КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Устранение угрозы терроризма и достижение состояния «гуманитарной безопасности» сегодня, к сожалению, все чаще видится достижимым лишь путем применения  «силовых методов», хотя очевидно, что использование репрессивных  мер против терроризма «может на время сбить температуру, но излечить болезнь оно не в состоянии».

Много говорится о необходимости улучшении экономического положения государств, где терроризм процветает, поскольку улучшение экономической и политической ситуации, рост социальной мобильности, повышение уровня жизни населения, когда люди не будут чувствовать себя униженными и ущемленными, как очевидно, окажет свое влияние, хотя т в самых развитых странах остаются политические силы, которым выгодно разжигание террористической борьбы на религиозной или этнической почве.

Необходима комплексная программа рационального, планомерного и постоянного привлечения ресурсов всех групп общества. В настоящее время законодательные механизмы борьбы с терроризмом не в достаточной мере развиты и не обеспечивают должной защиты. В международном праве понятия «терроризм» не существует. Особую сложность вызывает тот факт, что нормы международного права созданы для регулирования взаимоотношений между государствами. Сегодня террористические акты совершаются разными субъектами: как отдельными личностями, так и организациями и государствами. В Российской Федерации применение ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» отличается слабой эффективностью.

Сегодня молодое поколение, которое является основным реципиентом террористических организаций, беспрепятственно может  вовлекаться в экстремистскую деятельность через Интернет и иные СМИ, в которых легко распространяются множество материалов, признанных разжигающими этноконфессиональной рознь. В этих условиях подрастающее поколение оказывается самой незащищенной в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме, дезорганизованной, подверженной влиянию ксенофобии, разрушающей традиционные ценности национальных культур и религий.

В таких условиях, когда применение только административного ресурса невозможна, необходим иной путь – путь воздействия на личность, и прежде всего воспитание ее в рамках неприятия насилия, формирования установок на толерантность, просвещение, диалог и ответственность. Только сформированная личность с устойчивой гражданской позицией способна противостоять идеологии ксенофобии и различным экстремистским тенденциям.

Пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма угроза террористических актов, будет сохраняться, несмотря на применение локализующих силовых методов. Ключевыми звеньями этой структуры являются: идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, каналы распространения этой идеологии, а также лица, попадающие под ее влияние. В ситуации, когда каналы распространения информации перемещаются в Интернет и становятся неподконтрольными,  исключение фактора появления носителей и вдохновителей идеологии терроризма не реально и фантастично, главным способом противодействия терроризму становится формирование антитеррористического мировоззрения населения.

Сегодня актуальным должно являться направление по профилактике экстремистских настроений в молодежной среде, а искоренение социальной агрессии – одним из главных направлений при разработке системы мер по формированию антитеррористической идеологии и воспитанию толерантного сознания в поликультурном многонациональном обществе.

Поэтому необходимо разработка новых образовательных программ, а также коммуникативная подготовка тех, кто работает с молодежью и должен стать транслятором толерантного поведения. Таким образом, именно образование в современных реалиях должно заложить основы антитеррористического мировоззрения.

Однако не стоит забывать, что школа и иные образовательные институты часто не являются для подростка референтными. Председатель совета муфтиев России, Равиль Гайнутдин признал, что негативное отношение к исламу в России сформировано СМИ, которым зачастую присущи категоричность и безграмотность в данном вопросе. Поэтому необходим более четкий и жесткий контроль над СМИ, пресекающий распространение экстремистских материалов, некорректное термина «религиозный терроризм» и «экстремизм».

Воспитание ответственной и просвещенной личности, отвергающей зло как таковое способно решить проблему терроризма. В связи с этим, эффективный подход к снижению террористической угрозы включает в себя учет особенностей культуры, традиций, менталитета населения того или иного региона, а также разрешение социальных и экономических проблем в развивающихся регионах мира путем прямых и целенаправленных программ по развитию сектора  малого и среднего бизнеса. Также на местах необходимо повышать уровень грамотности населения, как  наиболее эффективного средства по предотвращению внешней пропаганды религиозно радикальных идей.

В данном случае возможно два пути воспитания у населения чувства неприятия терроризма на религиозной основе:

–воспитание через распространение «правильной» религии и национальной политики;

–воспитание  на основе светской рациональной культуры, «федеральных» и общечеловеческих ценностях.

Широковещательные заявления, будто теракты совершают приверженцы «ненастоящей» религии, тогда как «настоящая» вера такого не допускает, – самообман. Из человека, верящего в загробную жизнь, легко сделать «самовоспламеняющуюся бомбу».  Поэтому распространение, прежде всего, светской культуры и воспитание человека в духе свободы и ответственности, в чем стоит с ним согласиться. Именно «этика ответственности» приводит к рациональному осмыслению человеком мира и всего происходящего. А вот «религиозные (и квазирелигиозные – национальные, классовые) идеологии всегда служили механизмом объединения людей в большие группы за счёт противопоставления другим людям. Поэтому их неизменным спутником оставалась реальная или потенциальная война».

Однако, несмотря на то, что сегодня во многих регионах мира религия потеряла свое первостепенное значение, ее влияние по-прежнему велико. Поэтому необходимо правильно организовать распространение религиозного образования. Большая роль должна отводиться подготовке духовенства. Необходимо всесторонне повышать уровень образования представителей молодого поколения духовенства, развивать их потенциал знаний современных социогуманитарных наук, эрудицию, воспитывать поколение богословов (исламских, христианских и т.д.), способных вести, убедительную, аргументированную полемику с представителями иных, в том числе новых,  религиозных течений.

Вышеозначенное, в полной мере относится и к т.н. «межконфессиональному диалогу», ресурсы которого еще почти не востребованы. Сегодня социальные инициативы со стороны духовенства, практически отсутствуют, однако и власти недостаточно стимулируют их социальную и просветительскую активность.

Кроме того, необходимо поддерживать и сохранять этнополитическую стабильность в пограничных регионах. Для этого необходимо, развивать и обогащать национальные культуры. Фатальной ошибкой Запада является пропаганда западных ценностей, стандартов и принципов организации в исламском мире. Необходимо не вводить чуждые мусульманскому миру ценности, а добиться политического сближения с исламом, убедить жителей мусульманских стран, что их процветание возможно и без уничтожения Запада, и без отказа от собственных традиций перед сокрушительным натиском западной культуры.

Профилактика использования религиозного фактора в экстремистской деятельности должна осуществляться постоянно, а не быть временной мерой. Для этого необходимо привлечение экспертов в сфере религиоведения и этноконфессиональных отношений, обладающих навыками экспертной оценки деятельности религиозных объединений. Сегодня состав экспертного сообщества не всегда отвечает всем требованиям, предъявленным к ним, в том числе оно не всегда объективно и независимо. Среди экспертов по терроризму существует консенсус по поводу идеологического отношения к данному явлению. Поэтому информация, поступающая от них в массы, не всегда объективна, так как «большинство экспертов занимаются не столько изучением самого терроризма и его особенностей, сколько комментируют и поддерживают решения государств применить силу в ответ на террор», причем «этот подход становится догмой».

Бухарина М.К., студент, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова

Обновлено ( 16.04.2013 07:21 )