РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ ТЕРРОРИЗМЕ

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Одним из наиболее существенных изменений современного терроризма в условиях глобализации и нелинейной социокультурной динамики является все большее приобретение им религиозного характера. Глобализация несет в себе угрозу потери идентичности и самостоятельности, а с помощью терроризма совершается попытка вернуть систему ценностей, утрачиваемую в условиях глобализации.

Одна из самых фундаментальных проблем, которую сегодня разрабатывают отечественные социологи, – проблема отношений терроризма с Исламом в его фундаменталистском и умеренном вариантах. Причина повышенного внимания ученых к терроризму, окрашенному в исламские тона, заключается в том, что именно религиозный и этносепаратистский терроризм (в отличие от внутреннего терроризма) в настоящее время представляет наибольшую опасность для общества. В контексте Российских реалий, в России «… на первый план вышел именно терроризм националистически-религиозного характера.  Это – первая существенная особенность современного терроризма в России».

Связь между религией и терроризмом не нова. Около двух тысяч лет назад еврейские религиозные фанатики «зилоты» совершали то, что сейчас именуется «террористическими актами». В 7 веке н.э. в Индии орудовала группировка тхагов – душителей. С 1090 по 1272 гг. группировка ассасинов боролась с крестоносцами, пытающимися захватить территорию современной Сирии и Ирана. Вплоть до XIX века только религия была способна предоставить допустимые для террора оправдания. В 19 веке, с окончанием монархического правления в Европе, появились новые концепции, переопределяющие  роль гражданина и государства, и такие понятия, как национализм и самоопределение. Соответственно происходит сдвиг в мотивации. Растет популярность различных школ радикальной политической мысли.

Рассматривая эволюцию терроризма с позиций волновой теории, можно предположить, что последняя волна терроризма является религиозной. Существовало четыре волны современного терроризма, каждая из которых была обусловлена политическими событиями, подчеркивающими уязвимость действующего правительства.

Первая волна, анархистская, началась в 1880 г., а ее корни восходят к 1861 г., когда Александр II отменил крепостное право.

Вторая волна терроризма, антиколониальная, началась с окончанием первой мировой войны, когда образуются новые государства, такие как Ирландия, Израиль, Кипр, Йемен, Алжир, и возникают территориальные межевые споры, которые не получается урегулировать мирным путем.

Третья волна, новая левая, была спровоцирована войной во Вьетнаме, которая окончилась в 1975 г.. В этот период молодежь на Западе начинает сомневаться в ценностях существующей системы.

Четвертая волна терроризма, религиозная, началась в 1980-х гг..

Религиозный фактор, так или иначе, присутствовал и в предыдущих 3 волнах, но ранее целью было создание независимого государства, а сейчас - утверждение с помощью религии новых принципов и нового миропорядка.

Несмотря на то, что у терроризма с религиозными корнями долгая история, в XX веке преобладает терроризм с этнонационалистической /сепаратистской и идеологической мотивацией. Терроризму, полностью или частично мотивированному религией, в котором насилие воспринимается исполнителями терактов как священный долг или сакраментальный акт, присущи иные средства легитимации и самооправдания, чем терроризму, имеющему светские корни. Такая отличительная особенность приводит к тому, что религиозный терроризм отличается большими кровопролитиями и разрушениями.

То, что религия выступает в качестве главной движущей силы международного терроризма в 1990-х гг., подтверждается фактом, что большинство серьезных терактов десятилетия – как в терминах политических результатов и последствий, так и по числу вызванных смертей - имеют религиозное измерение и/или мотивацию.

Отличительной чертой современных террористических группировок становится не просто присутствие, но преобладание религиозного аспекта. Причины, по которым в терактах, совершенных религиозными террористическими группировками, гибнет больше людей,  заключаются  в разнице систем ценностей, в механизмах легитимации и оправдания, в концепциях морали, в мировоззрении, которые присущи религиозному террористу в отличие от его светского аналога.

Можно согласиться с тем, что религиозный терроризм принимает трансцендентальное измерение, а его исполнители не сдерживаются никакими политическими, моральными, практическими ограничениями, которые значимы для нерелигиозных террористов.

В то время как светские террористы в своих терактах редко совершают убийства без разбора, поскольку такая тактика не совпадает с их политическими целями и поэтому считается если и не аморальной, то приводящей к обратным результатам, то религиозные террористы, напротив, стремятся к уменьшению числа своих врагов как категории. Поэтому религиозные террористы рассматривают широкомасштабное насилие как морально оправдываемое и как необходимое для достижения своих целей. Религия, передаваемая священными текстами и духовной администрацией, служит как основа легитимации. Это и объясняет, почему клерикальные санкции так важны религиозным террористам и почему перед совершением теракта им так важно, получить одобрение духовенства.

Религиозные и светские террористы также различаются в своих приверженцах. Светские террористы стремятся произвести впечатление на своих уже существующих или потенциальных сторонников. Сюда можно отнести всех сочувствующих, членов общин, которых террористы пытаются защитить,  пострадавших, за которых они выступают. Религиозные террористы являются одновременно и активистами, и приверженцами того, что они считают тотальной войной. Они не стремятся привлечь последователей, кроме самих себя.

Таким образом, ограничение насилия, которое налагается на светских террористов, чтобы вызвать поддержку приверженцев, не существенно для религиозных террористов. Более того, такое отсутствие ограничений ведет к разрешению насилия практически без границ, против бесконечной категории мишеней. А именно: всякий, кто не исповедует религию террористов, сам становится мишенью.

Это объясняет то, почему в террористическом религиозном сообществе группы людей вне этого сообщества характеризуются как «неверные», «дети сатаны» и пр. Намеренное использование такой терминологии важно для оправдания терроризма, поскольку оно еще больше стирает ограничения в применении насилия и кровопролития, подчеркивая, что жертвы террористов недостойны жизни.

Наконец, религиозные и светские террористы по-разному воспринимают сами себя и свои теракты. Если светские террористы рассматривают насилие как путь к коррекции недостатков существующей системы или как способ создания новой системы, то религиозные террористы вообще не считают себя частью существующей системы. Они являются аутсайдерами, находящимися за пределами, которые стремятся к коренным изменениям существующего устройства. Такое чувство отчуждения также позволяет религиозным террористам использовать более разрушительные методы и еще больше расширять категорию «врагов» для совершения терактов.

Почему именно религиозный терроризм выходит на первый план в условиях глобализации и нелинейной социокультурной динамики? Обострение исламистского терроризма обусловлено двумя основными причинами.

Во-первых, существуют острые противоречия внутри мусульманских сообществ. Террористы стремятся урегулировать эти противоречия с помощью терактов, поскольку законная действующая власть оказывается неспособной разрешить ситуацию.

Во-вторых, теракты совершаются как ответ исламского мира на процессы глобализации, которые несут в себе угрозу потери идентичности и самостоятельности.

Итак, рассмотрев особенности, истоки и предпосылки религиозного терроризма, мы пришли к выводу, что использование термина «религиозный терроризм» несколько некорректно. Его стоит заменить термином «религиозно мотивированный терроризм», что позволяет различать религию и собственно религиозное действие. В данном случае принципиальным представляется различение собственно религии и религиозно мотивированного действия. Последнее может быть основано на неканонической (экстремистской) интерпретации некоторых положений религиозного учения.

Крушение биполярного мира, кризис идеологий ХХ века (фашизм, коммунизм, либерализм), а также существующие культурные разрывы, вызванные глобализацией и нелинейной социокультурной динамикой общественного развития, привели в целом к возросшей роли религии в общественной жизни современного мира. Это объясняется тем, что глобализация несет в себе угрозу потери идентичности. Религия же помогает восполнить утрачиваемую нишу идентичности и вернуть систему ценностей.

Религия сегодня становится важным институтом, влияющим на политическую, социальную, а в некоторых случаях и экономическую жизнь стран и народов. Одним из наиболее существенных изменений современного терроризма в условиях глобализации и нелинейной социокультурной динамики является все большее приобретение им религиозного характера.

Таким образом, терроризм, мотивированный религией, приобрел ряд существенных особенностей.

Во-первых, исполнителями терактов на религиозной почве насилие воспринимается как священный долг или сакраментальный акт. Следовательно, те средства легитимации и самооправдания, концепции морали и мировоззрение, которые присущи терроризму, имеющему светские корни, не применимы к религиозному терроризму.

Во-вторых, подобная отличительная особенность приводит к тому, что терроризм, мотивированный религией, несет в себе гораздо большие кровопролития и разрушения.

В-третьих, терроризм, мотивированный религией, представляет иную систему ценностей. В отличие от «нерелигиозных» террористов, религиозный терроризм не сдерживается никакими политическими, моральными или практическими ограничениями.

В-четвертых,  если светские террористы стремятся не к большему числу жертв, а к более громким заявлениям в СМИ, то религиозные террористы стремятся именно к уменьшению числа своих врагов как категории. Поэтому религиозные террористы рассматривают широкомасштабное насилие как морально оправдываемое и как необходимое для достижения своих целей.

В-пятых, религиозные террористы не ищут приверженцев или последователей, они сами выступают и активистами, и приверженцами того, что они считают тотальной войной. Светские же террористы, напротив, стремятся произвести впечатление на уже существующих или потенциальных сторонников.

В-шестых, для светских террористов насилие представляется путем к коррекции недостатков существующей системы. Религиозные террористы не считают себя частью этой системы, они являются ее аутсайдерами и стремятся к коренному изменению существующего устройства путем уничтожения самой системы.

(печатается с сокращением)

Список литературы:

  1. Витюк В.В. Основные этапы развития терроризма в России.
  2. Гушер А.И. Лицо современного международного терроризма и характер создаваемых им угроз.
  3. 3. Карамян С.Г. Политический терроризм как фактор дезинтеграции современного российского общества.
  4. Легойда В.Р. О демократии, терроризме и религиозных ценностях .
  5. 5. Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы .
  6. Gabriel, Mark A. Islam and terrorism: what the Quran really teaches about Christianity, violence and the goals of the Islamic jihad.
  7. Hoffman, Bruce. Inside Terrorism .
  8. Rapoport, David. The four waves of rebel terror and September 11.

Катрич Л.В., кандидат социологических наук, МГИМО

Обновлено ( 27.03.2013 07:20 )