Концепция «открытого общения» как средство противодействия политике терроризма и экстремизма

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

В условиях современного этапа развития общества прослеживается наличие сразу двух интеграционных тенденций: центростремительной и центробежной.

Эти две тенденции обусловливают необходимость формирования эффективного языка общения, который оптимизирует усилия людей по противодействию политике терроризма и экстремизма, по построению открытого социального пространства.

Этот процесс особенно важен для нашего многонационального государства, где в учебных заведениях обучаются представители различных национальных диаспор. При этом можно заметить, что студенты различных национальностей стараются не вступать в активное взаимодействие с представителями отличных от своей национальности.

Как же определяется процесс общения?

Общение – процесс активного взаимообмена разнородной информацией вследствие различных способов контакта между людьми / социальными группами. Средствами общения являются: речь, язык, невербальное общение, фраза, эмоции. Элементами общения являются: разговор, раппорт, точка зрения, комплимент.

Помимо этого общение как процесс имеет следующие стороны.

- Коммуникативную сторону (обмен информацией как сведениями).

- Интерактивную сторону (обмен информацией об адекватном/ неадекватном взаимодействии).

- Перцептивную сторону (обмен информацией о восприятии друг друга).

Итак, во время осуществления совместной деятельности людей происходит одновременный взаимообмен коммуникативной, интерактивной и перцептивной информацией.

- Во время осуществления учебной деятельности происходит этот же самый процесс общения:

- между членами одной учебной группы;

- между членами разных групп;

- внутри всего ВУЗа.

Концепция «открытого общения» исходит из того, что любая деятельность субъекта опосредуется и регулируется психикой. Если рассматривать общение как процесс, то информация о мире должна быть воспринята, представлена, понята, «удержана» и воспроизведена с помощью памяти.

Обработка информации о мире происходит в виде уяснения потребностей (состояний острой нужды в чем-то), целей (психических образов желаемого, оформляемых в вопросе «что я хочу?»), объективных и субъективных условий общения, мотивов (внутренних побудителей, придающих общению осмысленный характер), результатов общения.

При этом внутреннее единство мотива и цели проявляется в целевых признаках общения, включая: потенциальную возможность общения; направленность общения; пошаговую структуру общения; самоутверждения человека в общении; плана общения; прогноза общения.

Итак, наличие в структуре общения сферы мотивов обеспечивает включение в процесс подготовку, адаптацию и реализацию самого человека, что отражает влияние субъективных факторов и устремлений на ход общения.

Так, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, внешние воздействия среды сопровождаются появлением психического эффекта, который возникает и преломляется опосредованно через личность, целостность которой позволяет говорить о возможности изменения самого себя в ходе своей активности (в данном случае общения).

Таким образом, «открытое общение» является базой для того, чтобы сам процесс общения стал для человека смыслом. Только тогда, когда человек понимает, что общение изменяет и его, оно имеет для него смысл.

Можно ли привлекать конкретные психологические приемы групповой коррекции для повышения эффективности общения и формирования пространства «открытого общения»?

Очевидно, что можно. К таким приемам относится проведение ролевых и деловых игр. Ролевая игра – метод организации активной работы участников тренинга, направленный на формирование навыков в сфере общения людей. Деловая игра – метод организации активной работы участников тренинга, направленный на смену их установок, формирование алгоритмов эффективной работы в профессионально ориентированной группе. В свою очередь, тренинг – своеобразная психологическая тренировка, интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и закрепление навыков, необходимых для эффективного общения, в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования общения.

Таким образом, приемы психологической коррекции служат:

- активизации творческих способностей участников общения,

- удалению блоков, которые сформировались при неудачных попытках общения,

- переключению внимания участников с видения преграды на видение возможности решения вопроса, что приводит к повышению эффективности общения в личностном, групповом и общеорганизационном плане.

 

Лазарева О.В.

г. Ростов-на-Дону

Обновлено ( 08.02.2012 17:48 )