ТЕРРОРИЗМ, КАК ФОРМА ИДЕОЛОГИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Эффективность в решении многих вопросов, связанных с модернизацией современного социума, во многом зависит от его способности к нейтрализации целого ряда негативных явлений, представляющих опасность не только для развития отдельных социумом общества, но и его существования в целом.

Это исследование – заслуживает внимания политологов и «государственных мужей» с точки зрения понимания СОЦИУМА.

 

Кто стоит за международным терроризмом? Кто его финансирует! Кто управляет им? Почему «угроза терроризма – стала «основой политики США» на современном этапе? Где разница между «отморозками» и ГОСУДАРСТВОМ, претендующим на МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО? Почему, сегодня «забыта генетическая память»! Почему потомки бандитов (иначе американскую нацию назвать нельзя) сегодня диктуют  «планы по устройству мира»?

Одним из самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современного мира является терроризм. На сегодняшний момент он пронизывает собой всю систему социальных отношений и во многом определяет характер ее развития. В связи с этим, исследование данного феномена является необходимым с различных сторон.

Так, можно говорить о социологии терроризма, о его геополитическом значении.

Попытки исследовать сущность терроризма неизбежно приводят к необходимости рассмотрения вопросов связанных с идеологической проблематикой, с истоками  и социологической базой, с руководящей и направляющей силой!

Во многом это обусловлено тем, что феномен терроризма исследователи зачастую понимают как определенную тактику политической борьбы, характеризующуюся систематическим применением идеологически мотивированного насилия. В связи с чем, представляется, что борьба с терроризмом возможна лишь при условии подробного изучения фундаментальных источников данного феномена, то есть, в ракурсе сугубо идеологическом, во многом определяющим борьбу идеологий.

Идеология – феномен социальной жизни, который в современном обществе имеет фундаментальное значение. Как показал 20 век, все наиболее значимые явления имеют причины именно идеологического характера. Поэтому вопрос рассмотрения терроризма как одного из самых ярких и наиболее опасных следствий идеологического противостояния, предельно важен и требует детального осмысления.

В целом, идеологию можно определить, как социальную методоктрину, обладающую регулятивно-аксиологической способностью, интегрирующую общество и определяющую господствующую картину мира.

Таким образом, идеология: конституирует идеальную модель социального бытия, обозначивает направление и цели общественного развития, формирует ценностную иерархию, определяет общий принцип системообразования социальной структуры, позиционирует метод построения единого мировоззренческого каркаса общества, а также обусловливает способы его политической реализации.

Короче говоря, идеология выступает в качестве модели, устанавливающей общие принципы мировосприятия и характер протекания социально-политических процессов.

Функциями идеологии являются: обоснование базовых социально-мировоззренческих установок, смыслов и целей общественного развития; формирование иерархической системы ценностей. Идеология всегда претендует на тотальную значимость и способность позитивного, терапевтического воздействия на социальную среду.

Таким образом, все наиболее важные задачи идеологии сводятся к общему основанию: свой-чужой», «друг-враг».

То есть, генерирование идеологического проекта в определенной социальной среде уже на первых этапах связано с возникновением идеи несоответствия реального общества «эталону» и оценкой «существующего» бытия относительно «должного» положения вещей. В целом, идеология вырастает из неудовлетворенности теми стандартами социальности, которые предлагаются современными формами культурного и политического дискурса.

Вместе с тем, попытка изменить существующее, «подстроить» реальность под «эталон» (систему ценностей), всегда сопровождается насилием, агрессией, ломкой, как фундамента мировоззрения реального общества, так и его политической структуры.

То есть, кардинальное изменение социального бытия всегда связанно с агрессией, насильственными действиями по отношению к тем, кто не разделяет эту идейную установку.  (Так, ли это и не является ли это формой объяснения насилия).

Терроризм является крайним, наиболее радикальной формой экстремизма, в основе которого лежат представления о необходимости привести общественный «идеал» в соответствие с реальностью при помощи насилия.

При этом «идеал» опирается на национализм, религиозный фанатизм, экстремизм, клерикализм и некоторые другие идеи фундамистских идеологий.

В своей основе идеология террористов ориентирована на принципах национального реваншизма, религиозного фундаментализма (исламского, христианского, больше сиктанского толка), либо на реализацию «социальной справедливости при коррумпированности власти». В последнее время особую опасность представляет, появившийся в конце 20 века, так называемый, «антисистемный» терроризм. В основе его идеологии, которого лежит отрицание современного общества, спровоцированное «комплексом отчуждения» у некоторых маргинальных групп.

Но так ли это!

Не является ли «предлог противодействия терроризму» прототипом другой идеологи – идеологии «близнеца нового порядка». Нового порядка Y и последующих Рейхов? Идеологией ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕРРОРИЗМА В ПОЛНОМ ЕГО ПРОЯВЛЕНИИ.

Терроризм – явление, возникшее в эпоху кризиса идеологического сознания современной цивилизации, сопровождающееся дезинтеграцией общества, фрустрацией, ценностной аномией, а также комплексом других негативных феноменов, сопутствующих большинству социальных катаклизмов. Идеологи этого направления видят возможность преодоления данных тенденций в реализации новых социальных стандартов посредством деструкции, агрессии и насильственных мер. Идеология терроризма – это та концептуальная «ось», которая включает единомышленников в организованную структуру. Такого рода доктрина оправдывает их террористическую деятельность с помощью создания и культивирования идеи, облеченной в форму некой «суррогатной религии», которая подменяет признанные в обществе ценностные ориентации, понятия «идеала», «истинности» и «справедливости».

В целом, такие принципы мышления характерны для утопического сознания, в основе которого лежит вера в то, что только «адепты» данной «религии» обладают абсолютным знанием «истинного» и «должного». При этом их миссия заключается в том, чтобы заставить всех прочих жить в соответствии с «идеалом» всеми доступными средствами.

В течение всего прошлого века общество пыталось обезопасить себя от деятельности террористических организаций, но на сегодняшний день, очевидно, что рост такого рода структур лавинообразен, а меры по их нейтрализации малоэффективны.

Во многом, эта проблема является следствием причин сугубо идеологического характера. В силу несовершенства существующих идеологических конструкций, наблюдается некий «вакуум» позитивного ценностного сознания, способного консолидировать общество, обеспечив его целостность и стабильность.

И если сама сущность социальных практик, так или иначе, связана с существованием насилия, то террористические формы идеологии, актуализируют этот принцип и доводят его, как в теоретическом обосновании, так и в политическом и технологическом аспектах до крайней степени.

Если терроризм, во многом, является порождением современных идеологий, то, следовательно, и механизмы его профилактики и нейтрализации стоит искать именно в этой сфере. Так, вполне естественным, будет казаться предположение, что в современном обществе именно идеологии призваны терапевтически воздействовать на данную ситуацию. Как представляется, на сегодняшний день именно идеологические ресурсы содержит в себе огромный потенциал, необходимый для контроля и противостояния агрессии террора. Для этого, в первую очередь, необходимо уже на государственном уровне, с привлечением институтов гражданского общества, создать условия для генерации новой формы идеологии основанной на «этике ненасилия». То есть, акцентировать внимание на ценностях универсального порядка, таких как – терпимость, эмпатия, гуманность, а также сосредоточиться на повышении морально-этических требований к обществу в целом.

Идеология, как версия описания действительности, обладает способностью формировать идеалы и цели развития общества, что позволяет ей в дальнейшем проводить коррекцию ценностного сознания и смыслов человеческого существования. Это позволяет идеологии оказывать влияние и на индивидуальное сознание, и на социальные структуры в целом: конституировать нормы и правила коммуникации, стереотипы поведения, приемлемые и желательные в определенном обществе, а также определять правовые и экономические ориентиры. Таким образом, идеологемы уже не только описывают реальность, а сами становятся источником описания и начинают проецировать социальные отношения.

Объяснением таких масштабных возможностей у идеологии, отчасти, является ее способность сочетать в себе рациональные и внерациональные механизмы воздействия на общественные практики. Идеология, объясняя социальную реальность, а также цели и смысл его существования, строит свое описание бытия с помощью концептов и логики, за счет чего, добиваясь рациональной оформленности и располагая к интеллектуальному восприятию ее идей. Но подлинная сила идеологических дискурсов заключается в ее существенном компоненте – вере. Именно наличие веры дает возможность идеологии возводить определенные представления в статус объективных и универсальных, что позволяет ей интегрировать и мобилизовывать общество для решения важнейших задач, в частности, нейтрализовывать основы террористического мировоззрения. В конечном счете, идеология предлагает на веру ценности или тезисы, формирующие ориентиры и отношения общества внутри себя и с окружающим миром. Именно потому, идеологические доктрины обладают особенно большим влиянием на повседневное сознание людей и, соответственно, определяют все сферы социальной практики.

Ценности идеологии имеют первостепенное значение, когда речь заходит о стабильном развитии общества. Поэтому одной из основных задач современной идеологии является формирование толерантной модели социальной коммуникации, способной эффективно решать проблемы безопасности мирового сообщества. Коррекционные действия идеология осуществляет, в первую очередь, санкционируя изменения в аксиологической структуре социального мировоззрения, где уже  последующим этапом реализации идеологического дискурса становится политика. Традиционно основной задачей политики является распространение и популяризация идей в массовом сознании, а также трансляция основополагающих ценностей во все наиболее значимые сферы социального бытия.

В ситуации, где фундаментальной потребностью является безопасность, заинтересованной стороной оказывается все человеческое сообщество и каждый его представитель в отдельности. Это предполагает особую роль именно гражданского общества.

Но в России реальность такова, что проблема  безопасности не осознается большинством населения в полном масштабе как вопрос первостепенный. Активизация социальных групп, реальных политических сил, чаще всего, связана лишь с возникновением острых ситуаций (терактов или др. событий связанных с угрозой безопасности), а решение их происходит зачастую стихийно и бессистемно. Это затягивает и затрудняет процесс решения проблемы, а также усиливает необратимый характер негативных изменений в обществе.

Наиболее эффективным способом воздействия на социальные решения в такой ситуации становится необходимость формирования  идеологии, способной воздействовать на социальные преобразования. Инициатива по созданию глобальных стратегических проектов в современном обществе, имеет больше шансов стать действительно эффективной, если будет исходить со стороны прогрессивных структур общества, государственников и патриотических сил. Представительства власти, обладая полномочиями по организации социальных, экономических и духовных процессов, имеют все необходимые рычаги и возможности по реализации толерантной модели политики. Стоит отметить, что в условиях финансово-экономического кризиса как раз и происходит увеличение полномочий государственной власти и усиление влияния национальных правительств, в том числе, в культурно-правовом и мировоззренческом поле.

Это увеличивает шансы России и мирового сообщества в целом на преодоление кризиса идеологического сознания и решения проблем безопасности. В основе данной стратегии, прежде всего, должен быть определен принцип культурно-исторической идентичности, который позволит адаптировать общемировую систему ценностей к особенностям локальных сообществ и их менталитету.

Необходимым условием в управлении идеологическими процессами является согласованность интересов и потребностей конкретных сообществ (государств, отдельных регионов, областей и т.д.). Основой для достижения приемлемых результатов для отдельных сторон является консенсус этих социальных групп по вопросам единых основополагающих ценностей, основанных на принципах безопасности и реализации этики ненасилия в мировом масштабе. Консолидация социума может стать результатом последовательно проводимой политики, учитывающей интересы отдельных регионов в системе целого.

Формирование принципов идеологии и акцентуация в сознании индивидов основополагающих ценностей, как правило, исходит от верхних уровней социальной иерархии.

Политическая реализация варианта новой системы мировоззрения в России, (способной противостоять терроризму) может использовать два основополагающих принципа:

во-первых, ориентироваться на патриотическую составляющую, основанную на общности российской культуры сосуществования народов России как единого целого;

во-вторых, на национально самосознании, как совокупности российской иденчисности, как нации, способной противостоять современным угрозам.

Яцкевич  М.Ю., Кузбасский государственный технический университет  кфн, доцент кафедры философии

Обновлено ( 20.01.2015 20:30 )