УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ

Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

«Если хочешь победить врага – воспитай его детей»
Конфуций.

И это, так! Актуальность этого постулата с 3-х тысячелетней историей подтверждается сегодня, как никогда  ранее. Развитие Интернета, его «проникновение, практически, в каждый дом заставляет принимать меры по предупреждению его использования в преступных целях не только враждебными спецслужбами, но и банальными мошенниками и преступными сообществами. Развитие Сети Интернет в направлении социальных сетей, неограниченный доступ к ним, соблазн использовать их в корыстных, а порой и преступных целях, требует особого внимания. Это касается информационно-психологического воздействия на подрастающее поколение и молодежь, которые в силу объективных причин еще не могут самостоятельно отличить «зерна от плевел».

 

Соцсети активно используются и разного рода агитаторами и вербовщиками террористических, экстремистских и сектантских организаций. На текущий момент возраст Интернет-пользователя снизился настолько, что порой пятилетние малыши обращаются с компьютером и мобильными устройствами более ловко, чем взрослые. Вся причина - в стремительном развитии технологий и их интеграции в повседневную жизнь людей. Если рассматривать взрослое поколение, то можно с уверенностью сказать, что большая его часть все же понимает все риски и последствия работы с Интернетом. А как же дети? Осознают ли они угрозы, которые подстерегают их в Сети на каждом шагу? По большому счету – нет.

Они не могут «распознать» вредоносные программы, такие как: переход на вредоносный сайт; загрузка файлов с файл обменных ресурсов; загрузка пиратских материалов (музыка, видео); установка «бесплатного» ПО, в результате чего может появиться нежелательная реклама, в том числе вплывающие окна и рекламные программы; ребенка могут обманным путем убедить предоставить личные данные (его собственные или родителей).

Кибербуллинг. Под этим понятием подразумеваются угрозы, оскорбления и другие проявления агрессии в Интернете.

Запрещенный контент. К нему относится информация о наркотиках, суициде, причинении себе вреда (сюда же входят рекомендации по похудению) и сексуальных извращениях, порнографии. Информация о перечисленных угрозах распространяется посредством определенных сайтов, социальных сетей и рекламных баннеров.

Домогательства. Подобные случаи обычно происходят через онлайн-чаты, социальные сети, сетевые игровые площадки и прочие ресурсы, позволяющие пользователям вступать в контакт.

Интернет-зависимость. Эта зависимость практически неизлечима для ребенка. В данном случае специалисты советуют только родительскую любовь и внимание.

Возможные решения проблемы. Так, каковы же возможные решения? Запреты всегда действовали только до определенного возраста, а для некоторых детей их вовсе не существует.

Необходимы комплексные меры. Беседа с ребенком Специалисты рекомендуют в первую очередь поговорить со своим ребенком и обсудить возникшие проблемы, причины их появления и возможные последствия. Обсудите мнения специалистов, покажите несколько примеров неправильного поведения в интернете и к каким результатам это все может привести. Это позволит нейтрализовать дух противоборства и отторжения всего того, что вы скажете.

Технические средства. Примите все необходимые меры безопасности при работе с паролями, доступом в Сеть. Рекомендуется следить за обновлениями безопасности операционной системы и приложений. Эта мера позволит минимизировать риск заражения компьютера, обеспечит техническую защиту от возможных неприятностей.     Установите антивирусные продукты с функцией «Родительского контроля» на компьютер и мобильные устройства, это позволит: ограничить время нахождения ребенка в Сети и пользования компьютером; создать график с допустимыми часами работы в течение дня; заблокировать сайты с запрещенным контентом — создать черные списки на основе баз данных антивирусного производителя по категориям (наркотики, социальные сети и т. д.) и создать белые списки. установить ограничение на запуск приложений (например, игр) и установку новых программ; следить за перепиской ребенка в соцсетях и чатах (ICQ, Skype и т. п.); контролировать пересылку личной информации (в основном, это платные пакеты услуг).

Правила. Обсудите правила пользования Интернетом  и ограничьте время присутствия в Сети. Вы сможете установить правила, при которых обе стороны останутся довольны: например, назначить время онлайн-присутствия и установить нормы на загрузку тех или иных файлов, фильмов и программ. Контролируйте детей онлайн. Зарегистрируйтесь в социальной сети и установите контакт с вашим ребенком. Время от времени просматривайте страничку на предмет появления там опасных сообщений.

Вместе с тем, защитить ребенка от всего на свете невозможно. Однако можно научить его, как правильно поступать, если все же его «угораздило» попасть в нехорошую ситуацию.

Психологические факторы обеспечения информационно-психологической безопасности школьников.

Основная цель психолого-педагогического обеспечения в современной школе защитить формирующуюся личность школьника от вредоносного информационного влияния, сохранив все положительные функции Интернета.

Проблема информационной безопасности общества имеет больший возраст, нежели сеть Интернет. Об информационно-психологической безопасности общества ученые заговорили в начале ХХ века, речь шла об угрозах со стороны печатных средств массовой информации (газет, журналов), позднее заговорили о безопасности по отношению к информации, поступающей по телевизору.

Главнейшим фактором информационно - психологической безопасности человека признано адекватное информирование его о реальном положении дел. Наличие доступной информации о социальных явлениях, о ценах, товарах, услугах, ведет к тому, что человек оказывается информированным, а значит защищенным от вредоносного воздействия рекламы и пропаганды. Это верный подход, который можно применять и к оценки безопасности информации, поступающей из Интернета.

Однако существуют пределы возможностей когнитивной переработки человеком поступающей информации. Чем больше поступает информации, тем труднее в ней разобраться, и тем более отделить информацию, свидетельствующую о реальном положении дел, от манипулятивной.

Поэтому, особенно по отношению к школьникам, важнейшим факторов информационно-психологической безопасности объективно необходимо признать  развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления. Во-первых, когнитивное развитие является одной из задач современной психологической службы в школе. Во-вторых, развивать способности возможно силами педагогов и психологов, то есть, это посильная задача, которую можно реализовать в современной школе.

Установлено что развитие когнитивных способностей обеспечивает лучшую информационно-психологическую безопасность школьника в информационно пространстве. Наиболее известными являются исследования, показывающие взаимосвязь интеллектуальных способностей с продолжительностью жизни. Ученые показали, что существует взаимосвязь между показателями образования, интеллекта и продолжительностью жизни.

«Каждый год дополнительного обучения увеличивает на полтора года продолжительность жизни по достижении 35 лет». «Смертность среди людей со средним образованием на 54% выше, чем среди людей с высшим». «По достижении возраста 25 лет, у людей, имеющих законченное высшее образование, продолжительность жизни на семь лет выше, чем у имеющих среднее образование»). Но самым интересным является тот факт, что причиной увеличения продолжительности жизни является то, что когнитивные способности обеспечивают человеку лучшую безопасность. Когнитивные способности лежат в основе того, насколько человек может обеспечить себе информационно - психологическую безопасность в широком смысле этого слова. Поскольку, «основным объектом обеспечения информационно-психологической безопасности в сфере индивидуального сознания является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, свое место во внешнем мире, формировать в соответствии со своим жизненным опытом определенные убеждения и принимать решения в соответствии с ними.

Полностью защитить детей от негативной информации невозможно, и технически в том числе. Но можно воспитать информационную культуру, неприятие сомнительной, неприличной, агрессивной информации. 

Школьники-подростки достаточно хорошо разбираются в глобальной Сети, но родителям и учителям (воспитателям) все равно необходимо напоминать детям о безопасности в Интернете, объяснять, как избежать попадание в опасные или неприятные ситуации.

Большая часть рекомендаций для родителей – поведенческие:

1. Родителям и другим членам семьи надо показывать пример детям, как пользоваться Интернетом. Определить с детьми семейные правила использования Интернета (указать сайты, которые можно просматривать без ограничения, время подключения к Интернету, разъяснить инструкции по безопасному общению в социальных сетях), проявляя настойчивость, но при этом показывать позитивное, созидательное отношение к компьютеру, к Интернету;
2. Установить компьютеры в открытом месте, а не в спальне ребенка, тогда легче будет контролировать подключение и действия ребенка в Сети;
3. Используйте функцию «блокировка всплывающих окон» (она встроена в браузер InternetExplorer) для защиты детей от всплывающих окон с оскорбительным содержанием, также функцию « родительский контроль» Windows 7 и «семейной безопасность» WindowsLive;
4. Без разрешения родителей дети не должны загружать в компьютер файлы, бесплатные игры, бесплатную музыку, программы из Интернета, фильмы, чтобы не «подцепить вирус», программы-шпионы и т.п.»;
5. Прежде чем дети разместят свои материалы (фото, тексты) в Интернете, желательно их просмотреть и проанализировать, чтобы на фотографиях не было личной информации (изображения семьи, школы, дома и др.), т.е. минимум реальной информации о себе, так как для просмотра этих материалам открыт доступ в Интернете всем, и недоброжелателям в том числе. Злоумышленник способен выследить человека по его номеру телефона или адресу.
6. Необходимо обращать внимание на то, что интересует ребенка, какие сайта посещает, что ищет. Попросите детей рассказывать вам всё о тех, с кем они общаются. Будьте деликатны;
- обсуждайте общение детей с их друзьями в социальных сетях, а также что они делают в Интернете сами или со сверстниками;
- интересуйтесь: не было ли у них страха или неудобства от увиденного. Спокойно объясните детям, что их не накажут за то, что они расскажут вам;
7. Надо похвалить за рассказ и попросить сообщать вам, если состояние страха или неудобства повторяться;
8. Поговорите с детьми-подростками о сайтах «для взрослых», о порнографии, покажите им позитивные сайты, посвященные здоровью и сексуальности;
8. Расскажите детям, что нельзя отправлять незнакомым людям свой адрес, телефон - это может быть злоумышленник. Под видом подростка представиться может взрослый человек с корыстными, не добрыми намерениями; объясните, что обмениваясь текстами, изображениями, рисунками с веб-сайтов, можно нарушить авторские права;
9. Не надо оставлять в публичном доступе, ни на каких форумах, сайтах сообществ, свой адрес электронной почты - это добыча для спамеров, почта может заполниться рекламой и мусорными письмами;
10. Объясните своим детям-подросткам, что азартные игры в Интернете являются незаконными и могут привести и неприятным последствиям, в частности к игромании (зависимости от игр).
11. Напомните детям, что опубликованное нельзя «стереть», исправить;
12. Комментарий, фотография, сообщение, опубликованное ребенком в социальной сети, остается там навсегда, поэтому нужно задуматься о последствиях своих действий;

Анализ рекомендаций для школьников.

Большая часть рекомендаций носят информационный характер, школьника информируют о сети Интернет, ее возможных опасностях и о том, как этих опасностей избежать. Приведем эти рекомендации, потому что они важны, и школьные психологи и учителя могут использовать их в своей работе с детьми, чтобы обучать их безопасной работе в интернете:

1. В социальных сетях указывай нейтральное имя, не выдающее сведения о тебе, о твоей школе, о местах, которые ты планируешь посетить или часто посещаешь, и т.п.;
- не отправляй смс со своего номера телефона на незнакомый номер в Интернете;
- для защиты от спама и нежелательных сообщений используй фильтр электронной почты;
- если пришло сообщение с незнакомого адреса, не открывай его и не загружай файлы, вложенные в него;
2. В социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь. Перед добавлением незнакомца в «друзья» посоветуйся с родителями;
- при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;
- помни про «сетевой этикет», если напишешь всё сообщение заглавными буквами, то собеседник подумает, что ты на него кричишь;
3. Будь вежлив с собеседниками в Интернете, не груби. Ни при каких обстоятельствах не пугай, не угрожай, не размещай агрессивный, провокационный материал. Будь дружелюбным;
- не занимайся распространением провокационных, агрессивно-настроенных материалов и сообщений по чьей-либо просьбе, не вступай в секты, незнакомые сообщества;
- в социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь. Перед добавлением незнакомца в «друзья» посоветуйся с родителями;
- при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;
4. Если что-то пугает тебя в работе компьютера, надо сразу его выключить и рассказать родителям или взрослым, которых ты знаешь. Также сообщай взрослым о том, что тебя смущает или вызывает тревогу;
5. Немедленно сообщи родителям и не соглашайся на личную встречу, если кто-то из новых знакомых в Интернете предлагает тебе встретиться, или хочет получить подробную информацию о твоем имени, росте, весе, о семье, спрашивает домашний адрес, задает вопросы с сексуальными намеками - сразу прекрати контакт;
6. Надо быть осторожным, если новый знакомый пытается настроить тебя против твоей семьи и предлагает стать для тебя лучшим другом, посылает подарки, и в то же время критикует твоих родителей, распоряжается твоим временем;
7. Не загружай программы, музыку, файлы, не посоветовавшись с взрослыми – они могут быть заражены вирусами и причинят вред компьютеру;
- напомни родителям поставить антивирус на твой компьютер, он заблокирует распространение вирусов.
8. Никому и никогда не сообщать пароль, номера кредитных карт, своё имя, номер телефона, домашний адрес, место учебы и место работы родителей, любимые места отдыха, планы на выходные;
- пароль надо придумать такой, о котором другие люди не догадаются. Пароль – это главный секрет;
- не записывай пароли на листках бумаги в открытом доступе, не отправляй их по электронной почте;
- помни, что всё, что ты разместишь в Интернете нельзя будет потом удалить или исправить.
9. Помни, что не все говорят правду о себе в Интернете, также не всё правда, о чем пишут и что показывают. Не поленись проверить информацию из других источников (можно поискать на других поисковиках или спросить у родителей);
10. Не заходи на сайты «18+» (они не для детей), на неприличные или агрессивные сайты. Если ты случайно попал по ссылке на такой сайт, то надо нажать клавиши “ctrl+alt+delete” и браузер твой закроется;
11. Если ты получил «странную информацию» от друзей, то переспроси их, они ли тебе отправили эти файлы. Мошенники иногда действуют под чужим именем;
12. Если ты собираешься что-то купить в Интернете, то обратись к родителям, они помогут избежать мошенничества;
13. Очень заманчивые предложения в социальной сети о «супервозможностях», бесплатных подарках, больших заработках, получении наследства, неожиданного выигрыша, могут рассылать только мошенники, чтобы заразить компьютер пользователя вирусом, поэтому такие предложения должны игнорироваться;
14. Не сообщай о себе информацию, чтобы что-то получить бесплатно;
15. Данные из игр могут передаваться спамерам и в списки для рассылки рекламы.

Вывод:

Школа, в которой есть Интернет, гордится подключением к глобальной Сети. Интернет может изменить процесс обучения. Доступ к образованию стал более демократичным. Одинаковые возможности имеют и частная школа в столице, и школа в глубинке при использовании компьютерной техники, средств доставки информации, Интернета. Социальные сети устраняют межличностные преграды, предоставляют неограниченные возможности общения, позволяют людям объединиться для решения различных проблем, осуществления задуманных проектов, идей, претворить их в жизнь. В тоже время виртуальный мир, иллюзия вседозволенности в социальной сети ведут к психологическим проблемам,  уходу от реальной жизни, физическому и психическому истощению.

Только ЗНАНИЕ ИСТОРИИ СВОЕЙ РОДИНЫ (без купюр и личных притязаний на ИСТИНУ), ее традиций, героев, предателей и ревизионистов (готовых «перевернуть факты с ног на голову» ради зарубежных грантов) позволяет молодому поколению определить свое МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ!

Дарья Донская, аспирант МГТУ им. Н.З. Баумана

(печатается с сокращением)

Обновлено ( 10.11.2018 21:44 )