и сплетен позволяет наилучшим образом увидеть социальные возможности неформальной коммуникации. При разведении данных понятий, в первую очередь учитывают тот факт, что слухи имеют внеличностный характер и являются в основном новостями из большого мира, поступающими из внешней среды. Сплетни -личностны, выступают внутренними новостями и существуют лишь на микросоциальном уровне.

Общим условием востребованности неформальной коммуникации является кризисное состояние общества, характеризующееся неэффективностью или отсутствием формальной коммуникации. В таких ситуациях происходит не просто вытеснение последней, а использование неформальных каналов информации в качестве основных. По мнения А.В. Егорова «слухи служат для людей существенным ориентиром в стремительно меняющихся обстоятельствах, оказывая прямое воздействие на их поведение и деятельность, толкая на различные стихийные действия (бегство, погромы, убийства, скупка товаров и т.п.). В то же время слухи оказываются своего рода иллюзорной компенсацией за реальные лишения в экстремальной ситуации перманентного стресса...».

В относительно стабильных социальных условиях важным условием возникновения слухов является дефицит достоверной и значимой информации. Влияние информатизации общества оказывает противоречивое влияние на распространение слухов, так как, с одной стороны, позволяет во многих случаях оперативно получить необходимую информацию, с другой стороны, изобилие ненужной информации и дезинформация приводят к необходимости проверки ее достоверности.

Таким образом, только при сочетании двух условий (интерес к определенной проблеме и недостаток достоверной информации) в общности могут возникнуть те или иные слухи. Однако помимо указанных условий, нужно учитывать ряд дополнительных психологических факторов, способствующих более быстрому распространению слухов. Это, прежде всего, состояние эмоционального напряжения, возникающее в периоды кризисного социально-политического развития, выражающееся в состоянии постоянного тревожного ожидания негативных новостей и требующее (при достижении достаточно высокого уровня) какой-либо эмоциональной разрядки.

По мнению А.В.Дмитриева «особенностью распространения слуха является неизбежная трансформация его структуры, в ходе которой он подвергается сглаживанию, нередко приводящему к искажению его первоначального содержания, заострению, также способному изменить его структуру, уподоблению, адаптирующему фабулу слуха к культурным, этническим, психологическим особенностям реципиента, когнитивной реорганизации, придающей иной смысл событиям, описываемым первоначальным слухом».

Типология слухов основывается, во-первых, на анализе их психологической функции. Вторым основанием для типологизации слухов может стать тип вызываемой ими эмоциональной реакции.

Выделим основные основания по которым обычно проводится классификация слухов: по индексу сенсационности (ажиотажные, скандальные); по происхождению (преднамеренные, спонтанные и спровоцированные); по их фактическому содержанию (политические, экономические, социокультурные и т.п.); по темпоральным координатам (ретроспективные, реальные и перспективные); по отношению к реальности (рациональные и иррациональные); по эмоциональному воздействию («пугающие», «мечтающие», и «разделяющие»); по актуальности предмета слуха (первичной и вторичной значимости); по характеру процессуальности («стремительный», «ползающий» и «ныряющий»).

Несмотря на потенциальную возможность любого индивида выступить в качестве автора, носителя и адресата слуха, существуют определенные ограничения для исполнения указанных ролей, особенно это касается потребителей слухов. Считается, что субъективное ощущение дефицита информации, значимость темы слуха, уровень тревожности человека и вера в истинность слуха выступают основными факторами интереса к слухам.

Анализ ряда источников позволил нам выделить следующие основные функции слухов: информативная, манипулятивная, диагностическая, компенсаторная, стратифицирующая, развлекательная и функцию социального контроля.(5) Так же выделяют разновидность информационной – предупреждающую функцию слухов, а в рамках манипулятивной говорят о наличие рекламной и антирекламной функций слухов. На групповом уровне одними из наиболее распространенных выступают идентифицирующая и «гомогенезирующая» функции, направленная на уменьшение разброса мнений в группе путем совместного обсуждения циркулирующих слухов.

Рассматривая основные функции слухов, заметим, что востребованность тех или иных функций, роль слухов определяется актуальным состоянием общества, социальным положением конкретных групп и т.д.

Рассматривая социальные функции сплетен, отметим, что данный вид неформальной коммуникации отличается тем, что ее участниками могут выступать только достаточно знакомые друг с другом индивиды, а ее предметом является в основном личная жизнь людей из близкого круга общения.

Основной вклад в изучение сплетен был внесен М. Глакменом. В своей работе, «Сплетни и злословие», он отмечает, что использование сплетен является неотъемлемым элементом повседневной жизни сообщества, их объем возрастает в зависимости от исключительности и закрытости группы, специфическое и ограниченное использование сплетен внутри такой группы способствует отгораживанию ее от других групп, сплетни могут выступать специфическим способом сохранения ценностей и традиций закрытых групп, являясь нередко одновременно и основным способом ведения внутренней борьбы, а также тот факт, что сплетни являются культурно-регулируемой игрой.

М. Глакмен выделяет три формы социальных групп, отличающихся большим объемом использования сплетен:
1) профессиональная группа (в ней сплетни составляют с техническими дискуссиями нерасторжимое целое);
2) закрытая группа, (ее представители считают себя носителем высокого социального статуса);
3) группа, обладающая навязанной извне исключительностью.

Проанализировав работу М. Глакмена и ряда российских исследователей выделим основные функции сплетен: интегративная, дезинтегративная, информационная, «карьерная» завлекательная.

Подводя итоги социально-психологического анализа неформальных элементов общественного мнения отметим, что одним из важнейших (и на сегодняшний день во многом недооцениваемых) способов его формирования является целенаправленное распространение слухов и сплетен. Управление по этим каналам не менее успешно, чем управление с помощью СМИ, а в ряде ситуаций (например, при недостатке доверия к официальным каналам массовой коммуникации) слухи и сплетни могут успешно компенсировать этот недостаток. 

Сергеев А.А., г. Волгоград

 

Обновлено ( 19.03.2012 09:33 )