СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Печать

Относительно новым явлением, вопиюще противоречащим традиционным представлениям о религии как моральной и интегративной основе общества, стал современный терроризм, выступивший как крайняя форма проявления экстремизма и «конфессионального эксклюзивизма», превратившись в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. События, происходящие в мире, свидетельствуют о том, что межконфессиональные противоречия и фундаменталистские течения придают терроризму особую остроту, делая все более реальной опасность существенной дестабилизации всей общественно-политической обстановки в любой стране.

 

Каждой исторической эпохе присущ «типичный конфликт», придающий особенность формам террористической активности. Революционно-идеологический терроризм наиболее решительно представлен в XIX в., ХХ в. усиливает этнонациональные формы терроризма, в конце XX в. стал актуален «религиозный» терроризм. В настоящее время, в России доминирует специфическая форма терроризма, имеющая явно выраженную этнорелигиозную окраску. Так, Пол Пиллар (Pillar) пишет, что за последнее время современный терроризм существенно изменился. Государства все менее активно и охотно поддерживают терроризм. Основная роль в террористической деятельности сегодня принадлежит с его точки зрения различным новым группам и группировкам, в которых возросла значимость религиозных организаций (радикальных исламистов). Они кардинально отличаются от «светских» и в значительной степени от «левых» террористических группировок предыдущих десятилетий. Также стоит отметить, что одним из условий развития современного терроризма становится распространение СМИ и Интернета. «Главное оружие террора – это его медиатехнология, рассчитанная на широкий общественный резонанс.

Масштабы терроризма и – главное – его деструктивный потенциал настолько велики, что позволяет считать террористическую деятельность одной из глобальных проблем современной цивилизации. Особенно остро этот вопрос стоит для Российской Федерации. Для России он тесно связан с перспективой сохранения государственности. Необходимо признать, что в последнее время на территории Российской Федерации принимаются серьезные усилия по снижению количества террористических структур и организаций, тем не менее, горькую статистику террористических актов и их жертв все еще приходится обновлять практически ежедневно. В мировом сообществе признается тот факт, что традиционные религии посредством межконфессионального диалога могут сыграть важную роль в противостоянии террористическим вызовам.

Несмотря на большое количество как зарубежной, так и отечественной научной литературы, посвященной изучению религиозному терроризма анализ этого явления представляет немалые трудности и, несмотря на свою безусловную актуальность, в научном плане является пока недостаточно разработанным.

Теракты 11 сентября 2001 г. существенно повлияли на аспекты социальной жизни, последовавший информационный взрыв оказал беспрецедентное воздействие на модификацию всего информационного поля. В связи с произошедшими террористическими событиями в средствах массовой информации субъекты террористических событий в газетном дискурсе были подвергнуты конфессиональной категоризации. Многократное употребление прессой клише «мусульманские террористы», «исламский терроризм» подталкивало читателя к идентификации терроризма с исламской религией. Вместе с тем, поставить знак равенства между исламом как большой традицией, как системой религиозных смыслов и практик и терроризмом нельзя.

Стоит согласиться с ведущими политологами в том, что об общеисламской ответственности за т.н. «исламский терроризм» можно говорить, но лишь в том, же смысле, в каком говорят об ответственности христианства за крестовые походы или религиозные войны. Ясно, что в данном случае дело не в религии как таковой, а в политике, у которой есть, помимо других, и какой-то религиозный контекст». То есть политические силы в своих целях используют религиозность населения мусульманских стран, произвольно истолковывая отдельные и часто вырванные из контекста положения исламской теологии. Здесь проявляется следующая проблема: с одной стороны, социологи, как и теологи, рассматривают знание догматов религии как один из критериев «подлинной религиозности», тогда как, с другой, террориста, одержимого идеей борьбы за «истинную религиозность», многие священнослужители уже отказываются считать «действительно религиозным».

Эту апорию хорошо показывает «теракт в Норвегии 2011 года» Андерса Брейвика, лично убившего или ранившего около 200 человек, но отрицающего свою вину и не считающего совершенное им «преступлением», поскольку, по его словам, это было необходимо сделать для спасения Европы от «мультикультурализма» и «угрозы исламского господства». Религия всегда выполняла функцию смыслополагания, придавая тот или иной «сакральный» смысл действиям и поступкам индивида и/или группы, религия может приводить либо к стабильности, либо к деструкции.

Одним из основных мотивов обращения к терроризму является сильная потребность в укреплении личностной идентичности, что достигается принадлежностью к группе. Во-вторых, это мотивы самоутверждения. И третье, терроризм чаще всего является результатом идейного абсолютизма, убеждения в обладании высшей истиной, уникальным рецептом спасения своего народа или даже всего человечества.

Понятие личной модели выбора террористического поведения определяется с  помощью четырех элементов: ранняя социализация индивида в насильственной окружающей среде; отрицательная самоидентификация индивида; личные связи индивида с террористическими группами; конверсионный жизненный опыт индивида (эскалация терроризма).

Для террористов религия выступает как  идеология абсолютных противопоставлений, делящих мир на «мы» и «они», проявляющихся в крайней нетерпимости ко всякого рода инакомыслию. Религиозно мотивированному терроризму присущ высокий уровень консолидации участников террористических действий, наличие относительно устойчивой социальной базы движений. Террористы – это религиозные фанатики, подвергнутые специальной идеологической обработке сознания, обладающие, по их мнению,  высшей и единственной истиной.

Основная мотивация лидеров религиозного терроризма очень проста: против тех, кто не соблюдает законы религии, надо сражаться. Кроме этого, утверждается мысль, что религия находится в смертельной опасности, и источником этой опасности являются «иноверцы», «ученые», «политики», «атеисты» и т.п..  В каждой религии есть достаточное количество доктринальных обоснований правомерности фактического террора по отношению к разного рода изгоям, неверным, язычникам и др. Иными словами, при определенных исторических условиях любая религия способна выступить в роли «религии терроризма».

Например, «термин «джихад» имеет множество смыслов, включая «призыв вести праведную жизнь, делать общество более моральным и справедливым, распространять ислам проповедью, учением или путем вооруженной борьбы… В самом общем смысле «джихад» обозначает борьбу против зла и дьявола, самодисциплину, при помощи которой верующие стремятся следовать воле Бога, быть лучшими мусульманами». Хорошо известно, однако, что все это многообразие смыслов отбрасывается представителями экстремистских и террористические организаций, редуцируясь к оправданию своих преступлении и пропаганде своей исключительности. У. Лакер (Laquer) подчеркивает, что у современного терроризма много различных причин и проявлений, множество из них зависит от культурных традиций, социальной структуры общества и других особенностей различных стран.

В России причинами распространения религиозного экстремизма считаются сепаратистские устремления ряда региональных элит, нарушения прав религиозных меньшинств и деятельность иностранных миссионеров, разжигающих межрелигиозную рознь. В научной литературе  часто используется термин «религиозно-политический терроризм». Точнее будет использовать термин «терроризма на основе религиозной идеологии», поскольку непосредственно религиозные факторы не являются причинами терроризма, а есть  лишь его идеологической базой, «когда институциональные религиозные авторитеты начинают обличать своих радикалов, призывая их к умеренности и благоразумию, то в ответ часто слышатся уже обличения в адрес самих религиозных лидеров: что они коррумпированы, что они за положение и власть отказываются от предельных ценностей религии. И в результате радикальное крыло религиозного сообщества только усиливается. Поэтому большой вопрос, насколько государство и общество могут рассчитывать на внутриконфессиональные ресурсы».

Одной из основных проблем в выработке согласованного международно-правового подхода к противодействию терроризма является отсутствие единого понятия терроризма и единого подхода к его пониманию. Многие специалисты отмечают, что в современном терроризме тесно переплелись религиозный фанатизм, расовая ненависть, национальная нетерпимость, социальный и политический экстремизм, где присутствует весь набор асоциальных целей, нелегальных, нелегитимных и преступных методов их реализации.

Не имея твердого представления о терроризме, невозможно прийти к согласию в формулировании направленных против него законов. Актуальным в настоящее время является и понятие «гуманитарной безопасности», под которой понимается сетевая надёжная и устойчивая совокупность факторов, т.е. «гуманитарных, социальных, культурных, религиозных взаимодействий эффективно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; человеческое в человеке и достойный смысл его жизни; состояние защищённости человека, семьи, народа; их целей, идеалов, ценностей и традиций, образа жизни и культуры; необходимое и достаточное поощрение и развитие прав и обязанностей человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Устранение угрозы терроризма и достижение состояния «гуманитарной безопасности» сегодня, к сожалению, все чаще видится достижимым лишь путем применения  «силовых методов», хотя очевидно, что использование репрессивных  мер против терроризма «может на время сбить температуру, но излечить болезнь оно не в состоянии».

Необходима комплексная программа рационального, планомерного и постоянного привлечения ресурсов всех групп общества. Законодательные механизмы борьбы с терроризмом не в достаточной мере развиты и не обеспечивают должной защиты. В международном праве понятия «терроризм» не существует. Особую сложность вызывает тот факт, что нормы международного права созданы для регулирования взаимоотношений между государствами. Сегодня террористические акты совершаются разными субъектами: как отдельными личностями, так и организациями и государствами. В Российской Федерации применение ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» отличается слабой эффективностью.

Сегодня молодое поколение, которое является основным реципиентом террористических организаций, беспрепятственно может  вовлекаться в экстремистскую деятельность через Интернет и иные СМИ, в которых легко распространяются множество материалов, признанных разжигающими этноконфессиональной рознь. В этих условиях подрастающее поколение оказывается самой незащищенной в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме, дезорганизованной, подверженной влиянию ксенофобии, разрушающей традиционные ценности национальных культур и религий.

В таких условиях, когда применение только административного ресурса невозможна, необходим иной путь – путь воздействия на личность, и прежде всего воспитание ее в рамках неприятия насилия, формирования установок на толерантность, просвещение, диалог и ответственность. Только сформированная личность с устойчивой гражданской позицией способна противостоять идеологии ксенофобии и различным экстремистским тенденциям.

Пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма угроза террористических актов будет сохраняться, несмотря на применение локализующих силовых методов. Ключевыми звеньями этой структуры являются: идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, каналы распространения этой идеологии, а также лица, попадающие под ее влияние. В ситуации, когда каналы распространения информации перемещаются в Интернет и становятся неподконтрольными,  исключение фактора появления носителей и вдохновителей идеологии терроризма не реально и фантастично, главным способом противодействия терроризму становится формирование антитеррористического мировоззрения населения.

Сегодня актуальным должно являться направление по профилактике экстремистских настроений в молодежной среде, а искоренение социальной агрессии – одним из главных направлений при разработке системы мер по формированию антитеррористической идеологии и воспитанию толерантного сознания в поликультурном многонациональном обществе. Поэтому необходима разработка новых образовательных программ, а также коммуникативная подготовка тех, кто работает с молодежью. Таким образом, именно образование в современных реалиях должно заложить основы антитеррористического мировоззрения.

Однако, не стоит забывать, что школа и иные образовательные институты часто не являются для подростка референтными. Председатель совета муфтиев России, Равиль Гайнутдин признал, что негативное отношение к исламу в России сформировано СМИ, которым зачастую присущи категоричность и безграмотность в данном вопросе. Поэтому необходим более четкий и жесткий контроль над СМИ, пресекающий распространение экстремистских материалов, некорректное термина «религиозный терроризм» и «экстремизм».

Воспитание ответственной и просвещенной личности, отвергающей зло как таковое способно решить проблему терроризма. В связи с этим, эффективный подход к снижению террористической угрозы включает в себя учет особенностей культуры, традиций, менталитета населения того или иного региона, а также разрешение социальных и экономических проблем в развивающихся регионах мира путем прямых и целенаправленных программ по развитию сектора  малого и среднего бизнеса. Также на местах необходимо повышать уровень грамотности населения, как  наиболее эффективного средства по предотвращению внешней пропаганды религиозно радикальных идей.

В данном случае возможно два пути воспитания у населения чувства неприятия терроризма на религиозной основе:

–воспитание через распространение «правильной» религии и национальной политики;

–воспитание  на основе светской рациональной культуры, «федеральных» и общечеловеческих ценностях.

Однако, несмотря на то, что сегодня во многих регионах мира религия потеряла свое первостепенное значение, ее влияние по-прежнему велико. Поэтому необходимо правильно организовать распространение религиозного образования. Большая роль должна отводиться подготовке духовенства. Необходимо всесторонне повышать уровень образования представителей молодого поколения духовенства, развивать их потенциал знаний современных социогуманитарных наук, эрудицию, воспитывать поколение богословов (исламских, христианских и т.д.), способных вести, убедительную, аргументированную полемику с представителями иных, в том числе новых,  религиозных течений.

Вышеозначенное, в полной мере относится и к т.н. «межконфессиональному диалогу», ресурсы которого еще почти не востребованы. Сегодня социальные инициативы со стороны духовенства, практически отсутствуют, однако и власти недостаточно стимулируют их социальную и просветительскую активность.

Кроме того, необходимо поддерживать и сохранять этнополитическую стабильность в пограничных регионах. Для этого необходимо, развивать и обогащать национальные культуры. Фатальной ошибкой Запада является пропаганда западных ценностей, стандартов и принципов организации в исламском мире. Необходимо не вводить чуждые мусульманскому миру ценности, а добиться политического сближения с исламом, убедить жителей мусульманских стран, что их процветание возможно и без уничтожения Запада, и без отказа от собственных традиций перед сокрушительным натиском западной культуры.

Профилактика использования религиозного фактора в экстремистской деятельности должна осуществляться постоянно, а не быть временной мерой. Для этого необходимо привлечение экспертов в сфере религиоведения и этноконфессиональных отношений, обладающих навыками экспертной оценки деятельности религиозных объединений. Сегодня состав экспертного сообщества не всегда отвечает всем требованиям, предъявленным к ним, в том числе оно не всегда объективно и независимо.

Исследование проблемы противодействия религиозному терроризму позволяет сделать следующие выводы:

Поэтому важно понимать, что сохранение человеческой цивилизации связано с формированием новой культуры безопасности: нового мироощущения, миропонимания, мироотношения, т. е. осознания и возможности негативного будущего и практических действий по его предотвращению. Ислам как фактор терроризма не отличается от иных религии  по степени своего влияния. Не ислам является одной из основ терроризма, а использование любой религиозной идеологии в террористических целях.

Только диалог мировоззрений, признание права на существование разных точек зрения, может стать основой мира и благополучия. Действенным способом противодействия религиозному терроризму должно стать воспитание духа толерантности. Развитие толерантности, особенно у молодежи, включает культивирование духа открытости, умения конструктивно разрешать возникающие разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к преодолению пониманий и противоречий. Применение конфессиональных методов борьбы с терроризмом малоэффективно, так как в большей степени речь идет не  о религии, а  о политике.

Хлопкова О.В., аспирант, Владимирский государственный университет

Обновлено ( 30.12.2012 21:46 )